kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки "Музыка на мольберте".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки для 5 класса, разработанный в рамках ФГОС на основе Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы. Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д Критская. Тема урока: "Музыка на мольберте". Раздел II полугодия "Музыка и изобразительное искусство". Цель урока: расширить представления учащихся о взаимосвязи музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского художника и композитора М. Чюрлёниса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Музыка на мольберте". »

МБОУ УСОШ №4



Конспект урока музыки

в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.



Тема урока: «Музыка на мольберте».




























Подготовила

учитель музыки:

Щукина Л.Н.




г. Удомля




Цель: расширить представления учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского художника и композитора М. Чюрлениса

Задачи урока:

  • знакомство с творчеством М. Чюрлениса;

  • расширять представление о музыкальной форме, как средстве воплощения образного содержания произведений;

  • развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки.


Планируемые результаты:

  • Знать о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора

М.Чюрлёниса.

  • Уметь высказывать суждение об основной идее, о средствах и

формах ее воплощения.


Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, презентация,

музыкальный инструмент


Музыкальный материал:

И.С. Бах «Прелюдия и фуга до-мажор», «Прелюдия у моря» Чюрленис, «Прелюдия ми минор» Чюрленис, М. Чюрленис «Море».


Художественный материал:

Чюрленис «Фуга», Триптих «Сказка. Путешествие королевны», «Сотворение мира», из цикла «Зима», «Соната моря».















Ход урока.


I. Организационная часть.

II. Основная часть.


  1. Актуализация знаний. (Слайд 3)


- Тема прошлого урока была - «Полифония в музыке и живописи». Давайте вспомним с творчеством, какого композитора мы знакомились? Какие произведения мы слушали? Что такое полифония, фуга?

- Ответы уч-ся на поставленные вопросы.


  1. Формулирование темы урока. (Слайд 4)

- Откройте учебник на странице 134 сформулируйте тему.


Тема урока: «Музыка на мольберте».


Планирование деятельности. (Слайд 5)

Составьте план, работы на уроке. Страницы 134 - 141. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?


  • ознакомление с творчеством композитора – художника М.К. Чюрлёниса;

  • сравнение композиции картины М. Чюрлениса с графическим изображением Фуги И. Баха;

  • прослушивание, анализирование и сравнивание музыки Баха с картиной Чюрлениса;

  • анализирование и сопоставление картины и прелюдии Чюрлениса;

  • сопоставление музыки поэмы «Море» с поэтическими строками и картинами «Соната моря» композитора-художника М. Чюрлениса.


  1. Работа над новым материалом.


  • Задание 1: ознакомление с творчеством композитора – художника М.К. Чюрлёниса;


Композитор – художник

(Слайд 6)

Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911) - композитор, музыкант, художник, поэт, философ – классик литовской национальной музыки. Он жил и творил в Литве, и был одним из интереснейших мастеров начала ХХ века.

(Слайд 7) Давайте рассмотрим живописное полотно Чюрлениса под названием «Фуга». Что вы можете сказать о картине? (Ответы детей).

Ели, холмы, какие-то замки, вода. Лирический пейзаж, полный спокойствия и тихой гармонии. Название картины подчеркивает: «Фуга» связана с музыкой. В ее структуре бросаются в глаза, четко выраженные ритмические чередования, повторения, акценты. Ее линии, колорит, ритм напоминают партитуру музыкального произведения.


  • Задание 2: сравнение композиции картины М. Чюрлениса с графическим изображением Фуги И. Баха;


Сравните композицию картины Чюрлениса с графическим изображением Фуги И.С. Баха. Как художник изобразил мелодическое движение фуги в живописном полотне?

Ответы уч-ся:


  • Задание 3: прослушивание, анализирование и сравнивание музыки Баха с картиной Чюрлениса;


Давайте послушаем «Прелюдию и фугу до мажор» И.С. Баха и сравним ее с картиной. Что в них общего? Какие особенности живописи помогают понять принципы развития темы в музыке? Во время ее звучания постарайтесь проследить за повторением ее главной темы в разных голосах.


Слушание «Прелюдия и фуга №1 до мажор» И.С. Баха.

Ответы уч-ся: - Живописная фуга по композиции аналогична музыкальной фуге, в которой музыкальная мысль (тема) имитируется в верхних и нижних голосах, так, что при одновременном звучании в разных регистрах повторы тем, переплетаясь, сходятся и расходятся вновь. Создается образ беседующих голосов.


- Почему Чюрленис назвал эту картину «Фуга»?

Ответы уч-ся:

- Линейно выстроенные ряды образов картин. Чередование одинаковых или подобных друг другу элементов, расположенных на нескольких уровнях, напоминает мелодическое движение.

Д. Шостакович подчеркивал: «Полифония может передать все: и размах мысли, и размах мечты, творчества».

В ы в о д: Музыка и живопись охватывают жизнь во всем ее многообразии, многозвучности, гармонии и противоречиях. Между этими искусствами много общего: линия – форма – цвет в живописи воспринимаются как единство мелодии – формы – лада в музыке.

  • Задание 4: анализирование и сопоставление картины и прелюдии Чюрлениса;


(Слайд 8) Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну…

Послушайте прелюдии М. Чюрлениса, и ответьте, какая из них вам понравилась больше, слышны ли в них интонации и ритмы народной музыки?


Слушание «Прелюдии у моря» Чюрленис.

Ответы уч-ся:


- Необычность его творчества состоит в том, что он стремился сделать свою музыку живописной, а своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки.

(Слайд 9) Триптих «Сказка. Путешествие королевны» воплощает в себе один из самых загадочных замыслов художника. Он как и другие произведения художника дает простор для воображения зрителя. Бесспорно лишь, что эта сказка о красоте, царящей в мире, сказка о добре и зле.

- Давайте рассмотрим картины и поделимся своими впечатлениями.

Ответы уч-ся:

- Трехчастная форма живописной композиции, находит свое выражение в контрасте колорита (серый – оранжевый – серый), в сопоставлении различных образов ((Слайд 10) гора, круг солнца – на первой картине; (Слайд 11) парящая птица в безграничном просторе, освещенном солнцем, и ребенок, сидящий на высокой горе, - на второй; (Слайд 12) королевна на фоне неба и бескрайнего водного пространства, серебряное солнце и его отражение - на третьей).

- Обратите внимание на среднюю часть триптиха. О чем она?

- Изображает хрупкость жизни. Младенец и одуванчик – это как будто призыв к защите всего живого.

- А птица угроза или зашита?

- Можно себе представить, что птица своими крылами оберегает хрупкого младенца.

(Слайд 13) Восприятие и осознание живописных произведений Чюрлениса перекликается с исполнением и слушанием его музыкальных произведений. Картины художника отражают неуловимые образы грёз, мечтаний, которые часто связаны с волшебными, сказочными сюжетами, фантастическими видениями, музыкальными ритмами. Живописные и музыкальные образы во многом определяются народным творчеством. Истоком живописной сказки является сказка как жанр литературного творчества, а фортепианные прелюдии сочинены на основе литовской народной музыки. Давайте послушаем «Прелюдию ми минор» и поговорим о характере, определим форму и средства музыкальной выразительности. Какое настроение создает музыка?


Слушание.

Ответы уч-ся: Лирическое настроение. Трехчастная форма. В середине пьесы появление нового эмоционального состояния (взволнованность, страстность, порывистость), передающегося тем же напевом, который композитор переносит в более высокий регистр, насыщая новыми красками (мажор), яркой динамикой, кульминацией. 3-я часть прелюдии повторяет 1-ю, принося успокоение и тишину.


- Рассмотрите звучащие картины на развороте стр. 138-139 «Сотворение мира» и из цикла «Зима» и ответе на вопрос если бы вы были композиторами, то какую музыку написали бы под впечатлением живописных образов Чюрлениса. (Слайд 14, 15)

Ответы уч-ся:


  • Задание 5: сопоставление музыки поэмы «Море» с поэтическими строками и картинами «Соната моря» композитора-художника М. Чюрлениса.


(Слайд 16)

Вселенная представляется мне большой симфонией…


- На стр. 140 помещена репродукция памятника Чюрленису. Фигура композитора словно вырастает из ствола фантастического дерева, ветви которого устремлены ввысь.

(Слайд 17)

- Перед вами триптих Чюрлениса «Соната моря». Мы видим живописную сонату, но ведь есть и музыкальные сонаты. Давайте вспомним, что такое соната?

Ответы уч-ся: Сона́та (звучать) - музыкальное произведение камерного жанра. Чаще всего соната состоит из трех частей. Очень много сонат написано для одного инструмента (как правило, это сонаты для фортепиано), реже для двух.

У Чюрлениса живописная соната также состоит из трех частей, и они имеют музыкальные названия: «Аллегро», «Анданте» и «Финал». Всмотритесь в картины, что вы в них увидели?

Ответы уч-ся:


«Соната моря» - будто шквал эмоций: ее «программа» развивается от бурного утреннего прибоя («Аллегро») через загадочную жизнь подводного мира в ночной тиши («Анданте») к дикой оргии и гибельной пляске гигантских волн («Финал»).

(Слайд 18). Вот море взволнованно пенится. Плавно вздымающиеся и опускающиеся волны с белой чайкой на их фоне.

(Слайд 19) 2ч. В «Анданте» царит ночь и тишина. На горизонте корабли со светящими огнями, зарницами прорезающими ночное небо. Под водой тоже ночь. На дне среди холмов – затонувший город.

(Слайд 20) 3ч. Мощный взрыв стихии сотрясает динамический «Финал». Огромные гребни обезумевшего моря. Волны готовые обрушиться на обреченные, беспомощные парусники. Человек бессилен перед разгулом стихии.


(Слайд 21) В то же время Микалоюс Чюрленис написал и музыкальное произведение, рисующее картину моря, и назвал его поэмой «Море». Послушайте симфоническую поэму «Море» и ответьте на вопросы:

- Какие состояния моря передает музыка? (Покой, величие, могущество, взволнованность, энергию).

- Какими средствами музыкальной выразительности композитор рисует разные состояния морской стихии? (Чередование звучания отдельных инструментов и всего оркестра, динамические оттенки).

- Какая мысль подчеркивается многократным повторением тонических заключительных аккордов? (Утверждение величия морской стихи).


Слушание поэмы «Море».

Ответы уч-ся:


Описание моря есть у Чюрлениса и в его литературных зарисовках. (Прочтите на стр. 141). (Слайд 22)

Сравните литературное описание моря, с живописным и музыкальным. Выскажите свои мысли, возникшие под впечатлением этих художественных произведений.

Ответы уч-ся: В творчестве Чюрлениса тесно переплетаются жанры музыки, живописи и поэзии. Произведения созвучны и имеют много общего.


Познакомить с песней из к/ф «Свистать всех наверх!» «Ты слышишь, море?» Слова М. Пляцковского, Музыка А. Зацепина.


III. Подведение итогов.


В ы в о д: Произведения Чюрлениса имеют много общего. В них перекличка образов и средств выражения в музыке, живописи и поэзии: живописность симфонической поэмы «Море» и поэтичность живописной «Сонаты моря», зримость литературных зарисовок определяют особенности мировосприятия художника-композитора.

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд № 23)

Ответы уч-ся:

- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки "Музыка на мольберте".

Автор: Щукина Людмила Николаевна

Дата: 12.04.2015

Номер свидетельства: 200514

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока "Музыка на мольберте. Композитор - художник""
    ["seo_title"] => string(55) "konspekt_uroka_muzyka_na_molberte_kompozitor_khudozhnik"
    ["file_id"] => string(6) "479019"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1538041870"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(291) "конспект  урока литературного чтения на тему "Мир чувств в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» и картинах И. Шишкина «Сосна», М. Сарьяна «Пальма». "
    ["seo_title"] => string(164) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-na-tiemu-mir-chuvstv-v-stikhotvorienii-m-iu-liermontova-na-sievierie-dikom-i-kartinakh-i-shishkina-sosna-m-sar-iana-pal-ma"
    ["file_id"] => string(6) "134980"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416840534"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока  "Праздник грамоты""
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-prazdnik-ghramoty"
    ["file_id"] => string(6) "320469"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461080447"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока на тему «Путешествие по сказкам»"
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt_uroka_na_tiemu_putieshiestviie_po_skazkam"
    ["file_id"] => string(6) "379367"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484416977"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Музыка на мольберте"
    ["seo_title"] => string(18) "muzyka_na_molberte"
    ["file_id"] => string(6) "555002"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1595504814"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства