Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Фольклор в музыке русских композиторов»»
План-конспект урока музыки
Тема урока «Фольклор в музыке русских композиторов» 5 класс
Четверть(№) 1-ая
Тема четверти « Музыка и литература»
Тип урока: : комбинированный Вид урока: Урок- путешествия
Авторы программы по музыке: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов» Цель урока: Показать учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы). Задачи урока: Образовательные : Познакомить учеников с русским композитором - А.К.Лядов (1855-1914) и его музыкальным произведением «Кикимора» познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание) Развивающие. Развивать умение слышать музыку, анализировать её. Проследить единство и связи литературы и музыки,на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения. развитие познавательного интереса, творческих способностей Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической музыки.
Содержание урока определяется темой, целью, конкретными задачами данного урока Методы и формы работы; диалога, исследовательский, объяснительно-элюстративный, наглядно-слуховой, ситуация занимательности(игра), прием сопоставления сравнение, анализ, обобщение, объяснение материала, слушание музыки, вокально-хоровая работа. Оборудование, наглядно-дидактический материал, ТСО:доска, музыкальный центр, наглядно-дидактические пособия ( музыкальные инструменты, портреты композиторов), учебик-тетрадь для первого классаЕ.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, Ход урока: Приветствие. Пожелание друг другу хорошего настроения. Учитель: Я желаю, чтобы вы не только получили новые знания, а ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями. -А начать урок я хотела бы с песни. (звучит песня «Сказки гуляют по свету») Учитель- Удивительно добрая песня открыла наш урок, и это совсем неслучайно. Пусть она будет эпиграфом к нашему разговору. А о чем пойдет речь, вы, наверное, уже догадались. – Как вы, ребята, думаете, о чем и ком мы сегодня будем разговаривать на уроке? Дети- (О сказках, сказочных героев) Учитель: Правильно. Сегодня у нас урок необыкновенный, он волшебный можно сказать. Учитель: Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания. Дети: к фольклору Учитель: Давайте вспомним, что такое фольклор? Детей. Фольклор – устное народное творчество зародившееся глубоко в древности. От английского слова - folklore — «народная мудрость». Учитель:Где мы можем увидеть ,улышать сказочный образ? Дети: в кино театрах, в музыке..................
Учитель:Кто может создать сказочный образ?
Дети отвечают............. Учитель- Сказочные образы создают художники, писатели ,скульпторы, музыканты… Сегодня мы поговорим о сказочных героях . Как вы думаете ,в каких видах искусства? Дети: в литературе, музыке. Тема нашего урока «Фольклор в музыке русских композиторов». Учитель: Чтобы писатель рассказал о сказочном герое, что необходимы писателю? Дети: слова,
Учитель: музыканту? Дети: звукиноты, звуки, инструменты Учитель -А еще любому мастеру необходимо творческое воображение, чтобы образ получился интересным. Русские композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. Так русский композитор А.Лядов любил обращаться к сюжетам русского фольклора. Волшебный мир сказки вдохновлял его. Лядов говорил:«Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив». Учитель: Сегодня мы познакомимся с его музыкальным произведением под названием «Кикимора» - Кто такая кикимора? Дети отвечают Учитель: Литературной основой «Кикиморы» Лядова стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом-собирателем И.Сахаровым. именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения. ( Дети читают народное сказание о Кикиморе.) слайд Учитель-Ребята. как вы думаете - Как же удастся композитору свои фантазии воплотить в музыке, с помощью чего? - Что поможет нам узнать того или иного героя без слов? Дети: звучание определенного инструмента, темп, громкость звучания, ритмический рисунок… Учитель: Давайте мы с вами попробуем представить образ Кикиморы, ................., а поможет нам музыка Анатолия Константиновича Лядова, о чем же она нам расскажет. (Дети слушают) Учитель: что вы себе представили, что можете рассказать о сюжете? Дети рассказывают Учитель: Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору? Дети:нет (Слушание фрагмента,) Учитель- Мы прослушали начало произведения (вступление). -Какой характер у вступления, одинаковый или разный, какой темп .регистр. инструменты,,? Дети; Мрачная, медленная сумрачная, звуки низкие, зловещее исполняют низкие кларнеты и фаготы, звучание создает сказочную обстановку.
Учитель: Что напоминает эта часть музыки,как она звучит ? Дети; Колыбельную. Мягкая, напевная мелодия, Учитель; эту мелодию ведет английский рожок, показ слайда А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста показ слайда Учитель: Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки. Челеста рисует нам “хрустальчатую колыбельку” -
Учитель: Какой образ предстал перед нами? Дети: Кикимора. Учитель она спокойная была? Какая она? Попробуйте описать Дети: нет разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка. Учитель: И чем заканчивается наша музыкальная сказка? Дети отвечают Жалобным писком флейты. Учитель: Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит. Учитель: Картина «Кикимора» прозвучала из симфонической миниатюры. Миниатюра -Это небольшая пьеса (дети записываю определение в тетрадь) Учитель : наше знакомство со сказочным персонажем подходит к концу, а познакомили нас какие виды искусства? Дети Музыка и литература. Какой мы с вами вывод сделаем с сегодняшнего урока, говоря о музыке и литературе Дети отвечают. Мы увидели. как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, нарисовали нам удивительный, сказочный образ.
Домашнее задание: нарисуйте ,какую вы представляете кикимору.
Тест-викторина Вставить правильные ответы . Учитель: Было бы здорово, если бы мы с вами закончили наш урок песней «Сказки гуляют по свету» (Исполняется песня«Сказки гуляют по свету»)