kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыка в сказке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Водное слово о  композиторе Н.А.Римском -Корсакове

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыка в сказке»

Урок музыки в 5-м классе по теме "Музыка в сказке"

Цель:

Определить роль и значение музыки в сказках.

Задачи:

1. Познакомить с музыкальными фрагментами из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова.
2. Закрепить навык слушания и анализ музыкального произведения.
3. Воспитать любовь к русскому искусству, чувство любви к Родине.

Материал:

Презентация; “Песня Варяжского гостя”, “Песня Индийского гостя”, “Песня Веденецкого гостя” из оперы “Садко” Н.А. Римского-Корсакова; Е.Птичкин “Сказки гуляют по свету”, словарь “эмоций”.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие на мелодию Э. Грига “Утро”.

Учитель:

Здравствуйте, дети.
Я рада вас видеть
И снова вас слышать.

Учащие. Распевка

Распевка на мелодию Роджерса из к\ф “Звуки музыки”.

ДО – добавочная снизу,
РЕ – под первою всегда,
МИ – на первой притаилась,
Меж второй и первой – ФА,
СОЛЬ – застряла на второй,
Средь второй и третьей – ЛЯ,
СИ – на третьей поищи,
А под четвёртой снова – ДО.

3. Сообщение темы урока.

Литература и музыка тесно связаны друг с другом. Сегодня мы встретимся с одним из любимых вами жанров литературы – сказкой! Подумаем, какую роль может играть музыка в сказках. Итак, тема урока “Музыка в сказке”.

Слайд №1

Вопрос: Назовите сказки, в которых говорится о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах.

Ответы: “Бременские музыканты”, “Колобок”, “Золушка”…

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Сказочные балы и пиры не обходятся без музыки. Во всех сказках, где есть карнавалы, пиры, балы звучит музыка.

4. Повторение пройденного материала

Задание: Отвечаем по команде .Игра по командам.

  1. Композитор, автор балетов “Щелкунчик”, “Лебединое озеро”. (Чайковский).

  2. Песня без слов, исполняемая на какой-либо гласный звук. (Вокализ).

  3. На линейках, между ними, ноты знаем мы давно. На добавочной напишем без ошибки ноту… (ДО).

  4. Композитор – “Основоположник русской музыки”, автор оперы “Иван Сусанин”. (Глинка).

  5. Высокий женский голос. (Сопрано).

5. Изучение нового материала

“Садко” – сказочная былина. Былина – старинное сказание о народном герое.

Вопрос: Каких вы знаете былинных героев?

Ответы: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.

Слайд №6

Садко – новгородский певец, путешественник, мореплаватель, который хотел прославить Новгород, наладить торговлю с разными странами.

Это не просто былина, а сказка.

Вопрос: Что сказочного произошло с Садко?

Ответы: Садко попал в подводное царство, встретился с Морским царём, его дочерьми.

Вопрос: На каком инструменте играл Садко?

Ответ: Садко играл на гуслях.

Гусли – старинный русский народный инструмент.

Гусли называют яровчатые или яворчатые. Эти названия происходят от материала, из которого они изготавливались. Явора – белый клён.

Прослушивание фонограммы “Гусли”. “Гусли 13 века. Народная опера”, Альбом “Глас Руси”, Славянский аутентичный фольклор.

Слова учителя на фоне звучания музыки:

Как во славном Нове-городе
Был Садко, весёлый молодец;
Не имел он золотой казны,
А имел лишь гусельки яровчаты;
По пирам ходил – играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских.

Русский композитор Н.А. Римский-Корсаков положил былину о Садко в основу музыкального произведения.

Вопрос: Какой музыкальный жанр переводится как “труд”, “сочинение”?

Ответ: Опера

Слайд №7

Слайд №8

Вопрос: Как называется краткое содержание оперы или балета? В переводе означает – “маленькая книжечка”.

Ответ: Либретто

Слайд №9

Римский-Корсаков был не только композитором, но и военным моряком. Он часто бывал в море, поэтому очень красочно изображал его в своих произведениях.

Слайд №10

Римский-Корсаков написал 15 опер. Среди них: “Снегурочка”, “Золотой Петушок”, “Кащей Бессмертный”, “Сказка о царе Салтане”, “Садко”…

Вопрос: Что вы можете сказать о названиях этих опер? Какой литературный жанр лежит в их основе?

Ответ: Сказка.

По праву Римского-Корсакова считают композитором-сказочником.

Вопрос: Где можно послушать оперу?

Ответ: Послушать оперу можно в Оперном театре, по ТВ

Слайд №11

Вопрос: В нашем городе находится один из известнейших в мире театр оперы и балета.

Кто знает название этого театра? Кто из вас там бывал?

Ответ: Мариинский театр.

Своё название получил по имени жены императора Павла1, Марии Фёдоровны.

Слайд №12

Попадая в театр, мы погружаемся в атмосферу фантазии, мир декораций и магию звуков.

Опера открывается вступлением, рисующим образ моря. Этот образ проходит через всё произведение. Под руководством дирижёра фантастические и реальные образы создают музыканты.

Вопрос: Как называется группа музыкантов в театре?

Ответ: Оркестр

6. Слушание и разучивание музыкальных фрагментов

В опере есть сцена на берегу Ильмень-озера. Садко собирается на кораблях отправиться в путешествие и просит гостей-купцов рассказать о своих странах. Каждый из гостей рассказывает о своей стране. Варяжский гость – о Скандинавии, Индийский гость – об Индии, а Веденецкий гость – об итальянском городе Венеции.

Первым ведёт рассказ Варяжский гость. (Наигрываю первую фразу).

Вопрос: Что можно сказать о характере музыки?

Ответ: Суровая, мужественная, величественная музыка.

Разучиваем мелодию, затем слушаем первый фрагмент “Песня Варяжского гостя”.

Слайд №13

Задание: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.

Ответ: Музыка – мощная, могучая, гордая.

Вопрос: Как называется низкий мужской голос?

Ответ: БАС.

Вторым ведет рассказ о своей стране Индийский гость.

Вопрос: Как охарактеризовал Римский-Корсаков этого героя? (напеваю песню Индийского гостя).

Ответы: Образ Индийского гостя – таинственный, завораживающий.

Разучиваем мелодию и слушаем второй фрагмент “Песня Индийского гостя”.

Слайд №13

Задание: Расскажите о музыке, используя словарь эмоций.

Ответ: Музыка медленная, плавная, чарующая.

Вопрос: Как называется высокий мужской голос?

Ответ: ТЕНОР.

Последним о своей стране поёт Веденецкий гость.

Задание: Определите характер музыки.

Ответ: Характер музыки танцевальный, радостный, задушевный.

Разучиваем начальную фразу и слушаем третий фрагмент “Песня Веденецкого гостя”. Слайд №13

Задание: Расскажите о песне, используя словарь эмоций.

Ответ: Очаровательная, восхитительная, блестящая.

Мужской голос, исполняющий песню, называется БАРИТОН

Вопрос: В какую из этих стран вы бы посоветовали Садко плыть?

Ответ: Мы бы посоветовали Садко плыть в Венецию.

Учитель:

“А и в Веденец славный путь ты держи, звонкие песни там перейми”.

Вопрос: Какие музыкальные средства использовал Н.А. Римский-Корсаков для создания различных образов?

Ответ: Темп, динамику, тембр, мелодию…

7. Исполнение песни учащимися

Слайд №14

Исполнение учащимися песни Е.Птичкина “Сказки гуляют по свету”.

Приложение 2. Текст песни

8. Подведение итогов урока.

Слайд №15

Вопрос: Что, по вашему мнению, приобретает сказка, когда в ней звучит музыка?

Ответы: Становится разнообразнее, интереснее.

Вопрос: Какие сказки не могли бы существовать без музыки?

Ответ: Сказки, где есть балы, пиры, музыканты, песни, пляски

Выставление отметок

9. Домашнее задание

Римский-Корсаков с помощью музыкальных красок нарисовал моря разных стран. А вы дома с помощью красок, карандашей и фломастеров на бумаге нарисуйте море, которое вам больше всего запомнилось.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Музыка в сказке

Автор: Палатова Елена Николаевна

Дата: 16.06.2022

Номер свидетельства: 609869

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока "Музыка и литература" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-muzyka-i-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "126105"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415114665"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Открытый урок в 5 классе"Роль музыки в баснях" "
    ["seo_title"] => string(47) "otkrytyi-urok-v-5-klassie-rol-muzyki-v-basniakh"
    ["file_id"] => string(6) "198981"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428496025"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Внеклассное мероприятие на тему "Что за прелесть эти сказки""
    ["seo_title"] => string(66) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-na-tiemu-chto-za-prieliest-eti-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "260501"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448972737"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ "Три чуда города Леденец" (Опера Н. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане"). "
    ["seo_title"] => string(139) "slushaniie-muzyki-v-podgotovitiel-noi-k-shkolie-gruppie-tri-chuda-ghoroda-liedieniets-opiera-n-rimskogho-korsakova-skazka-o-tsarie-saltanie"
    ["file_id"] => string(6) "101524"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402420752"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) ""Три чуда города Леденец" (опера Н. Римского-Корсакова "Сказка о царе Сатане"). "
    ["seo_title"] => string(82) "tri-chuda-ghoroda-liedieniets-opiera-n-rimskogho-korsakova-skazka-o-tsarie-satanie"
    ["file_id"] => string(6) "101458"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402417954"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства