Особенности использования технологий арт-терапии и здоровьесбережения в процессе музыкального обучения
Особенности использования технологий арт-терапии и здоровьесбережения в процессе музыкального обучения
Особенности использования технологий арт-терапии
и здоровьесбережения в процессе
музыкального обучения.
«Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А.Сухомлинский
В связи с модернизацией и переходом на ФГОС перед общеобразовательной школой сегодня стоят серьезные и важные проблемы:
-организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению обучающихся;
-включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья.
Цель технологии - освоение методов и приемов арт-терапии, музыкотерапии в процессе разнообразных видов музыкально-практической деятельности. Планируемые результаты - включение в деятельность учителя музыки технологий арт-терапии, ее методик и практик для достижения здоровьесберегающего эффекта на музыкальных занятиях.
Во все времена у разных народов в качестве «средств исцеления» от различных болезней и тревожных состояний использовались музыка, пение, танец, рисование, создание скульптуры, участие в театрализованных действиях, магических ритуалов и многое другое.
Любое произведение искусства воздействует на человека, прежде всего психологически, формирует у него здоровую психику
Гиппокраи использовал в своей медицинской практике воздействие музыки на больного
Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе.
Ян Амос Коменский ввел музыкальное искусство в число обязательных школьных предметов
Поиск путей сохранения здоровья, поддержания позитивного эмоционального тонуса, работоспособности учащихся в школе сегодня представлены крайне актуальными. Неслучайно целый ряд исследований посвящен проблеме арт-терапии в педагогической деятельности. Арт-терапия или лечение творчеством – популярный и очень эффективный метод в расширении психологических проблем. Арт-терапия связана с раскрытием внутренних сил человека и позволяет многое:
- развивать в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление;
- самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим;
- развивать ценные социальные навыки (в групповой работе);
- повышать самооценку, что ведет к укреплению личной идентичности;
- развивать навыки принимать решения;
- расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства;
- заняться искусством и реализовать свою способность к творчеству.
Основой для арт-терапии является художественная деятельность ребенка, посредством которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии человека. На своих уроках музыки я использую музыкотерапию. Музыкотерапия - это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.
В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:
- психосоматическое (лечебное воздействие на функции организма);
-психотерапевтическое (коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).
Арт-терапевтические технологии, применяемые на уроках музыки позволяют: создать комфортную обстановку для обучения, нормализовать основные функции организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы, и др.; стимулировать слуховую активность при восприятии музыки, оздоровить голосовой аппарат в процессе пения, развить функции различных органов в процессе музицирования, улучшить координацию движений под музыку через мимическую, пальчиковую гимнастику; пластическое интонирование музыкальных пьес, свободное дирижирование, драматизацию образов народного фольклора и др.
Рассмотрим виды музыкально-практической деятельности учащихся и их оздоровительные функции:
1.Восприятие музыки, а также размышления о ней производят терапевтический эффект: - для создания позитивного эмоционального настроя, когда ученики входят после перемены в кабинет, поставить фоновую музыку.
- классические композиции способствуют повышению жизненного тонуса, улучшают настроение и самочувствие.
- ритмичная музыка насытит организм энергией, поможет почувствовать прилив бодрости и новых сил.
Целесообразно также под слушание музыки представить видеосъемку о природе, о знаменитых городах, культурных центрах Европы, архитектуру соборов и храмов. Мелодии музыкальных композиций обладают лечебным эффектом: снимают негативные эмоции, успокаивают нервы и очень благоприятно воздействуют на общее состояние детей, приводят их к состоянию гармонии с внешним и внутренним миром.
2. Вокально-хоровая деятельность.
Сегодня известны методики обучения пению, которые направленные на оздоровление детей средствами вокалотерапии (Л.А.Венгрус, Г.П.Стулова, С.В.шушарджан и др.). Исследования врачей – отоларингологов подтверждают, что имеющиеся у детей заболевания голосовых связок (узелки, несмыкание, мышечные спазмы гортани) провоцируют дискомфорт при пении, сиплый и форсированный звук. Поэтому основной задачей является формирование естественного вокального звука и его корректировка. Во-первых, укрепление примарной зоны звучания голосов (легкий, полетный, свободно льющейся).
Во-вторых, расширение певческого дыхания, с помощью которого усиливается кровоснабжение клеток и тканей различных органов.
В-третьих, активизация артикуляционного аппарата исполнителей, развитие дикции, правильное произношение гласных и согласных звуков, что сделает речь учеников более яркой и выразительной.
В-четвертых, к осознанному и выразительному исполнению песенного репертуара, которое будет способствовать эмоциональному раскрепощению, отстранение от житейских забот, радостных чувств от коллективного музицирования. Все это влияет на развитие самооценки собственной деятельности.
3. Музыкально-пластические движения и пластическое интонирование также могут создавать на музыкальных занятиях арт-терапевтический эффект. Известно, что одной из проблем общего развития младших школьников, является проблема расстройства вестибулярно-двигательного аппарата, что влечет за собой нарушение моторики движений, их координации с музыкой. Поэтому в процессе реализации, на уроках музыки используются разнообразные музыкальные игры, пластические этюды, разыгрывание народных песен, имитация игры на музыкальных инструментах, инсценировки и т.д. Использование вышеизложенных форм двигательной активности, а также движение шага, элементов танца, свободного дирижирования не только поможет освоению простейших жанров музыки - песен, танцев, марша, но и активизирует их моторно-двигательную сферу, снимет мышечную зажатость, усталость.
4.Инструментальное музицирование предполагает использование на музыкальных занятиях игру на простейших музыкальных инструментах:
- духовых - свистульки, свирели;
- ударных - ложки, маракасы, бубны, барабаны и т.п.;
- клавишных - ксилофон, металлофон, синтезатор.
В процессе составления простейших ритмических импровизаций у ребят формируется чувство ритма, метроритмическая пульсация, что соотносится с биологическими ритмами, что служит согласованию действий разных рецепторов – слуховых, тактильных, зрительных.
5. Импровизация разного рода - речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные и др., также можно рассматривать как средство арт-терапевтического действия. Импровизация реализует потребность человека в свободном самовыражении, раскрепощает его физически и эмоционально, снимая мышечную напряженность, комплекс публичного представления результата импровизации, дает возможность коллективного создания импровизаций разного рода, что усиливает позитивную мотивацию на коммуникацию в процессе музыкальной деятельности.
При внедрении технологий арт-терапии, музыкотерапии как средства здоровьесбережения учащихся в школе происходит повышение общего культурного развития их художественно - эстетических взглядов, развитие эмпатии, оценка психических состояний и контроль над эмоциями, адаптация в социальной среде и адекватное ее восприятие, повышение личностного статуса, развитие творческого потенциала
Все это дает возможность обеспечить школьнику сохранение его здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности использования технологий арт-терапии и здоровьесбережения в процессе музыкального обучения »
Особенности использования технологий арт-терапии
и здоровьесбережения в процессе
музыкального обучения.
«Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А.Сухомлинский
В связи с модернизацией и переходом на ФГОС перед общеобразовательной школой сегодня стоят серьезные и важные проблемы:
-организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению обучающихся;
-включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья.
Цель технологии - освоение методов и приемов арт-терапии, музыкотерапии в процессе разнообразных видов музыкально-практической деятельности. Планируемые результаты - включение в деятельность учителя музыки технологий арт-терапии, ее методик и практик для достижения здоровьесберегающего эффекта на музыкальных занятиях.
Во все времена у разных народов в качестве «средств исцеления» от различных болезней и тревожных состояний использовались музыка, пение, танец, рисование, создание скульптуры, участие в театрализованных действиях, магических ритуалов и многое другое.
Любое произведение искусства воздействует на человека, прежде всего психологически, формирует у него здоровую психику
Гиппокраи использовал в своей медицинской практике воздействие музыки на больного
Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе.
Ян Амос Коменский ввел музыкальное искусство в число обязательных школьных предметов
Поиск путей сохранения здоровья, поддержания позитивного эмоционального тонуса, работоспособности учащихся в школе сегодня представлены крайне актуальными. Неслучайно целый ряд исследований посвящен проблеме арт-терапии в педагогической деятельности. Арт-терапия или лечение творчеством – популярный и очень эффективный метод в расширении психологических проблем. Арт-терапия связана с раскрытием внутренних сил человека и позволяет многое:
- развивать в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление;
- самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим;
- развивать ценные социальные навыки (в групповой работе);
- повышать самооценку, что ведет к укреплению личной идентичности;
- развивать навыки принимать решения;
- расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства;
- заняться искусством и реализовать свою способность к творчеству.
Основой для арт-терапии является художественная деятельность ребенка, посредством которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии человека. На своих уроках музыки я использую музыкотерапию. Музыкотерапия - это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.
В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:
- психосоматическое (лечебное воздействие на функции организма);
-психотерапевтическое (коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).
