В нашей жизни и в нас с вами постоянно происходят всевозможные и разнообразные изменения. Вспомните, какими вы пришли в первый класс, как вы тогда умели читать, писать, считать… И, какими вы стали к третьему классу. -В жизни человека, в природе или просто вокруг нас происходят изменения? - Если что-то изменяется, значит, происходит что? Слайд 1, 21 Развитие – это, прежде всего изменение, постоянно происходящее и наблюдаемое нами в жизни. Если мы прочитаем (без музыки) любую сказку, то увидим, что в ней происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружеские беседы, то в споры и т. д. Все это называется развитием. Но если такое развитие есть в жизни человека, в природе или просто вокруг нас, то как вы думаете, должно ли оно быть в музыке? - При помощи чего может развиваться музыка? - Как может развиваться музыка? Докажите, что это так. | - Да - Развитие Ответы детей Дети затрудняются ответить. | Познавательные: -анализ, синтез, сравнение, обобщение; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: -фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; -волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Изменения происходят и в музыке, она не бывает всё время одинаковой. Значит, в ней тоже происходит развитие, и мы, сегодня на уроке, послушаем, при помощи чего происходит развитие музыки. Слайд 32 - Какую цель мы должны поставить? Слайд 4 3 - Значит, какова тема нашего урока? Чтобы понять, что такое развитие музыки, и какие бывают виды развития музыки, надо внимательно слушать музыку и учителя. | - Узнать, при помощи чего происходит развитие музыки. - Развитие музыки. | Познавательные: - анализ, синтез, сравнение; -формулирование познавательной цели; -построение логической цепи рассуждений, доказательство. Личностные: -осознание ответственности за общее дело. Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -учёт разных мнений. |
(Фонопедическое игровое упражнение по В. Емельянову из группы произвольного управления регистрами на слова: Слайд 54 Слушай шорох, Слушай шорох чащи, Слушай шорох чащи леса, Слушай шорох, чаща леса дышит. А сейчас прослушайте еще одно стихотворение: Послушай, как щебечут птицы… Послушай, как поёт волна… Как дождь в окно твоё стучится Повсюду музыка слышна. (Л. Некрасова) Как вы думаете, о чем говорят эти строчки? Да, вы правы, именно в этих строчках стихотворения говорится о том, что хорошо было бы, если каждый из вас будет очень внимательным, очень чутким к музыке. Сегодня мы услышим, как развивается музыка композитора Эдварда Грига. Познакомьтесь, композитор Э. Григ. Слайд 65 Э. Григ родился и жил на севере, в Норвегии. Эта страна находится у Северного моря. В ней много морских заливов, гор, скал, снегов, озёр. Норвегия - родина гномов, троллей, эльфов. Эти сказочные существа будто бы живут в горах и скалах, которых много в Норвегии. Слайды 7-156 Э. Григ сочил музыку к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Слайд 167 - Что такое комедия? - Что такое драма? - Так вот, музыка рассказывает историю о юноше, который покинул родной дом и отправился путешествовать в дальние страны в поисках счастья. Звали его – Пер, фамилия – Гюнт. Было ему тогда всего лишь 20 лет. Во время путешествия он попадал в разные страны: Слайд178 - Послушайте музыку и выберите из имеющихся названий, вариант, который, на ваш взгляд подсказывает вам куда попал Пер Гюнт? -У гномов такая музыка может быть? Вспомните м/ф «Белоснежка». - А какая у нас музыка по характеру? - А может ли данная музыка показывать пустыню? В пустыне жара, зной. Тоже нет. - Так всё же? Правильно, Пер попал в пещеру горного короля, к злым существам, в подземное царство троллей. Музыка так и называется «В пещере горного короля». Слайд 189 Посмотрите на экран. Помогите мне разгадать этот ребус. Слайд 1910 - Что такое динамика? То есть звуки могут звучать громко или тихо. Какая динамика была в этом произведении? - Если изменяется динамика, что происходит? Посмотрите на экран, прочитайте глазками. Слайд 2011 Какие ещё изменения вы услышали в этом произведении? Как он изменялся? - А если изменяется темп, то происходит развитие. -Как называется такое развитие? Прочитай, пожалуйста. Слайд 20 А теперь давайте поговорим, почему произошло такое развитие в музыке? О чём рассказывает композитор? Пер попал в пещеру и прилег отдохнуть. - Как музыка звучала? Тролли стали постепенно подкрадываться к юноше. -Как это показано в музыке? Когда тролли подкрались к Перу, то увидели что это человек и обрадовались. Когда вам весело, на празднике каком-нибудь, например, вы что делаете от радости? Танцуете. ФИЗМИНУТКА Тролли устроили дикий танец вокруг Пера (быстрый, стремительный, дикий, страшный). - Как изменилась музыка? Вот видите, как много нам музыка рассказала. -Что помогло нам все это увидеть и услышать? (развитие) - Какое? | - Дети проговаривают (прорабатывают) данное упражнение - Ответы детей - Это, когда смешно. - Это, когда грустно. Слушание музыки. Ответы детей. - Нет (гномы веселые, добрые). - Злая. - Нет (доказывают) - Пер Гюнт попал в пещеру горного короля. - Динамика - Сила звука (громкость) Ответы детей. - (динамическое развитие). Ответы детей: изменился темп (вначале медленный, а потом, постепенно ускоряется и становится быстрым) - Темповое развитие. - Настороженно, тихо, таинственно, как будто подкрадывается, шаги слышны, маршевая, медленно. - Музыка стала звучать быстрее и громче. - Веселимся, танцуем. Пластическое интонирование - если вначале настороженная, то далее стала очень громкая и быстрая) - Развитие. - Динамическое развитие и темповое. |
Долго путешествовал Пер Гюнт в поисках счастья – 40 лет. Дома у него осталась его невеста Сольвейг, которая все эти годы ждала его и продолжала любить. Она не теряла надежды встретиться с ним вновь. И все время, когда Сольвейг вспоминала Пера, она пела песню. Вы сейчас послушаете песню Сольвейг и определите какое развитие в этой музыке вы услышали? Слайд 2112 - Какое настроение у Сольвейг было? - На протяжении всего произведения оно было таким? Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни. Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне. - Что изменилось в музыке? - Когда грустила, темп был…? - А когда думала о хорошем…? - Какое еще развитие в музыке было? - Что изменялось? Когда человек волнуется, он начинает говорить громче, также и Сольвейг, когда сильно волнуется, начинает петь громче. Развитие в музыке помогло нам представить образ Сольвейг. Назовите, пожалуйста, какое развитие было в «Песне Сольвейг»? | Слушание музыки. - Грустное. - Нет, менялось. Сначала грустное, а потом весёлое. - Темп - Медленный. - быстрый. - ответы детей - динамика - Динамическое, темповое. | Познавательные: -извлечение из музыкального произведения необходимой информации; Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
На доске вы видите ватман. Нам сейчас понадобится 3 человека, которые будут работать у доски, создавать фон пещеры, А остальные - раскрашивать таинственных существ. Чтобы вам было легче работать, я включу вам музыку из сюиты «Пер Гюнт» Фоном звучит музыка «В пещере горного короля», «Танец Анитры». - Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось. Определим, на сколько, ваша работа соответствует музыке. !!! Необходимо подключить вентилятор, на скрепках закрепить работы детей на подготовленную и закрепленную заранее леску, или веревку. Звучит повторно «В пещере горного короля» | - Три человека работают у доски, оформляя фломастерами или карандашами фон пещеры на ватмане. - работают в группах, раскрашивают заранее подготовленные шаблоны гномов. Слушают, наблюдают, доказывают соответствие музыки и «движения» гномов. | Познавательные: -доказательство Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -учёт разных мнений. |
Слайд 3,4 Какая цель нашего урока? Какова тема нашего урока? – Что такое развитие? Скажите одним словом….(изменение) – Чему мы сегодня научились? – В произведениях, какого композитора было яркое развитие? - Как оно называлось? – Какие виды развития в нем использовал композитор? -Спасибо за урок. Мне было очень интересно на нашем уроке. Вы меня очень порадовали своей активной работой. -Что вам больше всего понравилось на уроке? -Какое у вас настроение после нашего урока? Домашнее задание. Я предлагаю вам дома нарисовать любой рисунок к произведению, которое вам больше всего понравилось. Оценки за урок. | -Узнать с помощью чего развивается музыка. Развитие музыки - Изменение - Определять виды развития - Эдварда Грига - «В пещере горного короля» - Динамическое, темповое. Ответы детей - Хорошее | Познавательные: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: -самооценка на основе критерия успешности; -адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |