kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности использования технологий арт-терапии и здоровьесбережения в процессе музыкального обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Особенности использования технологий арт-терапии

и здоровьесбережения в процессе

музыкального обучения.

«Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский

 

 

В связи с модернизацией и переходом на ФГОС перед общеобразовательной школой сегодня стоят серьезные и важные проблемы:

-организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению обучающихся;

-включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья.

Цель технологии - освоение методов и приемов арт-терапии, музыкотерапии в процессе разнообразных видов музыкально-практической деятельности. Планируемые результаты - включение в деятельность учителя музыки технологий арт-терапии, ее методик и практик для достижения здоровьесберегающего эффекта на музыкальных занятиях.

Во все времена у разных народов в качестве «средств исцеления» от различных болезней и тревожных состояний использовались музыка, пение, танец, рисование, создание скульптуры, участие в театрализованных действиях, магических ритуалов и многое другое.

 

Любое произведение искусства воздействует на человека, прежде всего психологически, формирует у него здоровую психику

Гиппокраи использовал в своей медицинской практике воздействие музыки на больного

Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе.

Ян Амос Коменский ввел музыкальное искусство в число обязательных школьных предметов

Поиск путей сохранения здоровья, поддержания позитивного эмоционального тонуса, работоспособности учащихся в школе сегодня представлены крайне актуальными. Неслучайно целый ряд исследований посвящен проблеме арт-терапии в педагогической деятельности. Арт-терапия или лечение творчеством – популярный и очень эффективный метод в расширении психологических проблем. Арт-терапия связана с раскрытием внутренних сил человека и позволяет многое:

- развивать в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление;

- научиться общаться (используя изобразительные, двигательные, звуковые средства);

- самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим;

- развивать ценные социальные навыки (в групповой работе);

- повышать самооценку, что ведет к укреплению личной идентичности;

- развивать навыки принимать решения;

- расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства;

- заняться искусством и реализовать свою способность к творчеству.

Основой для арт-терапии является художественная деятельность ребенка, посредством которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии человека. На своих уроках музыки я использую музыкотерапию. Музыкотерапия - это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.

 В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

- психосоматическое (лечебное воздействие на функции организма);

-психотерапевтическое (коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).

Арт-терапевтические технологии, применяемые на уроках музыки позволяют: создать комфортную обстановку для обучения, нормализовать основные функции организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы, и др.; стимулировать слуховую активность при восприятии музыки, оздоровить голосовой аппарат в процессе пения, развить функции различных органов в процессе музицирования, улучшить координацию движений под музыку через мимическую, пальчиковую гимнастику; пластическое интонирование музыкальных пьес, свободное дирижирование, драматизацию образов народного фольклора и др.

Рассмотрим виды музыкально-практической деятельности учащихся и их оздоровительные функции:

1.Восприятие музыки, а также размышления о ней производят терапевтический эффект: - для создания позитивного эмоционального настроя, когда ученики входят после перемены в кабинет, поставить фоновую музыку.

- классические композиции способствуют повышению жизненного тонуса, улучшают настроение и самочувствие.

- ритмичная музыка насытит организм энергией, поможет почувствовать прилив бодрости и новых сил.

Целесообразно также под слушание музыки представить видеосъемку о природе, о знаменитых городах, культурных центрах Европы, архитектуру соборов и храмов. Мелодии музыкальных композиций обладают лечебным эффектом: снимают негативные эмоции, успокаивают нервы и очень благоприятно воздействуют на общее состояние детей, приводят их к состоянию гармонии с внешним и внутренним миром.

2. Вокально-хоровая деятельность.

 Сегодня известны методики обучения пению, которые направленные на оздоровление детей средствами вокалотерапии (Л.А.Венгрус, Г.П.Стулова, С.В.шушарджан и др.). Исследования врачей – отоларингологов подтверждают, что имеющиеся у детей заболевания голосовых связок (узелки, несмыкание, мышечные спазмы гортани) провоцируют дискомфорт при пении, сиплый и форсированный звук. Поэтому основной задачей является формирование естественного вокального звука и его корректировка. Во-первых, укрепление примарной зоны звучания голосов (легкий, полетный, свободно льющейся).

Во-вторых, расширение певческого дыхания, с помощью которого усиливается кровоснабжение клеток и тканей различных органов.

В-третьих, активизация артикуляционного аппарата исполнителей, развитие дикции, правильное произношение гласных и согласных звуков, что сделает речь учеников более яркой и выразительной.

В-четвертых, к осознанному и выразительному исполнению песенного репертуара, которое будет способствовать эмоциональному раскрепощению, отстранение от житейских забот, радостных чувств от коллективного музицирования. Все это влияет на развитие самооценки собственной деятельности.

3. Музыкально-пластические движения и пластическое интонирование также могут создавать на музыкальных занятиях арт-терапевтический эффект. Известно, что одной из проблем общего развития младших школьников, является проблема расстройства вестибулярно-двигательного аппарата, что влечет за собой нарушение моторики движений, их координации с музыкой. Поэтому в процессе реализации, на уроках музыки используются разнообразные музыкальные игры, пластические этюды, разыгрывание народных песен, имитация игры на музыкальных инструментах, инсценировки и т.д. Использование вышеизложенных форм двигательной активности, а также движение шага, элементов танца, свободного дирижирования не только поможет освоению простейших жанров музыки - песен, танцев, марша, но и активизирует их моторно-двигательную сферу, снимет мышечную зажатость, усталость.

4.Инструментальное музицирование предполагает использование на музыкальных занятиях игру на простейших музыкальных инструментах:

- духовых - свистульки, свирели;

- ударных - ложки, маракасы, бубны, барабаны и т.п.;

- клавишных - ксилофон, металлофон, синтезатор.

В процессе составления простейших ритмических импровизаций у ребят формируется чувство ритма, метроритмическая пульсация, что соотносится с биологическими ритмами, что служит согласованию действий разных рецепторов – слуховых, тактильных, зрительных.

5. Импровизация разного рода - речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные и др., также можно рассматривать как средство арт-терапевтического действия. Импровизация реализует потребность человека в свободном самовыражении, раскрепощает его физически и эмоционально, снимая мышечную напряженность, комплекс публичного представления результата импровизации, дает возможность коллективного создания импровизаций разного рода, что усиливает позитивную мотивацию на коммуникацию в процессе музыкальной деятельности.

При внедрении технологий арт-терапии, музыкотерапии как средства здоровьесбережения учащихся в школе происходит повышение общего культурного развития их художественно - эстетических взглядов, развитие эмпатии, оценка психических состояний и контроль над эмоциями, адаптация в социальной среде и адекватное ее восприятие, повышение личностного статуса, развитие творческого потенциала

Все это дает возможность обеспечить школьнику сохранение его здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности использования технологий арт-терапии и здоровьесбережения в процессе музыкального обучения »

Особенности использования технологий арт-терапии

и здоровьесбережения в процессе

музыкального обучения.

«Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский



В связи с модернизацией и переходом на ФГОС перед общеобразовательной школой сегодня стоят серьезные и важные проблемы:

-организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению обучающихся;

-включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья.

Цель технологии - освоение методов и приемов арт-терапии, музыкотерапии в процессе разнообразных видов музыкально-практической деятельности. Планируемые результаты - включение в деятельность учителя музыки технологий арт-терапии, ее методик и практик для достижения здоровьесберегающего эффекта на музыкальных занятиях.

Во все времена у разных народов в качестве «средств исцеления» от различных болезней и тревожных состояний использовались музыка, пение, танец, рисование, создание скульптуры, участие в театрализованных действиях, магических ритуалов и многое другое.


Любое произведение искусства воздействует на человека, прежде всего психологически, формирует у него здоровую психику

Гиппокраи использовал в своей медицинской практике воздействие музыки на больного

Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе.

Ян Амос Коменский ввел музыкальное искусство в число обязательных школьных предметов

Поиск путей сохранения здоровья, поддержания позитивного эмоционального тонуса, работоспособности учащихся в школе сегодня представлены крайне актуальными. Неслучайно целый ряд исследований посвящен проблеме арт-терапии в педагогической деятельности. Арт-терапия или лечение творчеством – популярный и очень эффективный метод в расширении психологических проблем. Арт-терапия связана с раскрытием внутренних сил человека и позволяет многое:

- развивать в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление;

- научиться общаться (используя изобразительные, двигательные, звуковые средства);

- самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим;

- развивать ценные социальные навыки (в групповой работе);

- повышать самооценку, что ведет к укреплению личной идентичности;

- развивать навыки принимать решения;

- расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства;

- заняться искусством и реализовать свою способность к творчеству.

Основой для арт-терапии является художественная деятельность ребенка, посредством которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии человека. На своих уроках музыки я использую музыкотерапию. Музыкотерапия - это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.

В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

- психосоматическое (лечебное воздействие на функции организма);

-психотерапевтическое (коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).

