kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Симфоническая сказка С.Прокофьева "Петя и волк"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-методический комплекс Авторская программа «Музыка» Авторы: Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина Раздел: « В концертном зале»

Цель урока:Знакомство с симфонической сказкой С. Прокофьева “Петя и волк”.

Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД Познавательные УУД: узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Коммуникативные УУД: выделять информацию исходя из собственных наблюдений, передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании. Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;работа в творческих листах (из тетради).

Личностные УУД: проявление  эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений. 

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения  к  музыкальному наследию своей страны. Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью пластических движений, интонационных импровизаций;  выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Симфоническая сказка С.Прокофьева "Петя и волк" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

г.Куса









Музыка.

Тема: «Симфоническая сказка С. Прокофьев « Петя и волк»

2 класс
Бондарева Марина Николаевна















г. Куса 2014

Учебно-методический комплекс

Авторская программа «Музыка»

Авторы: Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Раздел: « В концертном зале»

Тема урока:

Симфоническая сказка. С. Прокофьев « Петя и волк».

Цель урока:

Знакомство с симфонической сказкой С. Прокофьева “Петя и волк”.

Планируемый результат обучения, в т.ч. и формирование УУД

Познавательные УУД: узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Коммуникативные УУД: выделять информацию исходя из собственных наблюдений, передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании.

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

работа в творческих листах (из тетради).

Личностные УУД: проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к музыкальному наследию своей страны.

Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью пластических движений, интонационных импровизаций; выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений.

Основные понятия:

  • Музыкальные инструменты.

  • Симфонический оркестр.

  • Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра.

  • Музыкальные портреты в симфонической музыке.

  • Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов.

  • Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Метапредметные связи:

Включение в контекст урока сведений из

-истории (биографические данные о С.С.Прокофьеве), произведений литературы («Сказка Петя и Волк»),

-изобразительного искусства (иллюстрации к сказке, картинки с изображением симфонического оркестра, музыкальных инструментов),

-театрального искусства,

-хореографии (пластические этюды).

Медиаобразование - зрительный ряд (презентация) выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.

Ресурсы:

Учебник «Музыки 2 класс»

Фонохрестоматия к урокам музыки

Методическое руководство к уроку Музыка 2 класс.

Фрагмент «Рабочей тетради», тест.

Современная мультимедиа-энциклопедия Кирилла и Мефодия «Шедевры мировой культуры».

Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

Детям о музыке [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.muz-urok.ru/petya_i_volk.htm

Афиша «Симфоническая сказка Петя и волк», С.С.Прокофьева.

Рисунки к произведениям С.С. Прокофьева.

Плакат «Симфонический оркестр», карточки с изображением струнно-смычковых инструментов -скрипка, альт, виолончель, контрабас; деревянных духовых - флейта, гобой, кларнет, фагот.

Изображение дерева, картинки с изображением яблок (красных, оранжевых, зеленых) по количеству учащихся.

Кластер – герои сказки «Петя и волк» и надписями инструментов.

Ноутбук, проектор, презентация к уроку, флеш-тесты.

Фортепиано.

Этапы урока:

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Коммуникативные УУД - Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог

Регулятивные УУД – Формирование положительного отношения

к учению.


Музыкальное приветствие.


Настрой на урок с опорой на имеющиеся знания о композиторе С.Прокофьеве и его музыке

Что вы знаете о композиторе, какие произведения слушали?




Проверка домашнего задания.




Назовите неизвестное нам произведение, которое есть на нашем стенде?

Сегодня мы познакомимся с новым произведением С.С.Прокофьева «Симфоническая сказка Петя и волк» Приложение1слайд 5

Рассказ о творчестве русского композитора и педагога С. Прокофьева (1891-1953).

Никто из современных композиторов не писал такого большого количества произведений для детей. Композитор родился на Украине в селе под звонким названием Сонцовка. Это был рыжий розовощекий мальчик, который начал сочинять в пять с половиной лет. Вместе с родителями он как-то побывал в Москве в Большом театре. Там впервые мальчик увидел балет П.И. Чайковского «Спящая красавица». Поездка в Москву придала его жизни новый смысл. Появляется первая опера «Великан». Мама Сергея Прокофьева очень бережно относилась к воспитанию сына. Она была его первой учительницей - строгой, заботливой и требовательной. Она научила сына оценивать каждый прожитый день, задавая ему вечером два вопроса: «Что ты сделал сегодня? Удовлетворен ли ты тем, что сделал?» Благодаря этому в композиторе удивительно сочетались серьезность, усидчивость, воля, любовь к труду и постоянная готовность к озорству, выдумке, шалостям.

Вход под музыку.

Эмоционально настраиваются на урок.

Отвечают на вопросы-



«Вальс» из балета «Золушка», «Сказочка», «Марш». С.Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет.


Рисунки, афиши к произведениям дети вывешивают на стенд с афишами.

Ответ- афиша «Симфоническая сказка Петя и волк» С.С.Прокофьев.










































Целеполагание и мотивация

Коммуникативные УУД - проявлять активность в решении коммуникативных и познавательных задач;

Познавательные УУД - узнавать тембры инструментов симфонического оркестра в звучании оркестровой партитуры, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

Личностные УУД - волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Обеспечивает мотивацию учения, включения в совместную деятельность по определению целей урока:

Будучи уже известным композитором Сергей Прокофьев очень хотел научить детей любить и понимать симфоническую музыку. Для них он и написал симфоническую сказку «Петя и волк». Исполняет ее чтец и симфонический оркестр.

Как вы думаете, какие герои нам встретятся в этой сказке?

Приложение1 слайд 6

Переворачивает карточки, на которых правильные ответы с именами героев.

Приложение1 слайд 7 (На экране Подтема урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк». (На доске – плакат «Симфонический оркестр» Приложение1).

Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?





-Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Приложение1слайд 8

Перед вами две картины, сравним их: первая выполнена простым карандашом, вторая – красками. Вероятно, более выразительным является яркий, красочный рисунок. Чем пользуются художники для создания своих картин?

А как же в музыке? Какие краски есть у композитора, что помогает им создавать музыкальную палитру более разнообразной?

Приложение1слайд 9 Тембр

Создает условия для формирования понятия- тембровая окраска звука:

- Сегодня мы познакомимся с музыкальной краской – тембром. Я предлагаю сыграть в игру «Узнай по голосу!».





Приложение1 слайд 10

- И у каждого героя сказки «Петя и волк» есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром.

Приложение1слайд 11

Подводит учащихся к определению темы.

Называет цель урока

У: На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными темами героев сказки.

Приложение1слайд 12















Ответы.

Записывают персонажей из сказок- (кластер на основе детских предположений) в фрагменте «Рабочая тетрадь» стр 2.











Ответы: Наверное, ее играет симфонический оркестр.

-Симфоническая, значит, от слова симфония.

-Это сказка, как симфония.






















Ответ- красками.












Выбирают ведущего, он стоит спиной, учащиеся по просьбе учителя зовут его по имени. Тот определяет на слух голос зовущего. Самостоятельно дают определение «тембра». (определение на слайде -запись в лист,стр-1)









Дети с помощью учителя формулируют задачи:

-Будем учиться различать музыкальные инструменты по тембрам, по внешнему виду, определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц.


Актуальность знаний

Познавательные УУД - расширение представлений о музыкальном языке


Ставит проблемный вопрос:

- Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?







- Спасибо! Слушаем тему Пети С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?



Привлекает учеников к слушанию музыки.

У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша?

Приложение1слайд 14


Вступают в диалог, сотрудничество с учителем Ксюша: «Я сочинила бы мелодию радостную, веселую» (исполняет).

Данил: «Мне кажется Петя баловник и озорник, я хочу в своей мелодии показать Петю таким…» (Поет мелодию).

Андрей: «Я сочинил бы для него в стиле рэп, даже в нашем классе дети такие разные!» (Исполняет импровизацию).

Отвечают. Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует).



Отгадывают по музыкальному фрагменту жанр-марш.


«Открытие» нового знания детьми


Познавательные УУД - расширение представлений о средствах музыкальной выразительности, передавать настроение музыки в музыкально – пластических движениях.

Формулирует наводящие и проблемные вопросы.

- Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют.

- Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.









Приложение1слайд 15 (гиперссылка)

-флеш тест-найди расположение струнных инструментов в схеме оркестра.

Приложение1слайд 16

Организует диалог с обучающимися:

- Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране – Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?

- Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).






- Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»

Приложение1слайд 17

-Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот.

-Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?






Приложение1слайд 18

На экране – Кошка, Утка, Птичка.

- Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).









-Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.


Приложение1слайд 19

-Какое настроение у Птички?

Приложение1слайд 20

- К какой группе инструментов относится флейта?









Продолжает диалог с обучающимися:

Приложение1слайд 21,22

На экране – Петя, Кошка, Дедушка, Волк.

- Кому из героев сказки принадлежит эта тема?

Покажите жестами, движениями этого героя сказки.

-Почему вы решили, что это кошка?




Приложение1слайд 24 (Проверка ответов: на экране – Кошка)

-Тему Кошки исполнял инструмент кларнет.

-Какой тембр у кларнета?

-К какой группе инструментов относится? (Слушание).











Приложение1слайд 26 На экране – Кошка, Охотники, Волк, Уточка.

- Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).




Приложение1слайд 28 (Проверка ответов: на экране – Уточка).

Приложение1слайд 29

-Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой.

-Какой тембр у гобоя?



-К какой группе инструментов относится гобой?









Приложение1слайд 29-флеш тест- (гиперссылка). Найди расположение деревянных духовых инструментов в схеме оркестра.

Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.

Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках.





На плакат «Симфонический оркестр» обучающиеся прикрепляют карточки с названиями инструментов: «СКРИПКА», «АЛЬТ», «ВИОЛОНЧЕЛЬ», «КОНТРАБАС».

Обучающиеся выполняют задание –фрагмент рабочей тетради стр2, подписывают в кластере «2 скрипки, альт, виолончель».






Дискуссия в ходе беседы:




- Добрую, веселую, сердитую, нежную. 3-4 человека исполняют свои мелодии.


обнаруживают общность тембра звучания инструмента и характера дедушки

«Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его.













- Сердитый, ворчливый, густой, низкий.

На плакат прикрепляется карточка с названием инструмента «ФАГОТ».

Обучающиеся выполняют задание –фрагмент рабочей тетради стр2, подписывают в кластере «фагот».

Обнаруживают общность тембра звучания инструмента и характера птички.

- Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.



Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на флейте).



-Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.

-Флейта – деревянный духовой инструмент.

На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента «ФЛЕЙТА».

Обучающиеся выполняют задание –фрагмент рабочей тетради стр2, подписывают в кластере «Флейта»






Обнаруживают общность тембра звучания инструмента и характера кошки. Под музыку изображают кошку.

-Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.






-Низкий, бархатный, мягкий, спокойный.

Гобой – деревянный духовой инструмент.

На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента «КЛАРНЕТ».

Обучающиеся выполняют задание –фрагмент рабочей тетради стр2, подписывают в кластере «Кларнет».

Обнаруживают общность тембра звучания инструмента и характера утки.

-Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.






- Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий.

-Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.

На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента «ГОБОЙ». Обучающиеся выполняют задание –фрагмент рабочей тетради стр2, подписывают в кластере «Гобой»

Обучающиеся выполняют задание.

Первичное закрепление


Приложение1слайд 30 (гиперссылка – Игра «Узнай инструмент»)

Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На экране вы увидите действующих лиц сказки и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране.


Устно отвечают на вопросы.

Самостоятельная проверка

Регулятивные УУД формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация),

выполнять творческие задания.

Личностные УУД - эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам симфонической сказки.

Тестирование.

У: Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, о героях сказки С.Прокофьева «Петя и волк». Получите, пожалуйста, приглашения на эту сказку. В них есть задания для вас, выполните их.

Приложение1слайд 30 (гиперссылка: ответы к тестам).

Детям выдаются «Приглашения» с заданиями – фрагмент рабочей тетради стр.3. (Работа в парах) оценивают правильность выполнения обмен тестами-взаимопроверка.




Обучающиеся сверяют свои ответы с ответами на экране.

Рефлексия

Регулятивные УУД – оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании

Коммуникативные УУД –инициативное сотрудничество с учителем.

Личностные УУД – рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах


Подводит итог:

Приложение1слайд 30

–Что вы узнали сегодня в результате нашего урока?

-Научились



А кто доволен своей работой? Почему?


Приложение1слайд 31 На экране появляются все герои сказки.

- Найдите на экране героев сказки, с которыми встретимся на следующем уроке.

Приложение1слайд 34 На экране остаются Волк, Охотники.

У: На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки. (гиперссылка)

- Совсем недавно был праздник 8 марта, к которому мы с вами готовили песни. Одна из них «Про бабушку». В сказке Петя гостил у дедушки. Мы можем с вами пофантазировать и представить, что бабушка этого мальчика похожа на героиню этой песни.

Предлагает исполнить песню с движениями






Приложение1слайд 35

Объясняет домашние задания

- Нарисовать героев сказки «Петя и волк», подписать названия инструментов.

- Сочинить сказку «Петя и волк

- Создать проект -«Симфоническая сказка Репка,… Колобок» Нарисовать героев выбранной сказки. Героям подобрать инструменты симфонического оркестра, которые смогут изобразить их, и подписать.

Приложение1слайд 36

Наш урок подошел к концу.

И я предлагаю вам помочь созреть яблочным плодам на дереве знаний.

Детям:

Красные -понравился

Наливные -хотелось бы почаще.

Зеленые - было трудно

Учителям - Если вам понравился урок и вы считаете, что такие уроки помогут развивать у детей творческие способности - наливные.

-Инструменты симфонического оркестра

-Героев симфонической сказки С.С Прокофьева «Петя и волк»

-Определять…

-Различать….

-Сочинять..

Оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании.


Определяют.

- Волк, Охотники.


















Исполнение песни-«Про бабушку» (из репертуара М.Мудряк)

Инсценируют песню, импровизируя танцевальные движения – участвуют в создании музыкально –пластической композиции.

Коллективное исполнение песни.



















Выбирают яблочко (возможно несколько) и прикрепляют к дереву.



Оценивают результаты работы на уроке.














Приложения.



  1. Приложение - Презентация к уроку

  2. Приложение - Схема симфонического оркестра.

  3. Приложение - Фрагмент рабочей тетради

  4. Приложение - Картинки

  5. Приложение - Кластер

  6. Приложение - Приглашение на урок.

  7. Приложение - Информационные источники.

  8. Приложение - Песня «Бабушка».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Симфоническая сказка С.Прокофьева "Петя и волк"

Автор: Бондарева Марина Николаевна

Дата: 12.01.2015

Номер свидетельства: 153975


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства