Определение темы урока: Введение проблемного диалога между детьми и учителем Учащиеся пытаются сформировать тему урока, учитель их направляет вопросами | «Марш» - по французски ходьба, движение. От этого слова и пошло наше «маршировать», то есть ходить особенным, ладным и четким шагом. Каждый знает, что лучше всего маршировать под музыку. Музыка бодрая, четкая и в то же время не быстрая. Бегать и прыгать под неё не очень удобно. Плавные и медленные движения тоже не получаются. Зато ходить – одно удовольствие. И называется такая музыка – марш. Маршей на свете очень много. И музыка у них самая разная. Для кого пишут марши? (Для солдат, спортсменов и т.д.) Когда и где вам приходилось слышать марш? (На парадах) | Внимательно слушать учителя, ответить на задающиеся вопросы если знают. |
Теоретическая часть урока: Знакомство с новым материалом, темой Слушание музыки, просмотр мультфильма «Футбольный марш Блантера» «Марш оловянных солдатиков Чайковского», «Встречный марш Чернецкого» «Хоккейный марш Пахмутовой» «Свадебный марш Мендельсона» «Свадебный марш Вагнера» «Марш Черномора, Глинка» | Рассмотрим виды маршей. Спортивные, физкультурные марши – их музыка, словно сама подсказывает красивый, чуть пружинящий, мягкий спортивный шаг. Прослушивание футбольного марша. Где они звучат? (Олимпиады, соревнования). Это был футбольный марш. Прослушивание хоккейного марша. Чем они отличаются? Военный марш – в этой музыке слышится грозная сила, мощная, торжественная поступь. Впереди колонны дирижёр с большим шестом, украшенным кистями. При ходьбе он двигает шестом вверх и вниз, а по нему равняется вся колонна. Прослушивание встречного марша. Очень много военных маршей. Послушаем мы марш русского композитора. Прослушивание военного марша. А ещё бывают свадебные марши, исполняемые во время свадебной церемонии в момент торжественного появления пары, а также в момент ухода молодожёнов после окончания церемонии. Прослушивание свадебного марша Мендельсона. Кому знакома эта мелодия? Она довольно известна. Этот марш часто звучит в американских фильмах. В мире существует два самых известных свадебных марша - это марш Мендельсона и марш Вагнера. Первый марш был Мендельсона, теперь послушаем свадебный марш композитора Вагнера. Прослушивание свадебного марша Вагнера. Помните Марш деревянных солдатиков Чайковского? Прослушивание Марш оловянных солдатиков. «Похож ли этот марш на марш для взрослых? Можно себе представить, что под этот марш шагают, например, взрослые солдаты?» Есть такая опера «Руслан и Людмила» русского композитора Глинки. В этой опере есть один злой бородач-карлик Черномор. И у него тоже есть свой марш. Прослушивание марша Черномора. Все марши очень ритмичные. Ребята, давайте с вами подвигаемся немного. | Ответы детей. Дети отвечают: «Он маленький, веселый, довольно тихий». «А шагают солдатики легко или тяжело? Звуки в марше высокие или низкие, «тяжелые»?» |
Теоретическая часть продолжение | Что такое ритм? Это равномерное чередование звуков. У каждого человека есть пульс. Найдите его у себя. Пульс – это ритм нашего сердца. И в музыке тоже есть пульс, он зависит от того, о чём рассказывает музыка. Пульс – это чередование сильных и слабых долей. | Продолжают слушать учителя. |
Практическая часть урока: | Разучивание песни Листики-кораблики. Ребята, какой характер у этой песни? (песенный) А какое настроение передаёт песня?(осеннее) | Разучить песню вместе с учителем. Слушание песни вместе с учителем. |
Подведение итога урока: | Ребята, с каким китом мы с вами сегодня познакомились? Скажите, ребята, вы хорошо поняли, что такое марш? На этом наш урок закончен, до свидания. | Отвечать на вопросы учителя. |