kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Вальс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с танцем "Вальс", с самыми известными вальсами, с творчеством разныз композиторов история возникновения жанра. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Вальс"»

Конспект урока

По теме:

«Я помню вальса звук прелестный»

6 класс - 1 четверть - 3 урок

Тема четверти: «Преобразующая сила музыки»

Тип урока: углубление темы четверти

Цель урока: Расширение представлений о «вальсе» как музыкальном жанре. Показать способность музыки затрагивать тончайшие струны человеческой души.

Задачи урока:

Образовательные: Развитие умения слушать и анализировать музыкальное произведение.


Развивающие: Расширение музыкального кругозора. Умение сравнивать и обобщать на примере изучаемых произведений.


Воспитательные: Умение видеть, слышать и ценить прекрасное.


Ход урока:


1.Вход под музыку «Мальчишки, девчонки».

2. Приветствие.

---Под какую музыку вы вошли в класс? Давайте, исполним её. Какой тип музыки был? Как вы думаете, почему именно такой?

3. Изучение нового материала:

--- Кто знает, в какой стране родился танец «вальс»?

С древнейших времён и до наших дней люди танцуют - на праздниках или просто в свободные вечера, непринуждённо веселясь или участвуя в торжественной церемонии. Танцевали и на сельских площадях и в пышных дворцовых залах.

Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени. Конечно, танцы отличаются один от другого в зависимости от страны, в которой родились, от времени, от того, кто и где их исполнял.

Родина вальса – Австрия и Германия. Предшественником вальса был медленный «дреер» (немецкая песня «Ах, мой милый Августин») и французская «вольта».

Вальс придумал не один человек, а тысячи людей. Жили эти люди в маленьких городах Австрии и Германии, называли эти годки «ландль», то есть провинция. Так родился танец «лендлер». Собирались на лужайке парни и девушки, и под звуки деревенской скрипочки начиналось кружение с подпрыгиванием: «раз, два, три» - гулко хлопают деревянные башмаки.

Так дошёл этот танец до Вены. А жители Вены всегда отличались любовью к музыке. Вену не зря называют музыкальной столицей мира. Здесь жили и творили Йозеф Гайдн, Вивальди, Моцарт. Бетховен. Венцы очень любят народные песни и танцы. Четверть всего населения Вены проводили свои вечера в танцевальных залах. Но в городе лендлер нельзя было танцевать так лихо и с такими высокими прыжками, как на лужайке, того и гляди шлёпнешься на гладком паркете. И танец стал более мягче , плавне, нежнее, скользящим. И так лендлер стал постоянным гостем всех танцевальных залов, только теперь он стал называться «вальсом». Вальс происходит от немецкого walzen – прокатывать, кружиться (вальцы – приспособление, между которыми плющат и прокатывают металлические пластинки). Звучит «Венский вальс». Но по – настоящему вальс стал знаменитым, когда на него обратили внимание талантливые композиторы. Ведь танец – это не только изящные движения, танец – это зажигательная музыка, под которую хочется танцевать. Королём вальсов считают Штрауса. Вальсы Штрауса перешагнули границы Австрии. Штраус прославил вальс, а вальс прославил Штрауса.

С 1844 по 1849 годы в Вене существовали две капеллы Штраусов – отца и сына. В 20 лет Иоганн Штраус младший дал свой первый концерт, где «Аллегорический» вальс прозвучал 20 раз по просьбам слушателей. После смерти отца все три сына Штрауса занимались музыкой (Иоганн - композитор, Йозеф – инженер, Эдуард – дипломат). Был один знаменитый концерт, где три оркестра одновременно исполняли музыку, руководили ими сыновья Штрауса, И это был действительно «букет» («штраус» по – немецки значит букет). Иоганн Штраус младший (1825 – 1899) превратил вальс в одухотворённую, романтическую, возвышенную поэму.

Начиная с 1856 года, Штраус провёл в России 10 летних концертных сезонов (в Павловске).

Самыми популярными вальсами Штрауса являются «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки венского леса». Первый со временем сделался гимном Вены. Второй – это музыкально – живописное полотно, в котором отразились впечатления от реального места австрийской столицы. Венский лес - один из отрогов Альп, спускающийся буковыми и дубовыми склонами к западной окраины Вены. Здесь проходили народные гулянья (звучат фрагменты этих вальсов).

Музыку, озарённую таким светом, Таким ощущением полноты и радости жизни, мог создать человек, сам чувствовавший себя счастливым. Его жизнь была безоблачной не потому, что Штраус не знал горестей, он умел радостно воспринимать жизнь, видеть в ней лучшее, превращая каждое мгновение в совершенство. Вальс не только развлекал и веселил публику. Он спасал венцев, когда в город пришло несчастье – эпидемия холеры. «Музыка сильнее смерти!» - пели ночи напролёт скрипки Штрауса, вселявшего своими вальсами в людей бодрость, надежду, и жизнестойкость.

Он писал свои мелодии легко и везде (472 вальса и 16 оперетт). Вальс был его стихией. Штраус придал вальсам законченные, совершенные, самостоятельные формы. Вальс перестал быть только танцем. Он стал прежде всего концертным номером, развёрнутым, эффектным, содержательным, с элементами симфонического движения, с богатыми оркестровыми приёмами. Так вальс, взявший своё начало от народного танца, пришёл в концертный зал, театр. «Вальсы Штрауса – это любимая миллионами музыка, живущая до сих пор среди нас, музыка, заставляющая сверкать наши души», - И. Дунаевский.

Традиции, заложенные семьёй Штраусов, развивались и совершенствовались затем многими композиторами. Начиная с «Приглашения к танцу» Вебера, вальс попал в сферу симфонической музыки. В России великолепным образцом такого вальса стал «Вальс – фантазия» Глинки (звучит фрагмент).А фортепианные вальсы Шопена (1810 – 1849) отличаются поэтичностью, страстным порывом, силой чувств, в них выявлены богатейшие возможности ф-но. Они бравурные, блестящие, нежные, мечтательные (звучит «Блестящий» вальс Шопена). Прочитать воспоминание фронтовика Баранова.

В начале 19 века вальс попал в Россию, но отношение к нему было неодобрительным, его считали неприличным. Павел I запретил вальс на балах. Вальс стал любимцем балов уже во времена Пушкина. Русский вальс вобрал в себя национальную напевность, мелодичность, сдержанность и благородство чувств, мечтательность, элегичность. Пушкин так писал о вальсе: Однообразный и безумный

Как вихорь жизни молодой,

Кружился вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой ( «Евгений Онегин»).

Вальс есть в творчестве почти всех русских композиторов: Чайковский (ф – нные и оркестровые в балетах и операх), звучит «Сентиментальный» вальс Чайковского(Составление таблицы по анализу прослушенных произведений).

Вальсы писал и известный русский поэт А.С. Грибоедов, (ученица исполняет вальс Грибоедова). Мы с вами знакомы с вальсами Прокофьева, Шостаковича, Дунаевского. – А какие вальсы Чайковского вы ещё знаете (звучат фрагменты вальсов из балета «Спящая красавица», из балета «Щелкунчик»)? На следующих уроках мы послушаем вальсы Глинки, Хачатуряна, финского композитора Сибелиуса.

Многие лирические песни написаны в форме вальса. Это и неудивительно, что может сравниться с вальсом по задушевности, сердечности и изяществу? Песни – вальсы писали Алябьев, Гурилёв (романс «Колокольчик»), Варламов (романс «На заре ты её не буди»), Чайковский ( романс «Средь шумного бала»).

Вальс обогатил и народную песню, городской фольклор (р.н.п. «Степь да степь кругом»).

Вокально – хоровая работа над песней Струвэ «Вечное детство»

В песне – вальсе может «высказаться» вся жизнь. Первый школьный вальс и вальс выпускного бала. Вальс первой влюблённости и свадебный вальс. Вальс на праздничной городской площади и вальс вдвоём с любимым человеком. Вальс – воспоминание о фронтовой встрече и вальс – своеобразный итог жизни.


Вальс звучит и в кино, самые известные вальсы: вальс Г. Свиридова из к/ф «Метель», вальс А. Петрова из к/ф «Берегись автомобиля», вальс А.Хачатуряна из к/ф «Маскарад», вальс Е.Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»( звучат фрагменты этих вальсов).

Чем же является вальс сегодня? В балетном спектакле – это танец. В симфоническом концерте – это оркестровое произведение. В камерном концерте вальс исполняют небольшие инструментальные ансамбли. Вальс поют, вальс играют на скрипке, ф-но, домре, баяне. Значит – это больше, чем танец.

Американский поэт Уоллес Стивен написал грустные слова о том, что «наступает время, когда и вальс уже не зазвучит, как тайный голос страсти… тени в нём не оживут». Но Евгений Евтушенко с ним поспорил:

Вальс у костра, где–то в тайге сейчас,

И Ангара подпевает, волнуясь,

И до утра с нами сосны танцуют вальс…

Пусть проходят года, всё равно никогда,

Не состарится вальс.

---Как вам кажется, кто из них прав?

Тест на закрепление изученного материала

Сегодня на уроке мы больше узнали о таком замечательном жанре, как «танец», в частности о вальсе, послушали разнообразные вальсы. Я, надеюсь, что музыка, звучащая на этом уроке вам понравилась и запомнилась. А в заключение урока мы послушаем ещё один вальс, а вы попробуйте определить композитор какой страны его написал?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Вальс"

Автор: Крепышева Ольга Владимировна

Дата: 18.03.2017

Номер свидетельства: 401369

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "конспект урока "Изобразительная интонация""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt_uroka_izobrazitiel_naia_intonatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "372315"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482348907"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока по теме "Многообразие жанров инструментальной музыки""
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt_uroka_po_tiemie_mnoghoobraziie_zhanrov_instrumiental_noi_muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "436598"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1509730523"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русскому языку по теме "Правописание приставок. Зима в природе"."
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "257019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448265920"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект уроку з музичного мистецтва "Характерні риси композиторського стилю" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroku-z-muzichnogho-mistietstva-kharaktierni-risi-kompozitors-kogho-stiliu"
    ["file_id"] => string(6) "161883"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422284843"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Правописание –тся- и –ться- в глаголах" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-tsia-i-t-sia-v-ghlagholakh"
    ["file_id"] => string(6) "216332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432933824"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства