Слушаем фрагмент из фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года». («Ноябрь. На тройке.»)
Учитель: Знакома ли вам эта музыка, кто автор?
Учащиеся: «Ноябрь. На тройке» П. Чайковского.
Учитель: Что вы знаете об этом произведении?
Учащиеся: Эта пьеса из цикла «Времена года», в которой композитор, своеобразно ведёт повествование о движении природы. Каждая пьеса писалась за один присест по напоминанию слуги композитора для журнала «Нувеллист».
Учитель: Эмблемой творчества П.И. Чайковского в глазах как музыкантов, так и немузыкантов в особенности, давно стали его 12 фортепианных пьес "Времена года".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методы:Беседа, объяснение, наглядно-слуховой, сравнение, размышление, анализ, созерцания, контроля, выхода за пределы музыки.
Информационно-методическое обеспечение:
Видео, аудио ряд, презентация, тест компьютерной программы.
Прогнозируемые результаты:
- заинтересованность;
- участие в отдельных элементах урока;
- уметь выделять принадлежность музыки к разнообразным жанрам;
Новые понятия:
Оратория, макрокосма, микрокосма.
План урока
1
Организационный момент
2 мин
2
Развитие темы урока
Слушание, беседа, анализ произведений
25 мин
3
Исполнение песни
7 мин
4
Подведение итогов, выполнение теста
7-8 мин
5
Оценивание работы учащихся
3 мин
Ход урока
Орг. Момент
Вход в класс под музыку А. Вивальди «Весна» («Времена года»).
Приветствие учителя и гостей урока.
Вводная беседа.
Слушаем фрагмент из фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года». («Ноябрь. На тройке.»)
Учитель: Знакома ли вам эта музыка, кто автор?
Учащиеся: «Ноябрь. На тройке» П. Чайковского.
Учитель: Что вы знаете об этом произведении?
Учащиеся: Эта пьеса из цикла «Времена года», в которой композитор, своеобразно ведёт повествование о движении природы. Каждая пьеса писалась за один присест по напоминанию слуги композитора для журнала «Нувеллист».
Учитель: Эмблемой творчества П.И. Чайковскогов глазах как музыкантов, так и немузыкантов в особенности, давно стали его 12 фортепианных пьес "Времена года".
Сегодня, я думаю будет очень актуально послушать пьесу «Апрель», какой цветок расцветает в апреле?
Учащиеся: Подснежник.
Учитель: Верно, «Апрель» носит именно такое название, но у Чайковского здесь расцветают другие цветы. Ведь название пьесам дало издательство журнала. А какие, музыка нам сама нарисует.
Во время звучания 2 части, на доске рисую ландыши (стебель, лист, соцветие).
Учащиеся: Ландыши.
Учитель: Значит, музыка не только выражает настроение, чувства, но ещё может изображать. И очень точно она изображает явления природы. Какие?
Учащиеся: Дождь, ветер, шум воды, пение птиц…
Учитель: Это то, что хорошо слышно. А тишину, спокойствие, закат, восход, туман можно показать музыкальными красками?
Ответы учащихся.Например («Лунный свет» К. Дебюсси).
Учитель: К временам года, всегда обращались большинство композиторов, поэтов, художников. Эта тема всегда была популярна во всех видах искусства. И у каждого творца было своё видение мира, природы, а с чем у вас связаны времена года, что вам хочется делать осенью, весной? Если бы вы были поэтами, о каком времени года написали бы стихи?
Ответы учащихся
Учитель: Ну, я думаю, вы сможете назвать и тему урока?
Ответы учащихся
Развитие темы урока.
Учитель: Тема человека и природы воплощена также в двух ораториях, венчающих долгий и плодотворный творческий путь Й. Гайдна:"Сотворение мира" и "Времена года". Оратория – вокально-инструментальное произведения для хора, солистов и оркестра. Как вы понимаете долгий и плодотворный творческий путь?
Учащиеся: Он прожил долгую жизнь, до глубокой старости, и оставил после себя большое творческое наследие.
Учитель: Те же, "Весна", "Лето", "Осень", "Зима" с радостями пробуждения природы, трудовых забот, юного счастья; с гимном летнему солнцу, грозой, тихой идиллией славно потрудившихся чистых сердцем людей; с праздником урожая и охотой; с печальной мглой зимы и смиренномудренной философией старости: "Взгляни, человек, на свою жизнь... за короткой весной - летний расцвет... осенняя старость - и зима разверзает могилу; но что же вечно в этой смене дней? - лишь добродетель!". Такой итог подводит Гайдн, чья цельная, ясная и добрая душа нашла выражение в подтвердившем идеи его жизни, произведении.
Учитель: Времена года также являются вершиной творчества итальянского композитора Антонио Вивальди. Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. 330 с небольшим лет тому назад, 4 марта 1678 года в Венеции, в семье мелких ремесленников Вивальди родился слабый (на седьмом месяце), впоследствии поразивший своих потомков редкой выносливостью и трудолюбием. За пять дней он мог написать оперу, за три дня - одиннадцать скрипичных концертов. Известны 825 композиций А. Вивальди,в том числе более 450 инструментальных концертов, из которых 220 - скрипичные. На его концертах учился гениальный И. С. Бах. Позже, в течение долгого времени музыка Вивальди была предана забвению, и лишь в начале XX века снискала всеобщую любовь.
Как при жизни Вивальди, так и в наши дни наиболее знамениты первые четыре концерта для скрипки, и струнного оркестра "Времена года". В этом издании каждому концерту было предпослано стихотворение (в форме сонета), соответствующее музыкальному содержанию. Концерты были известны задолго до издания, и сонеты писались, видимо, на готовую музыку, возможно, самим Вивальди, не указавшим автора стихов. А что такое сонеты, давайте вспомним.
Учащиеся: Это стихотворения из 14 строк.
Желающие выразительно читают сонеты по слайдам.
1-й КОНЦЕРТ - "ВЕСНА" (LAPRIMAVERA)
1 ч. А11еgro
Приход весны встречая звонким пеньем,
Летают птички в голубых просторах,
И слышен плеск ручья, и листьев шорох,
Колеблемых зефира дуновеньем.
Но вот грохочет гром, и молний стрелы
Шлют небеса, внезапной мглой одеты,
И это все - весенних дней приметы!
...Утихла буря, небо просветлело,
И вновь кружит над нами птичек стая,
Веселым пеньем воздух оглашая.
II ч. Largo e pianissimo.
Среди цветов, с овчаркой - верным другом,
Лег пастушок; им сладко спится
Под шелест трав, под шум листвы влюбленной,
Шч.Аllegro
Волынки звук разносится над лугом,
Где хоровод веселых нимф кружится,
Весны волшебным светом озаренный.
2-й КОНЦЕРТ - "ЛЕТО" (L’ESTATE)
1 ч. Апdantino (вступление)
Лениво бродит стадо, вянут травы,
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает и томится всё живое.
2 ч. А11еgro
Поёт кукушка в тишине дубравы,
Воркует горлинка в саду, и нежно
Вздыхают ветерки... Но вдруг мятежный
Взвился Бурей, пронесся вихрем в небе
И плачет пастушок, кляня свой жребий.
IIIч. Adagioepiano
Боится он, заслышав гром далёкий,
От молнии в испуге замирает,
Свирепых мошек рой его терзает...
IVч. Рresto
Но вот гроза, бурлящие потоки
С крутых высот в долины низвергая,
Ревет, бушует на несжатых нивах,
И град жестокий бьет, у горделивых
Цветов и злаков головы срывая.
Слушаем 4 часть «Гроза».
В оригинале, затем в исполнении оркестра Яни Мекс.
Итак, четыре стихии – земля, огонь, вода, воздух; четыре темперамента: флегматик Зима, холерик Весна, сангвиник Лето, меланхолик Осень; четыре возраста - старость, юность, молодость и зрелость. Весна конечно же связана с юностью, которая проходит очень быстро, но если ты шагаешь по жизни со светлым мироощущением, если ты влюблён в окружающий мир, если ты открыт к добродетели, разве ты узнаешь старость?! Для тебя круглый год будет весна. Как в песне Д. Тухманова в исполнении В. Меладзе.
Исполнение песни.
«Весна» Д.Тухманова.
Сначала слушаем в исполнении В. Меладзе под презентацию. Затем исполняем сами.
Подведение итогов.
Выполнение тестового задания на компьютере. Половина учащихся рассаживаются за компьютеры. Другая половина рисуют времена года «Символический рисунок».