Просмотр содержимого документа
«Конспект занятие "Музыка и природа»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
Тема занятия:
«Музыка и природа».
Разработала
Кирпичёва М.Е.
педагог дополнительного образования
январь 2017 г.
План – конспект открытого занятия по фортепиано объединения «Домисолька».
Место проведения: актовый зал.
Дата проведения: 18.01.2017
Тема занятия: «Музыка и природа».
Тип занятия: индивидуальное занятие с обучающейся 1 года обучения Свиридовой Алёной.
Форма проведения: интегрированное занятие.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Цель занятия: выявить взаимосвязь между музыкой и природой на примере музыкальных произведений.
Задачи:
Образовательные:
- прививать интерес и любовь к музыке;
- научить давать характеристику произведениям.
Развивающие:
- развивать мотивацию к творчеству и эмоциональную отзывчивость;
- развивать мелкую моторику рук, посредством пальчиковых игр;
- развивать образное мышление.
Воспитывающие:
- воспитывать усидчивость, собранность.
Методические приёмы:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- прослушивание музыкальных произведений.
Оборудование:
- детские рисунки;
- иллюстрации к «Временам года» П.И.Чайковского;
- мяч;
- платок;
- фортепиано;
- ноты;
- компьютер.
Реализуемые педагогические технологии:
- развивающие;
- художественные;
- компьютерные;
- здоровьесберегающие;
- игровые.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Приветствие.
Сообщение темы занятия:
Природа и музыка рядом живут,
Снежинки танцуют, сосульки поют,
Ветер играет на листьях слегка,
И в такт этим звуком поют облака.
То дождь запоёт, забасит вдруг пурга,
То звонкая песня несёт нас в луга.
А мы будем слушать и подпевать,
А может быть просто стоять и молчать.
- О чём это говориться?
Ответ учащейся: о природе и музыке.
- Наша тема занятия «Музыка и природа».
Постановка учебной цели.
2.Основная часть.
Физкультминутка.
Выполним комплекс упражнений для шейно-плечевого пояса, локтей и кистей.
Педагог: упражнения для расслабления рук и плеч, выполняемых стоя. Игра «Шалтай-болтай». Эта игра помогает освободить плечевой пояс, локти и кисти. Встань прямо с опущенными руками, слегка нагнувшись вперед,
«Шалтай-болтай висел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне».
В такт словам покачивайть руками в одном направлении. Постепенно наклон корпуса можно увеличивать.
«То березка, то рябина» упражнение на расслабление корпуса и рук.
Встань и подними руки вверх, одновременно напевая песню «То березка, то рябина». Предложить ребенку представить, что его руки – это веточки дерева, которые плавно покачиваются из стороны в сторону.
Правильная посадка за инструментом – это один из ключевых навыков для начинающих пианистов. Упражнения для осанки, будем выполнять сидя.
Игра «Ведерочки». Упражнение убирает зажимы в грудном отделе.
- Наклоняйся то влево, то вправо, как будто ты поднимаешь ведра с водой то с одной, то с другой стороны. Следи, чтобы спина оставалась ровной.
Игра «Наклоны». Наклоны позволяют ребенку подготовиться непосредственно к игре на инструменте.
- Сидя за инструментом, с ровной спиной наклоняешься к нему, а потом обратно.
- Большое значение в игре на фортепиано имеют пальцы. Мы с тобой знаем много пальчиковых игр. Разучим новые игры для пальчиков. У нас с тобой в руках мячик, давай прикроем его ладошкой и покатаем по крышке фортепиано. Затем перекладываем в другую руку и катаем другой рукой.
- Представь, что мячик остался в руках, пальчики собраны, они дружат друг с другом, руки подпрыгивают по крышке инструмента, как мячики:
- мячик прыгнул высоко (руки поднимаем вверх),
- мячик прыгнул далеко (руки вперёд),
- мячик прыгнул и упал (руки на колени),
- по роялю поскакал (на крышке рояля).
- А какая игра тебе нравится?
Ответ Алёны (Игра «Поцелуйчики»)
Игра «Поцелуйчики»
Складываем вместе основания ладоней, кончики пальцев соединяем, чтобы между ладонями получилось пространство в виде перевернутой капли. Держим пальцы несколько скругленными. Разнимаем мизинцы, соединяем их обратно. Затем разъединяем и соедините безымянные пальцы – и так все пальцы по порядку.
Педагог: полезно сразу выучить принятую для игры на фортепиано нумерацию пальцев от первого (большого пальца) до пятого (мизинца), и давать задание с номерами пальцев, а не с их названиями.
Игра «Паровозик»
Педагог: это совместная игра родителя или педагога с ребенком. Родитель или педагог держит руки ладонями вниз, ребенок – ладонями вверх. Пальцы согнуты таким образом, чтобы можно было зацепиться друг за друга первыми фалангами. Важно сохранять контакт самыми кончиками пальцев. Слегка тянем руки ребенка на себя, потом тянет он. После нескольких движений положение рук следует поменять местами.
-Упражнения сделали, а теперь перейдем к практике, разыграем руки.
Гамма До мажор, аккорды и арпеджио.
Исполнение Этюда и работа над ошибками.
- Как ты думаешь, какое время года самое сказочное и волшебное? (Ответ «Зима» и примеры обучающейся). Великий русский композитор П.И.Чайковский тоже любил природу. Что ты знаешь об этом композиторе? (Ответ Алёны) Он очень любил русскую природу, так например тему песни «Во поле берёза стояла» сделал главной темой в симфонии № 7. Создал большой цикл «Времена года». В этом цикле он затронул каждый месяц года, дал ему название и каждому месяцу подобрал стихи. Сейчас у нас зима и мы послушаем отрывки из трех зимних месяцев – это декабрь, январь и февраль. (Прослушивание произведений) Беседа о характере, темпе, о динамических оттенках, о соответствии картинок и музыки.
Музыка – это великое искусство, которое может раскрыть чувство человека, красоту природы.
- А сейчас исполним наши зимние пьесы. Исполняется пьеса «Зима». Разбор характера пьесы, интервалов, которые придают зиме суровость, работа над исполнением.
- А какой самый любимый праздник у детей зимой? (Ответ: наряжается ёлочка, Дед Мороз приносит подарки, веселье возле ёлочки). Исполняется «Новогодняя полька». Сравнительная характеристика двух пьес, чем они отличаются (показ рисунка).
- Любое время года по-своему прекрасно, и когда пройдёт зима, мы будем встречать весну. Прослушивание пьесы « Зима прошла». Разбор штриха, которым исполняется пьеса, показ рисунка.
Ты исполнила три пьесы, они отличаются характером. Какой штрих характерен для каждой пьесы? ( Ответ Алёны)