Дети входят под знакомую мелодию песни «Скворуш¬ка прощается». На доске тема урока «Природа в искусстве», рисунки осеннего пейзажа, эпиграф к теме: «Унылая пора! Очей очарованья». Учитель: Добрый день! Ребята! Вы, наверное, догадались, что сего¬дня речь пойдёт об осени.Как вы думаете, почему об осени?(ответы детей). Начнём урок с поэзии. - Какие стихи об осени вы знаете? (дети читают стихи об осени) - Спасибо, ребята, что вы прочитали стихи разных поэтов. И они пронизаны разными настроениями, то грустные, то восторженные; но в каждом стихотворении звучит нотка грусти. -Скажите, с каким чувством поэт А.С.Пушкин пишет об осени (поэтично, нежно, с любовью, восторженно).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Музыка природы" Урок музыки в 7 классе»
Музыка природы .
Искусство (Музыка, ИЗО, МХК) (7 класс)
Учебник:
Страницы:
Наглядно-демонстрационные материалы:
Портреты поэтов , композиторв и худжников. Иллюстрации картин. Аудиокасеты. Видео материал.
Вводная часть:
Дети входят под знакомую мелодию песни «Скворуш¬ка прощается». На доске тема урока «Природа в искусстве», рисунки осеннего пейзажа, эпиграф к теме: «Унылая пора! Очей очарованья». Учитель: Добрый день! Ребята! Вы, наверное, догадались, что сего¬дня речь пойдёт об осени...Как вы думаете, почему об осени?(ответы детей). Начнём урок с поэзии. - Какие стихи об осени вы знаете? (дети читают стихи об осени) - Спасибо, ребята, что вы прочитали стихи разных поэтов. И они пронизаны разными настроениями, то грустные, то восторженные; но в каждом стихотворении звучит нотка грусти. -Скажите, с каким чувством поэт А.С.Пушкин пишет об осени (поэтично, нежно, с любовью, восторженно). -Могут ли эти стихи прозвучать печально, грустно? -А может его стихи об осени звучат восторженно, с восхищением, красотой увядающей природы? И на самом деле в поэзии Пушкина об осени звучат слова восхище¬ния осенью. Он любит это время года. «С каждой осенью я расцветаю вновь... И мне она мила, читатель дорогой.»
Основная часть:
Музыкальность стихов органично переплетаются с образами муз.сочинений, которые прозвучат сегодня на уроке (звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского). Осенние пейзажи русской природы привлекали многих композито¬ров. И сейчас прозвучала музыка П.И.Чайковского «Осенняя песня» из ф-ного цикла «Времена года», который он посвятил своему племяннику - Володе, эта пьеса под №10. - Какие произведения Чайковского вы знаете? - Как вы думаете, почему 10? - Правильно, десятый месяц октябрь, каждая пьеса - это месяц года. - Вы обратили внимание на выразительность и напевность мелодии, поэтому композитор и назвал её песней. - Какими чувствами наполнена эта музыка? (мечтательность, за¬думчивость, лёгкая грусть и т. д.) - Какие стихи Пушкина больше бы подходили к этой пьесе? ( стихи Пушкина « Октябрь») - Что между этими произ-ми общее (осенняя грусть, поэтичность, нежность и т.д.) - Конечно, осеннее настроение, то грустное, печальное, но вот вы¬глянуло солнышко, тучи рассеялись, стало светло и радостно. - Опишите мне характер музыки. - Конечно, больше света, чем тени в этой музыке. - Какими бы красками вы нарисовали свою картину? - В каком ладу написана эта пьеса? ( в миноре), но эта грусть светлая, как будто луч солнца пробивается через тучи и освещает золотистый лес. Учитель: Дорогие ребята, настроение природы можно передать не только по¬эзией и музыкой, но и кистью художника. - Перед вами иллюстрации картины Исаака Левитана « Золотая осень».Русский художник XVIII в. любил рисовать природу. Его ра¬боты удивительно лирнчны. Обратите внимание на светлые, золоти¬стые краски. - Какое настроение передаёт вам эта картина? Можно её сравнить с музыкой Чайковского? Почему? - А со стихами Пушкина?(да) - Можно ещё подобрать подходящие строки Пушкинского стихотворения «Унылая пора! Очей очарованья» (читает ученик). В этой картине прозвучала лирическая нота проникновенной музыкой Левитанскда живописи. «Золотая осень» - картина вся в звенящей праздничности багрянца и золота. - Какие ещё живописные Левитана пейзажи вы знаете? ( ответы уча¬щихся). - Что можно ещё сказать о поэтичной живописи Левитана? ( ответы учащихся). - и вот наконец, мы разучим новую песню «Падают листья» на муз. Герчик (фраза записана на доске). - Какое настроение передает песня? - На какой вид музыки похожа эта песня? (на вальс -танец). Работа над разучиванием мелодии, следить за негромким звучанием и выразительной фразировкой.
Кроссворд «ОСЕНЬ» ф а г О т п е С н я ш о п Е н л е Н т о в а л Ь с
1. Какой музыкальный инструмент исполнял тему дедушки из Симф. Сказки «Петя и волк»? 2. Что мы разучиваем на уроке? 3. Польский композитор? 4. Динамика в музыке? 5. Какой танец на балу исполняла Золушка?
Завершающая часть:
Урок заканчиваем повторением песни «Скворушка прощается». Подведение итогов урока. Итак: сегодня на уроке мы познакомились с разными видами искусства: читали стихи о природе, слушали музыку, рассматривали картины и рисунки ребят. - понравился ли вам урок? - кто из ребят был самым активным? - чьи ответы ребят вам понравились больше всего?
Домашнее задание:
Первого уровня:
Подберите иллюстрации осенних пейзажей, нарисуйте картины и выучите слова песни.