Урок чтения во 2-м классе
Тема: А.С. Пушкин. Зимнее утро.
Цели:
- Познакомить со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро».
- Эстетически развивать детей, обогащать их эмоциональный мир; развивать навыки правильного, сознательного и выразительного чтения; развивать память, мышление, воображение.
- Воспитывать чувство красоты слова, интерес к личности поэта; вовлекать детей в состояние сопереживания поэту.
Оборудование: учебник, портрет писателя, репродукции картин о зиме, аудиозапись «Зима» из концерта «Времена года» А. Вивальди.
Ход урока
I. Оргмомент.
Прослушивание аудиозаписи «Зима» из концерта «Времена года» А. Вивальди.
Беседа эмоционально-оценочного характера.
- Что вы почувствовали в музыке? (Мы почувствовали радость и небольшую грусть одновременно. Музыка напомнила нам о красоте родной природы.)
- Какие картины вы представили себе? (Представили живописные зимние пейзажи, сугробы снега, просторные поля и уснувшие леса, освещенные холодным зимним солнцем.)
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы будем говорить о зиме, о ее особенностях и красоте, о людях, которые посвящали ей свои произведения.
II. Подготовка к восприятию нового произведения
- Сегодня нас ожидает встреча с замечательным русским поэтом А.С. Пушкиным. Он родился в семье дворянина. Начальное домашнее воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Александровны Ганнибал, которая научила Сашу писать и читать, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей поэту множество замечательных русских сказок.
В 12 лет родитель определил сына в только что открытый Царскосельский Императорский лицей, по окончании которого в 1817 г. он был принят на государственную службу. основное время посвящал литературному творчеству.
А.С. Пушкин сразу вошел в отечественную литературу как поэт одной темы – темы России. Стихотворения Пушкина доступны читателю любого возраста, способному сознательно воспринимать поэтическое слово. Стихотворение «Зимнее утро» написано 3 ноября 1829 года. Около года назад поэт познакомился со своей будущей женой Натальей Николаевной Гончаровой. В мае 1829 года он сделал ей предложение и, не получив отказа, стал ожидать ответа. Мечтая о будущем счастье, он сочинил это прекрасное стихотворение.
Словарная работа
- Ребята, в стихотворении вам встретятся слова, которые могут быть непонятны.
Сомкнуты негой взоры – глаза, еще не открывшиеся со сна.
Северная Аврора – утренняя заря.
Вечор – накануне вечером.
III. Первичное чтение стихотворения учителем
IV. Проверка первичного восприятия
- Что вас поразило в стихотворении? (С каким восторгом поэт описывает красоту зимнего утра.)
- Что запомнилось вам больше всего? (Запомнилось то, как поэт описывает бурю.)
V. Повторное чтение
- А теперь возьмите в руки карандаши и, отмечая непонятные вам слова, прочитайте стихотворение вполголоса.
VI. Анализ содержания стихотворения
Словарная работа
- Какие слова показались вам непонятными? (Взоры, мгла, янтарный, иней.)
Взоры – взгляды.
Мгла – темнота, темное пространство.
Янтарный – желтый, золотистый цвет. Есть такой камень – янтарь, он именно такого цвета. Из этого камня делают различные украшения.
Иней – снежные украшения на веточках деревьев.
- Ребята, прочитайте, как поэт описывает зимнее утро в первой строфе?
- Какое настроение было у поэта? (Радостное, бодрое, светлое.)
- А у вас какое возникло настроение? (Скорее хочется насладиться свежестью и изяществом этого чудесного зимнего дня.)
- Как вы думаете, кого поэт называет в стихотворении красавицей? (Свою будущую жену.)
- Какие еще слова обращены здесь к ней? (Друг прелестный, звездою севера явись.)
- Прочитайте следующую строфу. Что описывает здесь поэт? (Он описывает вьюгу.)
- Как изменилось настроение поэта? (Настроение стало мрачным.)
- Какие эпитеты употреблены для описания бури? Прочитайте.(Мутном небе, тучи мрачные.)
- Найдите сравнение. (Луна, как бледное пятно…)
- Что сказано о вьюге? (Вьюга злилась.)
- Как вы думаете, по этим словам можно сказать, что поэт представляет нам вьюгу как живое существо? (Да.)
- Такое описание вьюги называется олицетворением. Оно состоит в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются часто человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Это прием особенно употребляется в поэзии.
- Что поэт говорит о красавице? Прочитайте. (И ты печальная сидела…)
- Прочитаем третью строфу. Поэт вновь возвращается к красоте зимнего утра. Найдите и прочитайте слова, с помощью которых он описывает утро. (Под голубыми небесами…, Великолепными коврами…, Прозрачный лес… т.д.)
- Прочитаем следующую строфу. Как вы понимаете выражение янтарным блеском озарена? (Освещается солнечными яркими лучами.)
- Как поэт описывает печь? (Весёлым треском трещит затопленная печь.)
- Что такое лежанка? Почему поэту приятно думать у лежанки? (Лежанка – это скамья рядом с печкой. Приятно думать, потому что тепло.)
- Какие мысли его посещают? (Поэт хочет прокатиться на лошади, на санях.)
- Читаем последнюю строфу. Что хочет показать поэт своей красавице? (Поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег милый…)
- Как он называет ее в этой строфе? (Друг милый…)
Словесное рисование
- Прочитайте стихотворение целиком. Представьте, что вы художники. Что бы вы нарисовали в качестве иллюстрации к этому стихотворению.
-Голубое небо, бесконечные заснеженные поля, окраина леса с запушенными инеем деревьями и елочками.
- Одинокую ель, рядом речку, вдалеке лес.
- Как поэт запрягает бурую лошадку, что навестить с любимой знакомые места.
- Молодцы! Вы мастера словесного пейзажа. Что означает слово пейзаж? (Пейзаж – картина природы.)
- Посмотрите на репродукции картин великих художников: Исаака Ильича Левитана, Василия Дмитриевича Поленова. В своих картинах художники смогли полно раскрыть красоту русской зимы, её изящество, пышность и свежесть.
- Ребята, подойдут ли эти картины к стихотворению «Зимнее утро»? (Да, они очень красивые, подходят под описание зимнего утра.)
VII. Подготовка к выразительному чтению
- Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения. Какие правила выразительного чтения вы знаете? (Нужно читать не торопясь, вдумываться в то, что читаешь. Надо выделять голосом отдельные слова, делать паузы.)
- Правильно. Возьмите карандаш и аккуратно подчеркните слова, которые будем выделять при чтении. Там, где будем делать паузы, поставим знак «/».
(Разбираем все стихотворение).
VIII. Итог урока
- С каким стихотворением мы познакомились? Кто его автор?
- Какие картины рассмотрели?
- Какое музыкальное произведение слушали?
IX. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.