kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Симфоническая картинка А. К. Лядова "Кикимора"

Нажмите, чтобы узнать подробности

+Сценарий открытого занятия

Симфоническая картинка А.К. Лядова "Кикимора"

педагог дополнительного образования МАУ ДОД ДЦК

Вагина Елена Степановна

Цель мероприятия: Воспитание у детей любви к классической музыке, развитие художественного вкуса.

Задачи:

1. Развивать умение слышать музыку, анализировать.

2. Воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической музыки.

3. Знакомить с новыми музыкальными инструментами: челеста, английский рожок, флейта-пикколо.

Оборудование: 

  • портрет композитора А.К. Лядова,
  • аудиозаписи произведений А.К. Лядова,
  • иллюстрация к музыкальной пьесе «Кикимора»,
  • иллюстрации музыкальных инструментов симфонического оркестра.

П. “Над глиняным яром – избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшая - Моря, младшая – Дуничка. Один раз – ночью - лежит Моря на печи, - не спится. Свесила голову и видит, отворилась дверь, вошла какая – то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и была такова. А была та баба – Кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено”. Про какого сказочного героя пойдет речь сегодня на уроке?                                                        Д.- Про Кикимору.

П. Кто такая Кикимора?

Д.- Это сказочный персонаж, живет в болоте, зеленого цвета и очень вредная.

П.- Послушайте, как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора, мара - злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”. Это можно назвать портретом, а характер замечательно изображен в сказке А.Н.Толстого.

Сегодня мы с вами познакомимся со сказочной картинкой “Кикимора”.

Кикимора (Русалочьи сказки)

Над глиняным яром - избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшую зовут Моря, младшую Дуничка.

Один раз - ночью - лежит Моря на печи,- не спится. Свесила голову и видит.

Отворилась дверь, вошла какая-то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и - в дверь - и была такова.

Закричала Моря:

- Бабынька, бабынька, Дуньку страшная баба унесла.

А была та баба - кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено.

Бабушка - искать-поискать, да, знать, кикимора под яр ушла в омут зеленый. Вот слез-то что было!

Тоскует бабушка день и ночь. И говорит ей Моря:

- Не плачь, бабушка, я сестрицу отыщу.

- Куда тебе, ягодка, сама только пропадешь.

- Отыщу да отыщу,- твердит Моря. И раз, когда звезды высыпали над яром, Моря выбежала крадучись из избы и пошла куда глаза глядят.

Идет, попрыгивает с ноги на ногу и видит - стоит над яром дуб, а ветки у дуба ходуном ходят. Подошла ближе, а из дуба торчит борода и горят два зеленых глаза.

- Помоги мне, девочка,- кряхтит дуб,- никак не могу нынче в лешего обратиться, опояшь меня пояском.

Сняла с себя Моря поясок, опоясала дуб. Запыхтело под корой, завозилось, и встал перед Морей старый леший.

- Спасибо, девка, теперь проси чего хочешь.

- Научи, дедушка, где сестрицу отыскать, ее злая кикимора унесла.

Начал леший чесать затылок. А как начесался - придумал.

Вскинул Морю на плечи и побежал под яр, вперед пятками.

- Садись за куст, жди,- сказал леший и на берегу омута обратился в корягу, а Моря спряталась за его ветки.

Долго ли так, коротко ли, замутился зеленый омут, поднялась над водой косматая голова, фыркнула, поплыла и вылезла на берег кикимора. На каждой руке ее по пятя большеголовых младенцев - игошей - и еще один за пазухой.

Села кикимора на корягу, кормит игошей волчьими ягодами. Младенцы едят, ничего,- не давятся.

- Теперь твоя очередь,- густым голосом сказала кикимора и вынула из-за пазухи ребеночка.

- Дуничка! - едва не закричала Моря.

Смотрит на звезды, улыбается Дуничка, сосет лохматую кикиморину грудь.

А леший высунул сучок корявый да за ногу кикимору и схватил.

Хотела кинуться кикимора в воду - никак не может.

Игоши рассыпались по траве, ревут поросячьими голосами, дрыгаются. Вот пакость!

Моря схватила Дуничку - и давай бог ноги.

- Пусти - я девчонку догоню,- взмолилась к лешему кикимора.

Стучит сердце. Как ветер летит Моря. Дуничка ее ручками за шею держит.

Уже избушка видна. Добежать бы.

А сзади - погоня: вырвалась кикимора, мчится вдогонку, визжит, на сажень кверху подсигивает.

- Бабушка! - закричала Моря. Вот-вот схватит ее кикимора.

И запел петух: "Кукареку, уползай, ночь, пропади, нечисть!"

Осунулась кикимора, остановилась и разлилась туманом, подхватил ее утренний ветер, унес за овраг.

Бабушка подбежала. Обняла Морю, взяла Дуничку на руки. Вот радости-то было.

А из яра хлопал деревянными ладошами, хохотал старый дед-леший. Смешливый был старичок.

А.К. Лядов  родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире, Лядов был прекрасным композитором и прекрасным пианистом. В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько  Сказочные мотивы особенно ярко проявились в  творчестве Лядова. Волшебный мир сказки вдохновлял  его. Лядов говорил: «Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте, чего нет, только  тогда я счастлив».Так появились три программных симфонических картин «Баба-Яга», «Волшебное озеро» и «Кикимора».

В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить.» Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

П.- Вы обратили внимание сколько в пересказе народных выражений? Тонешенька, чернешенька. Речь становится похожей на музыку. Симфоническую картинку «Кикимора» исполняет симфонический оркестр

А какие инструменты симфонического оркестра вы можете мне назвать? (Ответы детей.)

П.- Давайте послушаем пьесу и обратим внимание на её характер, как инструменты помогают раскрыть характер музыкальной пьесы.

Слушание музыки.

П.- Какой характер музыки прозвучал? Каким  было ваше эмоциональное состояние?

Д.- Сказочный, мрачный, таинственный, настороженный, загадочный, тяжелый, сумрачный.

П.- Мрачно, тихо, настороженно звучит музыка в исполнении низких струнных — виолончелей и контрабасов. На их струны надеты специальные гребешки, чтобы звук был еще глуше, не таким ярким. Это мрачные горы изобразил композитор. А вот прокатилось эхо — это литавры, а за ними фаготы и кларнеты.

Тихо в горах.

Затем вступили скрипки и английский рожок — это кот Баюн рассказывает свою заморскую сказку, но не договорил ее, из колыбельки высунула черненькую головку Кикимора — ее исполнила флейта-пикколо — самая маленькая флейточка в оркестре. Она звучит напряженно, настораживающе, раздирающе. А чтобы показать ее более капризной и злой, ее поддерживают медные инструменты (трубы, валторны). Дребезжаще и въедливо звучит музыка. Но вот снова зазвучала успокаивающая мелодия кота Баюна. Замурлыкал дальше он свою песенку.

П.- Что вам она напоминает?

Д.- Колыбельную.

П.- Правильно, тема кота Баюна написана в жанре колыбельной. А Кикимора снова дразнится, вертит своей головой. Подразнилась и спряталась. Глухо отозвались горы, и вдруг мы слышим нежный, светлый звук или звон. Это образ хрустальной колыбельки, а исполняет эту тему инструмент челеста. И опять тема Кикиморы. Ее исполняют то медные трубы, то мертвое щелканье ксилофонов.

Вторая часть рисует нам образ взрослой Кикиморы. Настроение этой части злобное, стремительное, угрожающее, въедливое.

Музыка звучит яростно и сокрушающе, будто лавина чего-то ужасного, страшного, неизбежного обрушивается на вас, не давая вам передышки. Кикимора как бы готова уничтожить все живое.

П.- И чем заканчивается наша музыкальная сказка? Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная.

П,- Ребята, давайте рассмотрим картинки, где изображена Кикимора. Посмотрите, какими темными красками нарисовал ее художник. Он использовал краски для показа характера этого образа, так же, как композитор — выразительные средства (динамику, темп, звуки различных инструментов).

П.- Понравилась  ли вам эта сказочная картинка?  Что именно понравилось вам в этой сказочной картинке? 

Ответы детей.  

Домашнее задание: выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Симфоническая картинка А. К. Лядова "Кикимора"»

Сценарий открытого занятия

Симфоническая картинка А.К. Лядова "Кикимора"

педагог дополнительного образования МАУ ДОД ДЦК

Вагина Елена Степановна


Цель мероприятия: Воспитание у детей любви к классической музыке, развитие художественного вкуса.

Задачи:

1. Развивать умение слышать музыку, анализировать.

2. Воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической музыки.

3. Знакомить с новыми музыкальными инструментами: челеста, английский рожок, флейта-пикколо.


Оборудование: 

  • портрет композитора А.К. Лядова,

  • аудиозаписи произведений А.К. Лядова,

  • иллюстрация к музыкальной пьесе «Кикимора»,

  • иллюстрации музыкальных инструментов симфонического оркестра.


П. “Над глиняным яром – избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшая - Моря, младшая – Дуничка. Один раз – ночью - лежит Моря на печи, - не спится. Свесила голову и видит, отворилась дверь, вошла какая – то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и была такова. А была та баба – Кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено”. Про какого сказочного героя пойдет речь сегодня на уроке? Д.- Про Кикимору.

П. Кто такая Кикимора?

Д.- Это сказочный персонаж, живет в болоте, зеленого цвета и очень вредная.

П.- Послушайте, как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора, мара - злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”. Это можно назвать портретом, а характер замечательно изображен в сказке А.Н.Толстого.

Сегодня мы с вами познакомимся со сказочной картинкой “Кикимора”.

Кикимора (Русалочьи сказки)

Над глиняным яром - избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшую зовут Моря, младшую Дуничка.

Один раз - ночью - лежит Моря на печи,- не спится. Свесила голову и видит.

Отворилась дверь, вошла какая-то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и - в дверь - и была такова.

Закричала Моря:

- Бабынька, бабынька, Дуньку страшная баба унесла...

А была та баба - кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено.

Бабушка - искать-поискать, да, знать, кикимора под яр ушла в омут зеленый. Вот слез-то что было!

Тоскует бабушка день и ночь. И говорит ей Моря:

- Не плачь, бабушка, я сестрицу отыщу.

- Куда тебе, ягодка, сама только пропадешь.

- Отыщу да отыщу,- твердит Моря. И раз, когда звезды высыпали над яром, Моря выбежала крадучись из избы и пошла куда глаза глядят.

Идет, попрыгивает с ноги на ногу и видит - стоит над яром дуб, а ветки у дуба ходуном ходят. Подошла ближе, а из дуба торчит борода и горят два зеленых глаза...

- Помоги мне, девочка,- кряхтит дуб,- никак не могу нынче в лешего обратиться, опояшь меня пояском.

Сняла с себя Моря поясок, опоясала дуб. Запыхтело под корой, завозилось, и встал перед Морей старый леший.

- Спасибо, девка, теперь проси чего хочешь.

- Научи, дедушка, где сестрицу отыскать, ее злая кикимора унесла.

Начал леший чесать затылок... А как начесался - придумал.

Вскинул Морю на плечи и побежал под яр, вперед пятками.

- Садись за куст, жди,- сказал леший и на берегу омута обратился в корягу, а Моря спряталась за его ветки.

Долго ли так, коротко ли, замутился зеленый омут, поднялась над водой косматая голова, фыркнула, поплыла и вылезла на берег кикимора. На каждой руке ее по пятя большеголовых младенцев - игошей - и еще один за пазухой.

Села кикимора на корягу, кормит игошей волчьими ягодами. Младенцы едят, ничего,- не давятся.

- Теперь твоя очередь,- густым голосом сказала кикимора и вынула из-за пазухи ребеночка.

- Дуничка! - едва не закричала Моря.

Смотрит на звезды, улыбается Дуничка, сосет лохматую кикиморину грудь.

А леший высунул сучок корявый да за ногу кикимору и схватил...

Хотела кинуться кикимора в воду - никак не может.

Игоши рассыпались по траве, ревут поросячьими голосами, дрыгаются. Вот пакость!

Моря схватила Дуничку - и давай бог ноги.

- Пусти - я девчонку догоню,- взмолилась к лешему кикимора.

Стучит сердце. Как ветер летит Моря. Дуничка ее ручками за шею держит...

Уже избушка видна... Добежать бы...

А сзади - погоня: вырвалась кикимора, мчится вдогонку, визжит, на сажень кверху подсигивает...

- Бабушка! - закричала Моря. Вот-вот схватит ее кикимора.

И запел петух: "Кукареку, уползай, ночь, пропади, нечисть!"

Осунулась кикимора, остановилась и разлилась туманом, подхватил ее утренний ветер, унес за овраг.

Бабушка подбежала. Обняла Морю, взяла Дуничку на руки. Вот радости-то было.

А из яра хлопал деревянными ладошами, хохотал старый дед-леший. Смешливый был старичок.



А.К. Лядов  родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире, Лядов был прекрасным композитором и прекрасным пианистом. В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько Сказочные мотивы особенно ярко проявились в творчестве Лядова. Волшебный мир сказки вдохновлял  его. Лядов говорил: «Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте, чего нет, только  тогда я счастлив».Так появились три программных симфонических картин «Баба-Яга», «Волшебное озеро» и «Кикимора».

В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить...» Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

П.- Вы обратили внимание сколько в пересказе народных выражений? Тонешенька, чернешенька... Речь становится похожей на музыку. Симфоническую картинку «Кикимора» исполняет симфонический оркестр

А какие инструменты симфонического оркестра вы можете мне назвать? (Ответы детей.)


П.- Давайте послушаем пьесу и обратим внимание на её характер, как инструменты помогают раскрыть характер музыкальной пьесы.

Слушание музыки.

П.- Какой характер музыки прозвучал? Каким  было ваше эмоциональное состояние?

Д.- Сказочный, мрачный, таинственный, настороженный, загадочный, тяжелый, сумрачный.

П.- Мрачно, тихо, настороженно звучит музыка в исполнении низких струнных — виолончелей и контрабасов. На их струны надеты специальные гребешки, чтобы звук был еще глуше, не таким ярким. Это мрачные горы изобразил композитор. А вот прокатилось эхо — это литавры, а за ними фаготы и кларнеты.

Тихо в горах...

Затем вступили скрипки и английский рожок — это кот Баюн рассказывает свою заморскую сказку, но не договорил ее, из колыбельки высунула черненькую головку Кикимора — ее исполнила флейта-пикколо — самая маленькая флейточка в оркестре. Она звучит напряженно, настораживающе, раздирающе. А чтобы показать ее более капризной и злой, ее поддерживают медные инструменты (трубы, валторны). Дребезжаще и въедливо звучит музыка... Но вот снова зазвучала успокаивающая мелодия кота Баюна. Замурлыкал дальше он свою песенку.

П.- Что вам она напоминает?

Д.- Колыбельную.

П.- Правильно, тема кота Баюна написана в жанре колыбельной. А Кикимора снова дразнится, вертит своей головой. Подразнилась и спряталась. Глухо отозвались горы, и вдруг мы слышим нежный, светлый звук или звон. Это образ хрустальной колыбельки, а исполняет эту тему инструмент челеста. И опять тема Кикиморы. Ее исполняют то медные трубы, то мертвое щелканье ксилофонов.

Вторая часть рисует нам образ взрослой Кикиморы. Настроение этой части злобное, стремительное, угрожающее, въедливое.

Музыка звучит яростно и сокрушающе, будто лавина чего-то ужасного, страшного, неизбежного обрушивается на вас, не давая вам передышки. Кикимора как бы готова уничтожить все живое.

П.- И чем заканчивается наша музыкальная сказка? Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная.

П,- Ребята, давайте рассмотрим картинки, где изображена Кикимора. Посмотрите, какими темными красками нарисовал ее художник. Он использовал краски для показа характера этого образа, так же, как композитор — выразительные средства (динамику, темп, звуки различных инструментов).


П.- Понравилась  ли вам эта сказочная картинка?  Что именно понравилось вам в этой сказочной картинке? 

Ответы детей.  

Домашнее задание: выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Симфоническая картинка А. К. Лядова "Кикимора"

Автор: Вагина Елена Степановна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 279863

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "технологическая карта урока музыки в 5 классе "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(93) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-muzyki-v-5-klassie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "309629"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458830611"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "«Фольклор в музыке русских  композиторов»  " Стучит, гремит  Кикимора…." "
    ["seo_title"] => string(66) "fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov-stuchit-ghriemit-kikimora"
    ["file_id"] => string(6) "143317"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418496172"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Фольклор в музыке русских композиторов. "
    ["seo_title"] => string(40) "fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "149686"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420288471"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по музыке "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-muzykie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "268306"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450613974"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "презентация «Фольклор в музыке русских  композиторов» "
    ["seo_title"] => string(56) "priezientatsiia-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "143448"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418546393"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства