kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме «Фольклор в музыке русских композиторов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок покажет учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Фольклор в музыке русских композиторов»»

План-конспект урока музыки


Тема урока «Фольклор в музыке русских композиторов» 5 класс

Четверть(№) 1-ая

Тема четверти « Музыка и литература»

Тип урока: : комбинированный
Вид урока: Урок- путешествия

Авторы программы по музыке: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.


Тема урока
: «Фольклор в музыке русских композиторов»
Цель урока: Показать учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы).
Задачи урока:
Образовательные : Познакомить учеников  с русским композитором -  А.К.Лядов (1855-1914) и его музыкальным произведением «Кикимора» познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание)
Развивающие. Развивать умение слышать музыку, анализировать её. Проследить единство и связи литературы и музыки,на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения. развитие познавательного интереса, творческих способностей
Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической музыки.

Содержание урока определяется темой, целью, конкретными задачами данного урока
Методы и формы работы; диалога, исследовательский, объяснительно-элюстративный, наглядно-слуховой, ситуация занимательности(игра), прием сопоставления сравнение, анализ, обобщение, объяснение материала, слушание музыки, вокально-хоровая работа.
Оборудование, наглядно-дидактический материал, ТСО: доска, музыкальный центр, наглядно-дидактические пособия ( музыкальные инструменты, портреты композиторов), учебик-тетрадь для первого класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина,

Ход урока:

Приветствие. Пожелание друг другу хорошего настроения.
Учитель: Я желаю, чтобы вы не только получили новые знания,  а ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями.
-А начать урок я хотела бы с песни.
(звучит песня «Сказки гуляют по свету»)
Учитель
- Удивительно добрая песня открыла наш урок, и это совсем неслучайно. Пусть она будет эпиграфом к нашему разговору. А о чем пойдет речь, вы, наверное, уже догадались.
– Как  вы, ребята, думаете, о чем и ком мы сегодня будем разговаривать на уроке?
Дети- (О сказках, сказочных героев)
Учитель: Правильно. Сегодня  у нас урок необыкновенный, он волшебный можно сказать.
Учитель: Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания.
Дети: к фольклору
Учитель: Давайте вспомним, что такое фольклор?
Детей. Фольклор – устное народное творчество зародившееся глубоко в древности. От английского слова -  folklore — «народная мудрость».
Учитель:Где мы можем увидеть ,улышать сказочный образ?
Дети: в кино театрах, в музыке..................

Учитель:Кто может создать сказочный образ?

Дети отвечают.............
Учитель- Сказочные образы создают художники, писатели ,скульпторы, музыканты…
Сегодня мы поговорим о сказочных героях . Как вы думаете ,в каких видах искусства?
Дети: в литературе, музыке.
Тема нашего урока «Фольклор в музыке русских композиторов».
Учитель:
Чтобы писатель рассказал о сказочном герое, что необходимы писателю?
Дети: слова,

Учитель: музыканту?
Дети: звуки ноты, звуки, инструменты
Учитель -А еще любому мастеру необходимо творческое воображение, чтобы образ получился интересным.
Русские композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.
 Так русский композитор А.Лядов любил обращаться к сюжетам русского фольклора. Волшебный мир сказки вдохновлял  его.
Лядов говорил:«Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только  тогда я счастлив».
Учитель: Сегодня мы познакомимся с его музыкальным произведением под названием «Кикимора»
- Кто такая кикимора?
Дети отвечают
Учитель: Литературной основой «Кикиморы» Лядова стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом-собирателем И.Сахаровым. именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения.
( Дети читают народное сказание о Кикиморе.)
слайд
Учитель-Ребята. как вы думаете
- Как же удастся композитору свои фантазии воплотить в музыке, с помощью чего?
- Что поможет нам узнать того или иного героя без слов?
Дети: звучание определенного инструмента, темп, громкость звучания, ритмический рисунок…
Учитель: Давайте мы с вами попробуем представить образ Кикиморы, ................., а поможет нам музыка Анатолия Константиновича Лядова, о чем же она нам расскажет.
(Дети слушают)
   Учитель: что вы себе представили, что можете рассказать о сюжете?
Дети рассказывают
Учитель: Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору?
Дети:нет
(Слушание фрагмента,)
Учитель- Мы прослушали начало произведения (вступление).
-Какой характер у вступления, одинаковый или разный, какой темп .регистр. инструменты,,?
Дети; Мрачная, медленная сумрачная, звуки низкие, зловещее исполняют низкие кларнеты и фаготы,  звучание создает сказочную обстановку.

Учитель: Что напоминает эта часть музыки,как она звучит ?
Дети; Колыбельную. Мягкая, напевная мелодия,
Учитель; эту мелодию ведет английский рожок,
показ слайда
А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста
показ слайда
Учитель: Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.
Челеста рисует нам “хрустальчатую колыбельку” -

Учитель: Какой образ предстал перед нами?
Дети: Кикимора.
Учитель она спокойная была? Какая она? Попробуйте описать
Дети: нет
разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка.
Учитель: И чем заканчивается наша музыкальная сказка?
Дети отвечают
Жалобным писком флейты.
Учитель: Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит.
Учитель: Картина «Кикимора» прозвучала из симфонической миниатюры.
Миниатюра -Это небольшая пьеса
(дети записываю определение в тетрадь)
Учитель : наше знакомство со сказочным персонажем подходит к концу, а познакомили нас какие виды искусства?
Дети Музыка и литература.
Какой мы с вами вывод сделаем с сегодняшнего урока, говоря о музыке и литературе
Дети отвечают.
Мы увидели. как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, нарисовали нам удивительный, сказочный образ.

Домашнее задание: нарисуйте ,какую вы представляете кикимору.

Тест-викторина
Вставить правильные ответы .
Учитель: Было бы здорово, если бы мы с вами закончили наш урок песней «Сказки гуляют по свету»
(Исполняется песня«Сказки гуляют по свету»)











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме «Фольклор в музыке русских композиторов»

Автор: Анисимова Лидия Викторовна

Дата: 11.08.2016

Номер свидетельства: 339090

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В  5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "192079"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427396234"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по музыке "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-muzykie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "268306"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450613974"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока музыки по теме: "Фольклор в музыке русских композиторов". "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-muzyki-po-tiemie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "163293"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422462179"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока по музыки для учащихся 5 класса "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokapomuzykidliauchashchikhsia5klassafolklorvmuzykierusskikhkompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "308678"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458644623"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока по теме "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(61) "konspekt_uroka_po_teme_folklor_v_muzyke_russkikh_kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "475273"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1532441819"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства