Цель: Показать роль музыки в сказках, познакомиться с композиторами сказочниками, в произведениях которых музыка - главное действующее лицо.
Содержание:
Вальс, "Полночь" С. Прокофьев
Вступление к поэме "Руслан и Людмила"
Сказка "Чонгурист" (слушание)
"Волшебный смычок" - норвежская народная песня (исполнение)
Беседа о Э. Григе - норвежском композиторе - сказочнике (Андерсен "Дюймовочка" - отрывок)
Ход урока:
Вальс "Полночь" С. Прокофьев
- Знакома ли музыка? В какой сказке звучит? Назвать произведение, автора. Вспомните сказки, в которых звучит музыка.
Введение в тему четверти
- На уроках в I четверти мы убедились как много потеряла бы музыка, если не было литературы (во что превратились бы песни -вокализы; появились ли оперы и балеты).
Теперь посмотрим: только ли музыка нужна литературе или литературе также
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Музыка в сказках» Урок музыки в 5 классе.»
Лукашина М.Г.
Учитель музыки высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г.о. Саранск
Урок музыки в 5 классе.
Тема: «Музыка в сказках».
Цель: Показать роль музыки в сказках, познакомиться с композиторами сказочниками, в произведениях которых музыка - главное действующее лицо.
Содержание:
Вальс, "Полночь" С. Прокофьев
Вступление к поэме "Руслан и Людмила"
Сказка "Чонгурист" (слушание)
"Волшебный смычок" - норвежская народная песня (исполнение)
Беседа о Э. Григе - норвежском композиторе - сказочнике (Андерсен "Дюймовочка" - отрывок)
Ход урока:
Вальс "Полночь" С. Прокофьев
- Знакома ли музыка? В какой сказке звучит? Назвать произведение, автора. Вспомните сказки, в которых звучит музыка.
Введение в тему четверти
- На уроках в I четверти мы убедились как много потеряла бы музыка, если не было литературы (во что превратились бы песни -вокализы; появились ли оперы и балеты).
Теперь посмотрим: только ли музыка нужна литературе или литературе также нужна музыка (см. программа стр.17).
Музыка обогащает литературу не только превращая стихи. в песню. Писателями и поэтами написано очень много различных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. Это прежде всего сказки, которые можно назвать "Музыкальными сказками".
И как вы поняли тема нашего урока "Музыка в сказках"
А.С. Пушкин "Руслан и Людмила"
Какими словами начинается поэма?
«У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет на право - песнь заводит,
На лево - сказку говорит…»
Вот как подчеркнул Пушкин близость песни (музыки) к сказке (литературе), их не расторжимую связь. Музыка "звучит" во многих сказках у всех народов мира.
Вот в грузинской сказке "Чонгурист" рассказывается о бедном юноше, все богатство которого состояло из чонгури. (см. программу стр. 17)
Домашнее задание.
Записать в тетрадь сказки где музыка является главным действующим лицом.: "Бременские музыканты", "Соловей" Г.Х. Андерсен и т.д.
"Волшебный смычок –разучивание
-Слушаем, определяем характер.
Используем таблицу в разучивании по фразам.
Определяем характер исполнения.
Музыка русская или зарубежная. (Норвежская народная песня).
Э. Григ - беседа (портрет)
Сегодня мы знакомимся с норвежским композитором, уже известный нам по 3 классу, композитором, который воспевал норвежскую природу и очень любил сказки.
"Заход солнца"
Исполнение.
Вспоминаем с каким произведением мы знакомились. В какой сказке звучит музыка этого романса? (Дюймовочка).
"Пер Гюнт" – сюита
Сказка в вольном пересказе событий пьесы Ибсена "Пер Гюнт"
Слушание:
1. "Утро" -
2. "Смерть Озе" - фрагмент
3. "В пещере Горного короля"
4. Танец Анитры - фрагмент
5. Песня Сольвейг
Домашнее задание
Рисунок по сказке Э. Грига, запись в тетрадь сказок, где музыка главное действующее лицо.
(Беседу о Григе и сюиту "Пер Гюнт" частично можно перенести на следующий урок.)