Цели - Закрепление и обобщение знаний учащихся о мелодии, знакомство с понятием Лад, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Два Лада. Мажор и минор"»
Конспект урока музыки.
Тема: Два Лада. Мажор и минор.
Цель: закрепление обобщение знаний учащихся о мелодии, знакомство с понятием Лад, как средством музыкальной выразительности, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с главными ладами музыки мажором и минором;
формировать у обучающихся представления о внешних признаках веселого и грустного настроения;
учить применять на практике, демонстрировать признаки веселого, грустного настроения посредством собственной мимики, пантомимики, в том числе, в процессе собственной музыкальной деятельности;
совершенствовать певческие навыки (протяжное пение, выразительное исполнение песен, бесшумный вдох и выдох).
Коррекционно-развивающие:
корригировать и развивать личностные качества, эмоционально волевую сферу обучающихся (навыки самоконтроля, умение выражать настроение, свои чувства) посредством собственной мимики, пантомимики;
развивать слуховое восприятие посредством музыкальных произведений;
корригировать и развивать связную устную речь.
Воспитательные:
воспитывать интерес обучающихся к занятиям музыкальной деятельностью;
воспитывать интерес к классической музыке через слушание.
Оборудование: фортепиано, ПК, проектор, экран, зеркала, народные музыкальные инструменты.
Звучит «Утро» Э.Грига. Дети входят в зал. Педагог здоровается с детьми под музыкальный аккомпанемент (цепочка аккордов До мажор), «Здравствуйте, дети!» (Слайд 1)
У нас сегодня гости, поздороваемся с ними. Дети здороваются с гостями тоже на музыкальном языке: «Здравствуйте гости!»
Учитель: Присаживайтесь дети. Ребята, я вас встретила радостно, с улыбкой. А если бы я с вами поздоровалась вот так (пропеть или проиграть минорное трезвучие) вы бы наверное удивились за что это на нас обиделась О.В., почему у нее плохое настроение? Вы догадались о чем мы сегодня будем говорить?
Дети: О настроении в музыке!
Послушайте сказку. А называется она «Два брата».
(Музыка «В гостях у сказки» слайд открывается окошко в избушке). В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин - дон Седьмой.(Слайд король). Больше всего на свете он любил спать и скучать.
Бывало сядет он на свой трон и скучает.
От скуки ногами поболтает.
От скуки прикажет печенье подать,
А солдатам -песню запевать.
Солдаты были у него необычные-
Все, как один , певцы отличные.
И за это, кстати сказать,
Стал Дин - дон их Звуками звать.
Споют звуки королю одну песню, другую.
Король захрапит, а звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра.
Утром встанут, крикнут: «Ура!»
Король проснётся,
С боку на бок повернётся
И всё заново начнётся:
Скука, печенье, солдатское пение. (Слайд охрана)
От этой жизни звуки до того обленились,
Что петь как следует, совсем разучились.
Король был ужасно огорчён.
Даже скучать перестал он.
Заставляет их петь и так и сяк.
А они не хотят никак.
Но вот однажды прибыли в Звукляндию из далёкой страны Ладии два друга Лада. Давайте с ними познакомимся. (Выходят мажор и минор читают свои слова).
Мажор: Друзья! Признаться вам спешу,
знакомству очень рад.
Меня зовут синьор Мажор,
Я лучший друг ребят.
С собой всегда я приношу –
Улыбку шутку смех.
И если дружишь ты со мной,
То ждет тебя успех.
Минор: А я зовусь Минор,
И вот, что вам скажу:
Со смехом мне не по пути –
Я грустью дорожу.
Люблю, вздыхая слезы лить,
И предлагаю вам,
Давайте вместе погрустим,
О чём не знаю сам.
Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.
Во дворец явились, (Слайд мажор и минор)
Королю, как положено, поклонились.
-Здравствуй, Дин - дон, - говорят,-
Хотим послушать твоих солдат.
-А ну, - скомандовал Звукам король,-
Музыку играть изволь!
Раз, два! Раз, два!
Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова. (Дети подходят к фо-но играют в 4 руки какафонию)
Не выдержали этой музыки братья,
Закричали на два голоса: «Хватит!»
-Давай, - говорят,- Дин - дон, мы тебе поможем,
Из Звуков твоих песню ладную сложим.
Выстроил Мажор Звуки в ряд-
Получился звукоряд.
- Запевай! - скомандовал Мажор. Звуки запели.
(Пропевается мажорный звукоряд – со словами: «К нам весна уже приходит, солнца луч глядит в окошко» - тональность «До мажор» и «Ля минор с повышенной седьмой ступенью») (Слайд с текстом)
С тех пор наступил порядок в Звукляндии
Дин - дон по-другому жить стал,
Под новую музыку спать перестал.
Загрустит он - Минор явится,
Захочет веселиться - Мажор появится.
Стали звуки жить ладно,
И песни зазвучали складно.
Так, звуки между собой стали ладить и дружить. И мы с вами поняли, что Лад – это СОГЛАСИЕ. Когда звуки соглашаются жить дружно. (Слайд согласие)
Учитель: вот, ребята, мы с вами и поняли, что музыка влияет на наше настроение. Если мы грустим это настроение минорное, если радуемся – мажорное.
Скажите, дети, а посмотрев на человека, можно определить какое у него настроение? (Да, по походке, по выражению лица)
Тогда давайте подойдем к столу и выберем себе маску веселое настроение и грустное настроение (одну маску в одну руку, другую в другую руку). (Слайд маски).
Я вам сыграю музыкальные отрывки, а вы мне покажете маской - какое настроение хотел изобразить композитор в музыке. (3-4 отрывка)
"Пусть бегут неулюже" Р. мажор
"Осенний марафон" А. Петров минор
"К Элизе" Бетховен минор
"Полька зайцев" Филлипенко мажор (одна группа показывает маску, а другая говорит правильно или нет).
- Теперь отложите маски и давайте сыграем в такую игру - вы будете изображать у зеркала разное настроение.
Итак:
1. Нахмурьтесь как:
1) король;
2) ребенок которого наказали;
3) ученик, которому поставили двойку.
2. Улыбнитесь как:
1) мама своему ребенку;
2) кот на солнышке щурится;
3) будто вы получили подарок, о котором долго мечтали.
3. Сесть как:
1) пчелка на цветке;
2) обиженный щенок;
- А теперь, глядя в зеркало изобразите радостное настроение.
- Как называется радостное настроение на музыкальном языке? (Мажор)
- А теперь грустное.
- Как называется грустное настроение на музыкальном языке? (Минор).
Может быть кто-то вспомнит кому эта музыка посвящалась (племяннику Володе - Детский альбом) и кто написал? (Великий русский композитор П.И. Чайковский).(Слайд портрет композитора).
Послушайте еще одно произведение Чайковского «Танец маленьких лебедей».(Запись) (Слайд балет «Лебединое озеро»).
- Вот, ребята, музыкантами, артистами, слушателями мы с вами побыли, сейчас мы будем с вами художниками.
Чем пользуются художники, когда рисуют картины? (Красками, фантазией, наблюдениями).
А чем пользуются композиторы, когда сочиняют музыкальное произведение? (Звуками).
У художников много красок – теплые тона и холодные тона, светлые и темные.
Художники тоже умеют рисовать мажор и минор. (Слайд солнышко и тучка)
Музыканты тоже пользуются красками, но называются они мажор и минор. Или лад.
Можем ли мы найти мажор и минор в окружающем нас мире?
Какими красками передано состояние природы? (Слайд картина)
(Мажор – яркими, солнечными, а минор – темными.)
Мы с вами сейчас будем музыку рисовать.
Учитель: Вижу в ваших глазах опять удивление. Вы не понимаете, что происходит, но подождите ещё немного: всему свое время. Посмотрите на картину. Что на ней изображено?
На доске фрагменты рисунка на тему “Весна”, которые расположены без определённого порядка.
Учитель. Итак, что вы обо всем этом можете сказать?
Дети. Какая-то картинка, но непонятно, что на ней. Беспорядок какой-то.
Учитель. Вы правы: беспорядок какой-то! Одним словом, разлад.
Слово разлад означает отсутствие порядка, раздор, разногласие.
Но почему произошел разлад в рисунке?
Дети. Не на своём месте части рисунка.
Учитель. Значит, что нужно сделать для того увидеть художественный образ картины?
Дети. Нужно привести все в порядок, расставить правильно фрагменты рисунка.
Дети выполняют задание под музыку «Весна» Свиридова
Учитель. Теперь посмотрим, что получилось?
Обращается внимание на художественный образ рисунка на тему “Весна ”.
Пальчиковые игры
Любим мы свои ладошки, (потирают друг о друга ладошки)
Мы похлопаем немножко. (хлопают в ладоши)
Поздороваемся дружно, (пожимают свои руки)
Вместе музыке послужим. (складывают ладошки около груди, кланяются)
Указательный уходит,
Безымянный вдруг исчез,(складывают пальцы)
И высокий купол храма,
Вырастает до небес (складывают ладошки над головой и тянутся вверх)
Раздел Пение.
Мы уже побывали с вами композиторами, слушателями, немного художниками, а теперь станем певцами, исполнителями. Но чтобы начать петь красиво и правильно, сначала надо "Разбудить" связки - это 2 струны и их надо беречь, настраивать - это ваш музыкальный инструмент.
Упражнение 1. «Разогрей связки»
Две струны мы бережем,
Сначала настроим – потом поем.
а) «Перышко»
б) «Да-дэ-ди-до-ду»
в) «Ма-мэ-ми-мо-му»
Упражнение 2. «Мы перебегали берега»
Песня
а) «Смешной человечек». (Слайд Карлсон).
Определите в каком ладу начинается эта песня (В миноре, а затем в мажоре).
б) «Колокольчик»
Игра «Ищи»
Психогимнастика «Веселый пирог»
Если стало вдруг кому-то (дети мимикой и интонацией передают грусть)
Очень грустно почему-то,
И не знаешь – как же быть? (пожимают плечами)
Как его развеселить?
Мы возьмем стакан смешинок, (по тексту имитируют приготовление пирога)
Громкий хохот из корзинок,
Рассыпного смеха ложку
И хихиканья немножко.
Их веселкой размешай,
В тонкий юмор раскатай,
Обваляй все в прибаутках,
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек –
Непременно захохочет! (Весело смеются)
Итоги урока
На этом наш урок подходит к концу.
Что мы сегодня нового узнали в результате нашего урока, чему научились?
За что отвечают мажор и минор?
Что такое лад?
Теперь вам легче показать грустное и веселое настроение?
Помогла ли нам музыка прочувствовать веселое и грустное настроение?
Как вы думаете, влияет ли музыка на настроение человека?
Оценить работу детей на уроке.
Сегодны все молодцы! Можно вам поставить «пятерки»
Какое у вас сейчас настроение?
Домашнее задание.
Нарисовать рисунок в мажорном, в минорном ладу.
Мне очень понравилось как вы сегодня на уроке ладили друг с другом.
Пускай всегда в вашей жизни – дома, в школе – все будет ладно!