Этап урока, формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный этап Регулятивные: волевая само регуляция, выполняют учебные действия в качестве слушателя. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | -Здравствуйте, ребята, можете ли вы определить какое у меня сегодня настроение? -Почему вы так решили? Как я здоровалась? -Как вы ответите на мое приветствие? -Давайте попробуем еще раз поздороваться. -Вот теперь вы молодцы! Мне понравилось! Вы звучали светло, в мажоре, значит, у вас тоже хорошее настроение. | Приветствуют учителя, высказывают свое мнение, рассуждают. |
Актуализация опорных знаний и способов действий Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, участвуют в коллективном обсуждении. | -В жизненных ситуациях никогда не унывать. Мы с вами знакомы с таким героем, который смел, решителен, всегда находит выход из трудной ситуации. Кто он, вам подскажет музыка. -Чья тема прозвучала? -В каком музыкальном произведении рассказывается про Петю? -Кто написал эту музыку? -Это сказка «Петя и Волк». Музыку написал Сергей Прокофьев. -Это обычная сказка? Что ее отличает от других сказок? -А почему сказка называется симфонической? -Совершенно верно! Симфоническая – значит, музыкальная, написанная для симфонического оркестра. В этой сказке у каждого героя есть своя тема, которую исполняет определенный музыкальный инструмент. -Давайте вспомним всех героев этой сказки. | Слушают учителя, анализируют, отвечают на вопросы, аргументируют. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование. Коммуникативные УУД: формулируют собственное мнение. | -Итак, кто догадался, какая тема нашего урока? -Поставьте для себя цель? -Чему вы хотите научится на нашем уроке или что-то повторить и закрепить свои знания? | Слушают вопросы учителя, анализируют, отвечают, ставят цель. |
Сообщение нового материала Регулятивные УУД: выполняют учебные действия в качестве слушателя, выполняют музыкально-творческие задания, оценивают правильность выполнения задания. Познавательные УУД: используют общие примеры решения исполнительской задачи, осуществляют поиск необходимой задачи. Коммуникативные УУД: формулируют собственное мнение и позицию, участвуют в коллективном обсуждении. | -Итак, главный герой нашей сказки…. -Приготовьтесь прослушать тему Пети и ответить на вопрос, каким мы видим Петю. -Расскажите о музыке его характеризующей. -В каком жанре написана тема Пети? -Какие инструменты ведут тему Пети? -Правильно, ребята. Тему Пети исполняет квартет струнных смычковых инструментов. -Петя приехал отдыхать на каникулы к… -Давайте вспомним тему Дедушки. Прослушайте ее и определите характер. Звучит тема Дедушки. -Действительно, Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «Места опасные. А если из лесу придет Волк, что тогда?» Мы слышим в его мелодии ворчливые интонации. -Какой инструмент исполняет тему Дедушки? -Давайте определим какой «голос» у фагота: низкий или высокий? -К какой группе инструментов относится фагот? -Как вы думаете, кого из персонажей изображает эта музыкальная тема? Звучит тема Птички. -Какой инструмент исполняет тему птички? -К какой группе инструментов относится флейта? -Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. Звучит тема Кошки. Ребята под музыку имитируют движения кошки. -Почему вы решили, что это кошка? -Какой инструмент исполнил данную тему? -Молодцы! Кого из героев сказки изображает эта мелодия? Звучит тема Утки. -Почему вы решили, что это тема утки? -Какой инструмент исполняет тему Утки? -Какое звучание у гобоя? К какой группе инструментов он относится? -Все эти герои – Птичка, Утка, Кошка – знакомые Пети, Дедушка, которого он любит. Но есть еще один персонаж, с которым Петя не дружит. Кто он? | Заканчивают предложение. Слушают тему Пети, отвечают на вопросы. Скрипки, струнные инструменты Заканчивают предложение. Слушают тему Дедушки. Анализируют. Отвечают на вопросы учителя. Слушают тему Птички. Анализируют вопросы, отвечают. Слушают тему Кошки. Анализируют вопрос, отвечают. Фагот. Слушают тему Утки. Анализируют вопрос, отвечают. Звучание гобоя тихое, гнусавое, в нижнем регистре. Это деревянный духовой инструмент Это Волк. |
Первичная проверка внимания Регулятивные УУД: выполняют учебные действия в качестве слушателя, выполняют музыкально-творческие задания, оценивают правильность выполнения задания. Познавательные УУД: используют общие примеры решения исполнительской задачи, осуществляют поиск необходимой задачи. Коммуникативные УУД: формулируют собственное мнение и позицию, участвуют в коллективном обсуждении. | -Почему Петя не дружит с ним? Какой это персонаж – отрицательный или положительный? -Как звучит тема Волка? -Какие инструменты исполнили эту тему – духовые или струнные? -Правильно, ребята. Композитор заставил 3 валторны изображать рычание Волка. -Молодцы, ребята! Вот мы и вспомнили почти всех героев симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и Волк». Почему я сказала «почти всех»? -Да потому что, в этой сказке есть еще 2 персонажа. Кто бы это мог быть, как вам кажется? -Я вам помогу. Только что вы мне сказали, что Волк – это отрицательный персонаж нашей сказки. Но ведь в сказках всегда добро побеждает зло. Если есть Волк, значит, есть тот, кто может защитить нас от Волка. Кто это? -Правильно, ребята. В этой сказке, действительно есть охотники. Как вы думаете, как должна звучать музыкальная тема охотников? -Давайте послушаем, как С. Прокофьев описывает охотников. Звучит тема Охотников. -Созвучна ли музыкальная тема охотников нашим предположениям? Композитор изобразил их смелыми, храбрыми или нет? -Почему вы так решили? Как звучит музыка? -Правильно, охотники сами боятся Волка и с испуга стреляют в разные стороны. Изображая выстрелы, С.С. Прокофьев применил специальные инструменты. Это ударные инструменты – большой барабан и литавры. Посмотрите, как выглядят эти инструменты. А пока вы рассматриваете иллюстрации, я предлагаю вам еще раз послушать тему охотников. Повторное слушание. Звучит тема охотников. -Ребята, как вы думаете, почему эти инструменты называются ударными? -Молодцы! Ребята, если охотники такие трусливые, то кто же тогда одолеет Волка? | Слушают вопрос, отвечают, конечно, отрицательный ведь он проглотил Утку. Грозно, устрашающе, злобно, громко. Музыка изображает рычание Волка. Духовые. Это медные духовые инструменты-валторны Слушают вопросы учителя, анализируют, отвечают, аргументируют. Охотники. Отвечают, смело, решительно, воинственно. Они смелые, храбрые и в конце сказки должны победить Волка. Слушают тему Охотников. Нет, они непохожи на смелых охотников. Музыка звучит неуверенно, осторожно, вкрадчиво. А потом что-то гремит. Знакомятся с новыми музыкальными инструментами, повторно слушают тему Охотников. Потому что у них звук извлекается при помощи удара. Отвечают, Петя!!! |
Первичное закрепление Регулятивные УУД: выполняют учебные действия в качестве слушателя, выполняют музыкально-творческие задания, оценивают правильность выполнения задания. Познавательные УУД: используют общие примеры решения исполнительской задачи, осуществляют поиск необходимой задачи. Коммуникативные УУД: формулируют собственное мнение и позицию, участвуют в коллективном обсуждении. | -Давайте послушаем Заключительное шествие сказки «Петя и Волк». Музыкальную тему какого персонажа вы услышите? Звучит Заключительное шествие. -Она звучит так же, как и в начале сказки? Или как-то по-другому? -Тембры каких инструментов мы слышим в Заключительном шествии? -Как вы думаете, почему композитор поручает исполнение Заключительного шествия всему симфоническому оркестру? -Именно благодаря звучанию всего оркестра Заключительное шествие звучит важно и уверенно. Я предлагаю вам еще раз послушать Заключительное шествие нашей сказки и попробовать себя в роли дирижеров. Постарайтесь движениями рук передать характер музыки. Повторное слушание. Звучит Заключительное шествие. | Слушают учителя, предполагают. Слушают. Отвечают, по-другому. Она звучит торжественно, светло, гордо, неторопливо. Сразу видно, что Петя – герой. Это он поймал Волка. Звучит весь оркестр. Для того, чтобы передать счастливый конец сказки. Передают характер музыки движениями рук. |
Вокально-хоровая работа Регулятивные УУД: выполняют учебные действия в качестве слушателя, выполняют музыкально-творческие задания, оценивают правильность выполнения задания. Познавательные УУД: используют общие примеры решения исполнительской задачи, осуществляют поиск необходимой задачи. Коммуникативные УУД: формулируют собственное мнение и позицию, участвуют в коллективном обсуждении. | -Молодцы, ребята! Сегодня на уроке каждый из вас побывал дирижером симфонического оркестра. А теперь я хочу предложить вам роль музыкантов оркестра не симфонического, а детского. Для этого нам нужно вспомнить песню, которую мы разучивали на прошлом уроке. Исполняется песня «У каждого свой музыкальный инструмент» -Узнали песню? -Как она называется? - О чем она? -Как мы будем ее исполнять? -Приготовились, 3, 4… | Слушают учителя, анализируют, воспринимают задание. Слушают песню. Слушают вопросы, анализируют, отвечают. Исполняют песню. |
Информацию о домашнем задании Регулятивные УУД: прогнозирование. | -Откройте дневники, запишите домашнее задание: нарисовать героев сказки «Петя и Волк». | Записывают домашнее задание, анализируют. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Познавательные УУД: общенаучные (умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности). Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Личностные УУД: смыслоопределение. | -Вот и подошел к концу наш урок. О чем мы сегодня с вами говорили? Какую музыку слушали? -Правильно. А еще мы познакомились с такими музыкальными инструментами, как… -Которые относятся к группе… -Вы работали очень активно! Молодцы! -Спасибо за урок, до новых встреч. | Слушают вопросы учителя, анализируют, отвечают, аргументируют. |