Цель урока: Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в кино, на телевидении.
Задачи урока:
Образовательная: -познакомиться с темой взаимодействия музыки и литературы , с кино и телевидением на основе осознания специфики «языка» каждого из них.
Развивающая: -развивать внимание, мышление, певческие способности учащихся, эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений.
- развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие различные образы, работать с учебником, анализировать музыкальные примеры, сравнивать их.
-предметные: ученики научатся разбираться в понятиях «литературный сценарий», «музыкальный фильм», «тапер»; понимать, каковы роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: кино, телевидении; сознавать, что музыка - неотъемлемая часть произведений киноискусств; осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам.
Ученики получат возможность научитьсяустанавливать связи между музыкой и другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино), представлять результаты собственной музыкально-творческой работы на данном уроке и во внеурочной деятельности.
Метапредметные.
Личностные: ученики научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;
Ученики получат возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей.
Познавательные: обучающиеся научатся анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;
Ученики получат возможность научиться владеть понятийным аппаратом, терминами в пределах изучаемого курса, использовать их в различных ситуациях, где эти знания востребованы.
Регулятивные: учащиеся научатся исполнять музыку, передавая художественный смысл; исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическому интонированию); проявлять мотивацию к изучению музыки, знакомству с лучшими театральными и телевизионными постановками.
Обучающиеся получат возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока, цель деятельности, задачи, составлять план действий по решению проблемы урока.
Коммуникативные: обучающиеся научатся организовывать работу в паре, группе, коллективе.
Обучающиеся получат возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: коллективные, групповые ( пение, слушание, анализирование, рассуждение,работа с учебником).
Ход урока
1.Организационный этап
Вход в класс. Приветствие.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о связи музыки с другими видами искусства.
– Ребята, начать наш урок я хочу словами Арама Хачатуряна, а вы попробуйте сформулировать тему нашего урока: “Эмоциональное воздействие музыки возрастает в ее огромной степени при ее совпадении со зрительным восприятием” , посовещайтесь в парах между собой.(уч-ся предлагают свои варианты ответов.), если есть затруднения , я направлю ваше мышление стихотворением – загадкой
Есть у каждого в квартире
Он расскажет: что же в мире
Происходит каждый день.
Говорить ему не лень.
Папа смотрит там футбол
И кричит все время – «Гол!»,
Мама любит сериалы,
Что идут на всех каналах,
Ну, а я, - «Спокойной ночи»
И мультфильмы очень, очень! (телевизор)
Работа в парах. Ученики предлагают свой вариант темы урока. После коррекции ответов, учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Ученики: «Музыка в кино, на телевидении». (запишите тему урока в тетрадь)
А так как у нас урок музыки, и тема всего раздела связь музыки и литературы, то ,что мы должны будем выяснить?.
Группы вносят свои предложения, и после корректировки учащиеся записывают главный вопрос урока (проблему урока): «Какова роль музыки и литературы в кино и на телевидении?»
- Будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст, для театральных постановок и кинофильмов.
3. Актуализация знаний.
На свете существует множество прекрасных искусств – искусство танца и изобразительное искусство, литература и музыка, театр и поэзия. Эти прекрасные искусства существуют уже многие тысячи лет. Недавно среди них появилось и ещё одно – искусство кино. Кино совсем ещё малыш – ему всего чуть больше ста лет! Но этот малыш родился на свет под счастливой звездой – ведь все просто обожают его! Хотите познакомиться с ним поближе? Итак,дата рождения – 1895 год. Родители – братья Огюст и Луи Люмьер. Место рождения – Франция, Париж,
Да, сейчас этот жанр все называют по-разному – и кинематограф, и синематограф, и просто – кино. Но когда-то у него было и ещё одно название – Великий Немой. Ведь все вы знаете, что в первых фильмах не было звука.
Зрители не слышали с экрана ни одного звука, но воспринимать увиденное им помогала музыка. В кинотеатре служил тапер (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ кинофильма).
Музыка помогала понять и пережить события фильма, грустила, радовалась, пугала и удивляла зрителя, вместе с артистами на экране она была нежной и грациозной, серьезной и смешной. Даже сегодня мы с великим удовольствием смотрим фильмы с их разнообразной музыкой – сердечной и веселой.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Но прошло время, и герои на экране заговорили. Звуковому кино еще больше стала нужна музыка. Ребята, а вы обратили внимание, что музыка звучит в начале каждого фильма, а также на протяжении всего фильма?
Как, вы, думаете, для чего она нужна? (учащиеся отвечают ).
–Да, музыка замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия фильма.
Музыка вводит нас в главное настроение картины, время происходящих событий на экране. Она помогает нам сопереживать героям фильма.Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с музыкальными произведениями, написанным специально к кинофильму.
У: Перемотаем воображаемую киноплёнку на несколько десятилетий вперёд. Мы с вами попадаем в 1934 год. На экраны выходит музыкальная комедия «Весёлые ребята»
Главные роли в фильме исполняют известный певец Леонид Утёсов и артистка кино Любовь Орлова. Л.Утёсов играет роль талантливого пастуха-музыканта Кости Потехина. Обратите внимание на фамилию. Будучи принятым за молодого заграничного дирижёра, простодушный Костя произвёл сенсацию в Московском мюзик-холле, благодаря чему стал дирижёром джазового оркестра, а служанка Анюта (Л.Орлова) известной певицей.
У: Главной музыкальной темой в фильме стал знаменитый марш – «Марш Весёлых ребят» -слушание
- Кому показалась музыка знакомой? Прошло много времени, а эту песню до сих пор любят во всём мире. Что можем сказать о музыке, какая она?
Д: Музыка весёлая, задорная, жизнерадостная. Хочется подпевать и маршировать под неё.
У: А кто же композитор? Затрудняетесь? Музыку к фильму написал советский композитор И.О.Дунаевский. Именно он сделал музыку одним из главных компонентов драматургии фильма. Этот фильм принёс широкую известность композитору.
НА ЭКРАНЕ ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА И.О.ДУНАЕВСКОГО.
У: В этом году исполнилось 115лет(30 января 1990 год) со дня рождения композитора. Он написал музыку к 18 фильмам. Самые известные: «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Дети капитана Гранта», «Вратарь» и др. Он писал музыку к спектаклям – мюзиклам (30), 4 балета, 10оперетт, более чем 100 песен. В честь его названы 2 музыкальные школы – в Москве и г. Лаховце. В некоторых городах России в честь И.О.Дунаевского названы улицы и переулки.
У: Если мы перемотаем воображаемую киноленту ещё на несколько десятилетий вперёд, мы вновь увидим знакомую фамилию Дунаевский в титрах фильма. Но это уже пишет сын Исаака Осиповича – Максим.
НА ЭКРАНЕ ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА М.ДУНАЕВСКОГО.
У: Сын пошёл по стопам своего отца. Он пишет музыку к самым популярным фильмам 20столетия: «Д,Артаньян и три мушкетёра», «Карнавал», «В поисках капитана Гранта», «граница- таёжный роман» и др. Он так же писал музыку к мюзиклам, 30 фильмам, организовал свой ансамбль «Фестиваль», сотрудничал как автор песен с М.Боярским, Н.Караченцовым, Т.Булановой и др. известными звёздами. Его можно с гордостью назвать композитором – современником. В этом году М.Дунаевский отметит свой 70 летний юбилей.
Самым популярным фильмом для детей к которому писал музыку композитор, стал фильм «Мэри Поппинс, до свидания!». Может кто-нибудь смотрел этот замечательный фильм?
Главную роль сыграла Наталия Андрейченко . Фантистическая история, некогда рассказанная П. Трэверс и заново изложенная в наши дни. В семье Бэнксов прямо из воздуха появилась няня, идеально отвечающая их строгим требованиям. Прекрасная, добрая, ни на кого не похожая. И все было так хорошо... пока добрую волшебницу не унесло ветром. Дети никак не хотели поверить в ее исчезновение, и Мэри Поппинс (а так ее звали) не могла не вернуться. В картине много танцев, музыки и песен. Давайте посмотрим муз. фрагмент.
У: Сейчас вы услышали и увидели отрывок его муз. шедевра, что можно сказать о музыке? Какая она? Что хочется делать?
Д: Хочется петь , танцевать, веселится…
У: Нарисовал композитор музыкальный портрет Мэри Поппинс? Какая она получилась?
Д: Леди, утонченная, красивая, правильная…
У: Как вы думаете, был бы фильм таким популярным, если бы не было ни одной песни, героиня бы ни разу не спела, в фильме только бы звучала разговорная речь, иногда музыкальное сопровождение.
Д: Не был бы, потому что без стихов не бывает песен.
5.Первичная проверка понимания
Учитель: Давайте подумаем, а как создаются музыкальные фильмы, спектакли? Для этого в группах выполним следующие задания:
1группа. Задания:
1) кто сочиняет сюжет для фильма, спектакля, передачи; ( драматург )
2) кто осуществляет постановку спектакля: (режиссер )
3) кто еще участвует в создании муз. фильма, спектакля. передачи:
Выбрать из предложенного: а) поэт, б) режиссер, в)скульптор, г)писатель, д)композитор, е)актеры, ж)художник, з)декоратор, и)хореограф, к)оператор, л)архитектор, м)осветитель, н)звукорежиссер, о)драматург.
2 группа. Задание.
Откуда берется сюжет?
Выбрать из предложенного: а) из реальной жизни, б)из литературных источников, в)исторических событий, г)общественных проблем, д) новостей е)газетных статей, ж)из народного эпоса, из сказок, з)фантазии, и) идеи.
(Ответ: а), б), в), ж),з)
3 группа.
Задание: выписать из «Толкового словаря» Ожегова, Шведовой значения слов "режиссер", "литературный сценарий (киносценарий)".
Режиссер- творческий работник, возглавляющий всю работу по созданию спектакля или фильма, автор сценария.
Литературный сцена́рий — законченное кинодраматургическое произведение. Он должен содержать полное, последовательное и конкретное описание сюжета, состоящего из разработанных сцен и эпизодов, диалоги и раскрывать образы героев.
Чтение и обсуждение ответов учащихся.
Во многих фильмах герои поют замечательные песни, которые потом становятся любимыми телезрителями. Кажется, что песня “ слетает” с экрана и становится песней целого поколения, своего времени.
– Назовите мне песни из ваших любимых фильмов, (учащиеся перечисляют песни).
А сейчас исполним песню из кинофильма «Приключения Электроника»
«Мы маленькие дети » (разучивание первого куплета)
. Музыка в телепередачах и мультфильмах.
. Сейчас музыка стала неотъемлемой часть телепередач, стала их визитной карточкой.
-Ребята, скажите, а где больше всего используется музыки, в каких телевизионных передачах? (учащиеся отвечают)
-А как вы думаете, почему очень много музыки используется именно в передачах для детей? (учащиеся дают ответы).
В детстве, да и сейчас вы смотрите много различных мультфильмов. Назовите мультфильмы , в которых звучат песни.
Назовите самый музыкальный мультфильм. Бременские музыканты
Предлагаю исполнить самую известную песню из мультфильма.
Исполнение «Песенки друзей» из мультфильма.
6. Первичное закрепление
Учитель предлагает посмотреть фрагмент из фильма «Ледовое побоище» С. Эйзенштейна «Александр Невский» на музыку С.Прокофьева, не называя фильма, и просит учащихся сказать, чей портрет создала музыка, и какие средства музыкальной выразительности использовал композитор.
После того, как музыка отзвучала, группы выскажут свое представление о прозвучавшей музыке: образ тевтонских рыцарей - это образ мрачной силы и назовут средства музыкальной выразительности, которые ярко изображают захватчиков -тевтонских рыцарей: мелодия, регистр, лад, ритм, динамика, темп, тембры. Подведя итог, учитель обращается к главному вопросу нашего урока: «Какова роль музыки и литературы в театре, в кино и на телевидении?» и предлагает задания для групп: составить ответна вопрос «Какова роль киномузыки в театре, кино, и на телевидении (Схема-опора),используя материал учебника и записи в тетради, словаре.
1 вариант группы работают над ответом на вопрос «Какова роль киномузыки в кино, и на телевидении (Схема-опора)
2 вариант группы работают над ответом на вопрос «Какова роль «Литературного сценария». в театре, кино и на телевидении»
Чтение, обсуждение и корректировка ответов групп.
Киномузыка
Подчеркивает настроение героев, их эмоциональное состояние,
передает действие, движение,
является главным героем,
раскрывает содержание фильма, спектакля, передачи,
муз. тембр, динамика, лад – ведущие средства для создания экранных образов.
Литературный сценарий
строится на основе литературного источника, исторического факта, жизненной ситуации,
пишется режиссером совместно с композитором, т. к они сообща создают художественные образы,
подразумевает четкое, последовательное выстраивание музыкального ряда в соответствии с линией сюжета ( дается характеристика героев, подчеркнуты усиления и спады напряженности событий).
Самоконтроль учащихся во время работы в группах. Коррекция.
Оценивание занятия и своего личного участия. Рефлексия. Учащимся предлагается дать ответы на вопросы.
- Какой у нас был главный вопрос урока?
-Какие произведения сегодня у нас звучали на уроке?
ВЫВОД: Роль музыки в кино -огромна: Песня не только характеризует героя фильма, помогает зрителям лучше понять его; она создаёт настроение картины, насыщает красотой, звуковой многозвучностью. Такая же роль музыки в театре, и не только музыкальном, но и в драматическом. Музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым.