Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД | Познавательные УУД: узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Коммуникативные УУД: выделять информацию исходя из собственных наблюдений, передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании. Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач; работа в творческих листах (из тетради). Личностные УУД: проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования. Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к музыкальному наследию своей страны. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью пластических движений, интонационных импровизаций; выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. |
Ресурсы: | Учебник «Музыки 2 класс» Фонохрестоматия к урокам музыки Методическое руководство к уроку Музыка 2 класс. Фрагмент «Рабочей тетради», тест. Современная мультимедиа-энциклопедия Кирилла и Мефодия «Шедевры мировой культуры». Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33 Детям о музыке [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.muz-urok.ru/petya_i_volk.htm Афиша «Симфоническая сказка Петя и волк», С.С.Прокофьева. Рисунки к произведениям С.С. Прокофьева. Плакат «Симфонический оркестр», карточки с изображением струнно-смычковых инструментов -скрипка, альт, виолончель, контрабас; деревянных духовых - флейта, гобой, кларнет, фагот. Изображение дерева, картинки с изображением яблок (красных, оранжевых, зеленых) по количеству учащихся. Кластер – герои сказки «Петя и волк» и надписями инструментов. Ноутбук, проектор, презентация к уроку, флеш-тесты. Фортепиано. |
Организационный момент | Коммуникативные УУД - Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог Регулятивные УУД – Формирование положительного отношения к учению. | Музыкальное приветствие. Настрой на урок с опорой на имеющиеся знания о композиторе С.Прокофьеве и его музыке Что вы знаете о композиторе, какие произведения слушали? Проверка домашнего задания.
Назовите неизвестное нам произведение, которое есть на нашем стенде? Сегодня мы познакомимся с новым произведением С.С.Прокофьева «Симфоническая сказка Петя и волк» Приложение1слайд 5 Рассказ о творчестве русского композитора и педагога С. Прокофьева (1891-1953). Никто из современных композиторов не писал такого большого количества произведений для детей. Композитор родился на Украине в селе под звонким названием Сонцовка. Это был рыжий розовощекий мальчик, который начал сочинять в пять с половиной лет. Вместе с родителями он как-то побывал в Москве в Большом театре. Там впервые мальчик увидел балет П.И. Чайковского «Спящая красавица». Поездка в Москву придала его жизни новый смысл. Появляется первая опера «Великан». Мама Сергея Прокофьева очень бережно относилась к воспитанию сына. Она была его первой учительницей - строгой, заботливой и требовательной. Она научила сына оценивать каждый прожитый день, задавая ему вечером два вопроса: «Что ты сделал сегодня? Удовлетворен ли ты тем, что сделал?» Благодаря этому в композиторе удивительно сочетались серьезность, усидчивость, воля, любовь к труду и постоянная готовность к озорству, выдумке, шалостям. | Вход под музыку. Эмоционально настраиваются на урок. Отвечают на вопросы- «Вальс» из балета «Золушка», «Сказочка», «Марш». С.Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет. Рисунки, афиши к произведениям дети вывешивают на стенд с афишами. Ответ- афиша «Симфоническая сказка Петя и волк» С.С.Прокофьев. |
Целеполагание и мотивация | Коммуникативные УУД - проявлять активность в решении коммуникативных и познавательных задач; Познавательные УУД - узнавать тембры инструментов симфонического оркестра в звучании оркестровой партитуры, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Личностные УУД - волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. | Обеспечивает мотивацию учения, включения в совместную деятельность по определению целей урока: Будучи уже известным композитором Сергей Прокофьев очень хотел научить детей любить и понимать симфоническую музыку. Для них он и написал симфоническую сказку «Петя и волк». Исполняет ее чтец и симфонический оркестр. Как вы думаете, какие герои нам встретятся в этой сказке? Приложение1 слайд 6 Переворачивает карточки, на которых правильные ответы с именами героев. Приложение1 слайд 7 (На экране Подтема урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк». (На доске – плакат «Симфонический оркестр» Приложение1). Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?
-Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. Приложение1слайд 8 Перед вами две картины, сравним их: первая выполнена простым карандашом, вторая – красками. Вероятно, более выразительным является яркий, красочный рисунок. Чем пользуются художники для создания своих картин? А как же в музыке? Какие краски есть у композитора, что помогает им создавать музыкальную палитру более разнообразной? Приложение1слайд 9 Тембр Создает условия для формирования понятия- тембровая окраска звука: - Сегодня мы познакомимся с музыкальной краской – тембром. Я предлагаю сыграть в игру «Узнай по голосу!». Приложение1 слайд 10 - И у каждого героя сказки «Петя и волк» есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром. Приложение1слайд 11 Подводит учащихся к определению темы. Называет цель урока У: На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными темами героев сказки. Приложение1слайд 12 | Ответы. Записывают персонажей из сказок- (кластер на основе детских предположений) в фрагменте «Рабочая тетрадь» стр 2.
Ответы: Наверное, ее играет симфонический оркестр. -Симфоническая, значит, от слова симфония. -Это сказка, как симфония. Ответ- красками. Выбирают ведущего, он стоит спиной, учащиеся по просьбе учителя зовут его по имени. Тот определяет на слух голос зовущего. Самостоятельно дают определение «тембра». (определение на слайде -запись в лист,стр-1) Дети с помощью учителя формулируют задачи: -Будем учиться различать музыкальные инструменты по тембрам, по внешнему виду, определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц. |
Актуальность знаний | Познавательные УУД - расширение представлений о музыкальном языке | Ставит проблемный вопрос: - Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами? - Спасибо! Слушаем тему Пети С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка? Привлекает учеников к слушанию музыки. У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? Приложение1слайд 14 | Вступают в диалог, сотрудничество с учителем Ксюша: «Я сочинила бы мелодию радостную, веселую» (исполняет). Данил: «Мне кажется Петя баловник и озорник, я хочу в своей мелодии показать Петю таким…» (Поет мелодию). Андрей: «Я сочинил бы для него в стиле рэп, даже в нашем классе дети такие разные!» (Исполняет импровизацию). Отвечают. Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует). Отгадывают по музыкальному фрагменту жанр-марш. |
«Открытие» нового знания детьми | Познавательные УУД - расширение представлений о средствах музыкальной выразительности, передавать настроение музыки в музыкально – пластических движениях. | Формулирует наводящие и проблемные вопросы. - Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют. - Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Приложение1слайд 15 (гиперссылка) -флеш тест-найди расположение струнных инструментов в схеме оркестра. Приложение1слайд 16 Организует диалог с обучающимися: - Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране – Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки? - Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).
- Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» Приложение1слайд 17 -Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. -Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий? Приложение1слайд 18 На экране – Кошка, Утка, Птичка. - Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).
-Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент. Приложение1слайд 19 -Какое настроение у Птички? Приложение1слайд 20 - К какой группе инструментов относится флейта?
Продолжает диалог с обучающимися: Приложение1слайд 21,22 На экране – Петя, Кошка, Дедушка, Волк. - Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. -Почему вы решили, что это кошка? Приложение1слайд 24 (Проверка ответов: на экране – Кошка) -Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. -Какой тембр у кларнета? -К какой группе инструментов относится? (Слушание).
Приложение1слайд 26 На экране – Кошка, Охотники, Волк, Уточка. - Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ). Приложение1слайд 28 (Проверка ответов: на экране – Уточка). Приложение1слайд 29 -Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. -Какой тембр у гобоя? -К какой группе инструментов относится гобой?
Приложение1слайд 29-флеш тест- (гиперссылка). Найди расположение деревянных духовых инструментов в схеме оркестра. | Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки. Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках. На плакат «Симфонический оркестр» обучающиеся прикрепляют карточки с названиями инструментов: «СКРИПКА», «АЛЬТ», «ВИОЛОНЧЕЛЬ», «КОНТРАБАС». Обучающиеся выполняют задание –фрагмент рабочей тетради стр2, подписывают в кластере «2 скрипки, альт, виолончель». Дискуссия в ходе беседы: - Добрую, веселую, сердитую, нежную. 3-4 человека исполняют свои мелодии. обнаруживают общность тембра звучания инструмента и характера дедушки «Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его.
- Сердитый, ворчливый, густой, низкий. На плакат прикрепляется карточка с названием инструмента «ФАГОТ». Обучающиеся выполняют задание –фрагмент рабочей тетради стр2, подписывают в кластере «фагот». Обнаруживают общность тембра звучания инструмента и характера птички. - Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками. Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на флейте). -Веселое, радостное, счастливое, беззаботное. -Флейта – деревянный духовой инструмент. На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента «ФЛЕЙТА». Обучающиеся выполняют задание –фрагмент рабочей тетради стр2, подписывают в кластере «Флейта» Обнаруживают общность тембра звучания инструмента и характера кошки. Под музыку изображают кошку. -Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.
-Низкий, бархатный, мягкий, спокойный. Гобой – деревянный духовой инструмент. На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента «КЛАРНЕТ». Обучающиеся выполняют задание –фрагмент рабочей тетради стр2, подписывают в кластере «Кларнет». Обнаруживают общность тембра звучания инструмента и характера утки. -Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает. - Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий. -Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов. На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента «ГОБОЙ». Обучающиеся выполняют задание –фрагмент рабочей тетради стр2, подписывают в кластере «Гобой» Обучающиеся выполняют задание. |
Рефлексия | Регулятивные УУД – оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании Коммуникативные УУД –инициативное сотрудничество с учителем. Личностные УУД – рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах | Подводит итог: Приложение1слайд 30 –Что вы узнали сегодня в результате нашего урока? -Научились А кто доволен своей работой? Почему? Приложение1слайд 31 На экране появляются все герои сказки. - Найдите на экране героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке. Приложение1слайд 34 На экране остаются Волк, Охотники. У: На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки. (гиперссылка) - Совсем недавно был праздник 8 марта, к которому мы с вами готовили песни. Одна из них «Про бабушку». В сказке Петя гостил у дедушки. Мы можем с вами пофантазировать и представить, что бабушка этого мальчика похожа на героиню этой песни. Предлагает исполнить песню с движениями Приложение1слайд 35 Объясняет домашние задания - Нарисовать героев сказки «Петя и волк», подписать названия инструментов. - Сочинить сказку «Петя и волк - Создать проект -«Симфоническая сказка Репка,… Колобок» Нарисовать героев выбранной сказки. Героям подобрать инструменты симфонического оркестра, которые смогут изобразить их, и подписать. Приложение1слайд 36 Наш урок подошел к концу. И я предлагаю вам помочь созреть яблочным плодам на дереве знаний. Детям: Красные -понравился Наливные -хотелось бы почаще. Зеленые - было трудно Учителям - Если вам понравился урок и вы считаете, что такие уроки помогут развивать у детей творческие способности - наливные. | -Инструменты симфонического оркестра -Героев симфонической сказки С.С Прокофьева «Петя и волк» -Определять… -Различать…. -Сочинять.. Оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании. Определяют. - Волк, Охотники. Исполнение песни-«Про бабушку» (из репертуара М.Мудряк) Инсценируют песню, импровизируя танцевальные движения – участвуют в создании музыкально –пластической композиции. Коллективное исполнение песни. Выбирают яблочко (возможно несколько) и прикрепляют к дереву. Оценивают результаты работы на уроке. |