kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие техники игры на флейте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение.

                                                                 Это мало-построить армии,      распушить  по штанине канты

                                                                 Все совдепы не сдвинут армий, если                    марш не дадут музыканты.

                                                                                                            В.Маяковский  

      История исполнительства на духовых инструмунтах насчитывает многовековую историю. Люди пытались извлечь звук из раковин, травинок, зажатых между пальцами, полых стеблей растений. Возможно кто-то кому-то показывал как это делается, и вот налицо первые уроки, первые попытки передачи своего опыта. Как только первобытный человек осознал возможность извлечения звука из камыша или рога животного, он стал активно использовать мир звуков сначала на охоте, войне, затем в различных обрядовых и праздничных церемониях.                                                                                                                                   

    Сначала начали замечать разницу в звучании камыша, кости или рога. Так появились отдельные виды духовых инструментов. Сейчас трудно определить какой инструмент был более древний: флейта, гобой, или труба. Инструмкнты каменного века говорят о том, что уже в древнейшее время зародились три прототипа современных духовых инструментов, основой различия которых является способ звукоизвлечения и звукообразования.

    В древней Руси музыка так же имела большое значение, особенно ратная, позднее начала развиваться придворная музыка.

Шло время, духовая музыка завоевывала все больше и больше поклонников, росло мастерство исполнителей на духовых инструментах.

   Цель работоты: раскрытие технических средств выразительности исполнителя-духовика.

    Задача:  экскурс в историю развития флейты; флейта в живописи.

  Простейшие виды деревянных духовых инструментов, являвшиеся предшественниками современной флейты, существовали уже в глубокой древности. Это полые стволы камыша, позднее свистульки с двумя, тремя отверстиями, сопелки. Первые археологические находки   флейт относятся к 12-14 векам нашей эры.

     В 14-15 вв. Флейта уже очень распространена. Инструмент имел цилиндрическую форму и имел 6 отверстий одинакового диаметра.  До 17 века флейты изготовлялись из цельного куска дерева. Позднее усовершенствовались, добавлялись клапана и различные приспособления, облегчающие игру на инструменте и позволяющие достигать значительной интонационной точности по всему диапазону.  Держали флейту в средние века в левую сторону, это показавают и изображения исполнителей тех лет, держащих флейту в левую сторону.

В эпоху Ренессанса конструкция флейты мало изменилась. Инструмент имел диапазон в две с половиной октавы, это на октаву больше чем в средние века. Оригинальные флейты эпохи Ренессанса хранятся в музее в Вероне.      

                               Жозеф Мари Вьен. Аллегория музыки

    Особый вклад в развитие инструмента, его удобства и улучшения звучания внесли Деннер (1655-1707г) и И. Кванц (1697-1773г). Иоахим Кванц сочинил несколько десятков концертов для флейты.Первые серьезные изменения в конструкцию флейты внесла семья Оттетеров в конце 17 века.

   Флейту разделили на три части: головку, тело с дырочками, которые закрывались непосредственно пальцами, и нижнее колено, на котором располагался один или два клапана. Оттетер изменил сверление инструмента на коническое, чтобы улучшить интонацию между октавами. Улучшилось звучание и технические возможности инструмента.

    Важным центром флейтовой школы того времени был Берлин, где при дворе Фридриха Второго, который сам был флейтистом и композитором, флейта приобрела особое значение. Благодаря огромному интересу короля к его любимому инструменту, появились на свет  многие поизведения для флейты Иоахима Кванца который был придворным композитором и педагогом Фридриха.

   В эпоху Барокко, 18в., для флейты уже пишется много произведений. Сочиняют для флейты И.Бах, И.Стамиц, Ф.Дивьен, Л.Хофман.

   Классицизм привнес огромное количество флейтовой музыки. Произведения В.Моцарта, его красивые концерты для флейты, флейты и арфы, сонаты и квартеты для флейты. Серенады для флейты и скрипки Л.Бетховена.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие техники игры на флейте »

МБОУ ДОД

«Детская музыкальная школа им. Г. Шендерева»

Городского округа Судак









ДОКЛАД

на тему: « История развития флейты и техники исполнительского мастерства»





Выполнила:

Осипенко Лариса Ивановна

Преподаватель высшей категории

по классу флейта




Судак 2015г.

Введение.

Это мало-построить армии, распушить по штанине канты

Все совдепы не сдвинут армий, если марш не дадут музыканты...

В.Маяковский

История исполнительства на духовых инструмунтах насчитывает многовековую историю. Люди пытались извлечь звук из раковин, травинок, зажатых между пальцами, полых стеблей растений. Возможно кто-то кому-то показывал как это делается, и вот налицо первые уроки, первые попытки передачи своего опыта. Как только первобытный человек осознал возможность извлечения звука из камыша или рога животного, он стал активно использовать мир звуков сначала на охоте, войне, затем в различных обрядовых и праздничных церемониях.

Сначала начали замечать разницу в звучании камыша, кости или рога. Так появились отдельные виды духовых инструментов. Сейчас трудно определить какой инструмент был более древний: флейта, гобой, или труба. Инструмкнты каменного века говорят о том, что уже в древнейшее время зародились три прототипа современных духовых инструментов, основой различия которых является способ звукоизвлечения и звукообразования.

В древней Руси музыка так же имела большое значение, особенно ратная, позднее начала развиваться придворная музыка.

Шло время, духовая музыка завоевывала все больше и больше поклонников, росло мастерство исполнителей на духовых инструментах.

Цель работоты: раскрытие технических средств выразительности исполнителя-духовика.

Задача: экскурс в историю развития флейты; флейта в живописи.


Простейшие виды деревянных духовых инструментов, являвшиеся предшественниками современной флейты, существовали уже в глубокой древности. Это полые стволы камыша, позднее свистульки с двумя, тремя отверстиями, сопелки. Первые археологические находки флейт относятся к 12-14 векам нашей эры.

В 14-15 вв. Флейта уже очень распространена. Инструмент имел цилиндрическую форму и имел 6 отверстий одинакового диаметра. До 17 века флейты изготовлялись из цельного куска дерева. Позднее усовершенствовались, добавлялись клапана и различные приспособления, облегчающие игру на инструменте и позволяющие достигать значительной интонационной точности по всему диапазону. Держали флейту в средние века в левую сторону, это показавают и изображения исполнителей тех лет, держащих флейту в левую сторону.

В эпоху Ренессанса конструкция флейты мало изменилась. Инструмент имел диапазон в две с половиной октавы, это на октаву больше чем в средние века. Оригинальные флейты эпохи Ренессанса хранятся в музее в Вероне.

Жозеф Мари Вьен. Аллегория музыки

Особый вклад в развитие инструмента, его удобства и улучшения звучания внесли Деннер (1655-1707г) и И. Кванц (1697-1773г). Иоахим Кванц сочинил несколько десятков концертов для флейты.Первые серьезные изменения в конструкцию флейты внесла семья Оттетеров в конце 17 века.

Флейту разделили на три части: головку, тело с дырочками, которые закрывались непосредственно пальцами, и нижнее колено, на котором располагался один или два клапана. Оттетер изменил сверление инструмента на коническое, чтобы улучшить интонацию между октавами. Улучшилось звучание и технические возможности инструмента.

Важным центром флейтовой школы того времени был Берлин, где при дворе Фридриха Второго, который сам был флейтистом и композитором, флейта приобрела особое значение. Благодаря огромному интересу короля к его любимому инструменту, появились на свет многие поизведения для флейты Иоахима Кванца который был придворным композитором и педагогом Фридриха.


В эпоху Барокко, 18в., для флейты уже пишется много произведений. Сочиняют для флейты И.Бах, И.Стамиц, Ф.Дивьен, Л.Хофман.

Классицизм привнес огромное количество флейтовой музыки. Произведения В.Моцарта, его красивые концерты для флейты, флейты и арфы, сонаты и квартеты для флейты. Серенады для флейты и скрипки Л.Бетховена.

В 1832 году немецкий флейтист и композитор Теобальд Бем после долгих исканий сделал флейту, которая по чистоте строя и удобству игры превосходила прежние инструменты. С небольшими изменениями флейта Бёма дошла до наших дней. Бем перешел на использование металла для изготовления инструмента, что по сравнению с деревянным инструментом усилило красоту звучания.

Во Франции флейта приобрела популярность более, чем в других странах, в основном из-за того, что профессор Парижской Консерватории Луи Дорюс стал преданным её популяризатором и преподавал на ней в консерватории.

В начале 19 века репертуар флейты продолжает пополняться произведениями таких композиторов как К.Черни, И.Мошелес, И.Гуммель, Ф.Кулау.

К шедеврам романтического стиля во флейтовом репертуаре относятся произведения Ф.Шуберта, К.Райнеке, для флейты писал Ф.Шопен и Р.Штраус. В это время доминируют виртуозные салонные произведения композиторов-флейтистов – Жан-Луи Тюлу, Джулио Бриччальди, Чезаре Чиарди, который стал профессором Московской консерватории, Эрнесто Кёллера, Иоахима Андерсена написанные авторами в основном для собственных выступлений. Появляются произведения для флейты с оркестром – Вилема Блодека, Саверио Меркаданте, Бернарда Ромберга и других.

В 20веке флейта становится одним из самых востребованных инструментов в музыке. Большинство флейтистов играют на флейтах системы Бёма. Инструменты в большинстве деревянные, хотя все больше и больше производится металлических флейт и они приобретают все большую популярность.

Картины Роберта Штерла


Высокий уровень исполнителей французской флейтовой школы, таких как Поль Таффанель,Филипп Гобер, Марсель Моиз делает Францию кузницей шедевров флейтового репертуара. Ярко показали себя представители французского импрессионизма в музыке и их последователи –Клод Дебюси, Эдгар Варез, Габриэль Форе, Франсис Пуленк,Эжжен Бозза,Артур Онеггер, Жюль Муке и другие.

Флейта постепенно завоевывает сердца крупных композиторов разных стран и стилей, один за другим появляются шедевры флейтового репертуара: сонаты для флейты и фортепиано Сергея Прокофьева и Пауля Хиндемита, концерты для флейты Карла Нильсена и Жака Ибера, Богуслава Мартину, Франка Мартэна. Пишут для флейты композиторы Эдисон Денисов и Софья Губайдулина.





2. Штрихи и техника их исполнения.


2.1.Особенности звукоизвлечения на духовых инструментах.


Исполнитель на духовых инструментах должен брать быстро и энергично дыхание, а выдох может быть то равномерным, то ускоряемым, то замедленным. Кроме дыхания на качество и красоту звука влияет работа языка, работа мышц ребер, диафрагмы, сила и подвижность губ, т.е амбушюрный аппарат. Амбушюр – совокупность губных и лицевых мышц, участвующих в звукоизвлечении. Развитие силы и подвижности губ помогает исполнителю выработать звук высокого качества.

Также важен артикуляционный аппарат, который влияет на атаку звука, которая может быть мягкой, твердой и вспомогательной.

2.2 Понятие- штрихи.

Атака звука, его развитие, окончание и соединение с другим звуком определяется в понятие штрих ( от немецкого черта).

В нотной записи штрихи отличаются как различными словами, так и графическими знаками в виде точек, лиг, черточек, заостренных клиньев, вилочек и условно объеденяются в группы.

Первую группу составляют штрихи исполняемые твердой атакой. Детеше (фран.- отделять) –самый употребляемый штрих, для выполнения которого характерна энергичная, четкая атака, но без резких толчков языка, и полностью выдержанная длительность звука. В нотном тексте не имеет обозначения.

Маркато (итал.-подчеркивать) – это акцентированное начало звука с последующим ослаблением его интенсивности. Обозначается в нотах акцентами (вилками).

Стаккато(итал. – отрывисто) – прием исполения коротких, с резким отделением друг от друга звуков. В нотной записи обозначается точками.Отрывистое исполнение достигается сокращением длительности звуков, путем прекращения соответствующими движениями языка подачи воздуха в инструмент. При этом между звуками возникают паузы. Чем бльще паузы, тем короче звуки,и, следовательно острее стаккато.

Характер этого штриха может быть разнообразным. Особо внимания заслуживает штрих двойного стаккато. Заключается он в том,что при отрывитом исполнении доступ воздуха в инструмент прерывается то концом языка,выдвигаемым вперед, то заденей его частью,прижимающейся к мягкому небу, происходит как бы чередование соглпасных: «т» и «к». Этот прием позволяет исполнять самые разнообразные пассажи штрихом стаккато с большой скоростью, недоступной при исполнении при простого стаккато.

Этот способ исполнения двойного стаккато в настоящее время полностью освоен и широко применяется флейтистами.Двойное стаккато отличается от простого только быстротой и большей легкостью звучания.

Для нормального развития техники исполнения различных штрихов не стоит откладывать работу над ними на слишком поздний период обучения.Как только учащийся твердо усвоил основные приемы исполнения на инструменте, развитие его должно идти по всем направлениям.

Штрих легато (итал. связно) состоит в том, что переходы от одного звукаа к другому совершаются при непрерывном выдохе и неподвижном языке, атака производится лишь в начале первого звука. Этот штрих графически обозначается в нотном тексте лигой – дугообразной линией между нотами.

Каждый из перечисленных штрихов может иметь свои оттенки, которые зависят во многом от регистра, динамики, темпа и характера исполняемого произведения.Материалом для тренировки обыкновенно служат написанные для этой цели этюды, а также систематически изучаемые гаммы и арпеджио.Полное овладение мастерством исполнения штрихов завершается в работе над музыкальным произведением, заключающем в себе соответствующий этой цели материал.

В работе над штрихами необходимо точное совпадение движений языка и пальцев, ученик должен привыкать к чистому исполнению звуков без призвуков, это трудная и продолжительная работа, требующая систематического развития.















Заключение.


В данном докладе были раскрыты основные приемы технических средств выразительности, а именно характеристики штрихов, их применение.

Использованы иллюстрации картин древних мастеров, на которых хорошо видно, как выглядела флейта много веков назад, как совершенствовалась, завоевывая все больше горячих поклонников. Рассказывается о композиторах, которые своими произведениями популяризировали этот старинный и вместе с тем современный красивый инструмент.

Целесообразность работы состоит в том, что она поможет провести преподавателю классый час, на соответствующую тему, или родительское собрание, может быть зачитана на методическом совещании. Наличие иллюстраций в данной работе будет интересна детям, обучающимся игре на флейте, так как они интересно и выразительно показывают этапы становления и развития инструмента.












Список использованной литературы:


  1. В. Иванов « Школа академической игры на саксофоне». Москва 2003г.

  2. И. Платонов « Школа игры на флейте» Москва 2003г.

  3. Материалы сети Интернет «История флейты в живописи»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие техники игры на флейте

Автор: Осипенко Лариса Ивановна

Дата: 21.03.2015

Номер свидетельства: 189524

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Гитара в различных видах ансамбля "
    ["seo_title"] => string(37) "gitara-v-razlichnykh-vidakh-ansamblia"
    ["file_id"] => string(6) "233540"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443121719"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства