Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для 6 класса по теме: "Образы симфонической музыки"»
МБОУ УСОШ №4
Конспект урока музыки в 6 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.
Тема урока: «Образы симфонической музыки».
Подготовила
учитель музыки:
Щукина Л.Н.
г. Удомля
2017г.
Тема урока: «Образы симфонической музыки».
Цель: овладение основами музыкальной грамотности, способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;
Задачи урока:
развитие образного мышления, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства;
умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
осознание русской природы музыки Г. Свиридова;
расширение представлений о связях музыки и литературы, освоение возможностей симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: урок-размышление.
Планируемые результаты изучения:
Развитие музыкально-эстетического чувства, художественного вкуса. Стремление к художественному самообразованию.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.
Музыкальный материал:
Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень».
Художественный материал:
Картины Н. Ульянова «Пушкин с женой перед зеркалом», Н. Кузьмина «Пушкин на балу», Е. И. Зверькова «Половодье» и «Золотая осень».
Ход урока.
Организационная часть.
Музыкальное приветствие.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний
Повторить основные моменты предыдущего урока. Назовите произведения и композиторов, о которых шла речь на прошлом уроке? (с музыкой Чарльза Айвза «Космический пейзаж»,Э. Артемьева «Мозаика»). На уроках раскрывали тему «Образы камерной музыки». Перечислите жанры музыкальных произведений, которые относятся к камерной музыке. (Прелюдии, этюды, баллады, квартеты, ноктюрны, романсы и т.д.) Что такое камерная музыка? (Ответы)
С сегодняшнего урока мы начнем говорить на тему: «Образы симфонической музыки».
2. Формулирование темы урока.(Слайд 5)
Прочтите на стр. 120 тему сегодняшнего урока:
«Образы симфонической музыки» (Слайд 6) «Метель» Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина
- Определите цель нашего урока.
- Познакомиться с музыкой Г. Свиридова.
Планирование деятельности.Рассмотрите развороты учебника на стр. 120, 122, 124 и составьте план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось.В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
ПЛАН:
ознакомление с музыкальными иллюстрациями Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина;
слушание фрагментов «Тройка», «Вальс», «Весна и осень» Г. Свиридова;
анализирование музыкальных произведений, определение приемов развития музыки Свиридова;
выявление средств музыкальной выразительности и изобразительности;
Работа над новым материалом.
Задание 1 ознакомление с музыкальными иллюстрациями Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина;
(Слайд 7) Созданию музыкальных иллюстраций к пушкинской повести «Метель» предшествовало написание музыки к одноименному кинофильму режиссера В. Басова 1965г.
(Слайд 8) Георгий Васильевич Свиридов (1915 – 1998) русский композитор
создатель музыкальных иллюстраций. Отличительные черты его творчества вокальность, демократичность и выразительность музыкального языка, опора на русскую народную песенность.
(Слайд 9) А.С. Пушкин создал повесть «Метель» в 1829г. а сочинения для симфонического оркестра Г.Свиридова появилось в 1974г. и включило в себя девять пьес: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса», «Зимняя дорога».
Эти два шедевра русской культуры отделены друг от друга промежутком времени в 145 лет. Музыка впитала в себя разнообразные интонации и ритм пушкинского времени и выразила их в зарисовках природы.
Задания 2-4 слушание фрагментов «Тройка», «Вальс», «Весна и осень» Г. Свиридова;
(Слайд 10) Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса «Тройка». Прочтите стихи Жуковского. (Чтение)
(Слайд 11) Образ дороги, пути в метельную ночь нередко встречается в русской художественной литературе. Какие события в повести Пушкина сопровождает метель? Об этом прочтите фрагменты из повести на странице 121 (Чтение).
- А теперь послушайте пьесу «Тройка» охарактеризуйте вступление и чем оно отличается от первой темы пьесы? Подумайте, что хотел передать композитор в этой музыке?
Слушание «Тройка» Г. Свиридов.
(Ответы уч-ся) Вступление начинается бурно, стремительно взволнованно, как бы предвещает, драматические события повести. Основная тема пьесы контрастна по характеру вступлению. Музыка выражает эмоциональное состояние (растерянность, волнение, беспокойство, страх), в котором пребывает герой повести – Владимир Бурмин.
- Выразительные интонации двух тем пьесы близки к русской протяжной песне, а изображение безостановочного движение в сопровождении создает ощущение смутной тревоги, волнения.
- Следующая пьеса «Вальс» вводит нас в атмосферу праздничности, приподнятого настроения, радостного волнения.
(Слайд 12) Чтобы ощутить атмосферу бала рассмотрите картину Ульянова «Пушкин с женой перед зеркалом», и «Пушкин на балу» картина Кузьмина.
Прочтите на странице 122 как описывает Пушкин о восторженном отношение женщин к войнам-победителям, что и позволило Свиридову в своих музыкальных иллюстрациях создать образ бала. (Чтение)
(Слайд 13) Послушайте «Вальс» и охарактеризуйте музыку. Какие картины рисует музыка в вашем воображении? В какой форме написано произведение?
(Ответы уч-ся) Пьеса начинается призывными фанфарами, после которых вступает мелодия с характерным для вальса аккомпанементом. Музыка по характеру торжественная, грациозная, праздничная, свободная, одухотворенная. Переносит нас в эпоху Пушкина на светский бал. Форма произведения трехчастная.
- Проанализируйте средства музыкальной выразительности.
(Ответы уч-ся) Разный тип мелодики основных тем вальса ((песенность, взлеты-падения, ритмическое разнообразие), тембровая окраска тем, динамические контрасты.
- Следующая пьеса «Весна и осень» посвящена лирическим образам «Метели». Музыка вносит в развитие действия лирический оттенок, покой, но и усиливает драматизм чувств и переживаний
(Слайд 14) На слайде и следующем развороте учебника рассмотрите поэтические пейзажи картин Ефрема Ивановича Зверькова «Половодье» и «Золотая осень».
- Прочтите (124 стр.), как Пушкин рисует природу во время метели (Чтение)
(Слайд 15) А теперь послушайте эту часть и проанализируйте. Сравните их друг с другом, что в них общего, что их отличает друг от друга?
(Ответы уч-ся) Музыка «Весны» - светлая, одухотворенная, мелодичная, а «Осени» задумчивая, печальная, лирическая, грустная.
(Ответы уч-ся) Музыка «Весны» звучит в мажоре, исполняет мелодию флейта, а «Осени» в миноре на скрипке.
- А почему композитор поручает исполнение главных мелодий именно этим инструментам? (Ответы уч-ся)
- На следующем уроке мы продолжим знакомиться с музыкой Г. Свиридова.
IV. Подведение итогов. (Слайд 16)
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).