Оборудование: аудиозапись, магнитофон, портрет А. Бородина, репродукции картин В. Васнецова, тексты песен ("Песня о маленьком трубаче", "Песня о России"), презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
II. Повторение материала прошлого урока.
Учитель. На прошлом занятии начали говорить о том, как музыка связанна с изобразительным искусством?
Дети. Музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные образы, глядя на картину, можем услышать в своем воображении музыку.
У. Каждое искусство своими средствами создало этот образ, отразило одно и то же историческое событие.
III. Работа по темеУ. О каких людях нам сегодня поведает музыка русского композитора А. Бородина, попробуем определить по характеру главной интонации (
Д. Настойчивый, упорный, могучий, решительный.
Разучивание интонации (приемы распевок):
- прием "перекличка" - 2 группы по очереди;
- "эхо" - с начало громко, затем тихо;
- 2-х голосное исполнение - выдержанный первый звук (ми).
У. Что это за люди, которые обладают такими качествами характера как решительность, настойчивость о которых говорит музыка?
Д. Воины, солдаты, богатыри.
У. Кого называют богатырем?
Д. Герой былин, совершающий подвиги, человек безмерной силы, стойкости, отваги.
У. Как вы считаете, что должна приносить людям богатырская сила?
Назовите героев русских былин, поговорки, связанные со словом "богатырский".
У. "Богатырская" тема с давних пор звучала в русском искусстве (поэзии, литературе, музыки, живописи, театре, кино), оттого что с древних времен и до наших дней со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины.
У. Какие черты характера богатырей передает музыка симфонии?
Д. Мужество, сила, уверенность, смелость, удаль.
У. Как звучит основная тема?
Д. Сурово, в низком регистре у струнных, передает клич, призыв, воплощает неодолимую силу героев.
У. Каков характер второй темы?
Д. Певучая, светлая, распевная, близка народной песне, звучит у виолончелей. Это образ Родины.
У. Какая картина может проиллюстрировать "Богатырскую симфонию", что должно быть изображено на ней?
(рассмотреть картину В. Васнецова "Три богатыря").
В центре 3 фигуры застыли в дозоре. Величавое спокойствие и уверенность ощущается в позах, фигурах. За спинами богатырей русская земля. Неброские краски в картине.
У. Что роднит два произведения?
Д. Воплощают идею величия и могущества Родины, силу русского народа, характер который ему присущ: мужественность, решительность.
Сравнить образы богатырей в картинах русских художников.
IV. Физ. минутка.
У. Случайно или закономерно, что так много произведений различных видов искусства, посвящено героической, богатырской теме?
Искусству интересен характер человека, который ярко раскрывается в критических ситуациях, когда люди совершают мужественные поступки, подвиги.
У. Что такое мужество, подвиг?
Д. Храбрость, смелость, самопожертвование ради спасения других.
V. Вокально-хоровая работа.
Распевка. Работа над звуковедением, дикцией
"Песня о маленьком трубаче" С. Никитина (слушание, разучивание 1 куплета )
У. Можно ли назвать трубача маленьким "богатырем"?
Д. Да, в трудную минуту поднимает полк - в этом смысл подвига, погибает, но смерть возвышенна.
У. Сила духа, любовь к Родине удесятеряет силы человека.
VI. Итог урока.
У. Что дает нам сопоставление произведений музыки и живописи?
Д. Ярче и глубже раскрываются героические образы прошлого нашей Родины.
У. Теперь споем песню о Родине, которую защищают и охраняют наши. современные богатыри.