«Музыка Средневековья»
Цели: формирование представлений о музыкальной культуре Средневековья ее отличительных особенностях; погружение в музыкальную культуру Средневековья – церковную и народную музыку, посредством прослушивания муз. произведений и просмотра видеороликов.
Урок с использованием ИКТ.
Ход урока
- Актуализация знаний прошлой темы «Музыка как вид искусства. Музыка Древних государств».
- План изучения новой темы:
- Об эпохе Средневековья.
- Два направления в музыкальной культуре.
- Инструменты и жанры средних веков.
(Первый слайд)
- Вводное слово об эпохе Средневековья.
Эпоха Средневековья (V–ХIII вв. н. э.) вошла в мировую историю как эпоха тяжелого гнета, войн, крестовых походов и всевластия римско-католической церкви, оказавшей огромное воздействие на все сферы общественного развития.
(Второй слайд)
В период средних веков в музыке развивается два направления: церковная музыкальная культура и народное творчество.
(Третий слайд)
Церковная музыка. В средние века именно храмы и монастыри были центрами образования и искусства. Монахи и священники были грамотными людьми. Все службы в католической церкви велись на латинском языке. Так же было и с музыкой. Первые музыкальные произведения, которые исполнялись в церкви, были на латыни. И до сих пор в католических храмах богослужение часто проводят на латыни. Именно в монастырях и храмах происходит становление церковного пения. Для записи музыки постепенно появляются особые знаки – ноты. Они сильно отличались от современных нот.
(Четвертый слайд)
Главным жанром средневековой церковной музыки становится Григорианский хорал.
(Показ ролика со звучанием григорианского хорала. Скачать можно тут: http://www.youtube.com/watch?v=LmUWbLNrlrY&feature=related
)
- Народное творчество представлено в двух направлениях: народное творчество странствующих музыкантов.
(Пятый слайд)
Странствующие музыканты бродили по дорогам и пели песни о том, что видели в разных уголках своей страны. Народ любил таких музыкантов. Часто это были люди, которые не только играли на музыкальных инструментах и исполняли песни, но и устраивали целые представления. Их еще называли бродячими артистами. Главная особенность их творчества – это антицерковная направленность. Песни и куплеты таких музыкантов часто носили сатирический характер: высмеивали власть и церковь. За что они часто подвергались гонениям со стороны церкви.
(Шестой слайд)
Второе направление народного творчества Светская музыка. В Средние века на западе Европы возникла позже церковной и проявилась наиболее ярко в рыцарском музыкально-поэтическом искусстве ХII – ХIII вв. Песенное творчество трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров в Германии, во многом близкое народному искусству, было прогрессивным явлением, оказавшим значительное влияние на развитие городской культуры последующих эпох – это рыцарское музыкально-поэтическое искусство.
В эпоху Средневековья появляются новые инструменты, которые представляют уж особые группы: ударные инструменты, духовые, струнные, смычковые.
(Слайды 7,8,9,)
(Показ ролика о средневековой народной музыке. Скачать можно тут: http://www.youtube.com/watch?v=3oSZbwbn7pI&feature=related
(Слайд 10)
3. Поскольку музыка Средневековья имеет два направления, то в связи с этим оформляются и основные жанры: для церкви – это месса, хорал и литургия; для народного творчества – песни, танцы, шванки (сатирические куплеты).
III. Итог урока. Слайд 11. Запись в тетрадь.