kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки по теме: "Фольклор в музыке русских композиторов".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки для учащихся 5 класса, разработанный в рамках ФГОС. Тема урока: "Фольклор в музыке русских композиторов". Раздел I полугодия "Музыка и литература". Цель: Знакомство с программной инструментальной музыкой и вокальными сочинениями на основе различных литературных источников (русское народное сказание, сказки разных народов).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки по теме: "Фольклор в музыке русских композиторов". »

УРОК № 5,6







МБОУ УСОШ №4



Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой,

Е. Д. Критской.



Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов».




















Подготовила

учитель музыки:

Щукина Л.Н.






г. Удомля



Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов».

Цель: Знакомство с программной инструментальной музыкой и вокальными сочинениями на основе различных литературных источников (русское народное сказание, сказки разных народов).


Задачи урока:

  • Осознание учащимися еще одного направления связи музыки и литературы;

  • Углубление знаний о выразительных средствах музыкального языка;

  • Формирование умений работать индивидуально и в группе, оценивать правильность выполнения учебной задачи.


Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.


Вид урока: сообщение, расширение и усвоение новых знаний.


Планируемые результаты изучения:


Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.


Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.


Музыкальный материал:

«Кикимора». Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов. «Шехеразада». Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.



Художественный материал:

И.Я. Билибин «Кикимора»










Ход урока.


  1. Организационная часть.

Музыкальное приветствие.

II. Основная часть.

  1. Актуализация знаний

Повторить основные моменты предыдущего урока.


Вступительная беседа: (Слайд 4)

Сегодня мы познакомимся с музыкальным творчеством русского композитора Анатолия Константиновича Лядова. Ученик композитора-сказочника Н. Римского-Корсакова. Творчество Лядова невелико по объему, но трех оркестровых миниатюр по мотивам русских сказок и «Восьми русских народных песен» для оркестра оказалось достаточно, чтобы прославить его имя.

Родился в Петербурге. Отец Лядова, дирижёр Мариинского театра, стал его первым учителем музыки. В 23 года Лядов закончил Петербургскую консерваторию - ученик Н. А. Римского-Корсакова (композиция). Тогда же Лядов начал преподавать в Петербургской консерватории.

2. Формулирование темы урока.

- Откройте учебник на странице 18 и прочтите тему сегодняшнего урока.

(Слайд 5) Сегодня мы поговорим на тему: «Фольклор в музыке русских композиторов».

Планирование деятельности.

- А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. (Слайд 6) В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?


  • прочитать на странице 19 русское народное сказание;

  • ознакомление с произведением А. Лядова «Кикимора», характеристика музыки;

  • ознакомление с произведением Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»;

  • прослушивание и анализирование 4-ой части сюиты «Шехеразада»;

  • выяснить, что такое программная музыка, симфоническая миниатюра, сюита.


3. Работа над новым материалом.

- Давайте вспомним, что такое фольклор?

Ответы уч-ся: Фольклор – это народное творчество, зародившееся глубоко в древности.

- Это художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь. От английского слова - folklore — «народная мудрость». Это источник национальных художественных традиций. Русские композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе Лядове. Ведь основу его творчества, составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора.

Как вы думаете, что такое симфоническая миниатюра?

Ответы уч-ся: это небольшое произведение.

Правильно, запишите определения:

Симфоническая миниатюра - жанр программной симфонической музыки небольшого размера.

Программная музыка – это инструментальная музыка, в основе которой лежит «программа», то есть какой-то совершенно конкретный сюжет или образ.


Ребята, а кто из вас знает кто такая Кикимора? (ответы уч-ся)

 (Слайд 7) Кикимора-это злой дух, нечистая сила в женском обличье, чаще всего в народных преданиях встречается кикимора болотная - злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.

Именно это сказание русского народа, записанное фольклористом-собирателем Сахаровым, стало литературной основой народного сказания для оркестра, симфонической миниатюры "Кикиморы" А. К. Лядова.

(Слайд 8) А вот такой Кикимору изобразил русский художник и иллюстратор И.Я. Билибин.

Задание 1.

Прочитать на странице 19 русское народное сказание.

Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

Давайте поразмышляем о том, если бы вы были композиторами, то какую музыку вы сочинили бы на этот сюжет? Охарактеризуйте действующих лиц сказа. А как будет развиваться музыка? (ответы уч-ся).

Первое исполнение пьесы «Кикимора» состоялось 12 декабря 1909 года, в Петербурге. Послушайте и определите характер музыки.

Слушание «Кикимора» А. Лядов.

Ответы уч-ся: Музыка очень разнохарактерная. То она нежная напевная, сонная, плавная, колыбельная, то резкая, крикливая, беспокойная, стремительная, бушующая.

Анализ произведения.

Это произведение - программное

В основе произведения лежит народное сказание. И здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ.

Медленный, неторопливо разворачивающийся первый раздел музыки рисует не только место действия - волшебное царство Кудесника, "хрустальную колыбельку"- (звонко и бесстрастно звучит челеста), в которой качают Кикимору, но и облик самой Кикиморы - звучит нежная колыбельная, и вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев. Затем вновь тема колыбельной -  её мягко поёт английский рожок - деревянный духовой инструмент типа гобоя и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых.

После вступления начинается быстрая часть – яркая, запоминающаяся. Разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка.

И чем заканчивается наша музыкальная сказка?

Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит.


Беседа о музыкальных инструментах: (Учащиеся вспоминают группы инструментов симфонического оркестра и называют их названия).


(Слайд 9) Музыкальный инструмент – ЧЕЛЕСТА.

(Слайд 10) Что за прелесть эти сказки…


(Слайд 11)

Великий русский композитор Н.А. Римский – Корсаков по мотивам известных арабских сказок «Тысяча и одна ночь» сочинил симфоническую сюиту «Шехеразада» 1888 году.

Запишите определение, что такое симфоническая сюита:

Сюита - музыкальное произведение состоящая из нескольких самостоятельных контрастных частей, объединённых общим замыслом.

Композитор предпослал произведению краткую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

(Слайд 12) Симфоническая сюита «Шехеразада» состоит из 4-х частей, они называются

  1. «Море и Синдбадов корабль»

  2. «Рассказ царевича Календера»

  3. «Царевич и царевна»

  4. «Праздник в Багдаде»

Четвертая часть — «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Это грандиозный финал сюиты, объединяющий многие ее темы, «собирающий» героев произведения на веселом празднике. Сложная композиция части сочетает в себе черты рондо-сонаты с вариационностью.

(Слайд 13) Послушайте и проанализируйте музыку 4-й части.

Слушание 4-ой части симфонической сюиты.

Ответы уч-ся: музыка стремительная, взволнованная, энергичная, темпераментная, танцевальная и т.д.


Во вступлении звучат оба лейтмотива сюиты, причем тема Шахриара становится быстрой и энергичной, а тема Шехеразады — более взволнованной. Главная партия финала — стремительно кружащаяся, темпераментная восточная пляска. Она звучит на фоне острого ритмического рисунка, который выдерживается на протяжении почти всей картины праздника.

IV. Подведение итогов. (Слайд 14)

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки по теме: "Фольклор в музыке русских композиторов".

Автор: Щукина Людмила Николаевна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 163293

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока по теме "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(61) "konspekt_uroka_po_teme_folklor_v_muzyke_russkikh_kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "475273"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1532441819"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В  5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "192079"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427396234"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по музыке "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-muzykie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "268306"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450613974"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока по музыки для учащихся 5 класса "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokapomuzykidliauchashchikhsia5klassafolklorvmuzykierusskikhkompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "308678"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458644623"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока музыки в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад..." "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-muzyki-v-3-klassie-nastroiu-ghusli-na-starinnyi-lad"
    ["file_id"] => string(6) "120738"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413801890"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства