Конспект урока музыки для 5 класса, разработанный в рамках ФГОС на основе Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы. Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д Критская. Тема урока: "Музыка на мольберте". Раздел II полугодия "Музыка и изобразительное искусство". Цель урока: расширить представления учащихся о взаимосвязи музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского художника и композитора М. Чюрлёниса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Музыка на мольберте". »
МБОУ УСОШ №4
Конспект урока музыки
в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.
Тема урока: «Музыка на мольберте».
Подготовила
учитель музыки:
Щукина Л.Н.
г. Удомля
Цель: расширить представления учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского художника и композитора М. Чюрлениса
Задачи урока:
знакомство с творчеством М. Чюрлениса;
расширять представление о музыкальной форме, как средстве воплощения образного содержания произведений;
развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки.
Планируемые результаты:
Знать о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора
М.Чюрлёниса.
Уметь высказывать суждение об основной идее, о средствах и
И.С. Бах «Прелюдия и фуга до-мажор», «Прелюдия у моря» Чюрленис, «Прелюдия ми минор» Чюрленис, М. Чюрленис «Море».
Художественный материал:
Чюрленис «Фуга», Триптих «Сказка. Путешествие королевны», «Сотворение мира», из цикла «Зима», «Соната моря».
Ход урока.
I. Организационная часть.
II. Основная часть.
Актуализация знаний. (Слайд 3)
- Тема прошлого урока была - «Полифония в музыке и живописи». Давайте вспомним с творчеством, какого композитора мы знакомились? Какие произведения мы слушали? Что такое полифония, фуга?
- Ответы уч-ся на поставленные вопросы.
Формулирование темы урока. (Слайд 4)
- Откройте учебник на странице 134 сформулируйте тему.
Тема урока: «Музыка на мольберте».
Планирование деятельности. (Слайд 5)
Составьте план, работы на уроке. Страницы 134 - 141. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
ознакомление с творчеством композитора – художника М.К. Чюрлёниса;
сравнение композиции картины М. Чюрлениса с графическим изображением Фуги И. Баха;
прослушивание, анализирование и сравнивание музыки Баха с картиной Чюрлениса;
анализирование и сопоставление картины и прелюдии Чюрлениса;
сопоставление музыки поэмы «Море» с поэтическими строками и картинами «Соната моря» композитора-художника М. Чюрлениса.
Работа над новым материалом.
Задание 1:ознакомление с творчеством композитора – художника М.К. Чюрлёниса;
Композитор – художник
(Слайд 6)
Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911) - композитор, музыкант, художник, поэт, философ – классик литовской национальной музыки. Он жил и творил в Литве, и был одним из интереснейших мастеров начала ХХ века.
(Слайд 7) Давайте рассмотрим живописное полотно Чюрлениса под названием «Фуга». Что вы можете сказать о картине? (Ответы детей).
Ели, холмы, какие-то замки, вода. Лирический пейзаж, полный спокойствия и тихой гармонии. Название картины подчеркивает: «Фуга» связана с музыкой. В ее структуре бросаются в глаза, четко выраженные ритмические чередования, повторения, акценты. Ее линии, колорит, ритм напоминают партитуру музыкального произведения.
Задание 2:сравнение композиции картины М. Чюрлениса с графическим изображением Фуги И. Баха;
Сравните композицию картины Чюрлениса с графическим изображением Фуги И.С. Баха. Как художник изобразил мелодическое движение фуги в живописном полотне?
Ответы уч-ся:
Задание 3:прослушивание, анализирование и сравнивание музыки Баха с картиной Чюрлениса;
Давайте послушаем «Прелюдию и фугу до мажор» И.С. Баха и сравним ее с картиной. Что в них общего? Какие особенности живописи помогают понять принципы развития темы в музыке? Во время ее звучания постарайтесь проследить за повторением ее главной темы в разных голосах.
Слушание «Прелюдия и фуга №1 до мажор» И.С. Баха.
Ответы уч-ся: - Живописная фуга по композиции аналогична музыкальной фуге, в которой музыкальная мысль (тема) имитируется в верхних и нижних голосах, так, что при одновременном звучании в разных регистрах повторы тем, переплетаясь, сходятся и расходятся вновь. Создается образ беседующих голосов.
- Почему Чюрленис назвал эту картину «Фуга»?
Ответы уч-ся:
- Линейно выстроенные ряды образов картин. Чередование одинаковых или подобных друг другу элементов, расположенных на нескольких уровнях, напоминает мелодическое движение.
Д. Шостакович подчеркивал: «Полифония может передать все: и размах мысли, и размах мечты, творчества».
В ы в о д: Музыка и живопись охватывают жизнь во всем ее многообразии, многозвучности, гармонии и противоречиях. Между этими искусствами много общего: линия – форма – цвет в живописи воспринимаются как единство мелодии – формы – лада в музыке.
Задание 4:анализирование и сопоставление картины и прелюдии Чюрлениса;
(Слайд 8)Я полечу в далёкие миры, край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну…
Послушайте прелюдии М. Чюрлениса, и ответьте, какая из них вам понравилась больше, слышны ли в них интонации и ритмы народной музыки?
Слушание «Прелюдии у моря» Чюрленис.
Ответы уч-ся:
- Необычность его творчества состоит в том, что он стремился сделать свою музыку живописной, а своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки.
(Слайд 9) Триптих «Сказка. Путешествие королевны» воплощает в себе один из самых загадочных замыслов художника. Он как и другие произведения художника дает простор для воображения зрителя. Бесспорно лишь, что эта сказка о красоте, царящей в мире, сказка о добре и зле.
- Давайте рассмотрим картины и поделимся своими впечатлениями.
Ответы уч-ся:
- Трехчастная форма живописной композиции, находит свое выражение в контрасте колорита (серый – оранжевый – серый), в сопоставлении различных образов ((Слайд 10) гора, круг солнца – на первой картине; (Слайд 11) парящая птица в безграничном просторе, освещенном солнцем, и ребенок, сидящий на высокой горе, - на второй; (Слайд 12) королевна на фоне неба и бескрайнего водного пространства, серебряное солнце и его отражение - на третьей).
- Обратите внимание на среднюю часть триптиха. О чем она?
- Изображает хрупкость жизни. Младенец и одуванчик – это как будто призыв к защите всего живого.
- А птица угроза или зашита?
- Можно себе представить, что птица своими крылами оберегает хрупкого младенца.
(Слайд 13) Восприятие и осознание живописных произведений Чюрлениса перекликается с исполнением и слушанием его музыкальных произведений. Картины художника отражают неуловимые образы грёз, мечтаний, которые часто связаны с волшебными, сказочными сюжетами, фантастическими видениями, музыкальными ритмами. Живописные и музыкальные образы во многом определяются народным творчеством. Истоком живописной сказки является сказка как жанр литературного творчества, а фортепианные прелюдии сочинены на основе литовской народной музыки. Давайте послушаем «Прелюдию ми минор» и поговорим о характере, определим форму и средства музыкальной выразительности. Какое настроение создает музыка?
Слушание.
Ответы уч-ся: Лирическое настроение. Трехчастная форма. В середине пьесы появление нового эмоционального состояния (взволнованность, страстность, порывистость), передающегося тем же напевом, который композитор переносит в более высокий регистр, насыщая новыми красками (мажор), яркой динамикой, кульминацией. 3-я часть прелюдии повторяет 1-ю, принося успокоение и тишину.
- Рассмотрите звучащие картины на развороте стр. 138-139 «Сотворение мира» и из цикла «Зима» и ответе на вопрос если бы вы были композиторами, то какую музыку написали бы под впечатлением живописных образов Чюрлениса. (Слайд 14, 15)
Ответы уч-ся:
Задание 5:сопоставление музыки поэмы «Море» с поэтическими строками и картинами «Соната моря» композитора-художника М. Чюрлениса.
(Слайд 16)
Вселенная представляется мне большой симфонией…
- На стр. 140 помещена репродукция памятника Чюрленису. Фигура композитора словно вырастает из ствола фантастического дерева, ветви которого устремлены ввысь.
(Слайд 17)
- Перед вами триптих Чюрлениса «Соната моря». Мы видим живописную сонату, но ведь есть и музыкальные сонаты. Давайте вспомним, что такое соната?
Ответы уч-ся: Сона́та (звучать) - музыкальное произведение камерного жанра. Чаще всего соната состоит из трех частей. Очень много сонат написано для одного инструмента (как правило, это сонаты для фортепиано), реже для двух.
У Чюрлениса живописная соната также состоит из трех частей, и они имеют музыкальные названия: «Аллегро», «Анданте» и «Финал». Всмотритесь в картины, что вы в них увидели?
Ответы уч-ся:
«Соната моря» - будто шквал эмоций: ее «программа» развивается от бурного утреннего прибоя («Аллегро») через загадочную жизнь подводного мира в ночной тиши («Анданте») к дикой оргии и гибельной пляске гигантских волн («Финал»).
(Слайд 18) 1ч. Вот море взволнованно пенится. Плавно вздымающиеся и опускающиеся волны с белой чайкой на их фоне.
(Слайд 19) 2ч. В «Анданте» царит ночь и тишина. На горизонте корабли со светящими огнями, зарницами прорезающими ночное небо. Под водой тоже ночь. На дне среди холмов – затонувший город.
(Слайд 20) 3ч. Мощный взрыв стихии сотрясает динамический «Финал». Огромные гребни обезумевшего моря. Волны готовые обрушиться на обреченные, беспомощные парусники. Человек бессилен перед разгулом стихии.
(Слайд 21) В то же время Микалоюс Чюрленис написал и музыкальное произведение, рисующее картину моря, и назвал его поэмой «Море». Послушайте симфоническую поэму «Море» и ответьте на вопросы:
- Какие состояния моря передает музыка? (Покой, величие, могущество, взволнованность, энергию).
- Какими средствами музыкальной выразительности композитор рисует разные состояния морской стихии? (Чередование звучания отдельных инструментов и всего оркестра, динамические оттенки).
Описание моря есть у Чюрлениса и в его литературных зарисовках. (Прочтите на стр. 141). (Слайд 22)
Сравните литературное описание моря, с живописным и музыкальным. Выскажите свои мысли, возникшие под впечатлением этих художественных произведений.
Ответы уч-ся: В творчестве Чюрлениса тесно переплетаются жанры музыки, живописи и поэзии. Произведения созвучны и имеют много общего.
Познакомить с песней из к/ф «Свистать всех наверх!» «Ты слышишь, море?» Слова М. Пляцковского, Музыка А. Зацепина.
III. Подведение итогов.
В ы в о д: Произведения Чюрлениса имеют много общего. В них перекличка образов и средств выражения в музыке, живописи и поэзии: живописность симфонической поэмы «Море» и поэтичность живописной «Сонаты моря», зримость литературных зарисовок определяют особенности мировосприятия художника-композитора.
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд № 23)
Ответы уч-ся:
- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка)