Показать, значение музыки, в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Под какую музыку вы зашли в класс? Какая музыка по характеру? (нежная, красивая. плавная)
Какое сейчас время дня? (утро)
Я предлагаю вам спеть попевочку .
Как вы думаете, как она называется? (утро).
Как развивалась тема в динамическом плане? Кто может нарисовать?
Сегодня мы познакомимся с симфонической сюитой «Пер Гюнт» Э. Грига литературный текст написал Г. Ибсен Слайд № 1 (портрет Э.Грига)
Сейчас прозвучит замечательное произведение. Давайте послушаем и подумаем, что хотел нарисовать Э.Григ своей музыкой.
Слушание: «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»Слайд №2
-Что вы представили, слушая музыку? (природу, восход солнца)
-А солнце сразу светило ярко? А как?
-Как сначала звучала музыка? (тихо, спокойно, ласково)
-А что изменялось постепенно? (музыка звучала громче, ярче)
-Кто исполнял это произведение?
Музыка рисует, как просыпается земля, оживает ветер, распускаются цветы. Оркестр рисует картину того, как солнечные лучи крепнут, светлеет вокруг. И вот солнце показалось из-за горизонта.
-Как стала звучать музыка? (торжественно) А всегда звучал весь оркестр?(нет). А что изменялось в звучании? (сначала звучали несколько инструментов, чем музыка становилась громче, ярче, тем всё больше инструментов оркестра звучало, а в момент восхода солнца играл весь оркестр)
Кто может показать движениями рук, как восходит солнце?
Вы знаете, что такое пейзаж? А можно «Утро» Грига назвать пейзажем?
«Утро наступило! Давайте побываем в лесу и послушаем, как стучат дятлы.
Поиграем в игру «Дятлы»
- Слушаем следующую часть сюиты. «В пещере горного короля»
- Знакома вам музыка?
- Какой образ она нарисовала? Положительного или отрицательного героя? (ответы детей)
- Как развивалась тема? (медленно, постепенно ускорялась. Тихо, постепенно становилась громче)
Слайд №3
- Давайте сравним «Утро» и вторую часть «В пещере горного короля».
- Пьеса «В пещере горного короля» полна фантастической таинственности. Созвучны ли ей стихи Г. Ибсена
Верил я, сходя впервые
В недра мрачные земные:
Духи тьмы там в глубине.
Тайну тайн откроют мне.
В поисках счастья путешествуя по Аравийской пустыне, он попадает в плен к арабам. Дочь арабского царя, восточная красавица Анитра развлекает танцем Пера. (Слушание в исполнении симфонического оркестра).
Слайд №4
- Какой характер имеет музыка красавицы Анитры? (танцевальный, плавный, изящный
- Выбери слова, которые точно передают характер музыки и твои чувства.
Какая группа инструментов рисовала портрет Анитры?
Вернувшись, домой Пер Гюнт понимает, что здесь осталось самое дорогое, что у него есть: его родная земля, мать Озе, невеста Сольвейг, которая ждала его 40 долгих лет и верила в его возвращение.
Звучит следующая часть сюиты «Смерть Озе».
- Какая музыка прозвучала? (грустная, траурная, тяжелая)
- Какому жанру музыки близка она? (слышится маршевость)
- Какая группа инструментов звучала? (струнная группа)
- Выберете слова, характеризующие эту часть сюиты.
- Если бы вы были композиторами какой была бы музыка девушки, которая ждала Пера 40 лет? (ответы детей)
- Давайте послушаем и узнаем правы вы или нет?
Звучит «Песня Сольвейг». Слайд №5
- Какой образ нам нарисовал композитор? (нежный, добрый, любящий)
- Какие инструменты участвуют? (струнные)
- Какая музыка по характеру прозвучала? (спокойная, плавная, нежная, радостная)
- Сколько частей в данной части? (три)
- Выберете те слова, которые подходят образу Сольвейг.
Итог, закрепление, оценки.
- Перед нами три женских образа, очень разных. Чем они отличаются?
- Какова цель композитора, создавшего такие разные музыкальные образы?
( Он хотел через разные жанры передать характеры и чувства людей.)
- И что очень важно он заглянул в душу и правдиво передал внутренний мир каждого героя.
Викторина. Напротив названия каждой пьесы поставьте номер от 1 до 5 в порядке ее звучания.
“Утро”
Смерть Озе”
“Танец Анитры”
“В пещере горного короля”
“Песня Сольвейг”
Рефлексия:
- На доске зеленая поляна, а перед вами цветы на партах, давайте сейчас с вами украсим ее яркими цветами, и пусть она будет такой яркой, как музыка норвежского композитора Э. Грига. Звучит фрагмент «Утро».
Проверь себя, ответив на вопросы теста.
1. Норвежский драматург, автор пьесы “Пер Гюнт”:
а) Г.Х. Андерсен; б) Г. Ибсен.
2. Как звали возлюбленную Пера Гюнта?
а) Анитра; б) Сольвейг.
3. В какой пьесе появляется тема троллей?
а) “В пещере горного короля”; б) “Смерть Озе”.
4. Развитие какой пьесы сопровождается ростом звучности от piano к fortissimo?
а) “Танец Анитры”; б) “Утро”.
5. Как строится пьеса “В пещере горного короля”?
а) как ряд вариаций; б) как куплет и припев.
6. Мелодия какой пьесы напоминает наигрыш пастушеского рожка?
а) “Утро”; б) “Танец Анитры”.
7. Где Григ вводит прямое подражание народной мелодии?
а) в “Песне Сольвейг”; б) в пьесе “Смерть Озе”.
8. Какая пьеса не входит в музыку к драме “Пер Гюнт”?
а) “Шествие гномов”; б) “В пещере горного короля”
9. В какую пьесу композитор вводит ударный музыкальный инструмент – треугольник?