Конспект урока музыки по теме: "Фольклор в музыке русских композиторов".
Конспект урока музыки по теме: "Фольклор в музыке русских композиторов".
Конспект урока музыки для учащихся 5 класса, разработанный в рамках ФГОС. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов". Раздел I полугодия "Музыка и литература". Цель: Знакомство с программной инструментальной музыкой и вокальными сочинениями на основе различных литературных источников (русское народное сказание, сказки разных народов).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки по теме: "Фольклор в музыке русских композиторов". »
УРОК № 5,6
МБОУ УСОШ №4
Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой,
Е. Д. Критской.
Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов».
Подготовила
учитель музыки:
Щукина Л.Н.
г. Удомля
Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов».
Цель: Знакомство с программной инструментальной музыкой и вокальными сочинениями на основе различных литературных источников (русское народное сказание, сказки разных народов).
Задачи урока:
Осознание учащимися еще одного направления связи музыки и литературы;
Углубление знаний о выразительных средствах музыкального языка;
Формирование умений работать индивидуально и в группе, оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Вид урока: сообщение, расширение и усвоение новых знаний.
Планируемые результаты изучения:
Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.
Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.
Музыкальный материал:
«Кикимора». Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов. «Шехеразада». Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Художественный материал:
И.Я. Билибин «Кикимора»
Ход урока.
Организационная часть.
Музыкальное приветствие.
II. Основная часть.
Актуализация знаний
Повторить основные моменты предыдущего урока.
Вступительная беседа: (Слайд 4)
Сегодня мы познакомимся с музыкальным творчеством русского композитора Анатолия Константиновича Лядова. Ученик композитора-сказочника Н. Римского-Корсакова. Творчество Лядова невелико по объему, но трех оркестровых миниатюр по мотивам русских сказок и «Восьми русских народных песен» для оркестра оказалось достаточно, чтобы прославить его имя.
Родился в Петербурге. Отец Лядова, дирижёр Мариинского театра, стал его первым учителем музыки. В 23 года Лядов закончил Петербургскую консерваторию - ученик Н. А. Римского-Корсакова (композиция). Тогда же Лядов начал преподавать в Петербургской консерватории.
2. Формулирование темы урока.
- Откройте учебник на странице 18 и прочтите тему сегодняшнего урока.
(Слайд 5) Сегодня мы поговорим на тему: «Фольклор в музыке русских композиторов».
Планирование деятельности.
- А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. (Слайд 6) В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
прочитать на странице 19 русское народное сказание;
ознакомление с произведением А. Лядова «Кикимора», характеристика музыки;
ознакомление с произведением Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»;
прослушивание и анализирование 4-ой части сюиты «Шехеразада»;
выяснить, что такое программная музыка, симфоническая миниатюра, сюита.
3. Работа над новым материалом.
- Давайте вспомним, что такое фольклор?
Ответы уч-ся:Фольклор – это народное творчество, зародившееся глубоко в древности.
- Это художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь. От английского слова - folklore — «народная мудрость». Это источник национальных художественных традиций. Русские композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе Лядове. Ведь основу его творчества, составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора.
Как вы думаете, что такое симфоническая миниатюра?
Ответы уч-ся: это небольшое произведение.
Правильно, запишите определения:
Симфоническая миниатюра - жанр программной симфонической музыки небольшого размера.
Программная музыка – это инструментальная музыка, в основе которой лежит «программа», то есть какой-то совершенно конкретный сюжет или образ.
Ребята, а кто из вас знает кто такая Кикимора? (ответы уч-ся)
(Слайд 7) Кикимора-это злой дух, нечистая сила в женском обличье, чаще всего в народных преданиях встречается кикимора болотная - злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.
Именно это сказание русского народа, записанное фольклористом-собирателем Сахаровым, стало литературной основой народного сказаниядля оркестра, симфонической миниатюры "Кикиморы" А. К. Лядова.
(Слайд 8) А вот такой Кикимору изобразил русский художник и иллюстратор И.Я. Билибин.
Задание 1.
Прочитать на странице 19 русское народное сказание.
Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.
Давайте поразмышляем о том, если бы вы были композиторами, то какую музыку вы сочинили бы на этот сюжет? Охарактеризуйте действующих лиц сказа. А как будет развиваться музыка? (ответы уч-ся).
Первое исполнение пьесы «Кикимора» состоялось 12 декабря 1909 года, в Петербурге. Послушайте и определите характер музыки.
Слушание «Кикимора» А. Лядов.
Ответы уч-ся: Музыка очень разнохарактерная. То она нежная напевная, сонная, плавная, колыбельная, то резкая, крикливая, беспокойная, стремительная, бушующая.
Анализ произведения.
Это произведение - программное.
В основе произведения лежит народное сказание. И здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ.
Медленный, неторопливо разворачивающийся первый раздел музыки рисует не только место действия - волшебное царство Кудесника, "хрустальную колыбельку"- (звонко и бесстрастно звучит челеста), в которой качают Кикимору, но и облик самой Кикиморы - звучит нежная колыбельная, и вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев. Затем вновь тема колыбельной - её мягко поёт английский рожок - деревянный духовой инструмент типа гобоя и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых.
После вступления начинается быстрая часть – яркая, запоминающаяся. Разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка.
И чем заканчивается наша музыкальная сказка?
Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит.
Беседа о музыкальных инструментах: (Учащиеся вспоминают группы инструментов симфонического оркестра и называют их названия).
(Слайд 9) Музыкальный инструмент – ЧЕЛЕСТА.
(Слайд 10) Что за прелесть эти сказки…
(Слайд 11)
Великий русский композитор Н.А. Римский – Корсаков по мотивам известных арабских сказок «Тысяча и одна ночь» сочинил симфоническую сюиту «Шехеразада» 1888 году.
Запишите определение, что такое симфоническая сюита:
Сюита - музыкальное произведение состоящая из нескольких самостоятельных контрастных частей, объединённых общим замыслом.
Композитор предпослал произведению краткую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».
(Слайд 12) Симфоническая сюита «Шехеразада» состоит из 4-х частей, они называются
«Море и Синдбадов корабль»
«Рассказ царевича Календера»
«Царевич и царевна»
«Праздник в Багдаде»
Четвертая часть — «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Это грандиозный финал сюиты, объединяющий многие ее темы, «собирающий» героев произведения на веселом празднике. Сложная композиция части сочетает в себе черты рондо-сонаты с вариационностью.
(Слайд 13) Послушайте и проанализируйте музыку 4-й части.
Слушание 4-ой части симфонической сюиты.
Ответы уч-ся: музыка стремительная, взволнованная, энергичная, темпераментная, танцевальная и т.д.
Во вступлении звучат оба лейтмотива сюиты, причем тема Шахриара становится быстрой и энергичной, а тема Шехеразады — более взволнованной. Главная партия финала — стремительно кружащаяся, темпераментная восточная пляска. Она звучит на фоне острого ритмического рисунка, который выдерживается на протяжении почти всей картины праздника.
IV. Подведение итогов. (Слайд 14)
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).