kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Методика обучения игры на ложках»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить детей владеть различными приёмами игры на ложках.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Методика обучения игры на ложках»»


«Методика обучения игры на ложках»

(для воспитанников ЦРТРД «Светлячок»)



Подготовил

Педагог дополнительного образования

Куриленко Нина Николаевна


Цель:

  • Научить детей владеть различными приёмами игры на ложках;

Задача:

  • соблюдать общую динамику, темп;

  • пользоваться динамическими оттенками;

  • своевременно заканчивать и начинать игру;


При игре на ложках обращаем внимание детей на посадку:

посадка на 1/2 стула (не глубокая посадка), ноги вместе – «стульчиком», спина ровная – выпрямленная. Ложки держатся правой рукой у самого края черенков, между черенками вставлен указательный палец, выпуклостями ложки обращены друг другу (спинками друг к другу). Зажим ложек не сильный.


Содержание работы:

Данная методика распределена  в   определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников Центра раннего творческого развития детей «Светлячок». Постепенно, от занятия к занятию усложняя музыкальный материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в группе и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.        

Методы работы:

  • Объяснительно-иллюстративный

            (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).

  • Репродуктивный

          (разучивание, закрепление материала).

  • Исследовательский

            (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

  • Метод побуждения к сопереживанию

            (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).

  • Метод поисковых ситуаций

            (побуждение детей к творческой и практической деятельности).


Схема обучения игре на ложках дошкольников.

Занятие 1

  • Прослушивание записи мелодии на носителе.

  • Определяем её характер, отмечаем динамические оттенки: громкое и тихое звучание.

  • Прослушивание мелодии в фортепианном исполнении – аккомпанемент, педагог исполняет ритмический рисунок на ложках.

Занятие 2

  • Игра на ложках без музыкального сопровождения, отработка индивидуальной техники исполнения, определённого рисунка.

  • Отработка темпа мелодии.

Занятия 3-4.

  • Закрепление полученных навыков.

  • Игра в парах, по подгруппам.

Занятие 5

  • Закрепление полученных навыков.

  • Игра в парах, по подгруппам, отработка динамических оттенков.

Занятие 6.

  • Закрепление полученных навыков.

  • Включение в игру всей группы.

Занятие 7

  • Выполнение движений на одном уровне.

  • Учим одновременно начинать и заканчивать игру.

Занятие 8

  • Развитие чувства ансамбля, активность детей.

  • Игра с музыкальным сопровождением и без него с включением в игру ударных инструментов (трещоток, музыкальных молоточков, треугольников).


Рекомендации по обучению игре на ударных инструментах

     Деревянные ложки особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на ложках не требует длительного времени и специальной подготовки.

     При игре на ложках главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творить чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.

     Ложки следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.

    Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.

     Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на трещотке (прием игры «Волна»), с ними проводится игра-разминка «Шофер»: они имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или перед тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.

     





Приемы игры на двух  ложках

        

    Ударяют одной ложкой о другую.

Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

    «Маятник»   - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника.    Ударяют    тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

     «Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

        «Трещотка» самый  распространенный  исполнительский  прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

        «Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

        «Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

        «Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево,  вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;

        «Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;

        «Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

        «Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

        «Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

        «Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

        «Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.


Примерный репертуар

на ложках

  1. «Барыня» русская народная песня.

  2. «Во саду ли, в огороде» русская народная песня.

  3. «Улыбка» музыка Шаинского.

  4. «Несет Галя воду» украинская народная мелодия.

  5. «Антошка» музыка Шаинского.

  6. «Валенка» русская народная песня.

  7. «Кадриль» русская народная мелодия.

  8. «Я на гору шла» русская народная песня.

  9.  «Во кузнице» русская народная песня.

  10.  «На зеленом лугу» русская народная песня.


ЛОЖКИ РАСПИСНЫЕ


1. Приготовили ладошки,(повороты вправо-влево на весь куплет). 
А в ладошках - чудо ложки. 
Ручки озорные, 
Ложки расписные (показывают ложки). 
Припев: 
Тук-тук, перестук, 
Покатился звонкий стук! 
Тук-тук, перестук. 
Покатился звонкий стук! (стучат в ложки) 
2. Мы стучать в них не устали,(повороты вправо-влево) 
Даже ножки заплясали. 
Ножки озорные, 
Ложки расписные! 
Припев тот же: (перетопы) 
3. Прыгать мы умеем ловко,(повороты вправо-влево). 
Пляшут ложки над головкой. 
Ложки расписные, 
Детки озорные! 
Припев тот же: (прыжки на 2-х ногах). 
4. Что-то мы плясать устали, 
даже ложки замолчали. 
Спрячем их за спинку, 
Сделаем `пружинку` (прячут ложки). Припев на слог `Ля` (выполняют `пружинку`)

5. Ложки вверх подняли дружно, 
Поклониться всем нам нужно, 
Вот как вас мы удивили, 
Вот как вас повеселили! 
Припев: 
Тук-тук, раз два раз 
Наш закончен перепляс! 
Тук-тук, раз два раз 
Постарались мы для вас! 

                   


ТАНЕЦ С ЛОЖКАМИ

1-й куплет

В ложки бей, бей, бей,

Ложкой бей веселей.

Спинкой ложечкой ударь

Еще сильней.

Дети бьют ритмично ложкой о ложку перед собой. 
2-й куплет

Ложки вверх подними

и ударь: раз два, три.

Спинкой ложечки ударь,

И опять опусти.

Дети поднимают ложки вверх и ритмично стучат ими. Опускают ложки.

3-й куплет

Сядь на корточки

И по полу постучи.

Раз-два, раз-два,

Подниматься пора.

Дети садятся на корточки и стучат обеими ложками по полу. Поднимаются на ноги.

4-й куплет

Тихо стукнем о живот.

Ложка песню не поет.

Что-то шепчет ложка,

Слышен звук немножко.

Дети стучат обеими ложками о животик.

5-й куплет

В ложки бей, бей, бей,

Ложкой бей веселей.

Спинкой ложечкой ударь

Еще сильней.

Дети ритмично стучат ложкой о ложку перед собой.







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баренбойм Л.А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа», 1987 г.

  2. Бухарева И.С. «Диагностика  и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста», 2002 г.

  3. Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.

  4. Ветлугина Н.А. «Художественное творчество в детском саду», 1974 г.

  5. Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 200 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
«Методика обучения игры на ложках»

Автор: Куриленко Нина Николаевна

Дата: 16.02.2021

Номер свидетельства: 573281

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Особенности использования технологий арт-терапии и здоровьесбережения в процессе музыкального обучения "
    ["seo_title"] => string(121) "osobiennosti-ispol-zovaniia-tiekhnologhii-art-tierapii-i-zdorov-iesbieriezhieniia-v-protsiessie-muzykal-nogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "147587"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419433577"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Музыкально-дидактические игры в развитии певческих навыков у детей"
    ["seo_title"] => string(76) "muzykal-no-didaktichieskiie-ighry-v-razvitii-pievchieskikh-navykov-u-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "297130"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456147625"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект занятия по обучению детей татарскому языку. Тема: «Тосле чынаяклар» "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-zaniatiia-po-obuchieniiu-dietiei-tatarskomu-iazyku-tiema-toslie-chynaiaklar"
    ["file_id"] => string(6) "113524"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410368333"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Инновационные технологии в воспитании и развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"
    ["seo_title"] => string(96) "innovatsionnyietiekhnologhiivvospitaniiirazvitiidoshkolnikovsintielliektualnoiniedostatochnostiu"
    ["file_id"] => string(6) "283627"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453864765"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Инновационные технологии в воспитании и развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью"
    ["seo_title"] => string(97) "innovatsionnyietiekhnologhiivvospitaniiirazvitiidoshkolnikovsintielliektualnoiniedostatochnostiu1"
    ["file_id"] => string(6) "283628"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453864772"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства