Дополнительный материал: 1. Кобыз. Кобыз- казахский национальный инструмент «кыл-кобыз» (волосяной кобыз) выдалбливается из цельного куска дерева. Струна кобыза состоит из тридцати волосков, смычок напоминает дугу. Это сольный инструмент. Звук кобыза регулируется с помощью натяжения струн. В нём множество тембров, иногда звучание кобыза напоминает орган. На деке расположены два колка, регулирующие две струны. Одна из них - находится вверху, другая - внизу. Средняя часть кобыза, напоминающей две половинки яблока. /Легенда о Коркыте/: Кобыз – двухструнный смычковый инструмент. В современной казахской культуре используется четырехструнный кобыз с металическими струнами, на нём играют в оркестрах и ансамблях народной музыки. Появление кобыза связано с человеком по имени Коркыт. Существует несколько легенд о том, как Коркыт создал свой первый кобыз. 1) Однажды во сне явился ангел и дал ему совет: Коркыт, сделай себе кобыз- найди голень шестилетнего верблюда, обтяни её кожей одногорбого верблюда, установи вверху подставку из тёмно- рыжего козла и натяни струны из конского волоса пятилетнего жеребца и будешь ты обладать дивным инструментом. Когда Коркыт играл на кобызе, замирала вся природа, земля, небо, все живые существа слушали его игру. Бессмертие и вечную жизнь искал он в звуках кобыза. Ещё в молодости Коркыт решил бороться со смертью и стать бессмертным. Но везде и всюду Коркыт видит смерть- ковыль выгорает на солнце и погибает, горы со временем разрушаются. Всё вокруг говорило, что такой же конец ждёт и его. По разным источникам, Коркыт прожил 95 или даже 195 лет. В народе его уважали как мудреца, и даже была такая поговорка: Коркыт говорил. В течение многих веков хранится в памяти народа Коркыт, его кобыз и музыка. Вот так Коркыт стал бессмертным. Именно благодаря звуку кобыза можно передать звуки птиц, животных, разговора человека. 2) На берегу Сырдарьи когда-то жил прародитель казахов- Коркыт. Он побывал во всех концах света и не обрел нигде вечности. Боясь, что на земле его застигнет смерть, он расстелил на воде чудесный ковер и стал плавать на нем по Сырдарье, неустанно наигрывая на кобызе. Коркыта слушали птицы, останавливая свой полет, звери Сары- Арки приходила на берег Сырдарьи послушать его, река времени останавливала свой полет, звери Сары- Арки приходили на берег Сырдарьи послушать его, река времени останавливала сое течение, чтобы послушать звуки кобыза. Даже смерть не могла подступиться к нему. В один из таких дней мудрец, расстелив на бушующей реке Сырдарье свой ковер, играл на кобызе очередной кюй. Услышав поистине волшебный звук кобыза, 40 девушек с Сары- Арки побежали послушать музыку и увидеть исполнителя. Среди них была хромая девушка. Сверстницы смеялись над ней, упрашивая остаться. Вначале звук кобыза казался им совсем рядом. Они шли очень долго. В горячих песках Каракумов смерч настигал одну за другой. До Сырдарьи дошла только хромая девушка. Увидев волшебного музыканта, она испустила дух. До сих пор среди барханов сохранились 39 холмиков и около реки- место гибели хромой девушки, которая шла к прекрасному. 2. Домбра. Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет. Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях. 3. Жетыген – многострунный музыкальный инструмент. Корпус инструмента представляет собой прямоугольный деревянный ящичек, струны настраиваются с помощью асыков. Почти у каждого инструмента - своя легенда о появлении. Есть своя старинная легенда и у жетыгена, похожего на гусли. В глубокой древности жил старик. Было у него 7 сыновей. В лютую зиму погиб весь скот, пришёл голод. Люди остались без еды. Холодным стал очаг. Смерть одного за другим уносила сыновей. Убитый горем, отец стал в отчаянии долбить кусок сухого дерева. Первую струну он натянул, когда умер старший. И сыграл на одной струне погребальную песню. Умирают один за другим все сыновья, а отец, добавляя по струне, посвящает им новые кюи. И вновь здесь хочется привести слова Абая: Дверь открыла песня для тебя, Песня провожает в землю прах, скорбя. Песня - вечный спутник радости земли, Так внемли ей чутко и цени, любя. Так появился, по преданию, семиструнный жетыген. Этот инструмент сохранил свой первоначальный вид до сих пор. А иногда встречаются жетыгены с тринадцатью струнами. 4 СЛАЙД. Сазсырнай – глиняный духовой инструмент. Формы сазсырная могут быть различными. Такой инструмент был найден при раскопках древнего города Отрар. Звук извлекается с помощью двух-трёх отверстий в корпусе. |