Урок музыки в 5-м классе по теме "Музыка в сказке"
Цель:
Определить роль и значение музыки в сказках.
Задачи:
1. Познакомить с музыкальными фрагментами из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова. 2. Закрепить навык слушания и анализ музыкального произведения. 3. Воспитать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине.
Материал:
Презентация; “Песня Варяжского гостя”, “Песня Индийского гостя”, “Песня Веденецкого гостя” из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова; Е.Птичкин “Сказки гуляют по свету”, словарь “эмоций”.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие на мелодию Э. Грига “Утро”.
Учитель:
Здравствуйте, дети. Я рада вас видеть И снова вас слышать.
Учащие. Распевка
Распевка на мелодию Роджерса из к\ф “Звуки музыки”.
ДО – добавочная снизу, РЕ – под первою всегда, МИ – на первой притаилась, Меж второй и первой – ФА, СОЛЬ – застряла на второй, Средь второй и третьей – ЛЯ, СИ – на третьей поищи, А под четвёртой снова – ДО.
3. Сообщение темы урока.
Литература и музыка тесно связаны друг с другом. Сегодня мы встретимся с одним из любимых вами жанров литературы – сказкой! Подумаем, какую роль может играть музыка в сказках. Итак, тема урока “Музыка в сказке”.
Слайд №1
Вопрос: Назовите сказки, в которых говорится о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах.
Садко – новгородский певец, путешественник, мореплаватель, который хотел прославить Новгород, наладить торговлю с разными странами.
Это не просто былина, а сказка.
Вопрос: Что сказочного произошло с Садко?
Ответы: Садко попал в подводное царство, встретился с Морским царём, его дочерьми.
Вопрос: На каком инструменте играл Садко?
Ответ: Садко играл на гуслях.
Гусли – старинный русский народный инструмент.
Гусли называют яровчатые или яворчатые. Эти названия происходят от материала, из которого они изготавливались. Явора – белый клён.
Прослушивание фонограммы “Гусли”. “Гусли 13 века. Народная опера”, Альбом “Глас Руси”, Славянский аутентичный фольклор.
Слова учителя на фоне звучания музыки:
Как во славном Нове-городе Был Садко, весёлый молодец; Не имел он золотой казны, А имел лишь гусельки яровчаты; По пирам ходил – играл Садко, Потешал купцов, людей посадских.
Русский композитор Н.А. Римский-Корсаков положил былину о Садко в основу музыкального произведения.
Вопрос: Какой музыкальный жанр переводится как “труд”, “сочинение”?
Ответ: Опера
Слайд №7
Слайд №8
Вопрос: Как называется краткое содержание оперы или балета? В переводе означает – “маленькая книжечка”.
Ответ: Либретто
Слайд №9
Римский-Корсаков был не только композитором, но и военным моряком. Он часто бывал в море, поэтому очень красочно изображал его в своих произведениях.
Слайд №10
Римский-Корсаков написал 15 опер. Среди них: “Снегурочка”, “Золотой Петушок”, “Кащей Бессмертный”, “Сказка о царе Салтане”, “Садко”…
Вопрос: Что вы можете сказать о названиях этих опер? Какой литературный жанр лежит в их основе?
Ответ: Сказка.
По праву Римского-Корсакова считают композитором-сказочником.
Вопрос: Где можно послушать оперу?
Ответ: Послушать оперу можно в Оперном театре, по ТВ
Слайд №11
Вопрос: В нашем городе находится один из известнейших в мире театр оперы и балета.
Кто знает название этого театра? Кто из вас там бывал?
Ответ: Мариинский театр.
Своё название получил по имени жены императора Павла1, Марии Фёдоровны.
Слайд №12
Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков.
Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра фантастические и реальные образы создают музыканты.
Вопрос: Как называется группа музыкантов в театре?
Ответ: Оркестр
6. Слушание и разучивание музыкальных фрагментов
В опере есть сцена на берегу Ильмень-озера. Садко собирается на кораблях отправиться в путешествие и просит гостей-купцов рассказать о своих странах. Каждый из гостей рассказывает о своей стране. Варяжский гость – о Скандинавии, Индийский гость – об Индии, а Веденецкий гость – об итальянском городе Венеции.
Первым ведёт рассказ Варяжский гость. (Наигрываю первую фразу).
Разучиваем мелодию, затем слушаем первый фрагмент “Песня Варяжского гостя”.
Слайд №13
Задание: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.
Ответ: Музыка – мощная, могучая, гордая.
Вопрос: Как называется низкий мужской голос?
Ответ: БАС.
Вторым ведет рассказ о своей стране Индийский гость.
Вопрос: Как охарактеризовал Римский-Корсаков этого героя? (напеваю песню Индийского гостя).
Ответы: Образ Индийского гостя – таинственный, завораживающий.
Разучиваем мелодию и слушаем второй фрагмент “Песня Индийского гостя”.
Слайд №13
Задание: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.
Ответ: Музыка медленная, плавная, чарующая.
Вопрос: Как называется высокий мужской голос?
Ответ: ТЕНОР.
Последним о своей стране поёт Веденецкий гость.
Задание: Определите характер музыки.
Ответ: Характер музыки танцевальный, радостный, задушевный.
Разучиваем начальную фразу и слушаем третий фрагмент “Песня Веденецкого гостя”. Слайд №13
Задание: Расскажите о песне, используя словарь эмоций.
Ответ: Очаровательная, восхитительная, блестящая.
Мужской голос, исполняющий песню, называется БАРИТОН
Вопрос: В какую из этих стран вы бы посоветовали Садко плыть?
Ответ: Мы бы посоветовали Садко плыть в Венецию.
Учитель:
“А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми”.
Вопрос: Какие музыкальные средства использовал Н.А. Римский-Корсаков для создания различных образов?
Ответ: Темп, динамику, тембр, мелодию…
7. Исполнение песни учащимися
Слайд №14
Исполнение учащимися песни Е.Птичкина “Сказки гуляют по свету”.
Приложение 2. Текст песни
8. Подведение итогов урока.
Слайд №15
Вопрос: Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?
Ответы: Становится разнообразнее, интереснее.
Вопрос: Какие сказки не могли бы существовать без музыки?
Ответ: Сказки, где есть балы, пиры, музыканты, песни, пляски
Выставление отметок
9. Домашнее задание
Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал моря разных стран. А вы дома с помощью красок, карандашей и фломастеров на бумаге нарисуйте море, которое вам больше всего запомнилось.