Класс: 4 III четверть 9 урок.
Учитель музыки 1 категории Мартюшева О.В. МБОУ Рождественская СОШ
Программа: «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва, «Просвещение»,2012.
Тема учебной четверти: «…Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Тема учебного занятия: Мастерство исполнителя.
Музыкальные инструменты (гитара).
Художественно-педагогическая идея урока (эпиграф):
Что за звуки! Неподвижен, внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя…
М.Ю.Лермонтов.
Цель учебного занятия: Познакомить с музыкальным инструментом – гитарой.
Задачи (планируемые результаты) учебного занятия (знать, уметь, применять на практике…):
- познакомить кратко с историей появления гитары и с инструментами – предшественниками гитары;
- прослушать фрагменты муз.произведений для ознакомления и сравнения тембров лютни, арфы,
гуслей, гитары;
- раскрыть перед учащимися богатые возможности гитары;
- привлечь внимание учащихся к трём основным видам деятельности: сочинение (композитор) –
исполнитель (исполнитель) – слушатель (слушатель);
-познакомить с известными исполнителями авторской песни;
- формировать, развивать вокальные навыки;
- воспитывать любовь и познавательный интерес к музыке;
Тип учебного занятия: урок по сообщению нового материала в опоре на ранее изученное;
Литература, художественный, музыкальный материал и оборудование учебного занятия:
- учебник «Музыка. 4 класс» - Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Москва, «Просвещение»,2012.
- фонохрестоматия 4 и 1 класс ; муз.центр; компьютер, презентация;
- фрагменты звучания: лютня, гусли, арфа – ресурсы интернета;
-слушание: «Пожелание друзьям» Б.Окуджавы,
«Милая моя» (фрагмент) Ю.Визбора, «Песня о друге» В.Высоцкого; «Как здорово» О.Митяева.
«24 каприс» Н.Паганини в исп. В.Зинчука; «Тонкая рябина» А.Иванова-Крамского; «Менуэт» Конради;
- исполнение «Резиновый ёжик» С.Никитина; Е.Поплянова «Тише, мыши» - распевка-упражнение;
- подготовить учащихся к работе на уроке;- обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы;
- психологически настроить учащихся на предстоящее занятие.
Традиционное приветствие (гитара).
СЛАЙД №1. «Тонкая рябина» А.Иванова-Крамского.
2.Этап всесторонней проверки знаний, умений и навыков.
- глубоко и всесторонне проверить знания нескольких учащихся;- выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях;
- побуждать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приёмами проверки знаний и самообразованию.
Вопрос:
Знаком ли вам этот инструмент? Где вы встречались с ним?
Сегодня мы посвятим весь урок гитаре.
Ответы детей.
4.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
- организовать и направить познавательную деятельность учащихся на восприятие нового материала.
СЛАЙД №2. Эпиграф нашего урока.
«Тонкая рябина» А.Иванова-Крамского.
5.Этап усвоения новых знаний.
- дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса;
- добиться от учащихся восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения способов, путей и средств, которые привели к данному обобщению; - на основе приобретённых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.
Продолжает звучать: «Тонкая рябина» А.Иванова-Крамского.
СЛАЙД №3. Предполагают, что родилась гитара в Испании, а в России появилась в 19 веке, её полюбили, но гитара стала семиструнной, и называется такая гитара РУССКОЙ.
Гитара -- струнный щипковый инструмент.
Вопрос: А моя гитара русская? (6-струнная)
СЛАЙД №4.
На гитаре можно сыграть простую народную песню и лирический романс, возвышенную музыку Баха и джазовую импровизацию…
Можно спеть под гитару у костра, на привале. А можно услышать на рок-концерте. «Каприс 24» Н.Паганини в исп. В.Зинчука. трек 29
СЛАЙД №4.
СЛАЙД №5 и №6.
СЛАЙД №7. Слушаем фрагмент звучания арфы. трек 20.
СЛАЙД №8. Слушаем фрагмент звучания гуслей. Трек 44.
СЛАЙД №9. Слушаем фрагмент звучания лютни.
Вопрос: Звучание какого инструмента больше всего похоже на звучание гитары?
СЛАЙД №10.
СЛАЙД №11,
В наше время со звучанием гитары тесно связан
ЖАНР АВТОРСКОЙ ПЕСНИ
В ней поэт-композитор и гитара ведут со слушателями разговор по душам.
А авторов-исполнителей называют БАРДАМИ.
Знакомы ли вам эти имена?
Булат Окуджава,
Владимир Высоцкий, 12,……………
Сергей Никитин, 13………….
Юрий Визбор, 14, …………………….
Олег Митяев? 15.
Олег Митяев – родом из Челябинска.
Ответы детей
Слушаем «Менуэт»Конради. Кассета 2 минуты
Ответы детей.
Исполнение:
Ритмическая минутка. «Тише, мыши!»
(2 минуты)
«Пожелание друзьям»Б.Окуджавы 3 мин
«Песня о друге» фрагмент кассета (3 мин)
На 13 слайд
Исполняем песню «Резиновый ёжик» С.Никитина. (5 минут)
«Милая моя» фрагмент трек 73 (1мин)
6.Этап проверки понимания учащимися нового материала.
- установить, усвоили или нет учащиеся закономерности, связь между фактами, содержание новых понятий;
- устранить обнаруженные пробелы.
Вопрос:
Что нового мы узнали?
СЛАЙД №16. Вопросы.
СЛАЙД №17. Вопросы и ответы.
- Назовите родину гитары. (ИСПАНИЯ)
- Сколько струн у гитары?
(ШЕСТЬ. А у русской –СЕМЬ.)
- Как играют на гитаре.
(Щипком).
- Назовите авторов исполнителей одним словом. (БАРДЫ)
Ответы детей.
(2- 3 минуты)
Тихо вкл. трек 64
9. Подведение итогов урока.
- сформулировать выводы, итоги, нравственные уроки, значение учебного материала темы занятия;
- (само)рефлексия деятельности учащихся на занятии.
Оценки. Похвалить.
СЛАЙД №18.
СЛАЙД №19.
Всем спасибо. Урок окончен.
СЛАЙД №18.
Исполнение песни Олега Митяева: «Как здорово»
(3 минуты)
Выход «Как здорово»О.Митяева.