kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Лунная" соната Бетховена

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кто-то сказал: «Если бы прилетели на Землю жители иной планеты и дан им был всего час на знакомство с ней, надо было бы сыграть им «Лунную сонату»…  Но можно ли рассказать «Лунную сонату»?

      Я хочу Вам рассказать об одном из самых популярных сочинений Бетховена – фортепианной сонате №14, или, как её принято называть, «Лунной сонате». Жизнь творца и его произведения неотделимы. Все сочинения Бетховена в той или иной степени связаны с его биографией. Но ни одно из них не носит столь автобиографического характера, как «Лунная соната».

         Из этой презентации Вы узнаете, когда и как была написана «Лунная», с какими событиями из жизни композитора она связана.

      В конце презентации находятся тесты, с помощью которых Вы сможете проверить Ваши знания о жизни и творчестве Бетховена. Для ответов на некоторые вопросы Вам нужно будет внимательно послушать  сочинения  Бетховена или почитать литературу о нём.

Просмотр содержимого документа
«"Лунная" соната Бетховена »

«Лунная соната»  Л.В. Бетховена

«Лунная соната» Л.В. Бетховена

Вступление  Кто-то сказал: «Если бы прилетели на Землю жители иной планеты и дан им был всего час на знакомство с ней, надо было бы сыграть им «Лунную сонату»…  Но можно ли рассказать «Лунную сонату»?

Вступление

Кто-то сказал: «Если бы прилетели на Землю жители иной планеты и дан им был всего час на знакомство с ней, надо было бы сыграть им «Лунную сонату»…

Но можно ли рассказать «Лунную сонату»?

Цели и задачи  Я хочу Вам рассказать об одном из самых популярных сочинений Бетховена – фортепианной сонате №14, или, как её принято называть, «Лунной сонате».  Жизнь творца и его произведения неотделимы.  Все сочинения Бетховена в той или иной степени связаны с его биографией. Но ни одно из них не носит столь автобиографического характера, как «Лунная соната».  Из этой презентации Вы узнаете, когда и как была написана «Лунная», с какими событиями из жизни композитора она связана.  В конце презентации находятся тесты, с помощью которых Вы сможете проверить Ваши знания о жизни и творчестве Бетховена. Для ответов на некоторые вопросы Вам нужно будет внимательно послушать его сочинения или почитать литературу о нём.

Цели и задачи

Я хочу Вам рассказать об одном из самых популярных сочинений Бетховена – фортепианной сонате №14, или, как её принято называть, «Лунной сонате».

Жизнь творца и его произведения неотделимы.

Все сочинения Бетховена в той или иной степени связаны с его биографией. Но ни одно из них не носит столь автобиографического характера, как «Лунная соната».

Из этой презентации Вы узнаете, когда и как была написана «Лунная», с какими событиями из жизни композитора она связана.

В конце презентации находятся тесты, с помощью которых Вы сможете проверить Ваши знания о жизни и творчестве Бетховена. Для ответов на некоторые вопросы Вам нужно будет внимательно послушать его сочинения или почитать литературу о нём.

Мальчик из Бонна  Более двухсот лет назад в Бонне жил мальчик Людвиг, сын местного музыканта Иоганна ван Бетховена.  Сейчас Бонн – крупный город на берегу Рейна. А тогда это был маленький городок , тихий , с деревянными домами, с фруктовыми садами и цветочными плантациями на окраинах. Детская фото графия Бетховена

Мальчик из Бонна

Более двухсот лет назад в Бонне жил мальчик Людвиг, сын местного музыканта Иоганна ван Бетховена.

Сейчас Бонн – крупный город на берегу Рейна. А тогда это был маленький городок , тихий , с деревянными домами, с фруктовыми садами и цветочными плантациями на окраинах.

Детская фото графия Бетховена

Заметив музыкальные способности сына, отец заставлял его заниматься до изнурения, чтобы игрой мальчик поскорей начал зарабатывать деньги.

Заметив музыкальные способности сына, отец заставлял его заниматься до изнурения, чтобы игрой мальчик поскорей начал зарабатывать деньги.

Маленький Людвиг рано стал опорой семьи, трудился, не зная отдыха: играл в придворном театре на клавесине, репетировал с певцами, переписывал ноты, сочинял по заказам. Был он хмур, неразговорчив – коренастый крепыш с копной жёстких чёрных волос, густыми бровями и выразительным взглядом.  Те , кто были близки ему, знали, какое доброе сердце скрывалось за его суровой внешностью, как отзывчив он был на чужую боль, как чуток к красоте. Степан Эрзья. Л.В. Бетховен

Маленький Людвиг рано стал опорой семьи, трудился, не зная отдыха: играл в придворном театре на клавесине, репетировал с певцами, переписывал ноты, сочинял по заказам. Был он хмур, неразговорчив – коренастый крепыш с копной жёстких чёрных волос, густыми бровями и выразительным взглядом.

Те , кто были близки ему, знали, какое доброе сердце скрывалось за его суровой внешностью, как отзывчив он был на чужую боль, как чуток к красоте.

Степан Эрзья. Л.В. Бетховен

В Вене  В 1792 году – уже двадцатидвухлетним молодым человеком, опытным в творчестве и исполнительстве, - Бетховен смог переселиться в Вену, навсегда полюбив этот город.  В Вене началась полоса смелых опытов Бетховена в фортепианной музыке.

В Вене

В 1792 году – уже двадцатидвухлетним молодым человеком, опытным в творчестве и исполнительстве, - Бетховен смог переселиться в Вену, навсегда полюбив этот город.

В Вене началась полоса смелых опытов Бетховена в фортепианной музыке.

Рождение «Лунной»

Рождение «Лунной»

  • В 1901 году, когда возникла соната, душевное состояние Бетховена было сложным. Успех сопутствовал ему как пианисту и композитору. Его сочинения приобретали известность. Он был принят в аристократических домах.
Колоритный портрет тридцатилетнего Бетховена рисует выдающийся французский писатель Ромен Роллан, глубоко изучивший этот период жизни композитора.
  • Колоритный портрет тридцатилетнего Бетховена рисует выдающийся французский писатель Ромен Роллан, глубоко изучивший этот период жизни композитора.
Людвиг ван Бетховен около 1800 года  «…Взгляните на него, на Бетховена, этого тридцатилетнего завоевателя, великого виртуоза, блестящего артиста, салонного льва, которым бредит молодёжь…, который вызывает восторги…на Бетховена, плохие манеры которого терпеливо исправляет княгиня Лихновская; который делает вид, что презирает моду, однако высоко поднимает голову над красивым, белым, трижды закрученным галстуком и довольный, гордый ( в то же время не совсем спокойный), искоса наблюдает, какое впечатление производит он на окружающих, на Бетховена, у которого хорошее расположение духа, смех во всю глотку, жизнерадостность».

Людвиг ван Бетховен около 1800 года

«…Взгляните на него, на Бетховена, этого тридцатилетнего завоевателя, великого виртуоза, блестящего артиста, салонного льва, которым бредит молодёжь…, который вызывает восторги…на Бетховена, плохие манеры которого терпеливо исправляет княгиня Лихновская; который делает вид, что презирает моду, однако высоко поднимает голову над красивым, белым, трижды закрученным галстуком и довольный, гордый ( в то же время не совсем спокойный), искоса наблюдает, какое впечатление производит он на окружающих, на Бетховена, у которого хорошее расположение духа, смех во всю глотку, жизнерадостность».

Казалось, Бетховен мог быть счастлив. И в творчестве, и в жизни он достигал того, о чём скромному боннскому юноше и не мечталось.
  • Казалось, Бетховен мог быть счастлив. И в творчестве, и в жизни он достигал того, о чём скромному боннскому юноше и не мечталось.
«Судьба стучится в дверь» .

«Судьба стучится в дверь» .

  • Но «судьба стучалась в дверь» . Уже несколько лет Бетховен замечал признаки ослабления слуха - страшная беда для музыканта. Приходилось скрывать глухоту от окружающих. Страдания подавляли жизнерадостность. Тревога не покидала его.
Первое горькое, трагическое признание содержится в письме к Францу Вегелеру : «Жизнь моя жалка: почти два года избегаю всякого общества, так как не могу открыться в том, что я глух. Если бы я не был музыкантом, было бы другое дело, но при данных условиях это ужасно… Что со мною будет?»
  • Первое горькое, трагическое признание содержится в письме к Францу Вегелеру : «Жизнь моя жалка: почти два года избегаю всякого общества, так как не могу открыться в том, что я глух. Если бы я не был музыкантом, было бы другое дело, но при данных условиях это ужасно… Что со мною будет?»
Сёстры Брунсвик Тереза и Жозефина, ученицы Бетховена  В конце 1799 года он познакомился с семейством Брунсвик, обедневшими венгерскими аристократами, приехавшими в Вену.  Две сестры Брунсвик – Тереза и Жозефина – стали его ученицами, а брат Франц – другом.

Сёстры Брунсвик Тереза и Жозефина, ученицы Бетховена

В конце 1799 года он познакомился с семейством Брунсвик, обедневшими венгерскими аристократами, приехавшими в Вену.

Две сестры Брунсвик – Тереза и Жозефина – стали его ученицами, а брат Франц – другом.

Джульетта Гвиччарди  В конце 1800 года в эту семью приехала из Италии Джульетта Гвиччарди , родственница Брунсвиков. Ей было 16 лет. Она любила музыку, хорошо играла на рояле и стала брать уроки у Бетховена, с лёгкостью воспринимая его указания. В её характере Бетховена привлекали жизнерадостность, общительность и добродушие.

Джульетта Гвиччарди

В конце 1800 года в эту семью приехала из Италии Джульетта Гвиччарди , родственница Брунсвиков. Ей было 16 лет. Она любила музыку, хорошо играла на рояле и стала брать уроки у Бетховена, с лёгкостью воспринимая его указания. В её характере Бетховена привлекали жизнерадостность, общительность и добродушие.

Была ли она такой, как представлял её Бетховен?  Восторженный, склонный преувеличивать достоинства людей, Бетховен полюбил Джульетту Гвиччарди.  «Теперь я чаще бываю в обществе и потому жизнь моя стала веселее, - писал он другу Францу Вегелеру в ноябре 1800 года. – Эту перемену произвела во мне милая, очаровательная девушка, которая меня любит и которую я люблю. У меня снова бывают светлые минуты, и я прихожу к убеждению, что женитьба может осчастливить человека».

Была ли она такой, как представлял её Бетховен?

Восторженный, склонный преувеличивать достоинства людей, Бетховен полюбил Джульетту Гвиччарди.

«Теперь я чаще бываю в обществе и потому жизнь моя стала веселее, - писал он другу Францу Вегелеру в ноябре 1800 года. – Эту перемену произвела во мне милая, очаровательная девушка, которая меня любит и которую я люблю. У меня снова бывают светлые минуты, и я прихожу к убеждению, что женитьба может осчастливить человека».

Несбыточные мечты продолжались недолго. Каждая встреча приносила новые сомнения в её любви.  Бетховену и раньше приходилось расставаться с надеждами и мечтами. Но на это раз трагедия стала особенно глубокой. Бетховену было тридцать лет. Жизнь оставалась неналаженной. Глухота обрекала на полное одиночество. Только творчество могло вернуть композитору веру в себя.

Несбыточные мечты продолжались недолго. Каждая встреча приносила новые сомнения в её любви.

Бетховену и раньше приходилось расставаться с надеждами и мечтами. Но на это раз трагедия стала особенно глубокой. Бетховену было тридцать лет. Жизнь оставалась неналаженной. Глухота обрекала на полное одиночество. Только творчество могло вернуть композитору веру в себя.

По одним преданиям , Бетховен написал «Лунную сонату» летом 1801 года в Коромпе , в беседке парка имения Брунсвиков, и потому сонату при жизни Бетховена иногда называли «Сонатой –беседкой». По другим предположениям, Бетховен работал над ней осенью того же года. Зимой 1801-1802 года появилось посвящение Джульетте Гвиччарди «Лунной сонаты» – сочинения, в котором жизнь, творчество, пианистический гений Бетховена слились воедино, чтобы создать произведение удивительного совершенства.

По одним преданиям , Бетховен написал «Лунную сонату» летом 1801 года в Коромпе , в беседке парка имения Брунсвиков, и потому сонату при жизни Бетховена иногда называли «Сонатой –беседкой». По другим предположениям, Бетховен работал над ней осенью того же года. Зимой 1801-1802 года появилось посвящение Джульетте Гвиччарди «Лунной сонаты» – сочинения, в котором жизнь, творчество, пианистический гений Бетховена слились воедино, чтобы создать произведение удивительного совершенства.

Первая часть – в медленном движении, в свободной форме. Так и пояснил Бетховен произведение – Quasi una Fantasia – вроде фантазии.  Нежность, печаль, раздумье. Исповедь страдающего человека. В музыке, которая как бы рождается и развивается на глазах у слушателя, сразу улавливаются три линии: нисходящий глубокий бас, мерное укачивающее движение среднего голоса и умоляющая мелодия, возникающая после краткого вступления. Она звучит страстно, настойчиво, пробует выйти к светлым регистрам, но в конце падает в бездну, и тогда бас печально завершает движение. Выхода нет. Кругом покой безнадёжного отчаяния.

Первая часть – в медленном движении, в свободной форме. Так и пояснил Бетховен произведение – Quasi una Fantasia – вроде фантазии.

Нежность, печаль, раздумье. Исповедь страдающего человека. В музыке, которая как бы рождается и развивается на глазах у слушателя, сразу улавливаются три линии: нисходящий глубокий бас, мерное укачивающее движение среднего голоса и умоляющая мелодия, возникающая после краткого вступления. Она звучит страстно, настойчиво, пробует выйти к светлым регистрам, но в конце падает в бездну, и тогда бас печально завершает движение. Выхода нет. Кругом покой безнадёжного отчаяния.

Вторая часть. Это лирическая часть, которую Ференц Лист назвал «цветком между двумя безднами». Одни считают Aллегретто музыкальным портретом Джульетты, другие вообще воздерживаются от образных пояснений.

Вторая часть. Это лирическая часть, которую Ференц Лист назвал «цветком между двумя безднами». Одни считают Aллегретто музыкальным портретом Джульетты, другие вообще воздерживаются от образных пояснений.

Финал сонаты звучит как буря, всё сметающая на своём пути. Это схватка человека с самим собой. Финал – главенствующая часть сонаты и естественное завершение её событий. « Жить – значит бороться , побеждать страдания!» -как бы говорит нам Бетховен.

Финал сонаты звучит как буря, всё сметающая на своём пути. Это схватка человека с самим собой. Финал – главенствующая часть сонаты и естественное завершение её событий. « Жить – значит бороться , побеждать страдания!» -как бы говорит нам Бетховен.

Заключение

Заключение

  • Одна из центральных идей творчества Бетховена – способность человека к преодолению горестей, несгибаемость воли – нашла совершенное воплощение в «Лунной сонате»: слушая сонату, мы оказываемся во власти неумолимого движения музыки от внутреннего страдания к взрыву, протесту, к победе над бедой, несчастьем , к активному действию.
Написав сонату, Бетховен как бы подвёл итоговую черту значительному этапу жизни.  После измены Джульетты, которая предпочла ему бездарного композитора графа Галленберга, Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Ни одной жалобы никто не услышал от Бетховена. У Бетховена не было потребности в словах.  Всё было сказано музыкой.

Написав сонату, Бетховен как бы подвёл итоговую черту значительному этапу жизни.

После измены Джульетты, которая предпочла ему бездарного композитора графа Галленберга, Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Ни одной жалобы никто не услышал от Бетховена. У Бетховена не было потребности в словах.

Всё было сказано музыкой.

Памяти Бетховена

Памяти Бетховена

Проверьте Ваши знания о жизни и творчестве Бетховена. Для ответов на некоторые вопросы Вам нужно будет внимательно послушать его сочинения или почитать литературу о нём.

Проверьте Ваши знания о жизни и творчестве Бетховена. Для ответов на некоторые вопросы Вам нужно будет внимательно послушать его сочинения или почитать литературу о нём.

  • 1.Годы жизни Л.В.Бетховена:
  • (а) 1685-1750
  • (б) 1770-1827
  • (в) 1772-1822
  • 2.Город, в котором родился Бетховен?
  • (а) Берлин
  • (б) Бонн
  • (в) Вена
3. Творчество Бетховена относится к искусству и культуре :  (а) барокко  (б) классицизм  (в) романтизм 4. Как Бетховен назвал одну из своих 32-х сонат для фортепиано?  (а) соната № 14  (б) «Лунная»  (в) «Похоронная»
  • 3. Творчество Бетховена относится к искусству и культуре :
  • (а) барокко
  • (б) классицизм
  • (в) романтизм
  • 4. Как Бетховен назвал одну из своих 32-х сонат для фортепиано?
  • (а) соната № 14
  • (б) «Лунная»
  • (в) «Похоронная»
5. Дед и отец композитора были :  (а) пекарями  (б) придворными музыкантами  (в) придворными слугами 6. Сколько симфоний он написал?  (а) 3  (б) 9  (в) 20
  • 5. Дед и отец композитора были :
  • (а) пекарями
  • (б) придворными музыкантами
  • (в) придворными слугами
  • 6. Сколько симфоний он написал?
  • (а) 3
  • (б) 9
  • (в) 20
7. Симфония – это «философская повесть о жизни человека». Расположи части по порядку :  (а) « человек действующий»  (б) «человек созерцающий»  (в) «человек общественный»  (г) «человек играющий» 8. Свою 3-ю симфонию Бетховен вначале посвятил Наполеону Бонапарту, но после того, как тот провозгласил себя императором, он зачеркнул посвящение и назвал её :  (а) «Героическая»  (б) «Праздничная»  (в) «Военная»
  • 7. Симфония – это «философская повесть о жизни человека». Расположи части по порядку :
  • (а) « человек действующий»
  • (б) «человек созерцающий»
  • (в) «человек общественный»
  • (г) «человек играющий»
  • 8. Свою 3-ю симфонию Бетховен вначале посвятил Наполеону Бонапарту, но после того, как тот провозгласил себя императором, он зачеркнул посвящение и назвал её :
  • (а) «Героическая»
  • (б) «Праздничная»
  • (в) «Военная»
9. 9-я симфония написана на текст оды Фридриха Шиллера :  (а) « К беде»  (б) «К радости»  (в) «К старости» 10. «Так судьба стучится в дверь» . К какому произведению относятся эти слова Бетховена?  (а) «Патетическая» соната  (б) «Апассионата»  (в) «5-я симфония»
  • 9. 9-я симфония написана на текст оды Фридриха Шиллера :
  • (а) « К беде»
  • (б) «К радости»
  • (в) «К старости»
  • 10. «Так судьба стучится в дверь» . К какому произведению относятся эти слова Бетховена?
  • (а) «Патетическая» соната
  • (б) «Апассионата»
  • (в) «5-я симфония»
11. Кто из композиторов, прослушав Бетховена сказал : «Он ещё заставит говорить о себе весь мир!» ?  (а) Бах  (б) Гайдн  (в) Моцарт 12. Выбери номера произведений Бетховена, которые ты слышал(а) на уроках музыки ?  1. «Весёлая. Грустная»  2. «Сурок»  3. 5-я симфония  4. «Лунная» соната  5.Увертюра «Эгмонт»  6. 9-я симфония (финал)  7. «Верный Джонни» - шотландская народная песня в обработке Бетховена  8. «Ярость по поводу утерянного гроша»  9. «Экоссезы»  10. «Патетическая» соната ( соната №8 )  11. «Апассионата» ( соната №23 )
  • 11. Кто из композиторов, прослушав Бетховена сказал : «Он ещё заставит говорить о себе весь мир!» ?
  • (а) Бах
  • (б) Гайдн
  • (в) Моцарт
  • 12. Выбери номера произведений Бетховена, которые ты слышал(а) на уроках музыки ?
  • 1. «Весёлая. Грустная»
  • 2. «Сурок»
  • 3. 5-я симфония
  • 4. «Лунная» соната
  • 5.Увертюра «Эгмонт»
  • 6. 9-я симфония (финал)
  • 7. «Верный Джонни» - шотландская народная песня в обработке Бетховена
  • 8. «Ярость по поводу утерянного гроша»
  • 9. «Экоссезы»
  • 10. «Патетическая» соната ( соната №8 )
  • 11. «Апассионата» ( соната №23 )

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Лунная" соната Бетховена

Автор: Махмудова Венера Фаритовна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171941

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) ""Лунная соната" "
    ["seo_title"] => string(14) "lunnaia-sonata"
    ["file_id"] => string(6) "175735"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424310254"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "«Людвиг Бетховен. История жизни. Бессмертные звуки «Лунной» сонаты»"
    ["seo_title"] => string(71) "liudvigh-bietkhovien-istoriia-zhizni-biessmiertnyie-zvuki-lunnoi-sonaty"
    ["file_id"] => string(6) "129087"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415634206"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "урок музыки в 8 классе: Современность в музыке Бетховена "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-muzyki-v-8-klassie-sovriemiennost-v-muzykie-bietkhoviena"
    ["file_id"] => string(6) "130991"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416053549"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) ""Улица имени сына" внеклассное мероприятие "
    ["seo_title"] => string(47) "ulitsa-imieni-syna-vnieklassnoie-mieropriiatiie"
    ["file_id"] => string(6) "158688"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421773235"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Литературно-музыкальная композиция "Памяти Л.Н.Толстого", 10 класс"
    ["seo_title"] => string(69) "litieraturno_muzykal_naia_kompozitsiia_pamiati_l_n_tolstogho_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "398650"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489056566"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства