kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов" разработан с учётом требования ФГОС. Целью является ознакомление с симфонической миниатюрой А.К. Лядова "Кикимора" с целью осознания взаимодействия музыки и литературной основы. В процессе применяются такие задания, как "визуализация" мелодии, составление "логической цепочки", приёма "Я - композитор".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"»

Тема: Музыка и литература

Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов» 5 класс 4 урок

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок-путешествие

Цель: Познакомить учащихся с симфонической миниатюрой А.К.Лядова «Кикимора» с целью осознания взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы).

Задачи:

Образовательные: Познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературы (русское народное предание), познакомить с творчеством русского композитора А.К. Лядова

Воспитывающие: воспитывать любовь к фольклору через исполнение и слушание музыки; воспитывать  культуру слушания симфонической музыки, воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу.

Развивающие: развивать эмоционально-образное восприятие музыкальных произведений; активизировать мыслительную деятельность учащихся, способность к творческому самовыражению.

Личностные УУД:

Эмоционально-смысловое восприятие образов произведения

Умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию.

Умение уважительно относиться к мнению окружающих.

Умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся.

Предметные:

Умение понимать термин «фольклор», «инструментальная музыка», «вокальная музыка», «симфоническая миниатюра».

Умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения

Умение обучающихся входить в мир духовных ценностей музыкального искусства.

Метапредметные:

регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителей и слушателей; ставить и выполнять цель; формулировать и удерживать учебную задачу.

познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии петь хором, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.

Учебно-методическое обеспечение урока:

учебник - Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка 5 класс»

М.Власова «Новая абэвэга русских суеверий»

поурочные разработки 5-6 классы - 2015г.; презентация к уроку,

План урока:

1.Организация начала урока

Подготовка к основному этапу урока

II.Основная часть

Усвоение новых знаний и способов действий

-первое прослушивание произведения А. К. Лядова «Кикимора»

Первичная проверка понимания

-работа над образом «Кикиморы»;

-работа с учебником

Закрепление знаний и способов действий

-повторное прослушивание произведения А.К. Лядова «Кикимора»

III. Заключительная часть

Обобщение и систематизация знаний

IV. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению


Ход урока

1.Организация начала урока

«Что за прелесть эти сказки!»

А.С. Пушкин

(звучит песня «Сказки гуляют по свету»)

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир сказочных персонажей, заглянем в сказку. Давайте пофантазируем, какая это будет сказка?

Ответы детей.

Подготовка к основному этапу урока

А чтоб открыть нам двери в удивительную сказочную страну, нужно чтобы вы мне ответили. Что такое фольклор?

Ответы учащихся

Фольклор – устное народное творчество. Самая важная его черта- то, что фольклор является искусством народного слова.

- Какие жанры фольклорного творчества мы знаем? Может кто-то приведет пример?

Ответы учащихся

Давайте с вами построим логическую цепочку начиная со слова «сказка»

II Основная часть

Усвоение новых знаний и способов действий

Я думаю, что эта цепочка заведёт нас в удивительной мир волшебной музыкальной сказки, с которой вам сегодня предстоит встретиться. Ну для начала посмотрите я принесла вам Словарь славянской мифологии, в нём даётся толкование самым разным мифологическим существам древних славян. (зачитываю несколько толкований)

А вот перед вами описание ещё одного дворового духа славян. (читаю описание кикиморы). Кто мне ответит, кто же это может быть?

Ответы детей.

По описанию вы поняли, что кикимора – это дух в облике женщины, который может быть и добрым и злым по отношению к человеку. А ещё она редко показывается человеку, но её присутствие можно узнать по шуму и звукам. Кикимора может проказничать - стричь овец, щипать перья у кур, распускать пряжу. А давайте попробуем её нарисовать музыкальным языком…

(Подбираем лад, темп, музыкальные инструменты, характер.) Приём «Я – композитор»

Вам интересно будет узнать какими музыкальными красками нарисовал этот образ композитор А.К. Лядов?

Первое прослушивание произведения

Звучит «Кикимора» А. К. Лядова

- Куда мы с вами попали? Как можно описать это место? Каких сказочных героев вы услышали в этом произведении?

Давайте все по порядку.

Дети описывают место действия и образы, какие возникают в сознании при прослушивании данного произведения.

Можно сделать несколько общих выводов. Это сказочное место, скорей всего это сказочный лес, который наполнен сказочными героями. И, герои прежде всего, разные, в начале мы можем услышать много завораживающих звуков, но они нейтрального характера, в середине произведения появляется герой, довольно с отрицательными чертами характера, и это нам подсказывают музыкальные звуки. Давайте выделим этот появившийся образ отдельно и попробуем дать ему характеристику.

Учащиеся дают характеристику, поведение героя можно разделить на 2 этапа (выход и действие): появление героя: приглушенно, скрыто, маскируясь, сумрачно, робко, таинственно, колдовски; действие: взволнованно, тревожно, стремительно, буйно, нетерпеливо, кипуче, пламенно, рассержено, дерзко(словарь эстетических эмоций).

- Как музыка нам показала этого героя?

Кикимора – злой дух, нечистая сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается Кикимора болотная - злое коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.

А написал это яркое произведение Анатолий Константинович Лядов (1855- 1914г.г.)- ученик русского композитора сказочника Н. А. Римского- Корсакова.

Давайте запишем новое понятие: Симфоническая миниатюра- небольшая пьеса для симфонического оркестра.

Литературной основой стало одно народное сказание, записанное собирателем фольклора И. Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения. Послушаем текст.

Работа с учебником Откройте учебники «Музыка» 5 класс на стр. 19. Прочитаем литературный образ «кикиморы».

Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот- Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым- малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

Вот такую Кикимору нам «рисует» народное сказание. Как вы думаете, совпал ли «литературный образ» с нашим «музыкальным образом»?

Закрепление знаний и способов действий

Повторное прослушивание произведения

«Кикимора» А. К. Лядов

О музыке и образах говорить трудно, мы с вами хорошо справились. Если мы будем говорить о музыке ее же языком, то она нам станет понятней и ближе.

Подумайте, а какие музыкальные инструменты слышны в этом произведении.

Ответы детей

Музыкальные инструменты: флейты, гобои, деревянные духовые - образ Кикиморы, тема колыбельной – английский рожок деревянный духовой инструмент Сейчас мы еще раз прослушаем «Кикимора» А. К. Лядова, я прошу, возьмите в свою руку звук и ведите его, строго следуя за движением главной героини произведения (прием «слушание рукой» или «визуализации).

Визуализация мелодии.

Творческое задание:

Ребята, я хочу познакомить вас с небольшой выставкой работ пяти- классников, которые нарисовали этот образ. Посмотрите пожалуйста внимательно и скажите какой вы увидели кикимору на этих работах?

Ответы детей

III Заключительная часть

Обобщение и систематизация знаний

Я думаю, что сегодняшнюю встречу со сказкой нам нужно закончить и песней про сказку. Но с начала подготовим голос для пения.

  1. Дыхательное упражнение «Кошечка»

  2. Распевка

  3. Повторение песни «Сказки гуляют по свету»

IV. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

Я уверена, что мир удивительных сказок будет с вами даже когда вы станете взрослыми. Вашим заданием будет воссоздать образы симфонической миниатюры «Кикимора» в любом виде искусства:

Вы можете нарисовать кикимору или Кота-баюна, сочинить про них небольшое стихотворение, а может историю, которая с ними случилась, можете вылепить из пластилина или солёного теста и раскрасть этих сказочных персонажей или даже создать небольшую презентацию.

Ваши лучшие работы пополнят мою коллекцию сказочных персонажей славянской мифологии.

V. Подведение итога урока (Исполнение авторской песни «Мир добрых сказок»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"

Автор: Кучерова Наталья Владимировна

Дата: 24.07.2018

Номер свидетельства: 475273

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ В  5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-muzyki-v-5-klassie-po-tiemie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "192079"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427396234"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по музыке "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-muzykie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "268306"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450613974"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока музыки по теме: "Фольклор в музыке русских композиторов". "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-muzyki-po-tiemie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "163293"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422462179"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока по музыки для учащихся 5 класса "Фольклор в музыке русских композиторов""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokapomuzykidliauchashchikhsia5klassafolklorvmuzykierusskikhkompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "308678"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458644623"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока музыки в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад..." "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-muzyki-v-3-klassie-nastroiu-ghusli-na-starinnyi-lad"
    ["file_id"] => string(6) "120738"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413801890"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства