Цель урока:
Закрепить и обобщить знания учащихся о красках симфонического оркестра.
Тип урока: Комбинированный урок
Используемое оборудование:
· Презентация;
· Карточки с заданиями
· Тексты песен
Аудиозаписи:
- фрагменты - примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
- фрагменты-примеры звучания различных видов оркестра;
В.А Моцарт Симфония №40, соль минор
- Й. Гайдн. Детская симфония.
Л.В. Бетховен. «Пасторальная симфония»
П.И. Чайковский. Увертюра к балету «Щелкунчик»(видео)
- Песня А.Ермолова «Музыка рисует дождь»
План урока:
1. Орг. Момент, приветствие.
2. Объявление темы и задач урока.
3. Актуализация знаний учащихся по теме урока.
4. Обобщение материала с использованием презентации.
5. Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу.
6. Подведение итогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыкальные краски симфонического оркестра »
Урок музыки в 4 классе.
Тема урока:Музыкальные краски
СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА.
Цель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся о красках симфонического оркестра.
Тип урока:Комбинированный урок
Используемое оборудование: · Презентация; · Карточки с заданиями · Тексты песен
Аудиозаписи:
- фрагменты - примеры звучания инструментов симфонического оркестра; - фрагменты-примеры звучания различных видов оркестра;
В.А Моцарт Симфония №40, соль минор
- Й. Гайдн. Детская симфония.
Л.В. Бетховен. «Пасторальная симфония»
П.И. Чайковский. Увертюра к балету «Щелкунчик»(видео) - Песня А.Ермолова «Музыка рисует дождь»
План урока:
1. Орг. Момент, приветствие. 2. Объявление темы и задач урока. 3. Актуализация знаний учащихся по теме урока. 4. Обобщение материала с использованием презентации. 5. Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу. 6. Подведение итогов.
Ход урока:
1.Организация начала урока
Начинается урок, звучит симфония Моцарта № 40 ( слайд №1).
Музыкальное приветствие( «Добрый день»)
2. Постановка цели занятия перед учащимися.(Музыка Моцарта)
- Добрый день ребята! Мы сегодня с вами совершим путешествие в удивительную страну - «Симфоническую музыку». В начале урока прозвучало уже знакомое нам произведение, назовите его. (-симфония В.А.Моцарта № 40).( слайд №1)
- Кто исполнил это музыкальное произведение? (Оркестр.)
- На основе опорных слов, которые вы видите на слайде, поставьте самостоятельно цели и задачи сегодняшнего урока.(Ответы детей)
( слайд №2) - Урок сегодня мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре, сравним его звучание со звучанием других оркестров, узнаем многие секреты яркого, красочного звучания симфонического оркестра.
- Как мы назовём этот урок? (Ответы детей) ( слайд №3) - Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так:
«Музыкальные краски симфонического оркестра» - Скажите, что означало слово «орхестра» в древней Греции?( слайд №3)
(Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой на которой выступали музыканты, танцоры и хор.)
-Как сейчас выглядит оркестр? (Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов (12человеки более), исполняющих музыку на различных инструментах.) ( слайд №4)
-Что нового внес в звучание оркестра венский композитор Й. Гайдн?
(слайд №5) (Разделил инструменты по группам и тембру.)
- Чтобы определить краски симфонического оркестра нам необходимо выполнить ряд практических заданий. После каждого задания мы будем подводить итог - оценивать свои ответы баллами в оценочных листах. Каждый правильный ответ оцениваем одним баллом. Работаем парами.
- А теперь подробнее рассмотрим внешний вид симфонического оркестра. Вот так расположил инструменты оркестра Й.Гайдн. ( слайд №6)
-Назовите основные группы инструментов симфонического оркестра?(Струнная, духовая, ударная).Что такое тембр?(Окраска голоса инструмента).
1. Подпишите, к какой группе по тембру принадлежат следующие инструменты оркестра (слайд№7)
Выставляем баллы в оценочный лист в графу «Определить группу инструментов» .
-Верно, ребята. Однажды Гайдн дирижировал оркестром в Лондоне. (слайд№8) Ему было известно, что многие англичане ходят на концерты не столько послушать музыку, сколько по традиции. Некоторые лондонские посетители концертных залов приобрели привычку засыпать в своих удобных креслах во время исполнения.
Это очень огорчало композитора, и он решил проучить равнодушных слушателей.
Месть была остроумной. Специально Гайдн написал новую симфонию, в которой кроме уже привычных инструментов оркестра в ней используются обычные детские игрушки — кукушка, барабан, трещотка, труба.
- Догадайтесь, какое название дал композитор этой симфонии. («Детская») –- Верно – это «Детская симфония» или ` «Симфония игрушек» (слайд№9) - оригинальное шуточное произведение. Наверняка, Гайдн просто не хотел, чтобы слушатели засыпали на его концертах. (звучит «Детская симфония»).
2Игра «Третий лишний». (слайд№10)
Найти третий лишний инструмент: У. - Из ряда инструментов нужно зачеркнуть инструмент, не соответствующий остальным по тембру:
Труба, валторна, флейта
Литавры, арфа, тарелки
Скрипка, контрабас, треугольник .
Барабан, альт, тарелки.
- Проверяем: не соответствуют по тембру: флейта, арфа и саксофон, альт. – За каждый правильный ответ добавляем еще по одному баллу.
- Итак: по тембру между собой отличаются не только инструменты и их группы, но и целые оркестры.
- Какие существуют виды оркестров? (Ответы).
3. У. - А теперь небольшая «Звучащая викторина».(слайд №11)
-Сейчас вы услышите несколько фрагментов, по которым вам нужно определить какой оркестр звучит? Какой оркестр звучит?(ставим цифру).
Отмечаем результат в оценочном листе в графе «Определить вид оркестра на слух»-
4.Перед вами таблица(слайд№12) «Определить вид оркестра по описанию», в которой перечислены группы инструментов. Нам с вами необходимо определить, какому оркестру принадлежит этот состав инструментов. Внизу вы можете найти ответ с помощью слов-подсказок.
СЛОВА ПОМОЩНИКИ: симфонический оркестр, военный оркестр,
эстрадный оркестр ,военный(духовой )оркестр, камерный оркестр, оркестр народных инструментов, ударный оркестр.
Подводим итог этому заданию от 1до7 баллов.
Отмечаем количество набранных баллов в оценочном листе «Определить вид оркестра по описанию».
-Итак. Какая яркая краска оркестра помогла нам определить музыкальные инструменты, группы инструментов и целый оркестр? (-Тембр).
5.-«Ударный оркестр» ( слайд №13) . Я сыграю вам несколько звуков. Какое впечатление у вас вызывает такая музыка?(Никакого). –Какая группа инструментов является основой джазового и эстрадного оркестра?(-Ударная). Сейчас мы с вами будем выступать в роли ударного оркестра. Музыканты очень ловко играют с различными ритмами и очень тонко их чувствуют. Будьте внимательны, сейчас я буду играть на фортепиано джазовую пьесу, а вы будете ритмическим сопровождением. Там, где я буду делать остановки вам необходимо заполнить паузу ударами в ладоши, ну а сколько ударов попробуйте просто почувствовать.(Регтайм) За такое исполнение можно смело добавить еще один балл.
Подведем итог этому заданию. Какое средство музыкальной выразительности сделало эту пьесу такой веселой и задорной?(-Ритм)
6. И вопрос от знатоков: какой духовой инструмент оркестра настраивает всех музыкантов? ( слайд №14)
Слова –помощники:
Скрипка, труба, гобой.
Проверяем. Правильно- гобой. И в наш оценочный лист вносим еще один балл. У. – Итак, гобой играет ноту “ля” и все музыканты настраивают свои инструменты. Вдруг наступает тишина и все и приветствуют человека, входящего на сцену.
ДИРИЖЕР(слайд№15) –Правильно. Дирижер всегда идёт из глубины сцены через весь оркестр и как бы говорит:"Я не откуда-то со стороны,- я выхожу к вам, уважаемые слушатели, я буду говорить с вами от имени всех этих музыкантов"." Я буду играть на оркестре".
Если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. (Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик») (Слайд №16 видео)
…с помощью дирижерской палочки, жестов, мимики и взгляда.
Правильным будет последний ответ и мы добавляем еще один балл в наши листы оценивания. У. - А сейчас послушайте:
-Слышны отдаленные раскаты грома. Вот он гремит все сильнее и сильнее, сверкают молнии, начинается ливень, шум дождя все усиливается. Начинается гроза. А теперь посмотрите на картину художника Дюккера «Приближение грозы(Слайд №18). Какими средствами пользуется художник, чтобы изобразить грозу?(Ответы) - А теперь прислушайтесь! Гром изображают литавры. Шум дождя передают контрабасы и виолончели. Скрипки и флейты играют так, что кажется, будто бешено завывает ветер. Напряжение в музыке достигается звучанием всего оркестра, которое называется- «тутти».
Звучит Симфония №6 , Л.В. Бетховена.(слайд №19)
(Слайд №20)
8.Перечислите средства музыкальной выразительности, которые помогли нарисовать эту музыкальную картину? 1.Темп, динамика, тутти.
2. Мелодия, тембр, темп, ритм.
3. Мелодия, тембр, темп, ритм, динамика, тутти.
Правильный третий ответ и мы добавляем еще один балл в последнюю графу.
Подведение итогов. Нужно подсчитать общее количество баллов и подвести итог совместной работе. Результаты можно выставить по следующей шкале в листе оценивания.( слайд №21).
23-25 баллов- оценка 5;
20-22 балла- оценка 4;
15-19 баллов- оценка-3.
Лист оценивания- шкала баллов(Слайд №18).
Итак, что мы с вами узнали, какие средства музыкальной выразительности делают оркестр ярким?(-Тембр, динамика, темп, ритм,тутти) (Слайд №22), закрепили знания о симфоническом оркестре, научились – отличать инструменты и виды оркестров по тембру.
Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Симфоническая музыка настраивает на размышления, будит фантазию, делает нас чище и добрее.
Представим, что мы в Древней Греции и наш класс это «ОРХЕСТРА» - то место, где располагался хор, а мы с вами – хор. И завершим урок красивой песней «МУЗЫКА рисует дождь».