Просмотр содержимого документа
«План конспект урока по Музыке 5 ласс Тема: Кобыз и скрипка родственные инструменты»
г.Аксу Павлодарская область,
средняя школа Имени Ю.Гагарина
села Евгеньевка
Учитель музыки
Каримова Бибигуль Кайртасовна
II категория
Тема: Кобыз и скрипка - родственные инструменты (5 класс)
Цель:уметь выделять особенности музыкальных инструментов и их общность.
Задачи: знать историю возникновения кобыза и скрипки. Формировать общеучебные и вокально-хоровые умения и навыки, уметь давать сравнительную характеристику. Воспитывать чутких слушателей.
Муз.материал: китайская Паганини Н. «Каприс»; Ыхлас «Жез киiк», С.Елизарова «С Новым годом!»
Операционно-деятельностный этап: закрепление пройденного материала, введение в тему урока. На партах у вас есть сердечки и звездочки, выберите себе что-либо. А теперь пересядьте в группы: серебряные сердечки, красные сердечки, звездочки. Для вас у меня подготовлены задания. Соберитесь.
Всю четверть мы с вами знакомились с различными музыкальными инструментами. Сейчас пусть выйдут представители от каждой группы и выберут себе картинку под номером. Каждая группа готовит небольшой рассказ об инструменте. На доске инструменты, их названия каждая группа ставит соответственно картинке. Презентация рассказа.
Задание. Каждая группа самостоятельно записывает в тетрадь те фрагменты содержания урока, которые считает значимыми. По изучению темы, один представитель каждой группы отвечает на вопросы, используя прием «Горячий стул».
СлушаниеҚобыз – самый древний струнно-смычковый священный инструмент казахов. Кобыз – древний прототип таких распространенных сегодня во всем мире красивых струнных инструментов, как скрипка и виолончель.
Просмотр видеоклипа о кобызе
Кобыз тесно связан с миропониманием кочевника и в некотором роде моделирует строение его Космоса. Тому свидетельство – чудесный миф о том, как Коркут Ата, создавший кобыз, сидя на воде, долго завораживал своей игрой на кобызе смерть, и о том, как смерть, все же, настигла его в облике каракурта, смертельно ужалив в тот момент, когда кюйши заснул лишь на мгновение… Казахские баксы (шаманы), и кюйши одинаково поклонялись Коркуту.
Древними кобызистами (носителями кобызовой традиции) были бақсы, абызы (жрецы, старейшины) и жырау (древний тип эпического певца-сказителя), но дошли лишь имена некоторых из них.
Но «золотым веком» расцвета кобызовой инструментальной музыки нужно считать XIX век. В это время жили и творили такие известные кюйши, как Ханкожа, Ерден, Дукен. И, все же, самым крупным, можно сказать, великим кюйши, наследие которого в более или менее полном виде дошло до нас, стал Ыхлас: он направил развитие традиции в новое русло и оставил нам бессмертные творения. Род Ыхласа называют семипоколенным родом кобызистов. Глубоко усвоив наследие – мелодии Коркута, сарыны баксы, Ыхлас вдохнул в кобыз новую жизнь, по-настоящему развив в своем творчестве ветвь кобызовой инструментальной музыки. Учениками и последователями Ыхласа стали знаменитые кюйши Абикей и Сугур. Они стали наставниками видных кобызшы современности – Жаппаса Каламбаева и Даулета Мыктыбаева, которые в трудные времена переломной эпохи смогли передать наследие Ыхласа в руки следующего поколения музыкантов.
На более высокую ступень развития кобызовые кюи были подняты Ыхласом Дукенулы. Лучшим образцом кобызовой музыки стал кюй «Жез киік» (Медная сайга) – кюи энергичного, очень живого характера.
Прослушивание кюяЫхласа «Жез киік»
- Как звучит музыка? – Какие особенности звучания кобыза вы можете назвать?
Элегантная красавица скрипка с её чистым, нежным, волшебно-певучим, проникающим в душу звуком и безграничными техническими возможностями по праву заняла в Европе трон королевы музыки. Ей отдали свои сердца слушатели, с ней бескорыстно связали свою судьбу тысячи скрипачей. Все великие композиторы Европы писали произведения для её величества скрипки – Бах, Вивальди, Корелли, Моцарт, Бетховен, Григ, Чайковский, Барток, Шостакович, Прокофьев, Шнитке… Но, непревзойдёнными являются произведения гениального скрипача и композитора, великого романтика Никколо Паганини. Имя Паганини было окружено некой таинственностью, чему содействовал и он сам, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. При жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, что его современники объясняли боязнью автора к обнаружению многих тайн его виртуозности. Выступления Паганини проходили с огромным успехом. Юный музыкант выступал по всей Италии. Никколо жадно впитывал новые впечатления и а продолжал много заниматься, совершенствуя свое искусство. В этот период родились многие из его прославленных каприсов. Каприсы Паганини совершили переворот в скрипичном языке, скрипичной выразительности. Известный польский критик М. Мохнацкий писал, что оценивать Паганини только как инструменталиста - это не охватывать необыкновенное явление в целом: "Скрипка в руках Паганини - орудие психики, инструмент души".
Просмотр видео Паганини «Каприс»
– Что сближает кобыз и скрипку?
Закрепление материала с помощью приема «Горячий стул». (Любой, желающий ученик, садится на стул перед классом, одноклассники задают ему вопрос. За правильные ответы он получает оценку).
Пение.Распевание. Работа над песней «С Новым годом!» С Елизарова
РефлексияНа уроке я узнал… Мне еще не понятно… Мне понравилось… Я запомнил… Я могу…