Данный урок даст возможность учащимся познать характерное звучание и тембральную окраску испанской, русской, гавайской, современной гитары, а также изучить историю возникновения и развития данных инструментов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Развитие художественного вкуса и интереса к музые
Умение выявлять характерные свойства музыки
Умение оценивать произведения разных видов искусства;
Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания музыки в различных видах музыкальной деятельности
Метапредметные:
Готовность к логическим действиям:анализ,сравнение,синтез.
Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества
Готовность классифицировать музыку по жанрам,стилям.
Личностные:
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
Формирование личностного смысла постижения искусства ;
Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости
Тип урока:урок открытия новых знаний.
Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук).
Методы: деятельностный подход
Виды деятельности учащихся:
восприятие музыки и произведений других видов искусства (литературы, живописи);
музыкально-теоретическая деятельность (знание основных свойств музыкального языка);
практическая работа по определению музыкального языка произведений, которые звучали на уроке;
исполнение песен
Музыкальный материал:
В.Калинин-Прелюдия; 2.М.\Глинка-Вальс; 3.Музыкальная картинка-«Пираты Карибского моря»; 4.Музыка из фильма «Мы из будущего»; 5.Н.Паганини- Каприс №24; 6. Bandzho-Country-Banjo-Fiddle-Guitar---Instrumental-BANJO-MUSIC; 7. «Гавайская вечеринка»;8. Э.Мориконе –песня из фильма «Крестный отец»; 9. Chris Rea – «And you my love»; 10. «Bambaleylo».
Ход урока.
1.Организационный этап
Музыкальное приветствие:
«Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться
Будем думать, рассуждать
Можем мы урок начать.
2. Актуализация знаний:
Повтор материала изученного на предыдущих занятиях. Звучит музыкальная заставка в исполнении гитары.
- Давйте вспомним о бардах. Кто это такие? Кто писал им музыку и стихи? Каких знаменитых бардов вы знаете? Где они выступали? На каком инструменте они себе аккомпанировали?
– Правильно – это гитара.
Вспоминаем дальше. Мы изучали симфонический оркестр, русские народные инструменты. Назовите все струнные инструменты -…………..
Правильно – гитара. А может быть она ударный инструмент? Ритм.
3. Постановка цели и задач урока:
Я не случайно дал вам задание вспомнить про главный инструмент бардов и про струнные инструменты. Все наши ответы объединились одним словом – гитара. В вашем возрасте вы конечно слушаете современную музыку и в любом жанре присутствует гитара. Назовите стили музыки где присутствует гитара? Это……………………………………. Как вы думаете сколько видов гитар существует на свете? Как вы думаете одинаково ли они звучат? И что мы должны узнать на сегодняшнем уроке? Правильно мы должны узнать какие гитары бывают и как они звучат.
Учитель: И тема нашего урока называется «Изгиб гитары желтой».
4.Новая тема:
-Самая знаменитая гитара- это испанская гитара или как ее называют 6-ти струнная гитара. Более подробно о ней нам расскажет ученица вашего класса Тайкова Елизавета. Сообщение.
-Сначала люди изобрели лук для охоты. Услышали что тетива когда ее оттягивают и отпускают издает интересный звук. Со временем люди стали эксперементировать с подобными звуками и натягивать тетиву в несколько штук на палку. На палке тетива звучала тихо и сухо, тогда к палке пристроили барабан. Со временем изобрели струны. Сначала они были из кишок животных, из человеческих волос, в настоящее время из стали и нейлона- лески. Со временем видоизменился барабан, появились гриф, лады, колки.
Источником звука в гитаре являются колебания натянутых струн. Высота извлекаемого звука определяется силой натяжения струны, длиной колеблющейся части и толщиной самой струны. Зависимость здесь такая: чем тоньше струна, чем короче и чем сильнее натянута — тем выше она звучит. Струны обозначаются номерами в порядке увеличения толщины струны (и понижения тона), самая тонкая струна имеет номер 1.
В гитаре используется комплект струн — набор струн разной толщины, подобранных таким образом, чтобы при одинаковом натяжении каждая струна давала звук определённой высоты. Струны устанавливаются на гитару в порядке толщины — толстые струны, дающие более низкий звук — слева, тонкие — справа
У простых и дешёвых гитар корпус сделан из фанеры, а у более дорогих и, следовательно, качественных инструментов корпус традиционно делается из красного дерева или палисандра, также используется клён. Есть экзотические варианты, такие как амарант или венге. В изготовлении корпусов электрогитар мастера довольствуются большей свободой. Грифы гитар делаются из бука, красного дерева и других прочных пород.
- А сейчас я хочу вам рассказать о происхождении самого слова гитара, это также достаточно интересно. По одному из многочисленных предположений, слово «гитара» произошло от сочетания двух слов: первое слово «сангита», что в переводе означает музыка и второе древнеперсидское слово «тар», в переводе означает струна. Во время распространения гитары из Средней Азии через Грецию в западную Европу слово «гитара» стало постоянно меняться: «кифара» так она называлась в древней Греции, латинское «cithara», «guitarra» в Испании, «chitarra» в Италии, «guitare» во Франции, «guitar» в Англии и наконец, «гитара» в нашей же России. Первое упоминание именно слова «гитара», появилось в средневековой литературе Европы примерно в 13 веке.В Индии похожий музыкальный инструмент Ситар, но в отличии от европейской гитары он имеет гораздо более сложный лад и его звучание сильно отличается.
С 13 по 18 век гитара много раз видоизменялась и свой последний конечный вид приобрела в Испании. Именно в Испании ее подлинно считают народным инструментом. Со временем гитара завоевала весь мир.
-Скажите почему она стала столь популярной? Потому что она проста в освоении, легкая, дешевая, имеет яркий тембр звучания, на ней очень просто подыгрывать. Не случайно гитара прижилась в Испании, ведь как известно испанцы очень горячий зажигательный народ. Яркий звук, звонкие струны добавляют страстную изюминку в любое произведение. Послушаем как обогатило звучание испанской гитары простой мелодии из фильма «Мы из будущего»
Но в России в 18 веке испанскую гитару перестроили по другому. Вместо 6 струн стало 7. И настраивали гитару по другому, специально под русский романс. Она получила название 7- ми струнная, русская или цыганская.
-техника исполнения на гитаре не сложная. Я покажу вам несколько видов.
ГИТАРА в настоящем современном виде называется электрогитарой
Ритм гитара – показываю ритмический рисунок.
Соло гитара –слушаем Паганини сначала скрипка потом соло гитару.
Бас гитара – слушаем фрагмент звуков бас гитары.
Звучание гитары можно услышать в современных фильмах.
-Слушаем исполнение банджо.
-кто отгадает как называется этот инструмент? Популярен в Северной Америке. Техас, Флорида, прерия, ковбои и т. д. Ба́нджо (англ. banjo) — струнно-щипковый музыкальный инструмент, род гитары с резонатором (расширенная часть инструмента крыта кожей, как барабан); 4—9 струн. инструмент был завезен в Америку из Западной Африки, где его предшественниками были какие-то арабские инструменты. В XIX веке банджо стало использоваться менестрелями и таким образом проникло в ранние джазовые коллективы в качестве ритмического инструмента. Игра на банджо осуществляется с помощью плектра, так называемых «когтей» (трёх плектров специальной конструкции, надеваемых на большой, указательный и средний пальцы правой руки) или же просто пальцами.
-Слушаем Гавайскую гитару. Родиной гитары которую вы сейчас услышали являются Гаваи. – Где это? –Тихий океан 50 штат США. На Гаваях у местных аборигенов был свой инструмент – подобие гитары. К черепашьему панцирю крепилась палка со струнами. Но приплыли испанцы и привезли испанскую гитару. Гавайцы вместо панциря черепахи приладили своей гитаре испанский барабан, только уменьшив его размер. Получилась Гавайская гитара, которая стала очень популярной во всем мире. В 20 веке она также стала электро гитарой, но со специфичным звуком. Она может веселиться, плакать и даже мяукать.
-Слушаем примеры гавайской гитары.
-В нашей стране навыки исполнения гавайской гитары переняли в 70 годах прошлого века. ВИА « Поющие гитары» слушаем.
-Теперь распоемся –гамма до мажор терция, работаем группами. –что такое терция? –Интервал.2 звука исполняются одновременно или поседовательно.
Распевка ДаДэ Ди.
Теперь вспомним песню которая сегодня очень подходит к нашей теме.
-Поем «Изгиб гитары желтой». Молодцы!
- И еще одна пьеса, где присутствуют все перечисленные сегодня виды гитар.
-Слушаем «Бамбалейло».
Рефлексия (подведение итогов урока)
У: И наш урок подошел к концу, сядьте поудобнее.
- В каких странах мы побывали?
-Где зародилась гитара?
- Какие виды гитар вы теперь знаете?
Домашнее задание: Знать виды гитар и страны их зарождения.
Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, импровизировали - Молодцы!
Список используемой литературы
УМК «Музыка» 4 класс. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва, Просвещение, 2010.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2011.
Алпарова Н.Н., Николаев В.А. Музыкально- игровой материал для дошкольников и младших школьников «Весна идет»- М. Гуманит. изд. центр Владос, 2010 год.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Материалы официального сайта Анастасии Смирновой http://ana-sm.ru/ideas/interest/186-maslenica-nachalo-maslenichnojj-nedeli.html , выложенные в открытом доступе