Арт-терапевтические технологии, применяемые на уроках музыки позволяют: создать комфортную обстановку для обучения, нормализовать основные функции организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы, и др.; стимулировать слуховую активность при восприятии музыки, оздоровить голосовой аппарат в процессе пения, развить функции различных органов в процессе музицирования, улучшить координацию движений под музыку через мимическую, пальчиковую гимнастику; пластическое интонирование музыкальных пьес, свободное дирижирование, драматизацию образов народного фольклора и др.
Рассмотрим виды музыкально-практической деятельности учащихся и их оздоровительные функции:
1.Восприятие музыки, а также размышления о ней производят терапевтический эффект: - для создания позитивного эмоционального настроя, когда ученики входят после перемены в кабинет, поставить фоновую музыку.
- классические композиции способствуют повышению жизненного тонуса, улучшают настроение и самочувствие.
- ритмичная музыка насытит организм энергией, поможет почувствовать прилив бодрости и новых сил.
Целесообразно также под слушание музыки представить видеосъемку о природе, о знаменитых городах, культурных центрах Европы, архитектуру соборов и храмов. Мелодии музыкальных композиций обладают лечебным эффектом: снимают негативные эмоции, успокаивают нервы и очень благоприятно воздействуют на общее состояние детей, приводят их к состоянию гармонии с внешним и внутренним миром.
2. Вокально-хоровая деятельность.
Сегодня известны методики обучения пению, которые направленные на оздоровление детей средствами вокалотерапии (Л.А.Венгрус, Г.П.Стулова, С.В.шушарджан и др.). Исследования врачей – отоларингологов подтверждают, что имеющиеся у детей заболевания голосовых связок (узелки, несмыкание, мышечные спазмы гортани) провоцируют дискомфорт при пении, сиплый и форсированный звук. Поэтому основной задачей является формирование естественного вокального звука и его корректировка. Во-первых, укрепление примарной зоны звучания голосов (легкий, полетный, свободно льющейся).
Во-вторых, расширение певческого дыхания, с помощью которого усиливается кровоснабжение клеток и тканей различных органов.
В-третьих, активизация артикуляционного аппарата исполнителей, развитие дикции, правильное произношение гласных и согласных звуков, что сделает речь учеников более яркой и выразительной.
В-четвертых, к осознанному и выразительному исполнению песенного репертуара, которое будет способствовать эмоциональному раскрепощению, отстранение от житейских забот, радостных чувств от коллективного музицирования. Все это влияет на развитие самооценки собственной деятельности.
3. Музыкально-пластические движения и пластическое интонирование также могут создавать на музыкальных занятиях арт-терапевтический эффект. Известно, что одной из проблем общего развития младших школьников, является проблема расстройства вестибулярно-двигательного аппарата, что влечет за собой нарушение моторики движений, их координации с музыкой. Поэтому в процессе реализации, на уроках музыки используются разнообразные музыкальные игры, пластические этюды, разыгрывание народных песен, имитация игры на музыкальных инструментах, инсценировки и т.д. Использование вышеизложенных форм двигательной активности, а также движение шага, элементов танца, свободного дирижирования не только поможет освоению простейших жанров музыки - песен, танцев, марша, но и активизирует их моторно-двигательную сферу, снимет мышечную зажатость, усталость.
4.Инструментальное музицирование предполагает использование на музыкальных занятиях игру на простейших музыкальных инструментах:
- духовых - свистульки, свирели;
- ударных - ложки, маракасы, бубны, барабаны и т.п.;
- клавишных - ксилофон, металлофон, синтезатор.
В процессе составления простейших ритмических импровизаций у ребят формируется чувство ритма, метроритмическая пульсация, что соотносится с биологическими ритмами, что служит согласованию действий разных рецепторов – слуховых, тактильных, зрительных.
5. Импровизация разного рода - речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные и др., также можно рассматривать как средство арт-терапевтического действия. Импровизация реализует потребность человека в свободном самовыражении, раскрепощает его физически и эмоционально, снимая мышечную напряженность, комплекс публичного представления результата импровизации, дает возможность коллективного создания импровизаций разного рода, что усиливает позитивную мотивацию на коммуникацию в процессе музыкальной деятельности.
При внедрении технологий арт-терапии, музыкотерапии как средства здоровьесбережения учащихся в школе происходит повышение общего культурного развития их художественно - эстетических взглядов, развитие эмпатии, оценка психических состояний и контроль над эмоциями, адаптация в социальной среде и адекватное ее восприятие, повышение личностного статуса, развитие творческого потенциала
Все это дает возможность обеспечить школьнику сохранение его здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.