kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Легкая и серьезная музыка в искусстве и жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Легкая и серьезная музыка в искусстве и жизни.

Цель: способствовать пониманию сущности легкой и серьезной музыки, установить их сходства и различия, раскрыть их предназначение в искусстве и в жизни.

Задачи:

Обучающий компонент:

- научить определять сходство и различие легкой и серьезной  музыки;

Развивающий компонент:

- развивать вокально-хоровые  навыки:-

-точное  интонирование мелодии;

- метро -ритм.

Воспитывающий компонент:

-воспитывать культуру слушания легкой и серьезной музыки.

Методы:

-методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;(словесные  - беседа, рассказ);

- наглядно-слуховые;

- наглядно-зрительные;

- проблемно-поисковые;

- метод выявления сходства и различия;

- метод погружения;

- метод соучастия.

Оборудование:

Интерактивная доска, презентация, музыкальный материал: М. Глинка опера «Иван Сусанин» фрагмент Арии «Ты взойдешь моя заря», Р.Роджерс мюзикл «Звуки музыки»

Тема: Легкая и серьезная музыка в искусстве и жизни.

Цель: способствовать пониманию сущности легкой и серьезной музыки, установить их сходства и различия, раскрыть их предназначение в искусстве и в жизни.

Задачи:

Обучающий компонент:

- научить определять сходство и различие легкой и серьезной  музыки;

Развивающий компонент:

- развивать вокально-хоровые  навыки:-

-точное  интонирование мелодии;

- метро -ритм.

Воспитывающий компонент:

-воспитывать культуру слушания легкой и серьезной музыки.

Методы:

-методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;(словесные  - беседа, рассказ);

- наглядно-слуховые;

- наглядно-зрительные;

- проблемно-поисковые;

- метод выявления сходства и различия;

- метод погружения;

- метод соучастия.

Оборудование:

Интерактивная доска, презентация, музыкальный материал: М. Глинка опера «Иван Сусанин» фрагмент Арии «Ты взойдешь моя заря», Р.Роджерс мюзикл «Звуки музыки»

Просмотр содержимого документа
«Легкая и серьезная музыка в искусстве и жизни.»

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Старооскольский педагогический колледж»










Конкурсный урок


Легкая и серьезная музыка в искусстве и жизни.










Выполнила:

Лукьянова Елена Васильевна

преподаватель фортепиано, частных методик






Старый Оскол, 2019г.

Интердоска

Тема: Легкая и серьезная музыка в искусстве и жизни.

Цель: способствовать пониманию сущности легкой и серьезной музыки, установить их сходства и различия, раскрыть их предназначение в искусстве и в жизни.

Задачи:

Обучающий компонент:

- научить определять сходство и различие легкой и серьезной музыки;

Развивающий компонент:

- развивать вокально-хоровые навыки:-

-точное интонирование мелодии;

- метро -ритм.

Воспитывающий компонент:

-воспитывать культуру слушания легкой и серьезной музыки.

Методы:

-методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;(словесные - беседа, рассказ);

- наглядно-слуховые;

- наглядно-зрительные;

- проблемно-поисковые;

- метод выявления сходства и различия;

- метод погружения;

- метод соучастия.

Оборудование:

Интерактивная доска, презентация, музыкальный материал: М. Глинка опера «Иван Сусанин» фрагмент Арии «Ты взойдешь моя заря», Р.Роджерс мюзикл «Звуки музыки»


1.Организационный момент урока:

1. Здравствуйте, меня зовут Анна Владимировна. Сегодня я проведу урок музыки .

II. Актуализация знаний:

1.Беседа- сообщение.

Огромный мир музыкального искусства удивителен и многообразен, содержание которого зашифровано в жанрах . анее вы уже знакомились с различными жанрами на уроках музыки:

Интердоска

Выберите виды жанров из перечня определений:

Песня, симфония, образ, опера, драматургия, балет, форма, содержание, мюзикл.

В музыкальных жанрах накоплен огромный ассоциативный опыт, вызывающий у слушателя определенные образы и представления :

- под звуки вальса невольно хочется что делать?;

- звучание марша побуждают нас к чему?;

Можно продолжить и далее ассоциативный ряд:

- мюзикл ассоциируем с?

- оперу -ассоциируем с ?.

Вы достаточно легко можете определить жанр, но как в многообразии жанров определить, какая музыка предназначена для отдыха, развлечения, а какая для концертного прослушивания? Какая «легкая», а какая «серьезная» музыка? Например, что представляется нам, когда мы слышим песню, оперу или мюзикл? СУСАНИН. РОДЖЕРС


2.Слушание фрагментов фрагмент арии Ивана Сусанина из оперы М.

Сядьте поудобней и приготовьтесь прослушать два фрагмента.В чем сходство и различие опорных слов:

М. Глинка ария Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин».

Р. Роджерс- мюзикл «Звуки музыки» ария Марии «Козопас».

ВИДЕОФИЛЬМЫ


Интердоска

Сравнительная характеристика двух жанров – опера и мюзикл:

-вокал;

-театральный спектакль;

-оркестровое сопровождение;

-драматургия;

-серьезность;

-декорации;

-движение;

- развлекательность;

-легко воспринимается на слух;

- требует определенных знаний для восприятия.

Мюзикл:

-театральный спектакль;

-декорации,

-движение;

-вокал;

-танец;

-легко воспринимается на слух;

-настроение легкое , развлекательное;

Опера:

-театральный спектакль;

-декорации,

-движение;

-вокал;

-танец;

- настроение серьезное ;

- требует определенных музыкальных знаний для слушания.

Найдите сходства и различия оперы и мюзикла?

-где исполняют произведение (концертный зал, вечеринка,праздник, театральный зал, на отдыхе);

-доступность;

-содержание музыки, которое определяет ее предназначение.

3. Закрепление- работа с учебником

Задание :

-Назовите наиболее яркое отличие оперы от мюзикла?

- Жанр мюзикла отнесем к легкой или серьезной музыке?

Интердоска

Лёгкая музыка – это музыка, доступная восприятию широких масс слушателей и предназначенная для развлекательных целей и отдыха.

Первичное закрепление материала

-Жанр оперы отнесем к легкой или серьезной музыке?

Интердоска

Серьезная музыка - это музыка требующая определённой подготовки слушателя , достаточный слуховой опыт.

. Серьезная музыка- это богатейшее наследие мирового искусства, в котором отразилась мировая история человечества- всей жизни.

Задание:

Найдите подтверждение данного высказывания в учебнике на стр. 12 (слушание оперы вызывает чувство сопричастности к истории своего народа)

-Почему композиторы и в опере и в мюзикле используют в большей степени пение? (самый доступный и понятный жанр песня, в которой слова и музыка помогают раскрыть то, о чем хотел сказать композитор)

Обратимся к песне Александра Ермолова «Волшебный мир искусства». Внимательно проследите за текстом песни и музыкальным сопровождением и тогда вы сможете ответить на вопрос

- О чем хотел нам рассказать автор песни?

Исполняю песню А.Ермолова «» под собственный аккомпанемент.

Крткий анализ поизведения.

-О каких видах искусства поется в песне?

-Какой вид искусства наиболее соответствует нашему уроку музыки?

- Какое настроение создает прослушанное музыкальное произведение?

Интердоска

Опорные слова определения настроения музыкального произведения:

1. Вдохновенный;

2. Жестокий;

3. Одухотворенный;

4. Пасмурный;

5. Торжественный;

6. Зловещий;

7. Благородный


Вдохновенное, энергичное, чувственное, минорное, мажорное, легкое , танцевальное, светлое, проникновенное, грустное, задумчивое, созерцательное, печальное.

- Какие слова песни могут стать подтверждением данного настроение?

Настроение данного произведения -созерцательно-проникновенное, которое помогло композитору воспеть красоту и великую силу искусства вообще и в частности –музыки . Именно такое настроение , художественный замысел мы постараемся передать в процессе разучивания песни.

4. Разучивание песни А. Ермолова, сл. Ксении Кряжевой «Волшебный мир искусства»

На экране слова песни.

Волшебный мир искусства.

У истока реки зародился сюжет,

По страницам перо закружилось.

Всё, что думал и чувствовал добрый поэт,

На бумаге теперь отразилось.

Припев:

Волшебный мир искусства –

Мир, полный вдохновения.

Волшебный мир искусства –

Художника творение.

Волшебный мир искусства

Волнует наши чувства,

К себе зовёт волшебный мир искусства,

К себе зовёт волшебный мир искусства.

На чудесной палитре цветное пятно,

С мягкой кисточки краска струится.

Разрисует художник своё полотно, -

На картине появятся лица.

Припев

Звуки музыки льются из наших сердец,

Нотный стан в лёгком вальсе кружится.

Звонкой трелью зальётся пернатый певец, -

Скоро новая песня родится.

Припев (2 раза)

(

Показ песни под собственный аккомпанемент.

Этапы работы над песней:

-разучивание мелодии припева со словами -интонирование квинт, секст, септим;

-работа над метро-ритмическим рисунком – деликатным исполнением синкоп;

-работа над активным коротким дыханием, точными цезурами.

-работа над сильными и слабыми долями - распевание гласных;

-работа над фразировкой.

- исполнение полностью куплета (учитель) припева (учителя и учащихся) песни

Беседа:

- найдите подтверждение в словах песни, что искусство и музыка воспевают и отражают саму жизнь?

(У истока реки зародился сюжет,

Звонкой трелью зальётся пернатый певец, -

Скоро новая песня родится.)

- при помощи чего вам удалось передать замысел композитора изобразить волшебный мир искусства?

Искусство вообще и музыка в частности рождены самой жизнью, являются ее отражением. Музыка-это один из видов искусства, влияющий на мысли, чувства, помыслы, поступки, действия человека. Докажите это словами песни?

Волшебный мир искусства

Художника творение.

Волнует наши чувства,



III. Изучение нового материала.

1.Сравнительная характеристика легкой и серьезной музыки.

2.Слушание: А. Скрябин Прелюдия и С. Джоплин «Регтайм клинового листа» (исполнение на фортепиано и синтезаторе).

1. Рассказ учителя.

В наше время удивительным образом смешались самые разнообразные стили, направления, виды и жанры музыкального искусства. Нас окружает и серьезная музыка различных жанров и направлений и легкая, эстрадная музыка, поп-музыка, рок-музыка, джазовая, авторская песня. Среди многообразия видов музыкального искусства заметное место занимают жанры и формы «лёгкой» и серьезной музыки, с которой мы встречаемся ежедневно в радио- и телепередачах, в кино и в аудиозаписи, на концерте, в театре и кино, в быту. . Лёгкая музыка проникает в повседневный быт людей (поэтому её часто называют бытовой музыкой). Вместе с тем она широко используется и на эстраде в специальных концертах, поэтому называется также эстрадной музыкой.

Интердоска

Лёгкая музыка – это музыка, доступная восприятию широких масс слушателей и предназначенная для развлекательных целей и отдыха.

Первичное закрепление материала

Интердоска

Серьезная музыка - это музыка требующая определённой подготовки слушателя , достаточный слуховой опыт.


Важно определить при слушании музыкального произведения, что нам хочется делать - хочется двигаться под музыку, в такт, или сосредоточенно вслушиваться в музыку и в свои ощущения? Легкая музыка дает человеку возможность отдохнуть от забот, развлечься, потанцевать, Характерные её черты – несложное содержание, доходчивая легко запоминающаяся мелодия, простота формы.

А серьезная музыка позволяет найти ответы на многие вопросы извечных тем: добра и зла, любви и ненависти, дружбы и вражды, войны и мира. Серьезная музыка организует нас, дисциплинирует, позволяет задуматься о смысле жизни и предполагает владение определенными музыкальными знаниями, глубокую работу ума и сердца.

.И серьезная музыка, и легкая музыка, если она эстетичная, художественная -- воспевают красоту, правдиво отражают действительность нашей жизни. Человеческая жизнь включает в себя не только отдых и развлечение, но и труд, размышление над смыслом жизни, умственную деятельность. Значит и серьезная музыка тоже должна присутствовать, как отражение окружающей действительности. Серьезная музыка обогащает нашу жизнь, делает ее наполненной, глубокой, воспитывает силу духа, вдохновляет на серьезные дела, на созидание

-Какое определение можно дать серьезной музыке?

- Предложите свой вариант определения легкой музыки?

В процессе диалога обсуждаем и выводим определения. Сравниваем с научными определениями, которое даётся в музыкальном словаре.

2.Слушание инструментальных миниатюр :

Предлагаю и вам услышать и оценить.

Прозвучат две фортепианные миниатюры. И вам предстоит выяснить к легкой или серьезной музыке мы можем их отнести?

На интердоске: портрет А Скрябина

Прелюдия № 14

Предлагаю послушать Прелюдию № 14 А. Скрябина.

А. Скрябин родился в семье студента Московского университета, ставшего затем видным дипломатом, Мать композитора Любовь Петровна талантливой пианисткой, окончившей с отличием Санкт-Петербургскую консерваторию именно от матери, Саша унаследовал музыкальные способности Уже в пять лет он умел играть на фортепиано, позже проявил интерес к композиции. По семейной традиции был отдан в 2-й Московский кадетский корпус, окончив кадетский корпус, Скрябин поступил в Московскую консерваторию По окончании консерватории Скрябин хотел связать свою жизнь с карьерой концертирующего пианиста, но был приглашён на должность профессора Московской консерватории, преподавал в женском Екатерининском институте, ночерез год он оставляет преподавательскую деятельность, так как она сильно отвлекала его от собственного творчества. А. Скрябин является автором богатейшего музыкального наследия . Его творчество отличает особый колорит и неповторимость , порывистость и страстность

данное произведение можно отнести к фортепианной миниатюре (франц. miniature, итал. miniatura) - небольшая музыкальная пьеса, чаще всего для фортепиано, но может быть написана и для других инструментов, для камерных ансамблей, оркестра. Нередко миниатюры носят названия, определяющие характер их музыки, указывающие на их жанровую принадлежность. Расцвет миниатюры связан с периодом музыкального романтизма (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Ф. Шопен) ; жанр миниатюры широко распространён и в современной музыке А. Скрябин является автором богатейшего музыкального наследия . Его творчество отличает особый колорит и неповторимость , порывистость и страстность

На интердоске: портрет С. Джоплин

«Регтайм клинового листа».


Слушание С. Джоплин «Регтайм клинового листа».

Среди современных музыкальных течений джаз занимает одно из значительных мест. Название джаз происходит от английского слова jazz, означающее ободряющий выкрик у негров. Родина джаза – Америка. Именно там, в негритянской среде, на рубеже XIX – XX вв. возникла джазовая музыка. Отличает её, искусство импровизации, в котором ведущая роль принадлежит ритму, метрической пульсации, получившей название бит (от английского удар, биение), ярким представителем джаза является Скотт Джоплин, он родился в 1867 году в штате Техас. С ранних лет проявил склонность к музыке. Уже 11 годам свободно играл на фортепиано и импровизировал. Скотт Джоплин известен как композитор и пианист, автор многочисленных регтаймов. Синкопированность и ритмический драйв музыки Джоплина подкупили городских жителей, рэгтаймы выражали подлинную энергетику тогдашних американских городов. Именно произведение «Регтайм клинового листа»принесло ему славу короля регтайма. Он был тем композитором, который подарил Америке ее национальную музыку.

Какие опорные слова относятся к Прелюдии №14 и к «Регтайму клинового листа»?

На экране интерактивной доски

Таблица опорных слов:

-развлекательная;

-серьезная;

-концертная;

-для отдыха;

-инструментальный жанр;

-симфонический жанр;

Сравнительная таблица легкой и серьезной музыки:

Учащиеся определяют жанр произведения.

И приходят к выводу, что прелюдия А. Скрябина- это жанр инструментальной серьезной музыки, а произведение С.Джоплина «Регтайм клинового листа» - относится к инструментальной легкой музыке.

-Как вы думаете, какое произведение реально мы можем исполнить с вами вместе?

Исполнение на синтезаторе с классом С.Джоплина «Регтайм клинового листа».

Задачи перед исполнением:

-точное исполнение сильной доли и синкопы.

-импровизация движений.

Вам удалось создать атмосферу праздника и непринужденности,

Полученные сегодня знания по легкой и серьезной музыке вы сможете закрепить не только на последующих уроках , но и в процессе домашнего прослушивания музыкальных произведений, при посещении концертов.

IV. Закрепление изученного материала:

Предлагаю и вам стать активными слушателями нашего импровизированного мини-концерта, или беседы у рояля и проверить свои знания по легкой и серьезной музыке.

На экране интерактивной доски портрет Владимира Дашкевича

Увертюра к кинофильму «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»

Мне хочется начать с фрагмента произведения московского композитора, известног нам по многим отечественным кинофильмам- Владимира Дашкевича «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» по сюжету Конан Дойля .Приготовьтесь к слушанию, постарайтесь проникнуться настроением произведения и ответьте:

-может ли это произведение звучать в каких -либо жизненных ситуациях?

На экране интерактивной доски портрет Н.Дремлюг

«Лирическая пьеса».

Фрагмент следующего произведения принадлежит перу украинского композитора Н.Дремлюг, автор фортепианных произведений для детей и юношества, вошедших в хрестоматийный материал для детских музыкальных школ его миниатюры отличаются особым очарованием, неповторимым колоритом, лиризмом примером такой миниатюры может служить «Лирическая пьеса».

Вопрос перед слушанием:

-можно ли это произведение считать серьезной музыкой, может ли оно звучать на концерте?

На экране интерактивной доски портрет Ф.Черчилля

Вальс из кинофильма «Мост Ватерлоо»

Вальс из кинофильма «Мост Ватерлоо» Ф.Черчилля

написанный на мелодию старинной шотландской песни, сразу после выхода на экран знаменитого фильма завоевал всемирную популярность у зрителей и у слушателей. Удивительно проникновенная, чарующая музыка воссоздает кадры из фильма, где влюбленная пара танцует под аккомпанемет камерного оркестра, при свечах, которые каждый музыкант гасит уходя, после исполнения своей партии. Неизгладимое впечатление от романтического вечера надолго остается с нами.

-может ли вальс, написанный для кино звучать в других ситуациях?


V. Итог урока.

Наша беседа подошла к концу, а вместе с ней и урок.

Рефлексия

-Какое музыкальное произведение, прозвучавшее в уроке вам больше всего запомнилось?

-С какого возраста можно слушать серьезную музыку?

-Зачем нам нужна легкая и серьезная музыка?

- Какие знания ты приобрел на уроке ( что нового вы узнали сегодня на уроке)?

-Какой фрагмент урока вам был наиболее интересен?

-По каким признакам мы определяем принадлежность к легкой музыке?

-Какие признаки характеризуют серьезную музыку?

-Какие прослушанные произведения вы отнесете к легкой музыке?

На экране интерактивной доски

Домашнее задание:

1.Какой музыке вы отдаете большее предпочтение? Укажите название произведения, композитора, исполнителя?.

2.Напишите небольшое сочинение «Музыка в моей жизни».

Оценивание:

Считаешь ли ты себя знатоком музыки?

Выход под музыку:

Е Крылатов «Мы дети солнца ».

Спасибо за совместную творческую работу.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Легкая и серьезная музыка в искусстве и жизни.

Автор: Лукьянова Елена Васильевна

Дата: 29.03.2019

Номер свидетельства: 505274

Похожие файлы

object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Легкая и серьезная музыка в искусстве и жизни"
    ["seo_title"] => string(49) "legkaia_i_sereznaia_muzyka_v_iskusstve_i_zhizni_1"
    ["file_id"] => string(6) "505275"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1553876811"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Жанры полифонической музыки. Фуга"
    ["seo_title"] => string(36) "zhanry_polifonichieskoi_muzyki_fugha"
    ["file_id"] => string(6) "389000"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486472492"
  }
}
object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Тема: «Современные бальные танцы - это искусство или спорт?» "
    ["seo_title"] => string(60) "tiema-sovriemiennyie-bal-nyie-tantsy-eto-iskusstvo-ili-sport"
    ["file_id"] => string(6) "150505"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420487786"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) ""Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки" "
    ["seo_title"] => string(75) "ispol-zovaniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "175736"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424310870"
  }
}
object(ArrayObject)#859 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Лекция "Природа в музыке П. И. Чайковского" "
    ["seo_title"] => string(45) "liektsiia-priroda-v-muzykie-p-i-chaikovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "236894"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444191988"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства