kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Вечные темы в искусстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слушаем фрагмент из фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года». («Ноябрь. На тройке.») Учитель: Знакома ли вам эта музыка, кто автор? Учащиеся: «Ноябрь. На тройке» П. Чайковского. Учитель: Что вы знаете об этом произведении? Учащиеся: Эта пьеса из цикла «Времена года», в которой композитор, своеобразно ведёт повествование о движении природы. Каждая пьеса писалась за один присест по напоминанию слуги композитора для журнала «Нувеллист». Учитель: Эмблемой творчества П.И. Чайковского в глазах как музыкантов, так и немузыкантов в особенности, давно стали его 12 фортепианных пьес "Времена года".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Вечные темы в искусстве"»

Открытый урок в 7 а классе


ТЕМА: Вечная тема в искусстве. "Времена года"

Цель: Формирование умения анализировать связь музыкального образа, содержания с музыкальной формой.

Задачи:

Обучающие:

- научить выделять, сравнивать музыкальные произведения на основе стилевых признаков;

- проследить, как в творчестве разных композиторов просматривается обращение к одной и той же теме.

- Развивающие:

- расширять слушательский опыт;

- развивать вокально-хоровые навыки;

Воспитательные:

-Показать связь изучаемого материала с жизненными явлениями;

-Формирование мировоззрения учащихся, чувство прекрасного.

Тип урока: Освоение нового материала.

Вид урока: Урок-путешествие.

Методы: Беседа, объяснение, наглядно-слуховой, сравнение, размышление, анализ, созерцания, контроля, выхода за пределы музыки.

Информационно-методическое обеспечение:

Видео, аудио ряд, презентация, тест компьютерной программы.

Прогнозируемые результаты:

- заинтересованность;

- участие в отдельных элементах урока;

- уметь выделять принадлежность музыки к разнообразным жанрам;

Новые понятия:

Оратория, макрокосма, микрокосма.

План урока


1

Организационный момент

2 мин

2

Развитие темы урока

Слушание, беседа, анализ произведений

25 мин

3

Исполнение песни

7 мин

4

Подведение итогов, выполнение теста

7-8 мин

5

Оценивание работы учащихся

3 мин


Ход урока


  1. Орг. Момент

Вход в класс под музыку А. Вивальди «Весна» («Времена года»).

Приветствие учителя и гостей урока.

  1. Вводная беседа.

Слушаем фрагмент из фортепианного цикла П. Чайковского «Времена года». («Ноябрь. На тройке.»)

Учитель: Знакома ли вам эта музыка, кто автор?

Учащиеся: «Ноябрь. На тройке» П. Чайковского.

Учитель: Что вы знаете об этом произведении?

Учащиеся: Эта пьеса из цикла «Времена года», в которой композитор, своеобразно ведёт повествование о движении природы. Каждая пьеса писалась за один присест по напоминанию слуги композитора для журнала «Нувеллист».

Учитель: Эмблемой творчества П.И. Чайковского в глазах как музыкантов, так и немузыкантов в особенности, давно стали его 12 фортепианных пьес "Времена года".

Сегодня, я думаю будет очень актуально послушать пьесу «Апрель», какой цветок расцветает в апреле?

Учащиеся: Подснежник.

Учитель: Верно, «Апрель» носит именно такое название, но у Чайковского здесь расцветают другие цветы. Ведь название пьесам дало издательство журнала. А какие, музыка нам сама нарисует.

Во время звучания 2 части, на доске рисую ландыши (стебель, лист, соцветие).

Учащиеся: Ландыши.

Учитель: Значит, музыка не только выражает настроение, чувства, но ещё может изображать. И очень точно она изображает явления природы. Какие?

Учащиеся: Дождь, ветер, шум воды, пение птиц…

Учитель: Это то, что хорошо слышно. А тишину, спокойствие, закат, восход, туман можно показать музыкальными красками?

Ответы учащихся.Например («Лунный свет» К. Дебюсси).

Учитель: К временам года, всегда обращались большинство композиторов, поэтов, художников. Эта тема всегда была популярна во всех видах искусства. И у каждого творца было своё видение мира, природы, а с чем у вас связаны времена года, что вам хочется делать осенью, весной? Если бы вы были поэтами, о каком времени года написали бы стихи?

Ответы учащихся

Учитель: Ну, я думаю, вы сможете назвать и тему урока?

Ответы учащихся

  1. Развитие темы урока.

Учитель: Тема человека и природы воплощена также в двух ораториях, венчающих долгий и плодотворный творческий путь Й. Гайдна: "Сотворение мира" и "Вре­мена года". Оратория – вокально-инструментальное произведения для хора, солистов и оркестра. Как вы понимаете долгий и плодотворный творческий путь?

Учащиеся: Он прожил долгую жизнь, до глубокой старости, и оставил после себя большое творческое наследие.

Учитель: Те же, "Весна", "Лето", "Осень", "Зима" с радостями пробуждения природы, трудовых забот, юного счастья; с гимном летнему солнцу, грозой, тихой идиллией славно потрудившихся чистых сердцем людей; с праздником урожая и охотой; с печальной мглой зимы и смиренномудренной философией старости: "Взгляни, человек, на свою жизнь... за короткой весной - летний расцвет... осенняя старость - и зима разверзает могилу; но что же вечно в этой смене дней? - лишь добродетель!". Такой итог подводит Гайдн, чья цельная, ясная и добрая душа нашла выражение в подтвердившем идеи его жизни, произведении.

Учитель: Времена года также являются вершиной творчества итальянского композитора Антонио Вивальди. Этот цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. 330 с небольшим лет тому назад, 4 марта 1678 года в Венеции, в семье мелких ремесленников Вивальди родился слабый (на седьмом месяце), впоследствии поразивший своих потомков редкой выносливостью и трудолюбием. За пять дней он мог написать оперу, за три дня - одиннадцать скрипичных концертов. Известны 825 композиций А. Вивальди, в том числе более 450 инструментальных концертов, из которых 220 - скрипичные. На его концертах учился гениальный И. С. Бах. Позже, в течение долгого времени музыка Вивальди была предана забвению, и лишь в начале XX века снискала всеобщую любовь.

Как при жизни Вивальди, так и в наши дни наиболее знамениты первые четыре концерта для скрипки, и струнного оркестра "Времена года". В этом издании каждому концерту было предпослано стихотворение (в форме сонета), соответствующее музыкальному содержанию. Концерты были известны задолго до издания, и сонеты писались, видимо, на готовую музыку, возможно, самим Вивальди, не указавшим автора стихов. А что такое сонеты, давайте вспомним.

Учащиеся: Это стихотворения из 14 строк.

Желающие выразительно читают сонеты по слайдам.

1-й КОНЦЕРТ - "ВЕСНА" (LA PRIMAVERA)

1 ч. А11еgro

Приход весны встречая звонким пеньем,

Летают птички в голубых просторах,

И слышен плеск ручья, и листьев шорох,

Колеблемых зефира дуновеньем.

Но вот грохочет гром, и молний стрелы

Шлют небеса, внезапной мглой одеты,

И это все - весенних дней приметы!

...Утихла буря, небо просветлело,

И вновь кружит над нами птичек стая,

Веселым пеньем воздух оглашая.

II ч. Largo e pianissimo.

Среди цветов, с овчаркой - верным другом,

Лег пастушок; им сладко спится

Под шелест трав, под шум листвы влюбленной,

Шч.Аllegro

Волынки звук разносится над лугом,

Где хоровод веселых нимф кружится,

Весны волшебным светом озаренный.

2-й КОНЦЕРТ - "ЛЕТО" (L’ESTATE)

1 ч. Апdantino (вступление)

Лениво бродит стадо, вянут травы,

От тяжкого, удушливого зноя

Страдает и томится всё живое.

2 ч. А11еgro

Поёт кукушка в тишине дубравы,

Воркует горлинка в саду, и нежно

Вздыхают ветерки... Но вдруг мятежный

Взвился Бурей, пронесся вихрем в небе

И плачет пастушок, кляня свой жребий.

III ч. Adagio e piano

Боится он, заслышав гром далёкий,

От молнии в испуге замирает,

Свирепых мошек рой его терзает...

IV ч. Рresto

Но вот гроза, бурлящие потоки

С крутых высот в долины низвергая,

Ревет, бушует на несжатых нивах,

И град жестокий бьет, у горделивых

Цветов и злаков головы срывая.

Слушаем 4 часть «Гроза».

В оригинале, затем в исполнении оркестра Яни Мекс.

Итак, четыре стихии – земля, огонь, вода, воздух; четыре темперамента: флегматик Зима, холерик Весна, сангвиник Лето, меланхолик Осень; четыре возраста - старость, юность, молодость и зрелость. Весна конечно же связана с юностью, которая проходит очень быстро, но если ты шагаешь по жизни со светлым мироощущением, если ты влюблён в окружающий мир, если ты открыт к добродетели, разве ты узнаешь старость?! Для тебя круглый год будет весна. Как в песне Д. Тухманова в исполнении В. Меладзе.


  1. Исполнение песни.

«Весна» Д.Тухманова.

Сначала слушаем в исполнении В. Меладзе под презентацию. Затем исполняем сами.

  1. Подведение итогов.

Выполнение тестового задания на компьютере. Половина учащихся рассаживаются за компьютеры. Другая половина рисуют времена года «Символический рисунок».

Тестовые задания оценивает компьютер, рисунки подвергаются взаимооценке.

Учитель: Итак, почему же «Времена года» являются вечной темой в искусстве?

Ответы учащихся.

До свидания.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока "Вечные темы в искусстве"

Автор: Харисова Ильзия Габдулхаковна

Дата: 11.01.2016

Номер свидетельства: 274936

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "конспект урока по изобразительному искусству по программе С.Г.Ашиковой "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-po-proghrammie-s-g-ashikovoi"
    ["file_id"] => string(6) "124631"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414755886"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока по теме "Дисперсия света" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-po-tiemie-dispiersiia-svieta"
    ["file_id"] => string(6) "101733"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402429408"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "конспект урока на тему: русский народный промысел - Гжель "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-russkii-narodnyi-promysiel-gzhiel"
    ["file_id"] => string(6) "121473"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413981901"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по теме "Небесное и земное в звуках и красках""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekturokapotiemieniebiesnoieiziemnoievzvukakhikraskakh"
    ["file_id"] => string(6) "283434"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453827131"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока на тему:"Живопись". "
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zhivopis"
    ["file_id"] => string(6) "131412"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416149666"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства