Тема урока: Людвиг Ван Бетховен «Лунная соната»
Цель: познакомить учащихся с творчеством великого немецкого композитора Л.Бетховена.
Задачи:
- Воспитывать интерес к классической музыке. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
- Дать понятия: соната, строение сонатного цикла.
- Формировать знания о жизни и творчестве Л. Бетховена, о его музыке.
Развивать художественный и эстетический вкус.
Музыкальный материал:
«Лунная соната» Л. Бетховена – слушание;
«Лунная соната» Л. Бетховена (в современной аранжировке) – слушание;
«Школьный романс» Е. Крылатова – разучивание.
Эпиграф урока: В зеркале прошлых лет
Тайны отражения…
Ход урока:
1. Вход в класс под музыку
«К Элизе» Л. Бетховена
2. Орг. момент
Постановка цели, сообщение темы урока.
- Музыка, под которую вы вошли в класс, принадлежит великому немецкому композитору Людвигу Ван Бетховену.
Более двухсот лет назад родился великий композитор. Расцвет его творчества совпал с началом XIX столетия.
(показать портрет композитора – характеристика портрета)
- Бетховен был бунтарем. Он был твердо уверен, что ум и трудолюбие выше знатность и богатства. Его внешний облик, его отношение к людям ломали все установившиеся представления и правила. Без парика, с гривой густых черных волос, с упрямо сдвинутыми бровями и плотно сжатыми губами, он к тому же слишком просто и небрежно одет, по понятиям того времени.
3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.
Первичная проверка понимания (работа в группах).
Элементы критического мышления.
Работа с текстом о Бетховене. Ставим значки в тексте: + - знаю;
? – не знаю;
V – сомневаюсь.
Людвиг ван Бетховен
(1770-1827)
Бетховен родился в небольшом немецком городке Бонне. Предки его по отцовской линии были музыкантами: дед скрипач и дирижер, отец – певец-тенор. Очень рано проявились музыкальные способности мальчика. И отец решил сделать из него второго Моцарта.
Возможно, что детство его сложилось бы иначе, имей он в это время такого чуткого и талантливого педагога, каким был отец Моцарта.
Отец Бетховена также обучал сына музыке. Но это был неопытный педагог, нечуткий музыкант, жестокий человек.
По 7-8 часов в день отец заставлял несчастного ребенка твердить упражнения. А иногда у него появлялось желание позаниматься с ним и ночью.
В восемь лет маленький Бетховен дал первый концерт в городе Кельне.
Развлечения отца требовали денег, рушилось материальное благополучие семьи. Заболела мать Людвига. С двенадцать лет мальчик был вынужден работать.
И только встречу Бетховена с Кристианом Нефе в 1782 году можно считать счастливым событием этих лет.
Окрепнув, как композитор и пианист, Бетховен осуществил свою давнишнюю мечту – приехал в Вену, чтобы встретиться с Моцартом, услышать его советы.
После смерти матери юноша вынужден был принять на себя все заботы о семье.
В 1792 году 22-летний композитор приехал в Вену, где жил до конца своих дней.
Имя Бетховена вскоре получило известность. Он завоевал Вену как пианист. Он начал играть на новом тогда инструменте – фортепиано.
Трагедией жизни Бетховена была его глухота. Тяжелая болезнь заставила его сторониться и друзей, сделала замкнутым. Первые признаки болезни композитор почувствовал в 26 лет. Упорное лечение не помогало, глухота становилась все сильнее. Бетховеном овладело отчаяние, он готов был расстаться с жизнью. Но любовь к музыке, мысль, что он может принести людям радость, спасли его от трагической смерти.
Чтобы облегчить себе общение с людьми, Бетховен начал пользоваться слуховыми трубками. Появились «разговорные» тетради, при помощи которых с ним общались друзья.
Болезни, нужда, одиночество не смогли сломить воли и мужества этого великого человека.
В последние годы жизни Бетховен страдал тяжелой болезнью почек. Великий композитор умер ночью. Около него не было никого из родных. Похороны превратились в грандиозную манифестацию. Гроб провожала двадцатитысячная толпа. Так еще при жизни композитора его музыка покорила сердца людей.
4. Творческое применение и добывание знаний
На доске записываем ключевые слова под значками (+, ?, V).
(выступление спикеров)
5. Введение изучаемого в систему ранее усвоенных знаний
Жизнь Бетховена была полна трудностей и лишений. Все это не могло не отразиться на его музыке.
Слова, сказанные им однажды, относятся почти ко всем его произведениям: «Музыка должна высекать огонь из груди человеческой».
Бетховен написал 9 симфоний, оперу «Фиделио», 11 увертюр, 32 сонаты для фортепиано и др. произведения
6. Работа в тетради
32 сонаты для фортепиано были написаны в Вене.
- Что же такое соната?
Соната – это произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме сонатного цикла.
Сонатный цикл – состоит из 4 частей:
1 часть – быстрая, сонатное аллегро;
2 часть – медленная;
3 часть – менуэт или скерцо;
4 часть – торжественный финал.
(записать в тетради определения – соната, сонатный цикл)
7. Организация восприятия и осмысления новой информации
- Когда Бетховену было около 30 лет, он ясно ощутил, что к нему пришла – любовь. Ее звали Джульетта Гвиччарди. Он прекрасно помнил тот день, когда она впервые пришла в его дом. Чистое, прекрасного овала лицо в рамке черных волос… Удлиненные глаза, а в них удивительная глубина. Семья его друзей, Брунсвиков, попросила композитора послушать ее игру. Она была сестрой Терезы Брунсвик. Он согласился давать ей уроки. К Джульетте композитор был строг, как ни к кому другому… Он топал ногами, бросал на пол ноты, когда она играла небрежно. Она собирала ноты, улыбаясь своими волшебными устами. Этот взгляд укрощал его, и, когда девушка уходила, он тихо предавался мечтам.
Джульетта была еще совсем юная. «Немногим старше шекспировской Джульетты и не менее соблазнительна». Бетховен был уверен, что Джульетта испытывает к нему самые нежные чувства. В одном из своих писем он писал: «Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною».
Ему было около 30 лет, судьба принесла ему славу, известность. Только любви недоставало ему. Разве не мог он мечтать о милой жене? Он, который с малых лет знал столько горя и труда! Но она, воспитанная в аристократической семье, свысока смотрела на своего учителя, знаменитого, но не знатного происхождения, страдавшего от денежной нужды.
Джульетта нанесла Бетховену двойной удар – отвергла его любовь и вышла замуж за бездарного сочинителя музыки, зато … графа.
Тогда Бетховен создает свою великую сонату, поставив под ее настоящим названием «Соната вроде фантазии» посвящение «Графине Джульетте Гвиччарди».
«Лунная соната» – четырнадцатая в ряду фортепианных сонат Бетховена.
Старый альбом хранит
Воспоминания мои
Вот у реки закат
И куст сиреневый
Веткой в окно стучит
Ночная музыка дождя
Соната лунная моя
Лунная мелодия…
Молча зажгу свечу
Гори до утренней зари
В зеркале прошлых лет
Тайны отражения…
Любви растает силуэт
Глупый, смешной сюжет
Сонатой лунного дождя
Лунная мелодия…
Лунная соната,
Соната лунная
Ночь казалась
Темною и безумною…
И плакала со мной
Любви рапсодия-
Соната лунная,
Лунная мелодия.
Название сонаты «Лунная» принадлежит не Бетховену. Так ее уже после смерти композитора – в 1832 году – окрестил немецкий поэт Людвиг Рельштаб. Ему представилось, что Бетховен в первой части звуками запечатлел образ люцернского озера тихой лунной ночью. Как он был не прав, услышав в этой музыке, полной глубоких, мужественных страданий, всего лишь лунный пейзаж!.
8. Слушание «Лунной сонаты»
- Какие чувства передал композитор?
- Какие чувства у вас вызвала музыка?
- Как вы думаете, почему композитор назвал эту сонату «Соната вроде фантазии»?
- Можно ли Бетховена считать нашим современником? Почему?
- Современна ли его музыка?
9. Повторное слушание (в современной обработке)
- Изменилось звучание сонаты?
- Что изменилось?
- Мелодия зазвучала по-новому, более современно.
- Какой вариант исполнения вам понравился больше? Почему?
10. Разучивание новой песни
«Школьный романс» Е. Крылатова
- А сейчас давайте перенесемся из ХIX века в ХXI век. Тема любви присутствует в творчестве всех композиторов.
- Песня, которую я предлагаю вам разучить написана композитором Е. Крылатовым «Школьный романс».
(слушание песни)
- О чем песня?
- Какой характер в этой песне?
- разучивание мелодии;
- работа над кантиленой;
- ритмический рисунок (вступление из-за такта);
- работа над фразами;
- работа над дыханием.
11. Подведение итогов