1.Этап мотивации к учебной деятельности (организационный момент и мотивация)
Вход под песню «Маленький клоун»
- Вспомните, кто главный герой песни? (Рассказывают о главном герое)
Дети поют песню.
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в индивидуальной деятельности
Чем вы занимались на прошлом уроке? (Знакомились с народными музыкальными инструментами)
С какими? (Свирель, дудочка, гусли, рожок)
- А сегодня мы продолжим знакомиться с гуслями.
3.Этап выявления места и причины затруднения
-Ребята, а вы знаете, что такое былины? (Былины- это песни- сказания о народных героях Древней Руси, как правило, богатырях, сражающихся со злом за землю русскую)
-А кто пел эти былины? Пели их калики- перехожие. В основном, это были слепые люди, которые не могли зарабатывать себе на жизнь. Они ходили, пели песни об исторических событиях. А песни эти называются былины, от слова быль, то, что уже было. Подыгрывали перехожие себе на гуслях (видео с дедушкой).
Существовала былина Садко, которую послушал русский композитор Римский-Корсаков и написал музыку к этой былине. И получилась у него опера- спектакль, в котором люди не рассказывают, а поют и танцуют. И эта былина рассказывала о Новгородском купце, которого звали Садко. Купец- это человек, который продает различные товары. Новгородский, потому что жил он в городе Новгороде.
Итак, послушайте, о чем была эта былина (пересказ былины «Садко»).
4.Этап построения проекта выхода из затруднения
-Чем же Садко был так знаменит? (Он тоже играл на гуслях)
-Давайте посмотрим, как он это делал? (СМОТРИМ ВИДЕОФРАГМЕНТ)
Дети, а как вы считаете, игра на гуслях помогла Садко в жизни? (Да)
Верно, он пел и играл на гуслях, тем самым выражал свои мысли и чувства.
5.Первичное закрепление
А морская царица, которую звали Волхва спела свою песню в этой былине (видеофрагмент колыбели).
Дети, какая эта песня по настроению? (Спокойная, нежная)
Убаюкивает ли она главного героя? (Да)
Значит это какая песня? (Колыбельная)
Кто поет колыбельные? А для чего? (Мамы. Чтобы пожалеть ребенка)
У русского народа много колыбельных песен и все русские мамы пели их детям. Как вы думаете, у русских матерей только колыбельные были?
Какие еще есть песни у русских народов? (Веселые)
А под веселые песни что хочется делать? (Петь)
Физминутка под плясовую
А это плясовая русская народная песня. Какая она? (Веселая, задорная)
Чем похожи колыбельная и плясовая? (Они исполняются на народных инструментах, сами песни тоже народные)
Чем отличаются? (Настроением)
6.Этап самостоятельной работы
Дети, и в наше время люди поют народные песни. Я предлагаю разучить одну из таких песен «Как у наших у ворот».
Я предлагаю вам послушать эту песню в записи.
Какая песня по настроению? (Веселая, задорная)
А сейчас послушайте первую фразу:
(разучиваем песню по 2 строчки. Затем поем 1к + припев, после 2 к+припев. А потом и первый, и второй вместе. После поем по рядам)
7.Этап включения в систему знаний и повторения
Дети, о ком же мы с вами говорили? (О Садко)
На каком русском народном инструменте он играл? (На гуслях)
Верно. Я вам предлагаю разукрасить гусли, но не просто разукрасить, а придумать свой узор.
Посмотрите на картинки и обратите внимание, как украшали гусли наши предки и не только. Именно поэтому иногда их называют «гусельки расписные» (презентация с картинками узоров)
А сейчас каждый из вас украсит гусли своими узорами. (дети разукрашивают под фоновую музыку.)
О чем мы сегодня с вами разговаривали? (О гуслях, о былине Садко)
Какое произведение мы слушали и учили? («Как у наших у ворот»)
А теперь давайте каждый из вас оценит свою работу на уроке.
Рефлексия «Домик»
Ребята, мне было очень приятно с вами работать. Вы очень активные, умные и добрые. На этом наш урок подошёл к концу. До свидания! (До свидания!)