1.Цель урока: Показать важное значение музыки в таких видах искусства как: театр, кино и телевидение, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
2. Задачи:
направленные на достижения личностных результатов:
развитие музыкально-эстетического чувства
формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
развитие вокально-хоровых навыков;
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
направленные на достижения метапредметных результатов:( освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
направленные на достижения предметных результатов:
знание жанров музыки (опера, балет);
осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музыка в театре, кино и на телевидении. »
Урок музыки в 5 классе
ФИО Шебаева Юлия Александровна
Должность Учитель музыки
Предмет Музыка
Класс 5 класс
Тема урока Музыка в театре, кино и на телевидении.
Базовый учебник Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. Музыка 5 класс.
Цель урока: Показать важное значение музыки в таких видах искусства как: театр, кино и телевидение, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
Задачи:
направленные на достижения личностных результатов:
развитие музыкально-эстетического чувства
формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
развитие вокально-хоровых навыков;
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
направленные на достижения метапредметных результатов:( освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
направленные на достижения предметных результатов:
знание жанров музыки (опера, балет);
осознание значения музыки в синтетических видах искусства:в театре, кино, на телевидении;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Необходимое техническое оборудование: музыкальный центр, компьютер
Музыкальные произведения:
Фрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Песня Сольвейг».
Балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского
Е. Крылатов "Крылатые качели"
Структура и ход урока:
Этап мотивации к учебной деятельности. 2 мин.
Вход в класс под музыку. Музыкальное приветствие
Этап актуализации знаний. 3 мин.
У: Ребята! Отгадайте загадки.
Он работает играя.
(Есть профессия такая!)
Он на сцене с давних пор.
Та профессия - (актер)
Он спектаклем заправляет,
Наизусть все сцены знает,
Учит он как роль играть.
Как профессию назвать? (режиссер)
«Меню» в театре составляют
На весь сезон из разных пьес.
И только то, в него включают,
Что вызывает интерес? (репертуар)
Пачку, пуанты надела Марина,
На сцену впорхнула, она - (балерина)
Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
Будет хлопать он в ладоши? (зритель)
Есть у каждого в квартире
Он расскажет: что же в мире
Происходит каждый день.
Говорить ему не лень.
Папа смотрит там футбол
И кричит все время – «Гол!»,
Мама любит сериалы,
Что идут на всех каналах,
Ну, а я, - «Спокойной ночи»
И мультфильмы очень, очень! (телевизор)
У: Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь?
Д: О театре, кино и телевидении.
У: Правильно, тема нашего урока Музыка в театре, кино и на телевидении. (Записать в тетрадь)
А так как у нас урок музыки, то что, мы должны будем выяснить?
Д: Какую роль играет музыка в этих видах искусства.
Будем слушать музыкальные фрагменты, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст, для театральных постановок и кинофильмов.
3. Первичное усвоение новых знаний.
Звучит «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.
У: Это просто песня или часть из большого произведения? - часть большого произведения
О чем рассказывается в этом произведении?
( Пер Гюнт – молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много нового, интересного. В родном краю его осталась ждать любимая девушка по имени Сольвейг.)
У: О чем поет Сольвейг? Послушайте какие слова в этой песне:
(Зима пройдет, и весна промелькнет,
Завянут все цветы, снегом их занесет.
Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,
Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.)
У: В каком характере прозвучала музыка?
Д: Напевная, грустная, мелодичная, а припев танцевальный.
У: Какой образ нам нарисовала музыка?
Д: Образ молодой красивой девушки, которая не теряла надежду и ждала своего возлюбленного.
У: Сюита Э. Грига написана на основе литературного текста драмы Ибсена.
Скажите, а какое значение имеет текст, для музыкального произведения?
Д: В литературном тексе описываются все происходящие события, характеры героев.
У: Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений. А как же называется литературный текст к опере и балету?
Д: Либретто.
У: На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я приглашаю вас в музыкальный театр.
У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?
Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.
Звучит Фрагмент из балета «Щелкунчик».
У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент? как он называется?
Какая музыка по характеру?
Д: Музыка............
У: С помощью чего артисты балета, стараются передать нам происходящее?! Благодаря хореографии, мимике и жестам мы понимаем, что происходит на сцене.
У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?
Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.
У: Я думаю, что каждый из вас когда-то был или обязательно посетит театр. Какие театры есть в ближайшем от нас городе Челябинске?
У: Челябинский Государственный Академический театр драмы им. Наума Орлова, Челябинский камерный театр, Театр оперы и балета им. М.И.Глинки, Манекен, Театр Юного зрителя, Театр кукол, Теневой театр "Солнечные часы".
Немного по - подробнее о некоторых из них: показ фото театра
Челябинский государственный молодёжный театр (Челябинский государственный театр юных зрителей) — театр юного зрителя в Челябинске.
Образован 1 октября 1965 года решением Облисполкома. Открылся 1 января 1966 спектаклем «Золотой ключик» по А. Толстому и спектаклем-диспутом «Они и мы» Н. Долининой.
В 1982 году ТЮЗу передано здание Народного дома. Отмечен дипломами Международного молодёжного фестиваля «Non Stop» вПотсдаме (1986), «Большого голландского фестиваля», фестивалей «Реальный театр» в Екатеринбурге (1994, 1997, 1999, 2001), «Театр без границ» вМагнитогорске (1995, 1997, 1999, 2001), «Гостиный двор» в Оренбурге (2003).
В июле 2011 г. Челябинский государственный театр юных зрителей переименован в областное государственное бюджетное учреждение культуры «Челябинский государственный молодёжный театр»].
Манеке́н — театр в Челябинске. Основан весной 1963 (официальный день рождения — 1 апреля) как студенческий театр эстрадных миниатюр при Челябинском Политехническом Институте. С 1992 — муниципальный театр. В 2000 году было создано учреждение культуры «Театр+Кино». Это произошло путём слияния кинотеатра имени А. С. Пушкина и театра «Манекен». "Театр+Кино" продолжает свою деятельность. Ежегодно театр представляет своим зрителям несколько новых премьер.
У: А вы знаете как нужно вести себя в театре? Давайте разработаемправила поведения в театре.
Правила поведения в театре для детей. Если ты идёшь в театр
Театр — незабываемый праздник, который создают не только режиссёр, актёры, осветители, но и зрители. От зрителей тоже во многом зависит, принесёт ли посещение театра радость, или вызовет досаду и огорчение. Если во время начавшегося действия опоздавшие зрители проходят на свои места, если рядом кто-то шуршит конфетной обёрткой, а соседи громко переговариваются между собой, то твоё настроение будет безнадёжно испорчено. В театре, как и во многих других общественных местах, необходимо думать не только о себе.
Правила поведения в театре:
• В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты, рабочие сцены и осветители. Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля. Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя.
• У зеркала в гардеробе можно только поправить причёску. Причёсываться, подкрашиваться и завязывать галстук можно лишь в туалете.
• В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер.
• Не забудь заранее проверить, не оторвалась ли вешалка на твоём пальто, чтобы не было стыдно перед окружающими за свою неряшливость.
• Если ты пришёл в театр с большой сумкой или пакетом, сдай их в гардероб.
• Проходя к своему месту, иди вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям. Если ты пришёл с девочкой, пропусти её вперёд.
• Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.
• Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.
• Во время спектакля не разговаривай — впечатлениями можно поделиться во время антракта. Не позволяй себе также шуршать конфетными обёртками, вертеть в руках номерок из гардероба.
• В антракте не мчись в буфет, расталкивая окружающих.
• Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, — не мешай другим зрителям.
• Не торопись в гардероб за верхней одеждой, как будто тебе не понравился спектакль и ты стремишься поскорее убежать домой. Сколько бы ни собралось после спектакля зрителей в гардеробе, все успевают одеться за 10—15 минут.
У: Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?
Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.
У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.
В каких передачах мы встречаемся с музыкой?
Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов, мультфильмы и конечно кинофильмы.
У: А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда они стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели.
У: Тапёр —(Записать в тетрадь) во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы. Название профессии произошло от манеры исполнения, так как зачастую в наличии имелось лишь пианино низкого качества, на котором приходилось играть, буквально стуча по клавишам.
Иногда таперы стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели. После появления звукового кино необходимость в наличии тапёров отпала, и к 1930-м годам они практически исчезли.
У:Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?
Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма
необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.
Запишем в тетрадях: сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.Режиссер сценарист – тот, кто пишет сценарий.
У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?
Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем либо,
настраивает зрителя на определенные моменты.
У: В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.
У:Одной из таких песен стали «Крылатые качели» из кинофильма «Приключения электроника»,(показ фото) музыку которой написал советский композитор Евгений Крылатов. Давайте мы ее вспомним и споем.
Разучивание песни «Крылатые качели».
У: Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами. В них мы также слышим много музыки и песен.
А сейчас музыкальная викторина - «Угадай-ка!»
1. «Песенка Снегурочки» из м-ма «Ну, погоди!»
2. «Дед мороз и лето»
3. «Колыбельная медведицы» из м-ма «Умка»
4. «Неприятность эту мы переживем» из м-ма «Кот Леопольд»
5. «Маша и медведь"
Звучит «Время вперед» Г. Свиридова.
У: Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении.
У: Скажите, какая программа начинается этими позывными?
Д: Программа «Время» «Новости».
У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?
Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:
служит музыкальной характеристикой героев, создает атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, создает национальный колорит. Делает популярными произведения композиторов, показывает мастерство певцов и музыкантов.
Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.