kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности использования технологий арт-терапии и здоровьесбережения в процессе музыкального обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Особенности использования технологий арт-терапии

и здоровьесбережения в процессе

музыкального обучения.

«Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский

 

 

В связи с модернизацией и переходом на ФГОС перед общеобразовательной школой сегодня стоят серьезные и важные проблемы:

-организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению обучающихся;

-включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья.

Цель технологии - освоение методов и приемов арт-терапии, музыкотерапии в процессе разнообразных видов музыкально-практической деятельности. Планируемые результаты - включение в деятельность учителя музыки технологий арт-терапии, ее методик и практик для достижения здоровьесберегающего эффекта на музыкальных занятиях.

Во все времена у разных народов в качестве «средств исцеления» от различных болезней и тревожных состояний использовались музыка, пение, танец, рисование, создание скульптуры, участие в театрализованных действиях, магических ритуалов и многое другое.

 

Любое произведение искусства воздействует на человека, прежде всего психологически, формирует у него здоровую психику

Гиппокраи использовал в своей медицинской практике воздействие музыки на больного

Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе.

Ян Амос Коменский ввел музыкальное искусство в число обязательных школьных предметов

Поиск путей сохранения здоровья, поддержания позитивного эмоционального тонуса, работоспособности учащихся в школе сегодня представлены крайне актуальными. Неслучайно целый ряд исследований посвящен проблеме арт-терапии в педагогической деятельности. Арт-терапия или лечение творчеством – популярный и очень эффективный метод в расширении психологических проблем. Арт-терапия связана с раскрытием внутренних сил человека и позволяет многое:

- развивать в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление;

- научиться общаться (используя изобразительные, двигательные, звуковые средства);

- самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим;

- развивать ценные социальные навыки (в групповой работе);

- повышать самооценку, что ведет к укреплению личной идентичности;

- развивать навыки принимать решения;

- расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства;

- заняться искусством и реализовать свою способность к творчеству.

Основой для арт-терапии является художественная деятельность ребенка, посредством которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии человека. На своих уроках музыки я использую музыкотерапию. Музыкотерапия - это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.

 В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

- психосоматическое (лечебное воздействие на функции организма);

-психотерапевтическое (коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).

Арт-терапевтические технологии, применяемые на уроках музыки позволяют: создать комфортную обстановку для обучения, нормализовать основные функции организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы, и др.; стимулировать слуховую активность при восприятии музыки, оздоровить голосовой аппарат в процессе пения, развить функции различных органов в процессе музицирования, улучшить координацию движений под музыку через мимическую, пальчиковую гимнастику; пластическое интонирование музыкальных пьес, свободное дирижирование, драматизацию образов народного фольклора и др.

Рассмотрим виды музыкально-практической деятельности учащихся и их оздоровительные функции:

1.Восприятие музыки, а также размышления о ней производят терапевтический эффект: - для создания позитивного эмоционального настроя, когда ученики входят после перемены в кабинет, поставить фоновую музыку.

- классические композиции способствуют повышению жизненного тонуса, улучшают настроение и самочувствие.

- ритмичная музыка насытит организм энергией, поможет почувствовать прилив бодрости и новых сил.

Целесообразно также под слушание музыки представить видеосъемку о природе, о знаменитых городах, культурных центрах Европы, архитектуру соборов и храмов. Мелодии музыкальных композиций обладают лечебным эффектом: снимают негативные эмоции, успокаивают нервы и очень благоприятно воздействуют на общее состояние детей, приводят их к состоянию гармонии с внешним и внутренним миром.

2. Вокально-хоровая деятельность.

 Сегодня известны методики обучения пению, которые направленные на оздоровление детей средствами вокалотерапии (Л.А.Венгрус, Г.П.Стулова, С.В.шушарджан и др.). Исследования врачей – отоларингологов подтверждают, что имеющиеся у детей заболевания голосовых связок (узелки, несмыкание, мышечные спазмы гортани) провоцируют дискомфорт при пении, сиплый и форсированный звук. Поэтому основной задачей является формирование естественного вокального звука и его корректировка. Во-первых, укрепление примарной зоны звучания голосов (легкий, полетный, свободно льющейся).

Во-вторых, расширение певческого дыхания, с помощью которого усиливается кровоснабжение клеток и тканей различных органов.

В-третьих, активизация артикуляционного аппарата исполнителей, развитие дикции, правильное произношение гласных и согласных звуков, что сделает речь учеников более яркой и выразительной.

В-четвертых, к осознанному и выразительному исполнению песенного репертуара, которое будет способствовать эмоциональному раскрепощению, отстранение от житейских забот, радостных чувств от коллективного музицирования. Все это влияет на развитие самооценки собственной деятельности.

3. Музыкально-пластические движения и пластическое интонирование также могут создавать на музыкальных занятиях арт-терапевтический эффект. Известно, что одной из проблем общего развития младших школьников, является проблема расстройства вестибулярно-двигательного аппарата, что влечет за собой нарушение моторики движений, их координации с музыкой. Поэтому в процессе реализации, на уроках музыки используются разнообразные музыкальные игры, пластические этюды, разыгрывание народных песен, имитация игры на музыкальных инструментах, инсценировки и т.д. Использование вышеизложенных форм двигательной активности, а также движение шага, элементов танца, свободного дирижирования не только поможет освоению простейших жанров музыки - песен, танцев, марша, но и активизирует их моторно-двигательную сферу, снимет мышечную зажатость, усталость.

4.Инструментальное музицирование предполагает использование на музыкальных занятиях игру на простейших музыкальных инструментах:

- духовых - свистульки, свирели;

- ударных - ложки, маракасы, бубны, барабаны и т.п.;

- клавишных - ксилофон, металлофон, синтезатор.

В процессе составления простейших ритмических импровизаций у ребят формируется чувство ритма, метроритмическая пульсация, что соотносится с биологическими ритмами, что служит согласованию действий разных рецепторов – слуховых, тактильных, зрительных.

5. Импровизация разного рода - речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные и др., также можно рассматривать как средство арт-терапевтического действия. Импровизация реализует потребность человека в свободном самовыражении, раскрепощает его физически и эмоционально, снимая мышечную напряженность, комплекс публичного представления результата импровизации, дает возможность коллективного создания импровизаций разного рода, что усиливает позитивную мотивацию на коммуникацию в процессе музыкальной деятельности.

При внедрении технологий арт-терапии, музыкотерапии как средства здоровьесбережения учащихся в школе происходит повышение общего культурного развития их художественно - эстетических взглядов, развитие эмпатии, оценка психических состояний и контроль над эмоциями, адаптация в социальной среде и адекватное ее восприятие, повышение личностного статуса, развитие творческого потенциала

Все это дает возможность обеспечить школьнику сохранение его здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности использования технологий арт-терапии и здоровьесбережения в процессе музыкального обучения »

Особенности использования технологий арт-терапии

и здоровьесбережения в процессе

музыкального обучения.

«Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский



В связи с модернизацией и переходом на ФГОС перед общеобразовательной школой сегодня стоят серьезные и важные проблемы:

-организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению обучающихся;

-включение в образовательный процесс системы здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья.

Цель технологии - освоение методов и приемов арт-терапии, музыкотерапии в процессе разнообразных видов музыкально-практической деятельности. Планируемые результаты - включение в деятельность учителя музыки технологий арт-терапии, ее методик и практик для достижения здоровьесберегающего эффекта на музыкальных занятиях.

Во все времена у разных народов в качестве «средств исцеления» от различных болезней и тревожных состояний использовались музыка, пение, танец, рисование, создание скульптуры, участие в театрализованных действиях, магических ритуалов и многое другое.


Любое произведение искусства воздействует на человека, прежде всего психологически, формирует у него здоровую психику

Гиппокраи использовал в своей медицинской практике воздействие музыки на больного

Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе.

Ян Амос Коменский ввел музыкальное искусство в число обязательных школьных предметов

Поиск путей сохранения здоровья, поддержания позитивного эмоционального тонуса, работоспособности учащихся в школе сегодня представлены крайне актуальными. Неслучайно целый ряд исследований посвящен проблеме арт-терапии в педагогической деятельности. Арт-терапия или лечение творчеством – популярный и очень эффективный метод в расширении психологических проблем. Арт-терапия связана с раскрытием внутренних сил человека и позволяет многое:

- развивать в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление;

- научиться общаться (используя изобразительные, двигательные, звуковые средства);

- самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим;

- развивать ценные социальные навыки (в групповой работе);

- повышать самооценку, что ведет к укреплению личной идентичности;

- развивать навыки принимать решения;

- расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства;

- заняться искусством и реализовать свою способность к творчеству.

Основой для арт-терапии является художественная деятельность ребенка, посредством которой осуществляется коррекция тех или иных нарушений в развитии человека. На своих уроках музыки я использую музыкотерапию. Музыкотерапия - это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.

В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

- психосоматическое (лечебное воздействие на функции организма);

-психотерапевтическое (коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).

Арт-терапевтические технологии, применяемые на уроках музыки позволяют: создать комфортную обстановку для обучения, нормализовать основные функции организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы, и др.; стимулировать слуховую активность при восприятии музыки, оздоровить голосовой аппарат в процессе пения, развить функции различных органов в процессе музицирования, улучшить координацию движений под музыку через мимическую, пальчиковую гимнастику; пластическое интонирование музыкальных пьес, свободное дирижирование, драматизацию образов народного фольклора и др.

Рассмотрим виды музыкально-практической деятельности учащихся и их оздоровительные функции:

1.Восприятие музыки, а также размышления о ней производят терапевтический эффект: - для создания позитивного эмоционального настроя, когда ученики входят после перемены в кабинет, поставить фоновую музыку.

- классические композиции способствуют повышению жизненного тонуса, улучшают настроение и самочувствие.

- ритмичная музыка насытит организм энергией, поможет почувствовать прилив бодрости и новых сил.

Целесообразно также под слушание музыки представить видеосъемку о природе, о знаменитых городах, культурных центрах Европы, архитектуру соборов и храмов. Мелодии музыкальных композиций обладают лечебным эффектом: снимают негативные эмоции, успокаивают нервы и очень благоприятно воздействуют на общее состояние детей, приводят их к состоянию гармонии с внешним и внутренним миром.

2. Вокально-хоровая деятельность.

Сегодня известны методики обучения пению, которые направленные на оздоровление детей средствами вокалотерапии (Л.А.Венгрус, Г.П.Стулова, С.В.шушарджан и др.). Исследования врачей – отоларингологов подтверждают, что имеющиеся у детей заболевания голосовых связок (узелки, несмыкание, мышечные спазмы гортани) провоцируют дискомфорт при пении, сиплый и форсированный звук. Поэтому основной задачей является формирование естественного вокального звука и его корректировка. Во-первых, укрепление примарной зоны звучания голосов (легкий, полетный, свободно льющейся).

Во-вторых, расширение певческого дыхания, с помощью которого усиливается кровоснабжение клеток и тканей различных органов.

В-третьих, активизация артикуляционного аппарата исполнителей, развитие дикции, правильное произношение гласных и согласных звуков, что сделает речь учеников более яркой и выразительной.

В-четвертых, к осознанному и выразительному исполнению песенного репертуара, которое будет способствовать эмоциональному раскрепощению, отстранение от житейских забот, радостных чувств от коллективного музицирования. Все это влияет на развитие самооценки собственной деятельности.

3. Музыкально-пластические движения и пластическое интонирование также могут создавать на музыкальных занятиях арт-терапевтический эффект. Известно, что одной из проблем общего развития младших школьников, является проблема расстройства вестибулярно-двигательного аппарата, что влечет за собой нарушение моторики движений, их координации с музыкой. Поэтому в процессе реализации, на уроках музыки используются разнообразные музыкальные игры, пластические этюды, разыгрывание народных песен, имитация игры на музыкальных инструментах, инсценировки и т.д. Использование вышеизложенных форм двигательной активности, а также движение шага, элементов танца, свободного дирижирования не только поможет освоению простейших жанров музыки - песен, танцев, марша, но и активизирует их моторно-двигательную сферу, снимет мышечную зажатость, усталость.

4.Инструментальное музицирование предполагает использование на музыкальных занятиях игру на простейших музыкальных инструментах:

- духовых - свистульки, свирели;

- ударных - ложки, маракасы, бубны, барабаны и т.п.;

- клавишных - ксилофон, металлофон, синтезатор.

В процессе составления простейших ритмических импровизаций у ребят формируется чувство ритма, метроритмическая пульсация, что соотносится с биологическими ритмами, что служит согласованию действий разных рецепторов – слуховых, тактильных, зрительных.

5. Импровизация разного рода - речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные и др., также можно рассматривать как средство арт-терапевтического действия. Импровизация реализует потребность человека в свободном самовыражении, раскрепощает его физически и эмоционально, снимая мышечную напряженность, комплекс публичного представления результата импровизации, дает возможность коллективного создания импровизаций разного рода, что усиливает позитивную мотивацию на коммуникацию в процессе музыкальной деятельности.

При внедрении технологий арт-терапии, музыкотерапии как средства здоровьесбережения учащихся в школе происходит повышение общего культурного развития их художественно - эстетических взглядов, развитие эмпатии, оценка психических состояний и контроль над эмоциями, адаптация в социальной среде и адекватное ее восприятие, повышение личностного статуса, развитие творческого потенциала

Все это дает возможность обеспечить школьнику сохранение его здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Егорова Любовь Юрьевна

Дата: 24.12.2014

Номер свидетельства: 147587


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1460 руб.
2090 руб.
1590 руб.
2270 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1850 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства