kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока " Как выучить музыкальное произведение наизусть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как можно быстро запомнить музыкальное произведение? Можно использовать различные методы, такие как связь стиха с нотами, немая клавиатура и другие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Как выучить музыкальное произведение наизусть"»

Открытый урок преподавателя Моисеевой Натальи Самойловны МБОУ ДОД «АДШИ им. А. Никитина» г. Алдан Республика Саха (Якутия)


Тема: «Игра наизусть».

Цель: закрепление знаний и навыков при заучивании на память пьес учебного материала.

План урока:

  1. Задачи правильного и стабильного заучивания пьес учебной программы;

  2. Лемуан А. Этюд. Соч.37 №20 фа мажор;

  3. Бах И.С. Менуэт ре минор;

  4. П. Чайковский «Старинная французская песенка».

Содержание урока: задачи правильного и стабильного заучивания пьес учебной программы состоят в том, чтобы добиться:

А) умения играть пьесу совершенно уверенно, убежденно и убедительно;

Б) умения играть пьесу в любой обстановке и перед любыми слушателями.



Ф. Бузони писал: «Я как знаток, убедился, что игра на память обеспечивает несравненно большую свободу движения. Ноты, от которых зависит исполнитель, не только ограничивают его, но и положительно мешают. Ненадежность памяти есть следствие боязни эстрады. Когда приходит страх – голова идет кругом и память отказывает».

Есть мудрая поговорка: «Век живи – век учись» и настоящая школа – это школа собственного опыта, опыта жизни. Вместо того, чтобы искать поддержки на стороне, ученик должен научиться находить её в самом себе. Когда он знает произведение наизусть и проникся им до глубины души, он в нужный момент будет читать музыку в себе, и ноты ему будут не нужны.

Сколько пьес должен запоминать ученик сразу? Работа становиться разнообразной и интересной, если заниматься многими пьесами. Если точно установлено какие из них включены в исполнительский репертуар, то именно этим пьесам должно уделяться больше внимания на каждом уроке до тех пор, пока ученик не почувствует уверенность в их исполнении. Успех увеличивает скорость выучивания. Внимание наиболее остро в начале занятий: первые 15 минут должны быть использованы с максимальной эффективностью, остальное время можно употребить на занятия другой музыкой.

Как бы пьеса не была легка, она должна быть проанализирована несколько раз и учить её нужно с небольшими перерывами снова и снова, и повторить эту проработку не менее трех раз. Разбить пьесу на озаглавленные отрывки – заголовки, как бы мы сделали это в речи, отметив отправные точки в местах, не прерывающих линию музыкального развития. Следует учить отдельно каждую фразу, запоминать ноты с интервалами, обратить внимание на интервалы в левой руке, прибавляя фразу за фразой, связывая каждую с предыдущей. При игре по памяти, ученик должен почувствовать, что руки двигаются как бы сами по себе. Чем меньше смотреть на клавиатуру, тем лучше. С закрытыми глазами можно мысленно видеть клавиатуру и ноты.

При работе над фразами нужно выбрать удобную аппликатуру для руки и эта аппликатура не должна меняться. Уточнить паузы дыхания после каждой фразировочной лиги. При исполнении быстрой музыки нужно полагаться в большей степени на мускульную память. В быстрых пьесах следует пользоваться меньшим числом заголовков, чем в медленных произведениях. Опасность забывания быстрой музыки значительно меньше.

Музыка, состоящая из двух или более движущихся голосов, труднее для запоминания. При работе следует выделить каждый голос отдельно, наметив окраску звучания, уточнить аппликатуру. Соединить все голоса, проиграть пьесу целиком, уделяя главное внимание басовому голосу, но одновременно мысленно следить за всеми остальными. Проиграть пьесу снова. Но на этот раз, следя за теноровым голосом. Уделить внимание таким моментам, как вступление голосов. Не пытаться откладывать ноты, пока ученик не почувствует, что музыка усвоена не только пальцами, но и головой. Нужно продолжить работы на уровне сознания, так как в пьесе всегда найдутся места трудные для запоминания, сочетая «целостный» и «кусковой» методы заучивания.

В случае, если ученик трудно запоминает мелодию, следует развивать память не только на высоту, но и отдельно на ритмическую память. Иногда помогает связывание стиха с нотами.

Использование «немой клавиатуры» для тренировки слуха, может помочь ученику для координации слуховых и мускульных навыков.

Следует напомнить учащимся о важности здоровья. О необходимости физических упражнений и регулярном питании. Сидение целыми днями на стуле, беспорядочная между делом еда, добром не кончаются, годы такого образа жизни, приводят к расстройству здоровья, а вместе с ним и памяти.

  1. Лемуан А. Этюд соч. 37 №20 фа мажор учащаяся проигрывает весь этюд на память. Наиболее удачно и уверенно звучит 1 ч. этюда, слабее – 2 часть, где мелодия переходит в левую руку. Весь этюд разбит на заголовки, ученица анализирует допущенные ошибки и пытается их исправить. Она сама конкретно может поставить перед собой задачи для устранения допущенных ошибок: в тексте, аппликатуре. Педагог предоставляет ей возможность самостоятельно справиться с этими задачами при домашней работе.

  2. Бах И.С. Менуэт ре манор. Учащаяся проигрывает 1 часть менуэта на память. Для большего знания на память и стабильности исполнения, педагог предлагает ученице показать свои знания этой пьесы, и играть её по голосам одной, затем вместе с педагогом, уделяя внимание на звучание темы в каждом голосе. Такая же работа проводится и со 2 частью менуэта, которую ученица начала заучивать на память. Учащаяся показывает уверенные знания нотного текста, аппликатуры, уделяет внимание на окраску звучания.

  3. П.Чайковский. Старинная французская песенка. Учащаяся исполняет песенку в соответствующем темпе с движением, слушая движение мелодической линии голоса. Учащаяся справляется с ритмическими трудностями песенки, хорошо прослушивает коней пьесы. Чтобы проверить стабильность исполнения этой пьесы, а также слуховых и мускульных навыков учащейся ей было предложено исполнить эту песенку на «немой» клавиатуре клавинолы. Ученица справилась с этой задачей блестяще, показав уверенность и надежность своих знаний.


Анализ урока: ученица Анастасия С. (2 класс фортепиано) учиться в АДМШ второй год. С учебной программой справляется, занимается с желанием и интересом. На уроках активно анализирует свое исполнение, выявляет и исправляет допущенные ошибки. Имеется хороший контакт с педагогом, быстро реагирует на предложенные задания, активна и впечатлительна на уроках.

Все, что было запланировано на этот урок, было выполнено: закрепление знаний и навыков при заучивании пьес на память. Ученица показывает рост в усвоении учебной программы, стабильность и выразительность исполнения, а главное уверенность в своих музыкальных возможностях. На уроке были использованы методы проверки домашнего задания, устный самоотчет ученицы о проделанной домашней работы, инструктаж для улучшения заучивания на память взятых пьес.

Память на музыку нельзя уложить в какую-то одну ячейку мозга: она связана с общей памятью, так же как последняя связана с привычками, привычки с характером, характер с самой жизнью – логическая цепь, не имеющая конца для людей с воображением. Методы работы над музыкальным произведением совершенствуется, меняя форму. Пользуясь книгой Л.Маккинон только как предисловием к своей собственной «книге опыта», музыкант найдет свои, лучшие способы запоминания.


Используемая литература:

  1. Л.Маккинон «Игра наизусть». Ленинград. Музыка,1967;

  2. Д.Т.Тутман «О работе над музыкальным произведением».

  3. А.П.Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище». М-Классика –XXI, 2002;

  4. С.А.Айзенштадт «Детский альбом П.И.Чайковского»;

  5. А.Николаев «Фортепианная игра» Музыка 2011







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока " Как выучить музыкальное произведение наизусть"

Автор: Моисеева Наталья Самойловна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 391946

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока по литературному чтению 3 класс Тема: И.А.Крылов, басня «Ворона и Лисица»"
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-tiema-i-a-krylov-basnia-vorona-i-lisitsa"
    ["file_id"] => string(6) "277911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453020753"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "конспект урока по теме "Авторские колыбельные песни""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_po_tiemie_avtorskiie_kolybiel_nyie_piesni"
    ["file_id"] => string(6) "348372"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476204586"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по светской этике "Особенности морали" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-po-svietskoi-etikie-osobiennosti-morali"
    ["file_id"] => string(6) "112795"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408949187"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по литературному чтению во 2 классе"
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiuvo2klassie"
    ["file_id"] => string(6) "273864"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452277790"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект открытого урока по специальности аккордеон для учащихся 1-2 классов ДМШ и ДШИ"
    ["seo_title"] => string(86) "konspiektotkrytoghourokapospietsialnostiakkordieondliauchashchikhsia12klassovdmshidshi"
    ["file_id"] => string(6) "306676"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458169197"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства