Повторить основные моменты предыдущего урока, с творчеством каких композиторов мы знакомились? Дать определения: песня без слов, баркарола,
Песни без слов – это небольшое инструментальное произведение лирического характера. Баркарола - песня на воде.
2. Вступительная беседа.
Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка.
А как вы думаете, могут ли композиторы использовать народную музыку в своем творчестве?
Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно тому, как писатели и поэты пользуются богатствами народной речи.
Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того сохранена она как вокальное сочинение, или изложена для какого – либо инструмента или оркестра, мы с вами знаем и более сложные типы обработок. Давайте вспомним, как называется музыкальная форма, когда звучит тема с изменениями?
Ответы детей:Музыкальная форма, в которой звучит тема с изменениями, называется вариации.
3. Формулирование темы урока.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
-Ответы детей: Мы будем говорить о связи народной песни с композиторской.
- Сегодня мы поговорим на тему: «Вторая жизнь песни».
- Исходя из темы, определите цель нашего урока.
Ответы детей: Познакомиться с творчеством композиторов в основу которых положены мелодии народных песен.
4. Планирование деятельности.
- А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
Послушать произведения П. Чайковского;
Выяснить какие народные песни он использовал в этих произведениях;
5. Работа над новым материалом.
Вот что говорил о значении народного творчества С. Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».