Просмотр содержимого документа
«Метр и ритм в музыке»
Воропаева Лариса Владимировна
БОУ ДО г. Омска «Дом детского творчества ОАО»
Детское объединение «Музыка для всех»
Возраст детей 6-7 лет, первый год обучения.
Тема: Метр и ритм в музыке.
Цель занятия: Развитие метроритмического слуха, как одного из основных качеств музыканта.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с новым музыкальным произведением «Скворушка прощается»;
- закрепить понятия метра и ритма в музыке;
- закрепить понятие «импровизация»;
- освоить понятия 2-х и 3-х дольного метра в музыке
Развивающие:
- формировать умение слышать и воспроизводить метр и ритм в исполняемых произведениях;
- развивать навык пения сольфеджио;
- формировать навык мелодического анализа произведения;
- развивать навыки игры на инструменте;
- развивать творческие способности учащихся в импровизации.
Воспитательные:
- формировать интерес к музыке через эмоциональное отношение к ней;
- приобщать к музыкальному творческому исполнительству.
Здоровьесберегающие:
- создавать атмосферу психологического комфорта на занятии с преобладанием положительных эмоций для оптимальной работы учащихся;
- обеспечить смену видов музыкальной деятельности учащихся.
Вид занятия:комбинированное
Методы обучения: игровой, репродуктивный.
Формы обучения: групповая, индивидуальная.
Используемые технологии: технология системно-деятельностного подхода, АМО-технологии, технологии музыкального образования: Хроморяд Белецкого, слогопись музыки.
Оборудование:
- столы и стулья для детей
- фортепиано
- синтезаторы с наушникам
- нотный стан, разноцветные нотки
- дискета с фонограммами для синтезатора
- дидактический материал (сборники песен, записанные слогописью).
Предполагаемый результат: учащиеся освоят понятия 2-х и 3-х дольного метра в музыке, получат опыт воспроизведения метра и ритма в исполняемых произведениях.
Контроль и оценка деятельности воспитанников: устная самооценка и взаимооценка воспитанников.
Предварительная работа: знакомство со сказкой о Метре и Ритме, практические задания на освоение метра и ритма в музыке, знакомство с понятием и игрой «Ритмическая импровизация». Пение сольфеджио и игра на инструменте музыкальных произведений.
Ход занятия.
Организационная часть.
Педагог. Здравствуйте, ребята.
Дети. Здравствуйте.
Ребята, а давайте мы ещё раз поздороваемся, только молча, глазами. И глазами выразим наше настроение.
Дети смотрят, широко открывая глаза и улыбаясь
Педагог. Я вижу, что у вас очень хорошее настроение, значит можно начинать занятие. Скажите, вы любите ходить в гости?
Дети. Да!
Педагог. Хорошо! Сегодня мы поедем в гости к новой песенке, но кого мы там встретим, вы должны узнать сами.
Педагог. А повезёт нас в путешествие и заодно разбудит наши пальчики песенка «Едет-едет паровоз». Давайте сядем за инструменты.
Дети садятся за музыкальные инструменты. Играют и поют песню Эрнестакса «Едет-едет паровоз».
Актуализация знаний.
Педагог. Ребята, к кому мы приехали? Тут какие-то два принца.
Педагог одевает на двух мальчиков из группы костюмы принцев (корону и накидку).
1-й мальчик: « Я самый главный в музыке. Музыки без меня не бывает».
2-й мальчик: «Нет, это я самый главный. Без меня музыки тоже не бывает».
Педагог. Принцы спорят, кто из них главнее. Кто они? Вы их узнаете? Давайте послушаем, что они ещё говорят?
1-й мальчик: «В музыке надо всё делать ровно (хлопать, стучать, шагать)».
2-й мальчик: «Нет. В музыке надо стучать все звуки и длинные, и короткие».
Педагог. Ребята, теперь вы догадались кто это?
Дети. Это принцы Метр и Ритм.
Педагог. Ребята, раз Метр и Ритм такие важные, значит тема нашего занятия сегодня…
Дети. Метр и Ритм.
Педагог. Совершенно верно мы продолжаем тему «Метр и ритм в музыке». Ребята, как бы, не старался музыкант, если он не слышит метр и ритм, он никогда не сможет красиво и правильно исполнить музыкальное произведение. Вы хотите научиться, красиво играть на инструменте?
Дети. Да.
Значит, что нам с вами надо научиться делать, какая будет цель нашего занятия?
Дети. Научиться слышать метр и ритм в наших песенках.
Педагог. Молодцы! Правильно! Цель нашего занятия: научиться слышать и воспроизводить, то есть уметь простучать метр и ритм в тех произведениях, которые мы исполняем, и выяснить, может музыка быть без них или нет.
Основная часть.
Педагог. Сегодня мы познакомимся с песней «Скворушка прощается». Написала эту песню детский композитор Тамара Попатенко. Вы знаете, что осенью птицы улетают в тёплые края. И вот одна из птичек скворец, которую мы будем ласково называть скворушка, поёт свою прощальную песню. Сейчас я вас познакомлю с ней.
Педагог знакомит детей с песней.
Педагог. Вам понравилась песня? Тогда давайте запомним слова этой песни.
Педагог произносит вслух слова песни, дети запоминают и повторяют за ним.
Педагог. А теперь давайте ещё раз, уже вместе споём нашу песню. Дети поют песню вместе с педагогом.
Педагог. Но, если мы, хотим научиться играть эту песню, то надо «перевести» её на какой язык?
Дети. Музыкальный.
Педагог. То есть, спеть именами звуков. Откройте эту песню в своих сборниках.
Дети с педагогом хором читают песню по слогописи.
Мелодический анализ произведения.
Педагог. Давайте посмотрим первые четыре строчки. Они все разные или есть одинаковые? Если, да, то назовите, какие по счёту.
Дети отмечают, что первая и третья строчки песни одинаковые.
Педагог. Ребята, запомнить эту песню очень просто, потому что она почти вся построена на опевании звуков. Опевание, это когда звук «окружается» с двух сторон соседними звуками. Посмотрите, как мы будем «окружать» звуки, сверху или снизу?
Дети. Снизу.
Педагог. Правильно. В нашей песенке мы будем звуки окружать всё время снизу. А, затем, можем возвращаться на тот звук, который окружали, а можем не возвращаться. Надо только запомнить, с какого звука начинается каждая строчка, и, что начинать играть каждую строчку мы будем правой рукой, а окружать снизу всё время левой.
Дети садятся за музыкальные инструменты. Поют вслух песню именами звуков и находят эти звуки на инструменте отдельно по строчкам, стараясь соблюдать правильную аппликатуру. Когда строчки по отдельности получились, педагог предлагает все строчки «собрать» вместе. Дети исполняют песню под автоаккомпанемент.
Педагог. На следующем занятии, мы научимся играть припев, а, теперь, ребята, давайте перейдём на стулья и вспомним, что говорил принц Метр.
Дети. В музыке надо всё делать ровно.
Педагог. Что нам надо сделать, чтобы услышать метр в песенке?
Дети. Спеть песенку и ровно простучать в ней.
Педагог. Что значит ровно?
Дети. Как тикают часы.
Педагог. Попробуем превратить наши руки в часы. Мы должны слушать, что «часы» наши «исправны» и стучат ровно одинаковыми ударами.
Дети вместе с педагогом поют песню «Скворушка прощается» сольфеджио, сопровождая пение ровными ударами.
Педагог. Молодцы. «Часы» у всех были исправные. А, интересно, сможем мы ноги превратить в «часы»?
Дети вместе с педагогом поют песню, сопровождая пение ровными шагами.
Педагог. У всех ножки слушались и шагали ровно?
Дети вместе с педагогом выясняют у кого «часы» были очень точные, а у кого спешили или опаздывали.
Педагог. Ребята, если вы будете внимательно слушать, то скоро у всех «часики» будут очень точные. Итак, что же мы сейчас с вами стучали?
Дети. Метр.
Педагог. А, что такое метр?
Дети. Ровные удары в музыке.
Педагог. Ребята, как вы думаете, может музыка быть без метра. Давайте проверим.
Педагог поёт песню на фоне неравномерных шагов, дети повторяют за ним. Дети приходят к выводу, что без метра песня не красивая.
Педагог. Смотрите, ребята, принц Метр довольный, улыбается, а принц Ритм загрустил. Что нам надо сделать, чтобы его порадовать?
Дети. Спеть песенку и ладошками поймать все звуки.
Педагог. Правильно. Но надо быть очень внимательным и не пропустить не одного звука ладошками.
Дети вместе с педагогом поют песню сольфеджио, сопровождая пение хлопками в ладоши.
Педагог. Молодцы! Вы не пропустили не одного звука. Что мы изображали?
Дети. Ритм!
Педагог. Почему это был ритм?
Дети. Потому что мы хлопали все звуки песенки и длинные, и короткие.
Педагог. Ребята, получится песенка, если у неё все звуки будут ровные? Давайте проверим.
Педагог поёт песню одинаковыми длительностями. Дети приходят к выводу, что песня не может быть без длинных и коротких звуков, то есть без ритма.
Педагог. Ребята, кто же главнее в музыке, Метр или Ритм?
Дети. Они оба главные. Без них музыки не бывает.
Педагог. Ребята, давайте, помирим Метра и Ритма. Мы научим их играть в «Ритмическую импровизацию»
Педагог. Что такое импровизация?
Дети. Сочинение на ходу.
Педагог. А, что мы будем сочинять?
Дети. Ритмы.
Педагог. Какое главное условие в этой игре?
Дети. Не останавливать ровные шаги.
Педагог. Самое сложное в этой игре не сбить ровные шаги, поэтому в конце игры вы должны сказать, у кого шаги ни разу не сбились, были от начала до конца ровные.
Игра «Ритмическая импровизация». Дети с педагогом встают вкруг.На основе равномерных шагов всех участников игры педагог, а затем все дети по очереди прохлопывают в ладоши на четыре шага какую-либо ритмическую импровизацию, дети слушают, запоминают, а затем повторяют её на следующие четыре шага, не нарушая общего беспрерывного движения
Педагог. Молодцы, ребята. С каждым разом ваши ритмы становятся всё интересней. Кто увидел, у кого шаги ни разу не сбились? А у кого иногда сбивались?
Дети отмечают, у кого шаги от начала до конца были ровные, а у кого сбивались.
Педагог. Ребята, оказывается, музыкальный метр тоже может быть разный. Тот метр, который мы сейчас шагали, называется 2-х дольный. Потому что его можно просчитать на счёт раз-два и, значит, в нём две доли. А, вот, например, есть такой танец вальс, в котором всегда 3-х дольный метр. Как вы думаете, на какой счёт мы его будем считать?
Дети. Раз-два-три.
Педагог. Правильно. В любом метре первая доля всегда сильная, значит, мы её будем выделять, то есть делать громче. В 3-х дольном метре ноги шагают следующим образом: шаг (левой) – притоп (правой) – шаг (правой). А, теперь попробуем сделать это вместе. У вас всё получится, если вы будете смотреть на меня как в зеркало.
Дети вместе с педагогом изображают 3-х дольный метр.
Педагог. Кто догадался, какую песенку мы умеем играть в 3-х дольном метре?
Дети. Вальс собачек.
Педагог. Правильно. Давайте вспомним её.
Дети вместе с педагогом поют «Вальс собачек» сольфеджио на фоне равномерных шагов.
Педагог. А теперь исполним эту песню на инструментах. Наша песенка получится красивая, если мы в ней будем слышать 3-хдольный метр и выделять сильную долю. А сильная доля, у нас всегда какая?
Дети. Первая.
Исполнение на инструменте «Вальса собачек» Артоболевской.
Дети садятся за фортепиано и синтезаторы, играют и поют сначала сольфеджио, потом со словами песенку Артоболевской «Вальс собачек» под минус.
Педагог. Ребята, наши песенки, это наши друзья, потому что они дарят нам радость. А старых друзей забывать нельзя. Давайте проверим, как мы помним Песенку крокодила Гены. Для начала споём её на «музыкальном языке» и настроим наши пальчики.
Дети вместе с педагогом поют Песенку крокодила Гены сольфеджио под минус, мысленно «играя» на фортепианной клавиатуре. Затем ансамблем исполняют её под минус на музыкальных инструментах.
Заключительная часть
Рефлексия занятия.
Педагог. Ребята, наше занятие подходит к концу. Скажите, что должен слышать музыкант, чтобы красиво и правильно исполнять музыку?
Дети. Метр и ритм.
Педагог. Как услышать метр в музыке?
Дети. Надо спеть и ровно простучать.
Педагог. Как услышать ритм в музыке?
Дети. Надо спеть музыку именами звуков и простучать в ней все звуки, длинные, и короткие.
Педагог. Можно ли говорить, кто главнее в музыке, Метр или Ритм?
Дети. Нет, они оба главные. Без них не бывает музыки.
Педагог. Что нового мы сегодня узнали?
Дети .Что метр бывает 2-х дольный и 3-х дольный.
Педагог. На какой счёт мы будем считать 2-х дольный метр?
Дети. Раз- два.
Педагог. Сколько шагов мы будем делать в 3-х дольном метре?
Дети. Три.
Педагог. Ребята, на столах лежат разноцветные нотки с разным выражением лица: смеющаяся, задумчивая, уставшая. Я скажу вам, несколько фраз, и если вы, полностью со мной согласны, вы положите на нотный стан разноцветную улыбающуюся нотку, если сомневаетесь – серую задумчивую, если не согласны - белую грустную:
мне было интересно на занятии; у меня всё получилось (цветные);
у меня были затруднения (серые);
задания показались мне очень сложными (бесцветные, т.е. белые).
Дети выбирают нотки.
Педагог. Молодцы, ребята. Сегодня я очень довольна тем, как вы работали, поэтому не могу удержаться, чтобы не добавить свою нотку.
Педагог ставит свою нотку.
Педагог. Ну, вот какая веселая разноцветная песенка у нас получилась. Спасибо вам за занятие. По вашим ноткам, я вижу, что оно было для вас интересным и плодотворным. Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу.
Дети аплодируют друг другу.
Литература:
- Белецкая Л.И. Образовательная программа «Основы музыкального времени», Омск «РЕМИС» - 2002г.;
- Белецкий С.В. Образовательная программа «Основы чтения нотного письма», Омск «РЕМИС» - 2003г.;
- О.В. Савинкова, Т.А. Полякова «Раннее музыкально-ритмическое развитие детей». – М., ООО «Престо», 2003. - Л.И. Чустова «Гимнастика музыкального слуха». – М., «Владос», 2003.
Интернетисточники:
Приложение 1.
Скворушка прощается.
Фафа Мисо Фаре Ре
Мими Мире Фа -
Фафа Мисо Фаре Ре
Сосо Софа Ля -
Ляля Соцу Ляфа Фа
Ляля Соцу Ляфа Фа
Мире Цусо Фами Ре
Ляля Лясо Ляре Ре
Осень, непогодушка.
Тополь пожелтел.
Вдруг на ветке скворушка
Песенку запел.
Припев: Ветка чуть качается,
Дождик не кончается.
С нами старый скворушка
До весны прощается.
Едет, едет паровоз.
Доре Мифа Сосо Со
Доре Мифа Сосо Со
Фафа Фа Мими Ми
Рере Рере Додо До
Едет, едет паровоз
Две трубы и сто колес
Две трубы, сто колес
Машинистом рыжий пёс.
Вальс собачек.
Фасосо Фасосо Мисосо Мисосо
Ресиси Ресиси Дододо Досиля
Фасосо Фасосо Мисосо Мисосо
Ресиси Ресиси Дододо До
Тишка, Трезор, и Полкан, и Аришка
Затеяли вместе все вальс танцевать.
Но не в лад, невпопад, закружились, упали
И начали лапки друг другу кусать.
Пусть бегут неуклюже.
Мифа Ми Ляси Доля
Мифа Ми Сидо Реси
Мифа Ми Сидо Ре
Мифа Ми - -
Ляцу Ля Мифа Соми
Ляцу Ля Реми Фаля
Софа Ля Мидо Си
Редо Ля - -
Лядо До Си -
Сире Ре До -
Доми Ми Ре -
Фами Со - -
Мисо Со Фа -
Рефа Фа Ми -
Доми Ре - Ми
- Ля - -
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования г. Омска «Дом детского творчества Октябрьского административного округа»
- изучить названия длительностей и их графическое изображение;
- сформировать понятие соотношения длительностей в два и в четыре раза;
- сформировать понятие музыкального размера в музыке.
Развивающие:
- сформировать умение считать и воспроизводить длительности при чтении нотного текста;
-
- развивать навыки игры на инструменте;
Воспитательные:
- развить коммуникативные компетенции у учащихся при работе в группе;
- приобщить к музыкальному творчеству;
Здоровьесберегающие:
- создавать атмосферу психологического комфорта на занятии.
Вид занятия:получение новых знаний.
Методы обучения: словесный, репродуктивный, проблемный.
Формы обучения: фронтальная,групповая, индивидуальная.
Используемые технологии: интерактивные технологии, ИКТ-технологии, технологии музыкального образования: «Хроморяд» Белецкого, Слогопись музыки.
Оборудование:
- фортепиано;
- синтезаторы с наушниками;
- моноблок;
- наглядное пособие с графическим изображением длительностей;
- дидактический материал с изображением длительностей;
- дидактический материал с нотным текстом;
Предварительная работа: знакомство с понятиями: нота, нотный стан, скрипичный и басовый ключи, знаки альтерации, разучивание музыки по слогописи.
Ход занятия.
1.Организационная часть.
Педагог. Здравствуйте, ребята. Вы, конечно же видите, что у меня в руках..ребята скажите что это такое, вы можете прочитать, что здесь написано? А хотели бы вы научиться читать музыкальный текст. Представьте, что через 40 минут вы сможете расшифровать этот музыкальный текст.
Вы уже знакомы с нотным станом и расположением нот на нотном стане. Но, ноты несут в себе два пласта информации: высоту звука и продолжительность звука. Высоту звука мы читать умеем. А, чтобы расшифровать продолжительность звука, необходимо знать длительности. Значит, тема нашего занятия будет называться …?
Дети. Длительности.
Педагог. Правильно, так как без знания длительностей правильно прочитать нотный текст невозможно, поэтому тема нашего сегодня занятия «Длительности». Мы познакомимся с названием длительностей. Узнаем, как они изображаются. Освоим соотношение длительностей в два и в четыре раза, и самое главное научимся считать длительности и воспроизводить их ударами руки. Всё это откроет нам возможность грамотно прочитать нотный текст.
Педагог. Таким образом, цель нашего занятия?
Дети. Научиться читать ноты.
Педагог. Совершенно верно.
«История о необычном яблоке» с сопровождением компьютерной презентации.
Педагог. Для начала, я расскажу историю о волшебном яблоке, которая поможет вам разобраться, откуда берутся длительности. Я буду рассказывать, а вы мне будете помогать. Итак, как-то раз мама зайчиха принесла своему зайчонку яблоко. Конечно, он очень обрадовался. Пока зайчонок не откусил, яблоко было, какое…?
Дети. Целое!
Педагог. Самая долгая длительность, называется целая. Вот как она изображается. Только зайчонок хотел откусить яблоко, навстречу ему бежит его братишка. Зайчонок был нежадным, поделил яблоко пополам, и у него получилось две…?
Дети. Две половинки!
Педагог. Поэтому, следующая длительность называется половинная. Чем она отличается от целой длительности?
Дети. У неё появляется палочка.
Педагог. Только зайчата хотели откусить свои половинки яблока, навстречу им выбежали двое их друзей. Зайчата поделили свои половинки яблока пополам, и у них получилось четыре…?
Дети. Четыре четвертинки.
Дети. Следующая длительность четвертная. Чем она отличается от половинной длительности?
Дети. Она чёрная.
Педагог. Только четыре зайчонка хотели откусить свои четвертинки яблока, им навстречу бегут ещё четверо зайчат. Конечно, зайчата не могли не угостить своих друзей, поделили свои четвертинки пополам и у них получилось…?
Дети. Восемь восьмушек.
Педагог. Поэтому следующая длительность называется восьмая. Чем она отличается от четвертной длительности?
Дети. У неё появляется хвостик.
Педагог. Только восемь зайчат захотели откусить свои дольки яблока, к ним прибежали в гости ещё восемь зайчат. Каждый зайчонок поделил свою восьмушечку яблока пополам, и получилось, сколько частей яблока…?
Дети. Шестнадцать.
Педагог. Следующая длительность называется шестнадцатая. Чем она отличается от восьмой?
Дети. У неё два хвостика.
Педагог. Только шестнадцать зайчат захотели откусить свои дольки яблока, к ним прибежали в гости ещё шестнадцать зайчат. Каждый зайчонок поделил свою дольку яблока пополам, и получилось, сколько частей яблока…?
Дети. Тридцать две.
Педагог. Следующая длительность, как вы догадались, называется тридцатьвторая. Чем она отличается от шестнадцатой?
Дети. У неё три хвостика.
Педагог. Вот такие щедрые оказались зайчата. Хоть дольки получились очень маленькие, но они были счастливы, что смогли угостить всех. А так как яблоко было волшебное, зайчатам хватило насытиться сполна.
3.Практическая часть.
Педагог. Ребята, оказывается длительности, которые живут рядом, отличаются в два раза, а через одну в четыре. Это значит, что в целой – две половинных или четыре четверти, в половинной – две четверти или четыре восьмых и т.д. Сейчас мы с вами договоримся, что один наш шаг равен четверти. Итак, мы шагаем четвертями и на каждый шаг делаем один хлопок. Какую длительность мы с вами изображаем?
Дети. Четверть.
Педагог. А теперь мы будем делать на каждый шаг по два хлопка. Какая длительность у нас получилась?
Дети. Восьмая.
Педагог. Почему?
Дети. Потому что в одной четверти две восьмых, так как они живут рядом.
Педагог. А теперь нам надо изобразить шестнадцатую. Значит, сколько хлопков нам надо сделать на один шаг? Правильно четыре. Почему?
Дети. Потому что четверть с шестнадцатой живут через одну, значит, отличается в четыре раза.
Таким же образом разбирается изображение хлопками на фоне равномерных шагов половинной и целой длительностей.
Педагог. Ребята, вы любите загадки? Сейчас мы с вами будем рассказывать стишок, в котором спрятаны разные длительности. Вы будете за мной точно повторять то, что я делаю и на ходу отгадывать длительности, которые в нём спрятаны.
Игра «Бьют часы».
Дети с педагогом рассказывают стишок, единовременно ровно шагая и, стуча ладошками длительности, которые меняются в стишке в порядке уменьшения. На ходу учитель спрашивает: « Какими длительностями бьют разные часы?»
Дети догадываются и отвечают: « Часы на башне – четвертными, настенные – восьмыми, ручные – шестнадцатыми, у куколки – тридцатьвторыми».
А теперь, ребята, давайте закрепим ваши воспроизводить длительности.
Вы разделитесь на две команды и будете друг другу загадывать загадки на длительности.
Дети делятся на команды, вытянув зелёный или красный кружок.
Педагог. У каждой команды есть карточки с изображением разных длительностей. Посовещавшись, вы отправляете одного человека из своей команды загадывать длительность другой команде. Вторая команда, посовещавшись, показывает карточку с изображением загаданной длительности. За правильный ответ, команда получает нотку. Победит команда, которая заработает больше таких ноток.
Педагог. Молодцы! А, теперь, я открываю перед вами нотный текст.
Педагог раздаёт каждому учащемуся лист с нотным текстом Красёва «Ёлочка».
Педагог. В каком ключе мы будем читать этот текст?
Дети. В скрипичном ключе соль.
Педагог. Правильно. Имеются ли ключевые знаки, диезы и бемоли?
Дети. Нет.
Педагог. А, вот дальше мы видим число, похожее на дробь. Это музыкальный размер. В нашей песенке размер две четверти. Верхняя цифра размера говорит, сколько долей в каждом такте. Сколько в данном случае долей?
Дети. Две.
Педагог. Правильно. А, нижняя цифра размера говорит, какой длительности доля. В нашем случае, доля равна?
Дети. Четверти.
Педагог. Итак, значит, в каждом такте нашей песенки будет?
Дети. Две четверти.
Педагог. И мы будем считать этот размер?
Дети. Раз-и-два-и.
Педагог называет детям все возможные музыкальные размеры и спрашивает, как их просчитать. Дети хором показывают.
Педагог. А теперь, ребята, давайте изобразим длительности нашей песенки.
Дети: изображают.
Педагог. Молодцы, ребята! Состязание продолжается. Но задания усложняются. Каждой команде я раздам несколько карточек, на которых изображены сразу несколько длительностей, рассчитанные на четыре шага. Первая команда выбирает по очереди одну из карточек и предлагает второй команде изобразить ладошками на фоне равномерных шагов, нарисованные на ней длительности. Вторая команда, посовещавшись, должна догадаться, как изобразить эти длительности и показать первой команде. Первая команда оценивает правильность ответа. За правильный ответ команды также получают нотку.
Дети совещаются в командах, обсуждая изображение длительностей на карточках. «Отгадывают» загадки, единовременно ровно шагая и ладошками хлопая длительности на четыре шага. Вторая команда оценивает правильность «разгадки».
Педагог. Молодцы, ребята! Давайте подведём итоги.
Выясняется, сколько ноток заработала каждая команда.
4. Рефлексия занятия.
Педагог. Что нового вы сегодня узнали?
Дети. Длительность – это звука продолжительность.
Педагог. Какие длительности отличаются в два раза?
Дети. Которые живут рядом.
Педагог. Какие длительности отличаются в четыре раза?
Дети. Те, которые живут через одну.
Педагог. Теперь вы можете на фоне ровных шагов хлопками изобразить любую длительность, значит, в следующий раз вы уже сможете грамотно прочитать нотный текст.
1.Огонёк общения.Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.
Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:
- Сегодня мне больше всего понравилось…
- Сегодня мне было сложно…
Педагог. Ребята, если бы у меня были цветы, то я каждому из вас подарила бы по большому букету, потому что вы все молодцы. Давайте, поблагодарим друг друга за хорошую работу. Дети аплодируют друг другу. Спасибо за занятие.
Приложение.
голос
Бьют
ча-
сы на
башне
хлопки
шаги
голос
Бим
бом,
бим
Бом.
хлопки
шаги
голос
А стен-
ные
побы-
стрее
хлопки
шаги
голос
Ти – ки,
та-ки,
ти-ки,
та-ки.
хлопки
шаги
голос
А руч-
ные
вслед
бегут
хлопки
шаги
голос
Ти-ки,та-ки
Ти-ки,та-ки
Ти-ки,та-ки
Ти-ки,та
хлопки
шаги
голос
А у
кукол-
ки спе-
шат
хлопки
шаги
голос
Тики-таки
Тики-таки
Тики-таки
Тики-таки
хлопки
шаги
Литература:
- Белецкая Л.И. Образовательная программа «Основы музыкального времени», Омск «РЕМИС» - 2002г.;
- Белецкий С.В. Образовательная программа «Основы чтения нотного письма», Омск «РЕМИС» - 2003г.;
Цель занятия: Развитие метроритмического слуха, как одного из основных качеств музыканта.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с новым музыкальным произведением «Скворушка прощается»;
- закрепить понятия метра и ритма в музыке;
- закрепить понятие «импровизация»;
- освоить понятия 2-х и 3-х дольного метра в музыке
Развивающие:
- формировать умение слышать и воспроизводить метр и ритм в исполняемых произведениях;
- развивать навык пения сольфеджио;
- формировать навык мелодического анализа произведения;
- развивать навыки игры на инструменте;
- развивать творческие способности обучающихся в импровизации.
Воспитательные:
- формировать интерес к музыке через эмоциональное отношение к ней;
- приобщать к музыкальному творческому исполнительству.
Здоровьесберегающие:
- создавать атмосферу психологического комфорта на занятии с преобладанием положительных эмоций для оптимальной работы учащихся;
- обеспечить смену видов музыкальной деятельности учащихся.
Вид занятия:комбинированное
Методы обучения: проблемный, репродуктивный, игровой.
Формы обучения: групповая.
Используемые технологии: технология системно-деятельностного подхода, игровые технологии, современные технологии музыкального образования: Хроморяд Белецкого, слогопись музыки.
Оборудование:
- столы и стулья для детей
- фортепиано
- синтезаторы с наушникам
- нотный стан, разноцветные нотки
- дискета с фонограммами для синтезатора
- дидактический материал (сборники песен, записанные слогописью).
Предполагаемый результат: умение слышать и воспроизводить метр и ритм при разучивании нового музыкального произведения.
Контроль и оценка деятельности воспитанников: устная самооценка и взаимооценка воспитанников.
Предварительная работа: знакомство со сказкой о Метре и Ритме, практические задания на освоение метра и ритма в музыке, знакомство с понятием и игрой «Ритмическая импровизация». Пение сольфеджио и игра на инструменте музыкальных произведений.
Ход занятия.
Организационная часть.
Педагог. Здравствуйте, ребята. Вы любите ходить в гости?
Дети. Да!
Педагог. Хорошо! Сегодня мы поедем в гости к новой песенке, но кого мы там встретим, вы должны узнать сами.
Педагог. А повезёт нас в путешествие и заодно разбудит пальчики наша песенка «Едет-едет паровоз». Давайте сядем за инструменты.
Дети садятся за музыкальные инструменты. Играют и поют песню Эрнестакса «Едет-едет паровоз».
Актуализация знаний.
Педагог. Ребята, к кому мы приехали? Тут какие-то два принца. (Выходят два мальчика, одетые в костюмы принцев).
1-й мальчик: « Я самый главный в музыке. Музыки без меня не бывает».
2-й мальчик: «Нет, это я самый главный. Без меня музыки тоже не бывает».
Педагог. Принцы спорят, кто из них главнее. Кто они? Вы их узнаете? Давайте послушаем, что они ещё говорят?
1-й мальчик: «В музыке надо всё делать ровно (хлопать, стучать, шагать)».
2-й мальчик: «Нет. В музыке надо стучать все звуки и длинные, и короткие».
Педагог. Ребята, теперь вы догадались кто это?
Дети. Это принцы Метр и Ритм.
Педагог. Ребята, раз Метр и Ритм такие важные, значит тема нашего занятия сегодня…
Дети. Метр и Ритм.
Педагог. Совершенно верно тема нашего занятия «Метр и ритм в музыке». Ребята, как бы, не старался музыкант, если он не слышит метр и ритм, он никогда не сможет красиво и правильно исполнить музыкальное произведение. Вы хотите научиться, красиво играть на инструменте?
Дети. Да.
Значит, что нам с вами надо научиться делать, какая будет цель нашего занятия?
Дети. Научиться слышать метр и ритм в наших песенках.
Педагог. Молодцы! Правильно! Цель нашего занятия: научиться слышать и воспроизводить, то есть уметь простучать метр и ритм в нашей новой песенке и выяснить, может музыка быть без них или нет.
Основная часть.
Педагог. Сегодня мы познакомимся с песней «Скворушка прощается». Написала эту песню детский композитор Тамара Попатенко. Вы знаете, что осенью птицы улетают в тёплые края. И вот одна из птичек скворец, которую мы будем ласково называть скворушка, поёт свою прощальную песню. Сейчас я вас познакомлю с ней.
Педагог исполняет песню на музыкальном синтезаторе с автоаккомпанементом.
Педагог. Вам понравилась песня? Тогда давайте начнём её разучивать. Для начала запомним слова этой песни.
Педагог произносит вслух слова песни, дети запоминают и повторяют за ним.
Педагог. А теперь давайте ещё раз, уже вместе споём нашу песню. Дети поют песню вместе с педагогом.
Педагог. Но, если мы, хотим научиться играть эту песню, то надо «перевести» её на какой язык?
Дети. Музыкальный.
Педагог. То есть, спеть именами звуков. Откройте в своих сборниках эту песенку.
Дети с педагогом хором читают песню по слогописи.
Мелодический анализ произведения.
Педагог. Давайте посмотрим первые четыре строчки. Они все разные или есть одинаковые? Если, да, то назовите, какие по счёту.
Дети отмечают, что первая и третья строчки песни одинаковые.
Педагог. Ребята, запомнить эту песню очень просто, потому что она почти вся построена на опевании звуков. Опевание, это когда звук «окружается» с двух сторон соседними звуками. Посмотрите, как мы будем «окружать» звуки, сверху или снизу?
Дети. Снизу.
Педагог. Правильно. В нашей песенке мы будем звуки окружать всё время снизу. А, затем, можем возвращаться на тот звук, который окружали, а можем не возвращаться. Надо только запомнить, с какого звука начинается каждая строчка, и, что начинать играть каждую строчку мы будем правой рукой, а окружать снизу всё время левой.
Дети садятся за музыкальные инструменты. Поют вслух песню именами звуков и находят эти звуки на инструменте отдельно по строчкам, стараясь соблюдать правильную аппликатуру. Когда строчки по отдельности получились, педагог предлагает все строчки «собрать» вместе. Дети исполняют песню под автоаккомпанемент.
Педагог. На следующем занятии, мы научимся играть припев, а, теперь, ребята, давайте перейдём на стулья и вспомним, что говорил принц Метр.
Дети. В музыке надо всё делать ровно.
Педагог. Что нам надо сделать, чтобы услышать метр в песенке?
Дети. Спеть песенку и ровно простучать в ней.
Педагог. Что значит ровно?
Дети. Как тикают часы.
Педагог. Попробуем превратить наши руки в часы. Мы должны слушать, что «часы» наши «исправны» и стучат ровно одинаковыми ударами.
Дети вместе с педагогом поют песню «Скворушка прощается» сольфеджио, сопровождая пение ровными ударами.
Педагог. Молодцы. «Часы» у всех были исправные. А, интересно, сможем мы ноги превратить в «часы»?
Дети вместе с педагогом поют песню, сопровождая пение ровными шагами.
Педагог. У всех ножки слушались и шагали ровно?
Дети вместе с педагогом выясняют у кого «часы» были очень точные, а у кого спешили или опаздывали.
Педагог. Ребята, если вы будете внимательно слушать, то скоро у всех «часики» будут очень точные. Итак, что же мы сейчас с вами стучали?
Дети. Метр.
Педагог. А, что такое метр?
Дети. Ровные удары в музыке.
Педагог. Ребята, как вы думаете, может музыка быть без метра. Давайте проверим.
Педагог поёт песню на фоне неравномерных шагов, дети повторяют за ним. Дети приходят к выводу, что без метра песня не красивая.
Педагог. Смотрите, ребята, принц Метр довольный, улыбается, а принц Ритм загрустил. Что нам надо сделать, чтобы его порадовать?
Дети. Спеть песенку и ладошками поймать все звуки.
Педагог. Правильно. Но надо быть очень внимательным и не пропустить не одного звука ладошками.
Дети вместе с педагогом поют песню сольфеджио, сопровождая пение хлопками в ладоши.
Педагог. Молодцы! Вы не пропустили не одного звука. Что мы изображали?
Дети. Ритм!
Педагог. Почему это был ритм?
Дети. Потому что мы хлопали все звуки песенки и длинные, и короткие.
Педагог. Ребята, получится песенка, если у неё все звуки будут ровные? Давайте проверим.
Педагог поёт песню одинаковыми длительностями. Дети приходят к выводу, что песня не может быть без длинных и коротких звуков, то есть без ритма.
Педагог. Ребята, кто же главнее в музыке, Метр или Ритм?
Дети. Они оба главные. Без них музыки не бывает.
Педагог. Ребята, давайте, помирим Метра и Ритма. Мы научим их играть в «Ритмическую импровизацию»
Педагог. Что такое импровизация?
Дети. Сочинение на ходу.
Педагог. А, что мы будем сочинять?
Дети. Ритмы.
Педагог. Какое главное условие в этой игре?
Дети. Не останавливать ровные шаги.
Педагог. Самое сложное в этой игре не сбить ровные шаги, поэтому в конце игры вы должны сказать, у кого шаги ни разу не сбились, были от начала до конца ровные.
Игра «Ритмическая импровизация». Дети с педагогом встают вкруг.На основе равномерных шагов всех участников игры педагог, а затем все дети по очереди прохлопывают в ладоши на четыре шага какую-либо ритмическую импровизацию, дети слушают, запоминают, а затем повторяют её на следующие четыре шага, не нарушая общего беспрерывного движения
Педагог. Молодцы, ребята. С каждым разом ваши ритмы становятся всё интересней. Кто увидел, у кого шаги ни разу не сбились? А у кого иногда сбивались?
Дети отмечают, у кого шаги от начала до конца были ровные, а у кого сбивались.
Педагог. Ребята, оказывается, музыкальный метр тоже может быть разный. Тот метр, который мы сейчас шагали, называется 2-х дольный. Потому что его можно просчитать на счёт раз-два и, значит, в нём две доли. А, вот, например, есть такой танец вальс, в котором всегда 3-х дольный метр. Как вы думаете, на какой счёт мы его будем считать?
Дети. Раз-два-три.
Педагог. Правильно. В любом метре первая доля всегда сильная, значит, мы её будем выделять, то есть делать громче. В 3-х дольном метре ноги шагают следующим образом: шаг (левой) – притоп (правой) – шаг (правой). А, теперь попробуем сделать это вместе. У вас всё получится, если вы будете смотреть на меня как в зеркало.
Дети вместе с педагогом изображают 3-х дольный метр.
Педагог. Кто догадался, какую песенку мы умеем играть в 3-х дольном метре?
Дети. Вальс собачек.
Педагог. Правильно. Давайте вспомним её.
Дети вместе с педагогом поют «Вальс собачек» сольфеджио на фоне равномерных шагов.
Педагог. А теперь исполним эту песню на инструментах. Наша песенка получится красивая, если мы в ней будем слышать 3-хдольный метр и выделять сильную долю. А сильная доля, у нас всегда какая?
Дети. Первая.
Исполнение на инструменте «Вальса собачек» Артоболевской.
Дети садятся за фортепиано и синтезаторы, играют и поют сначала сольфеджио, потом со словами песенку Артоболевской «Вальс собачек» под минус.
Педагог. Ребята, наши песенки, это наши друзья, потому что они дарят нам радость. А старых друзей забывать нельзя. Давайте проверим, как мы помним Песенку крокодила Гены. Для начала споём её на «музыкальном языке» и настроим наши пальчики.
Дети вместе с педагогом поют Песенку крокодила Гены сольфеджио под минус, мысленно «играя» на фортепианной клавиатуре. Затем ансамблем исполняют её под минус на музыкальных инструментах.
Заключительная часть
Рефлексия занятия.
Педагог. Ребята, наше занятие подходит к концу. Скажите, что должен слышать музыкант, чтобы красиво и правильно исполнять музыку?
Дети. Метр и ритм.
Педагог. Как услышать метр в музыке?
Дети. Надо спеть и ровно простучать.
Педагог. Как услышать ритм в музыке?
Дети. Надо спеть музыку именами звуков и простучать в ней все звуки, длинные, и короткие.
Педагог. Можно ли говорить, кто главнее в музыке, Метр или Ритм?
Дети. Нет, они оба главные. Без них не бывает музыки.
Педагог. Что нового мы сегодня узнали?
Дети .Что метр бывает 2-х дольный и 3-х дольный.
Педагог. На какой счёт мы будем считать 2-х дольный метр?
Дети. Раз- два.
Педагог. Сколько шагов мы будем делать в 3-х дольном метре?
Дети. Три.
Педагог. Ребята, на столах лежат разноцветные нотки с разным выражением лица: смеющаяся, задумчивая, уставшая. Я скажу вам, несколько фраз, и если вы, полностью со мной согласны, вы положите на нотный стан разноцветную улыбающуюся нотку, если сомневаетесь – серую задумчивую, если не согласны - белую уставшую:
мне было интересно на занятии; у меня всё получилось (цветные);
у меня затруднения (серые);
задания показались мне очень сложными (бесцветные, т.е. белые).
Дети выбирают нотки.
Педагог. Молодцы, ребята. Сегодня я очень довольна тем, как вы работали, поэтому не могу удержаться, чтобы не посадить свою нотку.
Педагог ставит свою нотку.
Педагог. Ну, вот какая веселая песенка у нас получилась. Спасибо вам за занятие. По вашим ноткам, я вижу, что оно было для вас интересным и плодотворным. Давайте поблагодарим друг друга за хорошую работу.
Дети аплодируют друг другу.
Литература:
- Белецкая Л.И. Образовательная программа «Основы музыкального времени», Омск «РЕМИС» - 2002г.;
- Белецкий С.В. Образовательная программа «Основы чтения нотного письма», Омск «РЕМИС» - 2003г.;