kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки по теме: Образы симфонической музыки Г. Свиридова."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки для 6 класса по теме: "Образы симфонической музыки Г. Свиридова", разработанный в рамках ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки по теме: Образы симфонической музыки Г. Свиридова."»



МБОУ УСОШ №4

Конспект урока музыки в 6 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской.

Тема урока: «Образы симфонической музыки Г. Свиридова».
















Подготовила

учитель музыки:

Щукина Л.Н.







г. Удомля

2017г.


Тема урока: «Образы симфонической музыки Г. Свиридова».

Цель: показать учащимся многообразие возможностей симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения, особенностей той эпохи, в которой происходит действие повести (начало XIX века);

Задачи урока:

  • воспитание нравственно-духовных ценностей: семья, долг, честь, нравственный выбор;

  • развитие патриотических чувств учащихся;

  • развитие эстетического сознания через освоение особенностей стиля композитора, творческую деятельность эстетического характера;

  • выявление особенностей стиля композитора на примере программного сочинения «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина.


Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.


Вид урока: урок-размышление.


Планируемые результаты изучения:

Развитие музыкально-эстетического чувства, художественного вкуса. Стремление к художественному самообразованию.


Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.


Музыкальный материал:

Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»: «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание».


Художественный материал:

Портреты героев Отечественной войны 1812г. С. Волконского, А. Сеславина. «Конец бородинского сражения» В. Верещагина.














Ход урока.


  1. Организационная часть.

Музыкальное приветствие.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

Повторить основные моменты предыдущего урока. Назовите композитора, о котором шла речь на прошлом уроке? (Г. Свиридов). Какие произведения мы слушали? (Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень».).


(Слайд 4) Сегодня мы продолжим говорить на тему: «Образы симфонической музыки».

2. Формулирование темы урока. (Слайд 5)

«Образы симфонической музыки» «Метель» Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина

- Определите цель нашего урока.

- Продолжить знакомиться с музыкой Г. Свиридова.


Планирование деятельности. (Слайд 6) Рассмотрите разворот учебника на стр. 126-131 и составьте план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?


ПЛАН:

  • ознакомление с музыкальными иллюстрациями Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина;

  • слушание фрагментов «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание» Г. Свиридова;

  • анализирование музыкальных произведений, определение приемов развития музыки Свиридова;

  • выявление средств музыкальной выразительности и изобразительности;


  1. Работа над новым материалом.

Задание 1,2,3 ознакомление с музыкальными иллюстрациями Г. Свиридова к

повести А.С. Пушкина; слушание фрагментов «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание» Г. Свиридова; анализ музыкальных произведений, определение приемов развития музыки Свиридова;

- Пьесы «Романс» и «Пастораль» продолжают линию лирических образов «Метели». Вспомните, что такое Романс?

Ответы уч-ся: РОМАНС—это музыкально-поэтическое произведение для

голоса с сопровождением (фортепиано или гитары, арфы), в котором огромное значение имеет как текст, так и сопровождение. Романс – светская песня.


- Послушайте фрагмент повести «Метель».

(Слайд 7) … «Бурмин нашел Марью Гавриловну у пруда, под ивою с книгою в руках и в белом платье, настоящей героинею романа. После первых вопросов Марья Гавриловна нарочно перестала поддерживать разговор, усиливая, таким образом, взаимное замешательство, от которого можно было избавиться разве только внезапным и решительным объяснением. Так и случилось: Бурмин, чувствуя затруднительность своего положения, объявил, что давно искал случая открыть ей свое сердце и потребовать минуты внимания. Марья Гавриловна закрыла книгу и потупила глаза в знак согласия. «Я вас люблю, - сказал Бурмин, я вас люблю страстно…».


- А сейчас вы послушайте знаменитый «Романс» из музыкальных иллюстраций А.С. Пушкина «Метель». Подумайте, какие чувства у вас вызвала эта музыка?


Слушание «Романс» Г. Свиридов.

(Ответы уч-ся)

- Соответствует ли музыка «Романса» фрагменту из повести?

(Ответы уч-ся)

Почему это произведение назвали романсом?

(Ответы уч-ся) Композитор использует характерные особенности музыкального языка романсов 19 в., насыщает музыку глубокими чувствами, диалогом между героями повести, что помогает лучше понять их характеры.


(Слайд 8) В повести «Метель» есть упоминание о природе. «Бурмин нашел Марью Гавриловну у пруда, под ивою с книгою в руках»

В пьесе «Пастораль» композитор знакомит слушателей с образами природы, на фоне которой разворачивается действие повести.

Слово пастораль в переводе с латинского означает пастушеский. Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.

Г. Свиридов музыку этой пьесы наполнил глубокими человеческими чувствами.

Слушание «Пастораль» Г. Свиридов.

(Беседа по характеру: Лирическое начало и всплеск чувств, усиленный яркой динамикой во второй части.)

- На стр. 128 прочтите, как описана в повести «Метель победа над Наполеоном.

Чтение.

На этой же странице прочтите фрагмент из романа «Евгений Онегин» Пушкина.

Чтение.

(Слайд 9) Рассмотрите картину Василия Верещагина «Конец Бородинского сражения». Что вы видите?

- (Тяжелое сражение завершено. Несмотря на то, что поле усеяно телами павших товарищей, выжившие из французской армии понимают вверх шлемы и сабли – они приветствуют своего императора, совершающего обход поля боя. Для них это момент воодушевления среди ужаса смерти).


(Слайд10) Рассмотрите портреты героев Отечественной войны 1812г. С. Волконского и А. Сеславина. В пьесе «Военный марш» из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России. Эта музыка связана с характеристиками главных героев повести: Владимира и Бурмина, которые были участниками Отечественной войны 1812г.

В пушкинскую эпоху на придворных балах оркестр исполнял не только модные танцы, но и военные марши.

Послушайте пьесу «Военный марш» охарактеризуйте ее. Скажите, какими интонациями насыщена музыка? Определите форму произведения

Слушание «Военный марш» Г. Свиридов.

(Анализ произведения. Форма пьесы - трехчастная)


(Слайд11) Повесть Пушкина «Метель» завершается описанием сцены венчания. Бурмин рассказывает Марье Гавриловне о своей жестокой шутке. Прочтите на странице 130 фрагмент повести.

Чтение.

Послушайте пьесу «Венчание» и ответьте на вопросы:

Какой образ создает музыка? Почему композитор заканчивает цикл именно этой пьесой? Как развивается музыка? Почему Свиридов использует в пьесе прием полифонического искусства?

Слушание «Венчание» Г. Свиридов.

(Ответы уч-ся)


(Слайд12) На уроках мы послушали несколько произведений Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций Пушкина «Метель». Что можно сказать об этой музыке?


В ы в о д: в музыке запечатлен не только образ Пушкина, но она наполнена новыми мыслями, чувствами, созвучными современному слушателю. Каждая пьеса – это самостоятельное сочинение. Музыка Свиридова дала вторую жизнь в кино, театре.

IV. Подведение итогов. (Слайд 13)

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока музыки по теме: Образы симфонической музыки Г. Свиридова."

Автор: Щукина Людмила Николаевна

Дата: 25.11.2017

Номер свидетельства: 440694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "конспект интегрированного урока литературы и музыки "Ах, судьба, судьба...""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiektintieghrirovannoghourokalitieraturyimuzykiakhsudbasudba"
    ["file_id"] => string(6) "333554"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465408132"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Конспект интегрированного урока на тему "В гостях у поэта и композитора" (Литература и музыка, 6 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(135) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-na-tiemu-v-ghostiakh-u-poeta-i-kompozitora-litieratura-i-muzyka-6-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "254691"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447786582"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства