kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыка или химия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Знакомство с жизнью и творческой деятельностью  многоликого гения А.П.Бородина.

Задачи:

обучающие:

- знакомство с творческой  и научной деятельностью  А.П.Бородина;

- знакомство с музыкой, наполненной могучей исполинской силой;
– закреплять знание музыкальных терминов.

развивающие:

– развивать творческое воображение и музыкальный слух;

- расширять кругозор учащихся за счет привлечения дополнительных сведений из области музыкального искусства и химии;
– развивать способность ребят работать в группе.

воспитательные:

– воспитывать интерес к творчеству Бородина;

-  на примере могучей личности А.П.Бородина воспитание нравственных качеств: трудолюбия, взаимопомощи, чувства чистой деятельной дружбы, оптимизма, честности, порядочности, добросовестности, доброжелательности, самоотверженности;

-  на примере разностороннего творчества А.П.Бородина воспитание чувства патриотизма, гордости за Россию, давшую миру множество талантов.

Средства обучения: презентация по теме, карточки с заданиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыка или химия. »









Конспект урока

по теме:


«Александр Порфирьевич Бородин –

Музыка или химия?»























Выполнила: Васильева О.В. –

учитель музыки



Тамбов

2014


Тема урока: «Александр Порфирьевич Бородин – Музыка или химия?»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: Знакомство с жизнью и творческой деятельностью многоликого гения А.П.Бородина.

Задачи:

обучающие:

- знакомство с творческой и научной деятельностью А.П.Бородина;

- знакомство с музыкой, наполненной могучей исполинской силой;
– закреплять знание музыкальных терминов.

развивающие:

– развивать творческое воображение и музыкальный слух;

- расширять кругозор учащихся за счет привлечения дополнительных сведений из области музыкального искусства и химии;
– развивать способность ребят работать в группе.

воспитательные:

– воспитывать интерес к творчеству Бородина;

- на примере могучей личности А.П.Бородина воспитание нравственных качеств: трудолюбия, взаимопомощи, чувства чистой деятельной дружбы, оптимизма, честности, порядочности, добросовестности, доброжелательности, самоотверженности;

- на примере разностороннего творчества А.П.Бородина воспитание чувства патриотизма, гордости за Россию, давшую миру множество талантов.

Средства обучения: презентация по теме, карточки с заданиями.


Я по натуре симфонист и лирик.

А.Бородин

Ход урока

I. Организационный момент:

1) Приветствие, перекличка;
2) Эмоциональная настройка;
3) Информация о теме и задачах урока.

Звучит музыка. Учитель.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством выдающегося педагога, создателя органической химии и гениального композитора.

Кто же он композитор или химик?

«Первоклассный химик, которому обязана химия…»

«Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе…»

«Основатель, охранитель, поборник Женских врачебных курсов, опора и друг учащихся…» Так говорили современники Д.И. Менделеев, В.В.Стасов и первые русские женщины врачи об одном и том же человеке – об Александре Порфирьевиче Бородине, который был и гениальным композитором, и одним из создателей органической химии, и выдающимся педагогом, и передовым общественным деятелем.

Две страсти – к химии и музыке – владели Бородиным с детских лет. Пожалуй, в истории человеческой культуры не было второго творца, сумевшего так много достичь в столь, казалось бы, несовместимых областях деятельности.

Бородин совмещал в себе то, что обычно считают несовместимым. От природы ему досталось много даров: и могучий разум ученого, и гений композитора, и литературное дарование. И ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал своему народу, человечеству. В этом, 2013 году исполняется 180 лет со дня рождения этого многоликого человека.

Сообщения детей.

Ученик 1.

А.П.Бородин родился 31 октября 1833 года в Петербурге. Заботы о маленьком Саше целиком взяла на себя его мать Авдотья Константиновна, которая дала ему отличное воспитание. Маленький Саша отличался разнообразными способностями и был трудолюбив. Однажды с ним произошел такой случай. «Однажды гувернантка повела Сашу гулять на Семеновский плац. От звучания полкового оркестра у него было потрясение чуть не до обморока. У него что-то случилось с коленями, они подогнулись, когда грянул марш, а мир изменился. Иначе выстроились и осветились дома, другим стал воздух, раздалось вширь и вглубь небо. Вернувшись домой, он, такой мягкий и кроткий, наотрез отказался от обеда, сказав: «Не мешайте мне!» – по-русски, по-немецки, по-французски. Часа три голодный и неузнаваемый сидел за фортепиано. Затем пригласил матушку и гувернантку и сыграл военный марш, который слышал на площади».

Ученик 2. С 13 лет Бородин начал изучать русский язык, историю, географию, математику, французский, английский и латинский языки, чистописание, рисование, черчение. В эти годы началось и страстное увлечение Бородина химией. Чуть ли не вся квартира была заставлена химической посудой, различными приспособлениями для опытов, банками с растворами. Самостоятельно он проводил всевозможные опыты, научился делать акварельные краски, изготовлял самодельные фейерверки, пугая своих домашних, которые боялись, как бы он не сжег дом. Наконец, с детства он увлекся музыкой и с каждым годом уделял ей все больше времени и внимания.

Саша Бородин учился играть на флейте, виолончели, фортепиано, а затем начал сочинять музыку: в 9 лет это была полька «Элен», в 13 лет – небольшой концерт для флейты. В 16 лет были опубликованы два произведения: фантазия для фортепиано – соло на мотив музыки И. Гуммеля и этюд «Поток».

Ученик 3.

В 17 лет Бородин отлично сдает экзамены на аттестат зрелости при, Первой петербургской гимназии, а в сентябре поступает вольнослушателем на медицинское отделение Медико-хирургической академии. Эта академия, открытая в Петербурге в конце XVIII в., ко времени поступления в нее Бородина представляла собой крупное высшее учебное заведение России и видный центр естественно-научной мысли. В числе ее профессоров были ученые с мировыми именами: хирург Н.И.Пирогов, химик Н.Н.Зинин, эмбриолог и географ К.М.Бэр, зоолог Ф.Ф.Брандт.

В 20 лет происходит знакомство Александра Бородина с профессором химии Николаем Николаевичем Зининым. Вот какой разговор произошел между ними в то время.

Ученик 4.

Бородин несколько раз приносил в лабораторию нотную бумагу, практиковался. Зинин заметил это и категорически заявил: «Кто гонится за двумя зайцами, тот поймает дохлую курицу! Не подумайте, что я вас ревную к музыке. Не во мне дело, дело в вас. Будь вы семи пядей во лбу, а начнете разбрасываться, и получится пшик. Химия ревнует вас. Она дама строгая и ни с кем своих служителей делить не собирается. Нужно выбирать: или она, или эти ваши музы».

Перед Бородиным встал вопрос выбора. Бросить музыку – все равно, что по доброй воле разучиться говорить. Потому что музыка – дар речи, самый необычный, самый полный и выразительный. Бросить музыку – как пожизненно завязать себе глаза и забыть, что есть краски, которые можно найти только в ней. И еще музыка – простор и глубина, отними их – Земля станет бедней, словно из трехмерного мира уйти в двухмерный, плоский. Он будет верен и науке, и музыке, т. к. силы его беспредельны, как ему казалось.

Учитель.

Представьте себе музыкальную атмосферу того времени. Наше время характеризуется пассивным потреблением музыки через плееры, магнитофоны, компьютеры. Тогда же было распространено домашнее музицирование. Живая музыка звучала повсюду – от скромных комнат до гостиных и салонов. Это была камерная музыка, т. е. музыка для небольших помещений, где исполнялись произведения для скрипки, виолончели; были ансамбли – трио, квартеты.

Учитель: сейчас вы услышите «Струнный квартет №1» (фрагмент)

Мне бы хотелось, чтобы вы, в своих тетрадях используя, различные цветовые гаммы нарисовали, музыкальный образ – тот, который вы представляете, слушая музыку Бородина.

Учитель.

Музыка не была добрей и покладистей химии. Музыка требовала своего прямо и жестко. Музыкой можно сказать все, не стыдясь и не скрывая, – вот он я, вот мир и моя страна, как я их вижу. Архитектура недвижима, как живопись и скульптура. Смысл музыки – движение. В этом ее кровное родство с бегущим временем, а значит, с историей.

Главным делом жизни Бородина стала опера «Князь Игорь». Ему хотелось написать оперу о мудрости и смелости, героизме русского народа. Для сюжета он выбрал «Слово о полку Игореве». Он хотел воспеть благородство, отвагу русских людей. Он верил, что темное, злое исчезнет; восторжествует великодушие и справедливость.

С тщательностью ученого композитор изучал «Слово о полку Игореве», старинные летописи, исторические исследования, рукописи русских и зарубежных авторов. Работы над оперой растянулась на многие годы.

Сейчас прозвучит ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь», вспомним - что такое ария? (ответы ребят). В этой арии князь Игорь переживает свое поражение, вспоминает о любимой жене Ярославне, которая ждет его в Путивле, и размышляет о будущем.

До последних дней своей жизни Бородин работал над этой оперой (21 год), но не успел ее закончить. Причин тому было немало. Ведь наряду с музыкой главным делом его жизни была наука. В области химии он сделал серьезные открытия. Он первый, например, нашел те химические конденсации, при помощи которых позднее стали изготавливаться пластмассы. У профессора Медико-хирургической академии почти не оставалось времени для занятий музыкой.

Но Бородин никогда не жаловался. Наоборот, веселой шуткой старался преодолеть все неполадки быта - он жил в неудобной и сырой квартире при академии, постоянно заполненной шумными родственниками, и чужими. Они поочередно бренчали на рояле и не считались с тем, что композитору нужен инструмент. Кроме того, он скрывал от всех свое недомогание: стремительно развивавшуюся болезнь сердца, о которой, как медик, не знать он не мог. Не успел завершить Бородин оперу «Князь Игорь». Сделали за него это его друзья: Н.А.Римский-Корсаков и его ученик А.К.Глазунов. Мария Васильевна Доброславина – друг семьи Бородиных – оценила это так: «Какая чистая, деятельная и прекрасная дружба – разобрать горы черновиков, эскизов, набросков, соединить их с готовыми сценами, выстроить все, что не достроил автор». 15 февраля 1887 года, в последний день масленицы, на веселом вечере у себя дома, среди гостей, у него собравшихся, среди начатого разговора, Бородин упал и мгновенно скончался от разрыва сердца. Похоронен Бородин в Александро-Невской лавре рядом со своим другом М.П.Мусоргским.

Заслуги А.П.Бородина перед Отечеством (записать в тетради)


Химия Музыка

Реакция альдольной конденсации. Опера «Князь Игорь»

Получение бензидина. Три Симфонии

«Реакция Бородина». Два квартета

Реакция уплотнения альдегидов. Сюита для фортепиано

42 научные работы. Опера-фарс «Богатыри»

18 романсов

Учитель:

Заканчивая разговор о А.П. Бородине, я не устаю восхищаться этим человеком. Сколько доброты и энергии нес в себе этот человек. Своих детей у него не было, и он взял на воспитание 3 девочек. Много смешных историй происходило с ним.

Послушайте сообщения ребят:

1 ученик: Иногда счастливые музыкальные мысли приходили к нему неожиданно, во время заседания или во время химического опыта. Бородин спешно записывал их на первом клочке бумаги. А чтобы они не стерлись, он придумал способ их закрепления: покрывал их яичным белком или желатином, а потом как белье развешивал на веревке для просушки. Было смешно и трогательно глядеть на этого большого ученого. По-ребячески гордившегося своим нехитрым изобретением.

2 ученик: Однажды известный композитор Бородин возвращался с товарищем после вечера, где он и его друзья пели и музицировали. В этот поздний час на улице было очень темно, но товарищей это не смущало, они хорошо знали дорогу и шли, оживленно беседуя. Вдруг спутник Бородина остановился в большом недоумении. Бородин, который только что шагал рядом с ним,– исчез. Ну как сквозь землю провалился. И впрямь через несколько секунд из-под земли послышались звуки флейты. Что же оказалось? Бородин, действительно провалился в открытый люк подвала. Испугавшись за флейту, которую нес с собой Бородин, едва очнувшись от падения, стал тут же проверять – не поврежден ли дорогой ему инструмент.

Учитель. А сейчас - Давайте уточним… (выберите правильный ответ)


1. Как звали жену князя Игоря Святославовича?

А. Ольга

Б. Ярославна

В. Авдотья

2. Кто из русских композиторов создал оперу "Князь Игорь"?

А.Михаил Глинка

Б.Николай Римский-Корсаков

В.Александр Бородин

3. Как называется музыкальное вступление к опере?

А. ария

Б. увертюра

В. эпилог


Давайте подумаем… (ответьте на вопрос)

1. Какой сюжет для своей оперы выбрал А.П.Бородин?

2. Почему именно этот сюжет выбрал Александр Порфирьевич Бородин для создания оперы?

3. Кто из композиторов завершил работу над оперой?

4. Как вы думаете, мешали ли Александру Бородину-ученому его занятия музыкой?

Итог:

  • сегодня на уроке мы познакомились с выдающимся композитором и учёным Александром Порфирьевичем Бородиным,

  • узнали его заслуги перед Отечеством и музыкой,

  • прослушали музыкальные фрагменты творчества композитора

  • узнали, что химия и музыка были неотъемлемой частью в жизни композитора, сумевшего так много достичь в столь, казалось бы, несовместимых областях деятельности.

Домашнее задание: составить кроссворды о композиторах, чья музыка была связана с наукой, медициной, военным делом.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Музыка или химия.

Автор: Васильева Ольга Васильевна

Дата: 24.08.2014

Номер свидетельства: 112708

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Внеклассное мероприятие "Буду химию учить". "
    ["seo_title"] => string(47) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-budu-khimiiu-uchit"
    ["file_id"] => string(6) "219390"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434133826"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Рефлексивный отчет по процессу внедрения семи модулей Программы на урок химии"
    ["seo_title"] => string(90) "rieflieksivnyi-otchiet-po-protsiessu-vniedrieniia-siemi-moduliei-proghrammy-na-urok-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "266790"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450253397"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Исследовательская работа на школьную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее»  "Воздействие музыки на человека и окружающий мир." "
    ["seo_title"] => string(160) "issliedovatiel-skaia-rabota-na-shkol-nuiu-nauchno-praktichieskuiu-konfierientsiiu-shagh-v-budushchieie-vozdieistviie-muzyki-na-chielovieka-i-okruzhaiushchii-mir"
    ["file_id"] => string(6) "224826"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439205539"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Методическая разработка урока "Путешествие в страну химию""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaputieshiestviievstranukhimiiu"
    ["file_id"] => string(6) "321070"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461220880"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Классный час на тему "Моя семья- это мое богатство" (8 класс) "
    ["seo_title"] => string(63) "klassnyi-chas-na-tiemu-moia-siem-ia-eto-moie-boghatstvo-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "215082"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432566191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства