Конспект урока музыки: "Полифония в музыке и живописи".
Конспект урока музыки: "Полифония в музыке и живописи".
Конспект урока музыки для 5 класса, разработанный в рамках ФГОС на основе Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы. Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д Критская. Тема урока: "Полифония в музыке и живописи". Раздел II полугодия "Музыка и изобразительное искусство". Цель: развитие у учащихся чувства стиля, способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
И.- С. Бах - Органная прелюдия соль минор, И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор), И.С. Бах. Ария альта «Агнец божий», Весенняя песня.
Художественный материал:
Ход урока.
I. Организационная часть.
II. Основная часть.
Актуализация знаний. (Слайд 3)
Повторить основные моменты предыдущего урока. О чем мы говорили на прошлом уроке?
Послушайте некоторые высказывания о хорошо известном вам композиторе.
(Слайд 4) Бетховен о своем соотечественнике говорил: «Не ручей, а море должно быть имя ему»,
(Слайд 5) А испанский музыкант и композитор Пабло Казальс о нем говорил: “Обнажить человеческую натуру до такой степени, чтобы стали отчётливо видны её божественные свойства; наполнить обычную деятельность возвышенной страстью; дать крылья вечности тому, что в высшей степени эфемерно; очеловечить божественное и обожествить человеческое – таков этот композитор, величайшее и безупречнейшее явление в музыке во все времена”.
Как вы думаете, о каком композиторе пойдет сегодня речь?
Ответы уч-ся: о немецком композиторе И.С. Бахе.
(Слайд 6)
- Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) великий немецкий композитор,
представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Я думаю, что мало найдётся таких людей, которым не знакомо имя Баха. А музыку этого гения, не спутаешь ни с какой другой; она возвышает, облагораживает, заставляет слушателя задуматься о смысле жизни, о её высоких ценностях и идеалах.
Послушайте знакомое вам произведение Баха и вспомните, как оно называется, и дайте характеристику музыке.
Слушание «Аве Мария» И.С. Бах.
Ответы уч-ся: произведение называется«Аве Мария», по характеру музыка задумчивая, нежная, возвышенная, мелодичная, задушевная.
(Слайд 7)
Формулирование темы урока.
Откройте учебник (стр. 132) и прочтите тему урока.
познакомиться с творчеством немецкого композитора И.С. Баха;
узнать, что такое полифония и фуга;
слушать и анализировать произведения И.С. Баха;
сравнить произведения Баха с архитектурой Кельнского собора.
3. Работа над новым материалом.
- Сформулируйте проблемный вопрос, на который мы попробуем ответить на уроке.
- Что такое полифония и фуга?
Задание 1:познакомиться с творчеством немецкого композитора И.С. Баха;
Иога́нн Себастья́н Бах считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Родился в немецком городе Эйзенахе. (Слайд 9) При жизни композитор не получил заслуженного признания. Он много лет проработал в церкви Святого Фомы органистом. (Слайд 10)
Его наследие включает в себя произведения разных жанров. (Слайд11) Среди них мессы и кантаты, хоралы и произведения для органа, клавиры и вокальные сочинения, в том числе и пьесы для детей.
В XVIII веке Бах не считался крупным композитором. Музыка его была более естественна в выражении чувств. Яркая, живая, волнующая, она возвышала и вносила в душу любовь не только к Всевышнему, но и простому человеку, что не соответствовало господствовавшим в ту пору сухим нормам средневековой церкви.
Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Любимым инструментом для Баха был орган.
Вершиной творчества Баха является его органная музыка. Именно в ней композитор воплотил величие и могущество человеческого духа. Его органная музыка созвучна величию и красоте соборов. Органные произведения знают и любят слушатели всего мира. Среди них органная Токката и фуга ре - минор. (Слайд12)
Слушание: «Токката и фуга ре - минор» И. Бах (Беседа по характеру).
Слушателей поражает в музыке Токкаты то, что за вступительным разделом, похожим на страстную речь человека, начинается взволнованное движение, напоминающее безостановочный поток, который прерывают властные аккорды. В свободной импровизационной манере композитор переходит от одного эпизода к другому: друг друга сменяют пассажи, звучание органа подобно торжественному пению церковного хора, возникают переплетения голосов, много голосов (полифония).
Задание 2: узнать, что такое полифония и фуга;
Этот термин «полифония» для вас является новым. Так, что же такое полифония? (Слайд13)
Запишите определение:
Полифония - это вид многоголосия в музыке,где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии.
Прочтите на стр. 133 высказывание Баха: «Каждое полифоническое произведение – это беседа разных голосов. Если одному из голосов сказать нечего, он некоторое время помолчит, пока не придёт время вновь вступить в беседу. Самое главное в полифонии, никто не должен вмешиваться в разговор голосов в середине разговора или говорить без надобности».
Это высказывание непосредственно относится к такой музыкальной форме, как фуга.
Фуга – является вершиной полифонической музыки, где музыкальная тема последовательно повторяется в разных голосах, в разных регистрах.
(Слайд14) Прочтите стихи русского писателя и поэта Ивана Бунина.
Под орган душа тоскует…
Под орган душа тоскует,
Плачет и поет.
Торжествует, негодует
Горестно зовет:
О благий и скорбный! Буди
Милостив к земле!
Скудны, нищи, жалки люди
И в добре, и в зле!
О Иисусе, в крестной муке
Преклонивший лик!
Есть святые в сердце звуки, —
Дай для них язык!
А теперь послушайте Органную прелюдию соль-мажор И.С. Баха и скажите, созвучны ли стихи Бунина с органной музыкой Баха.
Слушание: Прелюдия соль-мажор И.С. Баха
Ответы уч-ся:
(Слайд15)
- А теперь рассмотрите изображение Кельнского собора, одного из самых известных соборов мира и скажите, что роднит образ этого архитектурного сооружения с органной музыкой Баха?
Ответы уч-ся: Музыку Баха и архитектуру объединяет величие, возвышенность, божественность.
- Глядя на собор, наш взгляд непроизвольно тянется выше, к небесам. Тоже самое происходит и во время слушания музыки Баха. Наша душа как бы стремится к возвышенному, чистому, благородному и божественному.
- Помимо инструментальной музыки у Баха много вокальных произведений. Послушайте одно из них. (Слайд16)
- «Ария альта» фрагмент из произведения «Страсти по Матфею» Она написана на небольшой стихотворный текст, всего несколько строчек, причем в пении отдельные слова и предложения повторяются много раз. Ария носит название «Сжалься».
Вокальная музыка Баха входила в репертуар даже детских хоров, но в обработанном виде.
Давайте познакомимся с хоралом «Утренняя молитва».
Хорал – хоровое церковное песнопение. В католической церкви хоралы были многоголосными, как правило, четырехголосными. Мелодии хорала отличаются возвышенным характером. Послушайте и охарактеризуйте музыку.
Слушание: хорала «Весенняя песня» Баха.
Ответы уч-ся: исполняет хорал детский хор, сопровождение на фортепиано. По характеру музыка мелодичная, напевная, задушевная, светлая, лирическая.
III. Подведение итогов.
П. Серов говорил: «Что за гений этот Бах! Возьмет одну мысль
(тему) и проводит ее все глубже, вживается в нее и вместе с этой мыслью внедряется в тайны души».
- А что вы можете сказать о музыке Баха? В чем ее величие, великая жизненная сила?
Ответы уч-ся:
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд № 17)
Ответы уч-ся:
- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка)