kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План конспект урока по Музыке 5 ласс Тема: Кобыз и скрипка родственные инструменты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по музыке о истории возникновения кобыза и скрипки

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План конспект урока по Музыке 5 ласс Тема: Кобыз и скрипка родственные инструменты»

г.Аксу Павлодарская область,

средняя школа Имени Ю.Гагарина

села Евгеньевка

Учитель музыки

 Каримова Бибигуль Кайртасовна

II категория



Тема: Кобыз и скрипка - родственные инструменты (5 класс)

Цель: уметь выделять особенности музыкальных инструментов и их общность.

Задачи: знать историю возникновения кобыза и скрипки. Формировать общеучебные и вокально-хоровые умения и навыки, уметь давать сравнительную характеристику. Воспитывать чутких слушателей.

Муз.материал: китайская Паганини Н. «Каприс»; Ыхлас «Жез киiк», С.Елизарова «С Новым годом!»

Всп.материал: мультимедиа, видеоматериал, презентация, пианино, иллюстрации, портреты.

Тип  урока: Введение в тему.

Вид:  Урок- музыкально-познавательный.

Методы: Словесный, наглядный, исследовательский, иллюстрационный.

Приемы  работы: «Визуализация».

Основные виды деятельности на уроке: Слушание, пение и словесная импровизация.

Основные понятия темы: кобыз и скрипка.

Оборудование  урока, наглядность: звездочки, сердечки для каждого ученика, флипчарт или презентация,  пианино, муз.центр, интерактивная доска.

                                                               ХОД  УРОКА

  1. Операционно-мотивоционный этап: Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята!» - «Здравствуйте!»

  2. Операционно-деятельностный этап: закрепление пройденного материала, введение в тему урока. На партах у вас есть сердечки и звездочки, выберите себе что-либо. А теперь пересядьте в группы: серебряные сердечки, красные сердечки, звездочки. Для вас у меня подготовлены задания. Соберитесь.

Всю четверть мы с вами знакомились с различными музыкальными инструментами. Сейчас пусть выйдут представители от каждой группы и выберут себе картинку под номером. Каждая группа готовит небольшой рассказ об инструменте. На доске инструменты, их названия каждая группа ставит соответственно картинке. Презентация рассказа.

Задание. Каждая группа самостоятельно записывает в тетрадь те фрагменты содержания урока, которые считает значимыми. По изучению темы, один представитель каждой группы отвечает на вопросы, используя прием «Горячий стул».

  1. Слушание Қобыз – самый древний струнно-смычковый священный инструмент казахов. Кобыз – древний прототип таких распространенных сегодня во всем мире  красивых струнных инструментов, как скрипка и виолончель.

Просмотр видеоклипа о кобызе

Кобыз тесно связан с миропониманием кочевника и в некотором роде моделирует строение его Космоса.   Тому свидетельство –  чудесный миф о том, как Коркут Ата, создавший кобыз, сидя на воде, долго завораживал своей игрой на кобызе смерть, и о том, как смерть, все же, настигла его в облике каракурта, смертельно ужалив в тот момент, когда кюйши заснул лишь на мгновение… Казахские баксы (шаманы), и кюйши одинаково поклонялись Коркуту.

Древними кобызистами (носителями кобызовой традиции) были бақсы, абызы (жрецы, старейшины)  и жырау (древний тип эпического певца-сказителя), но дошли лишь имена некоторых из них. 

Но «золотым веком» расцвета кобызовой инструментальной музыки нужно считать  XIX век.  В это время  жили и творили такие известные кюйши, как Ханкожа, Ерден, Дукен. И, все же, самым крупным, можно сказать, великим кюйши, наследие которого в более или менее полном виде дошло до нас, стал Ыхлас: он направил развитие традиции в новое русло и оставил нам бессмертные творения. Род Ыхласа называют семипоколенным родом кобызистов. Глубоко усвоив наследие – мелодии Коркута, сарыны баксы, Ыхлас вдохнул в кобыз новую жизнь, по-настоящему развив в своем творчестве ветвь кобызовой инструментальной музыки.  Учениками и последователями  Ыхласа стали  знаменитые кюйши Абикей и Сугур. Они стали наставниками видных  кобызшы современности –  Жаппаса Каламбаева и Даулета Мыктыбаева, которые в трудные времена переломной эпохи смогли передать наследие Ыхласа в руки следующего поколения музыкантов.

На более высокую ступень развития кобызовые кюи были подняты Ыхласом Дукенулы.  Лучшим образцом кобызовой музыки стал кюй «Жез киік» (Медная сайга) – кюи энергичного, очень живого характера.

Прослушивание кюя Ыхласа «Жез киік»

- Как звучит музыка? – Какие особенности звучания кобыза вы можете назвать?

Элегантная красавица скрипка с её чистым, нежным, волшебно-певучим, проникающим в душу звуком и безграничными техническими возможностями по праву заняла в Европе трон королевы музыки. Ей отдали свои сердца слушатели, с ней бескорыстно связали свою судьбу тысячи скрипачей. Все великие композиторы Европы писали произведения для её величества скрипки – Бах, Вивальди, Корелли, Моцарт, Бетховен, Григ, Чайковский, Барток, Шостакович, Прокофьев, Шнитке… Но, непревзойдёнными являются произведения гениального скрипача и композитора, великого романтика Никколо Паганини. Имя Паганини было окружено некой таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, что его современники объясняли боязнью автора к обнаружению многих тайн его виртуозности. Выступления Паганини проходили с огромным успехом. Юный музыкант выступал по всей Италии. Никколо жадно впитывал новые впечатления и а продолжал много заниматься, совершенствуя свое искусство. В этот период родились многие из его прославленных каприсов. Каприсы Паганини совершили переворот в скрипичном языке, скрипичной выразительности. Известный польский критик М. Мохнацкий писал, что оценивать Паганини только как инструменталиста - это не охватывать необыкновенное явление в целом: "Скрипка в руках Паганини - орудие психики, инструмент души".

Просмотр видео Паганини «Каприс»

– Что сближает кобыз и скрипку?

Закрепление материала с помощью приема «Горячий стул». (Любой, желающий ученик, садится на стул перед классом, одноклассники задают ему вопрос. За правильные ответы он получает оценку).

  1. Пение. Распевание. Работа над песней «С Новым годом!» С Елизарова

  2. Рефлексия На уроке я узнал… Мне еще не понятно… Мне понравилось… Я запомнил… Я могу…

  3. Д/З учить слова песни, рисунок к песне

  4. Итог урока






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
План конспект урока по Музыке 5 ласс Тема: Кобыз и скрипка родственные инструменты

Автор: Каримова Бибигуль Кайртасовна

Дата: 17.11.2016

Номер свидетельства: 359795


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства