kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по музыке "Кобыз"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

  1. ЗАДАЧИ: 1.Продолжить знакомство с казахскими музыкальными инструментами. Учить учащихся определять по тембру различные казахские музыкальные инструменты.

    2. Развитие музыкального слуха, творческой активности. Учить понимать «язык» музыки, её выразительные и изобразительные средства.

    3) Формировать интерес к музыке. Воспитывать грамотного, внимательного слушателя.

          ?ялы телефонны? адам денсаулы?ына зиянды ?сері........................6-7

         О?ушылармен ізденіс ж?мыстары....................................................8-10

   III.        ?орытынды.............................................................................................11

   IV.       ?дебиеттер ...............................................................................................

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке "Кобыз" »

   Урок  №  5 2 четверть

   Срок проведения:    

ТЕМА УРОКА:  Как появился кобыз 

ТИП УРОКА:    урок изучения нового материала

ЗАДАЧИ: 1.Продолжить знакомство с казахскими музыкальными инструментами. Учить учащихся определять по тембру различные казахские музыкальные инструменты.

2. Развитие музыкального слуха, творческой активности. Учить понимать «язык» музыки, её выразительные и изобразительные средства.

3) Формировать интерес к музыке. Воспитывать грамотного, внимательного слушателя.

Оборудование:  

1.портреты композиторов 2.учебник

3.фонограмма к песне 4. презентация

5.открытки с изображением инструментов

Методы музыкального обучения:

1.эмоциональная драматургия 2.сравнение 3.обобщение 4. легенды о музыке 5.размышления о музыке 6.опережение

СОДЕРЖАНИЕ

 

УРОКА

Музыкальный материал:

1.Распевка- гамма. Попевка «Караси» - повторение, вокально-хоровая работа,

3.Кюи Коркыта, Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета – слушанье фрагментов,

   определение характера и названия инструмента по его тембру.

Художественный материал: 1.Легенды о домбре, жетыгене и кобызе.

ЭТАПЫ УРОКА:

1.Организационный момент, приветствие учителя, установление  рабочей обстановки.

2.Повторение пройденного.

3.Беседа о казахских музыкальных инструментах и их тембрах. Демонстрация презентации

4.Слушанье фрагментов звучания различных инструментов и легенды о них.

5.Повторение песни.

6.Обобщение.

8.Итог. Рефлексия.

Дополнительный материал:

1. Кобыз. Кобыз- казахский национальный инструмент «кыл-кобыз» (волосяной кобыз) выдалбливается из цельного куска дерева. Струна кобыза состоит из тридцати волосков, смычок напоминает дугу. Это сольный инструмент. Звук кобыза регулируется с помощью натяжения струн. В нём множество тембров, иногда звучание  кобыза напоминает орган. На деке расположены два колка, регулирующие две струны. Одна из них - находится вверху, другая - внизу. Средняя часть кобыза, напоминающей две половинки  яблока.

/Легенда о Коркыте/: Кобыз – двухструнный смычковый инструмент. В современной казахской культуре используется четырехструнный кобыз с металическими струнами, на нём играют в оркестрах и ансамблях народной музыки.

  Появление кобыза связано с человеком по имени Коркыт. Существует несколько легенд о том, как Коркыт создал свой первый кобыз.

   1)  Однажды во сне явился ангел и дал ему совет: Коркыт, сделай себе кобыз- найди голень шестилетнего верблюда, обтяни её кожей одногорбого верблюда, установи вверху подставку из тёмно- рыжего козла и натяни струны из конского волоса пятилетнего жеребца и будешь ты обладать дивным инструментом. Когда Коркыт играл на кобызе, замирала вся природа, земля, небо, все живые существа слушали его игру. Бессмертие и вечную жизнь искал он в звуках кобыза. Ещё в молодости Коркыт решил бороться со смертью и стать бессмертным. Но везде и всюду Коркыт видит смерть- ковыль выгорает на солнце и погибает, горы со временем разрушаются. Всё вокруг говорило, что такой же конец ждёт и его. По разным источникам, Коркыт прожил 95 или даже 195 лет. В народе его уважали как мудреца, и даже была такая поговорка: Коркыт говорил. В течение многих веков хранится в памяти народа Коркыт, его кобыз и музыка. Вот так Коркыт стал бессмертным.     Именно благодаря звуку кобыза можно передать звуки птиц, животных, разговора человека.

2) На берегу Сырдарьи когда-то жил прародитель казахов- Коркыт. Он побывал во всех концах света и не обрел нигде вечности. Боясь, что на земле его застигнет смерть, он расстелил на воде чудесный ковер и стал плавать на нем по Сырдарье, неустанно наигрывая на кобызе. Коркыта слушали птицы, останавливая свой полет, звери Сары- Арки приходила на берег Сырдарьи послушать его, река времени останавливала свой полет, звери Сары- Арки приходили на берег Сырдарьи послушать его, река времени останавливала сое течение, чтобы послушать звуки кобыза. Даже смерть не могла подступиться к нему. 
В один из таких дней мудрец, расстелив на бушующей реке Сырдарье свой ковер, играл на кобызе очередной кюй. Услышав поистине волшебный звук кобыза, 40 девушек с Сары- Арки побежали послушать музыку и увидеть исполнителя. Среди них была хромая девушка. Сверстницы смеялись над ней, упрашивая остаться. Вначале звук кобыза казался им совсем рядом. Они шли очень долго. В горячих песках Каракумов смерч настигал одну за другой. До Сырдарьи дошла только хромая девушка. Увидев волшебного музыканта, она испустила дух. До сих пор среди барханов сохранились 39 холмиков и около реки- место гибели хромой девушки, которая шла к прекрасному.

2. Домбра. Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет. Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

3. Жетыген – многострунный музыкальный инструмент. Корпус инструмента представляет собой прямоугольный деревянный ящичек, струны настраиваются с помощью асыков.

    Почти у каждого инструмента - своя легенда о появлении. Есть своя старинная легенда и у жетыгена, похожего на гусли. В глубокой древности жил старик. Было у него 7 сыновей. В лютую зиму погиб весь скот, пришёл голод. Люди остались без еды. Холодным стал очаг. Смерть одного за другим уносила сыновей. Убитый горем, отец стал в отчаянии долбить кусок сухого дерева. Первую струну он натянул, когда умер старший. И сыграл на одной струне погребальную песню. Умирают один за другим все сыновья, а отец, добавляя по струне, посвящает им новые кюи.    И вновь здесь хочется привести слова Абая:

Дверь открыла песня для тебя, Песня провожает в землю прах, скорбя.

Песня - вечный спутник радости земли, Так внемли ей чутко и цени, любя.  

   Так появился, по преданию, семиструнный жетыген. Этот инструмент сохранил свой первоначальный вид до сих пор. А иногда встречаются жетыгены с тринадцатью струнами.

4 СЛАЙД.  Сазсырнай – глиняный духовой инструмент. Формы сазсырная могут быть различными. Такой инструмент был найден при раскопках древнего города Отрар. Звук извлекается с помощью двух-трёх отверстий в корпусе.

ЗНАНИЯ:   Знать музыкальный звукоряд, что такое тембр, различные музыкальные инструменты.  

                     Знать легенды об инструментах.

УМЕНИЯ:  Уметь по звучанию  и внешнему виду определять  название  музыкального инструмента.

НАВЫКИ: Различать инструменты на слух, петь песенку, соблюдая различные динамические оттенки.

Домашнее задание:   Нарисовать рисунок к понравившейся легенде. 

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект урока по музыке "Кобыз"

Автор: Жолдыбаева Дидар Рахимбековна

Дата: 28.12.2014

Номер свидетельства: 148637

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока: "Казахские народные инструменты""
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-kazakhskiie-narodnyie-instrumienty"
    ["file_id"] => string(6) "288509"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454646709"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока "Даулет Мыктыбаев - знаток казахских легенд""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt_uroka_dauliet_myktybaiev_znatok_kazakhskikh_lieghiend"
    ["file_id"] => string(6) "393926"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487598198"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока  на тему: "Подлежащее и способы его выражения" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-na-tiemu-podliezhashchieie-i-sposoby-iegho-vyrazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "109179"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404193204"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "План конспект урока по Музыке 5 ласс Тема: Кобыз и скрипка родственные инструменты"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspiekt_uroka_po_muzykie_5_lass_tiema_kobyz_i_skripka_rodstviennyie_instr"
    ["file_id"] => string(6) "359795"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479386930"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Современная казахская музыка "
    ["seo_title"] => string(33) "sovriemiennaia-kazakhskaia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "164033"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422558525"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства