«Музыкальная живопись и живописная музыка»
Данный конспект урока предназначен для 5 класса.
Учебник «Музыка» под редакцией В.В.Алеева, Т.И.Науменко.
Вводное слово учителя:
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Нам с вами предстоит совершить путешествие во времени.
Как вы думаете какой музыкальный инструмент является одним из самых древних на планете?
Ответы учеников:
Барабан, труба, ложки…
Ответ учителя: Конечно дети вы- правы. Но вы не назвали еще один инструмент - это арфа. Именно она стала родоначальницей всех щипковых струнных инструментов. слайд2
Появившись во времена Древнего Египта и Древней Греции, арфа как музыкальный инструмент быстро стала знаменитой. В средние века арфа завоевала Европу. Ее изображение вошло в национальный герб Ирландии.слайд3
Одна эпоха приходила на смену другой. Люди, пытаясь получить более красивое звучание арфы меняли ее форму, количество струн. В итоге появлялись новые инструменты. Относящиеся к струнным и струнным смычковым.слайд4
Сообщения учеников о трех из них на выбор учителя.слайд 5
Учитель:С появлением новых инструментов менялась не только музыка, но и все виды искусств, приобретали новые стили и жанры, направления. слайд 6
Так в середине 19 века появился новый стиль в изобразительном искусстве под название – импрессионизм. слайд 7
Данное направление в изобразительном искусстве было создано французским художником Клодом Оскаром Моне. слайд 8
Именно он ввел стиль, который отличался размытостью линий, но однако, данные картины не только ярко передавали настроение автора,но и сюжетную линию,которую он хотел отобразить в каждой своей картине. слайд 9
Я бы хотела предложить вам побыть самим не много художниками.
Представьте, что вам предложили изобразить праздник.
Какой бы это был праздник?
Ответы учеников.
Какие эмоции у вас ассоциируются с этим событием?
Ответы учеников.
А каким одним словом вы бы назвали всю гамму чувств,которую у вас вызывает слово праздник?
Ответы учеников….счастье!
Какими же краски вы бы использовали в своей картине, если бы рисовали праздник, счастье?
Ответы учеников: красный, желтый, синий, розовый, голубой, бежевый и т. д.
Сравним ваше представления с представлениями Клода Моне. слайд 10,11
Действительно каждого из Вас можно назвать художниками!
А художники как известно всегда связаны духовно и с другими представителями искусства. Именно благодаря этой взаимосвязи в музыке тоже появляется такое направление как импрессионизм.
У истоков этого направления стоял композитор, дирижер, пианист-Клод Ашиль Дебюсси.слайд12
Им было создано множество произведений.
Одно из них «Ноктюрны»слайд 13.
А сейчас я предлагаю Вам побыть композиторами. Вы прослушаете 3 пьесы Клода Ашиля Дебюсси. Название этих пьес я произносить изначально не буду. Вам необходимо будет определить, какая из них соответствует картинам Клода Моне на слайдах.
Звучат по очереди все три пьесы Дебюсси : «Облака», «Празднества», «Сирены».
Дети определяют музыкальную окраску музыки, сюжетную линию произведений, настроение композитора. Соответствие услышанного с увиденным. Дают свое название услышанным произведениям.
Затем учитель называет истинное название произведений.слайд14
Итог урока:
Учитель: Дети, что нового вы узнали на этом уроке.
Ответы учеников.
Выставление оценок.
Далее детям предлагается поделиться на 3 группы и составить синквейн по новой теме.слайд 15 с музыкальным сопровождением "Лунный свет"К.Дебюсси
Домашнее задание: нарисовать рисунок по пьесе Дебюсси «Празднества».