Арт-терапевтические технологии, применяемые на уроках музыки позволяют: создать комфортную обстановку для обучения, нормализовать основные функции организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы, и др.; стимулировать слуховую активность при восприятии музыки, оздоровить голосовой аппарат в процессе пения, развить функции различных органов в процессе музицирования, улучшить координацию движений под музыку через мимическую, пальчиковую гимнастику; пластическое интонирование музыкальных пьес, свободное дирижирование, драматизацию образов народного фольклора и др.

Рассмотрим виды музыкально-практической деятельности учащихся и их оздоровительные функции:

1.Восприятие музыки, а также размышления о ней производят терапевтический эффект: - для создания позитивного эмоционального настроя, когда ученики входят после перемены в кабинет, поставить фоновую музыку.

- классические композиции способствуют повышению жизненного тонуса, улучшают настроение и самочувствие.

- ритмичная музыка насытит организм энергией, поможет почувствовать прилив бодрости и новых сил.

Целесообразно также под слушание музыки представить видеосъемку о природе, о знаменитых городах, культурных центрах Европы, архитектуру соборов и храмов. Мелодии музыкальных композиций обладают лечебным эффектом: снимают негативные эмоции, успокаивают нервы и очень благоприятно воздействуют на общее состояние детей, приводят их к состоянию гармонии с внешним и внутренним миром.

2. Вокально-хоровая деятельность.

Сегодня известны методики обучения пению, которые направленные на оздоровление детей средствами вокалотерапии (Л.А.Венгрус, Г.П.Стулова, С.В.шушарджан и др.). Исследования врачей – отоларингологов подтверждают, что имеющиеся у детей заболевания голосовых связок (узелки, несмыкание, мышечные спазмы гортани) провоцируют дискомфорт при пении, сиплый и форсированный звук. Поэтому основной задачей является формирование естественного вокального звука и его корректировка. Во-первых, укрепление примарной зоны звучания голосов (легкий, полетный, свободно льющейся).

Во-вторых, расширение певческого дыхания, с помощью которого усиливается кровоснабжение клеток и тканей различных органов.

В-третьих, активизация артикуляционного аппарата исполнителей, развитие дикции, правильное произношение гласных и согласных звуков, что сделает речь учеников более яркой и выразительной.

В-четвертых, к осознанному и выразительному исполнению песенного репертуара, которое будет способствовать эмоциональному раскрепощению, отстранение от житейских забот, радостных чувств от коллективного музицирования. Все это влияет на развитие самооценки собственной деятельности.

3. Музыкально-пластические движения и пластическое интонирование также могут создавать на музыкальных занятиях арт-терапевтический эффект. Известно, что одной из проблем общего развития младших школьников, является проблема расстройства вестибулярно-двигательного аппарата, что влечет за собой нарушение моторики движений, их координации с музыкой. Поэтому в процессе реализации, на уроках музыки используются разнообразные музыкальные игры, пластические этюды, разыгрывание народных песен, имитация игры на музыкальных инструментах, инсценировки и т.д. Использование вышеизложенных форм двигательной активности, а также движение шага, элементов танца, свободного дирижирования не только поможет освоению простейших жанров музыки - песен, танцев, марша, но и активизирует их моторно-двигательную сферу, снимет мышечную зажатость, усталость.

4.Инструментальное музицирование предполагает использование на музыкальных занятиях игру на простейших музыкальных инструментах:

- духовых - свистульки, свирели;

- ударных - ложки, маракасы, бубны, барабаны и т.п.;

- клавишных - ксилофон, металлофон, синтезатор.

В процессе составления простейших ритмических импровизаций у ребят формируется чувство ритма, метроритмическая пульсация, что соотносится с биологическими ритмами, что служит согласованию действий разных рецепторов – слуховых, тактильных, зрительных.

5. Импровизация разного рода - речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные и др., также можно рассматривать как средство арт-терапевтического действия. Импровизация реализует потребность человека в свободном самовыражении, раскрепощает его физически и эмоционально, снимая мышечную напряженность, комплекс публичного представления результата импровизации, дает возможность коллективного создания импровизаций разного рода, что усиливает позитивную мотивацию на коммуникацию в процессе музыкальной деятельности.

При внедрении технологий арт-терапии, музыкотерапии как средства здоровьесбережения учащихся в школе происходит повышение общего культурного развития их художественно - эстетических взглядов, развитие эмпатии, оценка психических состояний и контроль над эмоциями, адаптация в социальной среде и адекватное ее восприятие, повышение личностного статуса, развитие творческого потенциала

Все это дает возможность обеспечить школьнику сохранение его здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Егорова Любовь Юрьевна

Дата: 24.12.2014

Номер свидетельства: 147587


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства