kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Даулет Мыктыбаев - знаток казахских легенд"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:

1. Познакомить учащихся с творчеством выдающегося деятеля казахской музыки, собирателем казахских легенд – Даулетом Мыктыбаевым.

2. Обеспечить в ходе урока освоение следующих музыкальных понятий: традиция, патриот, кобызист, артист, педагог.

3. Воспитывать уважительное отношение к музыкальной культуре казахского народа и его носителям (кюйши)

4. Вызвать эмоциональный отклик на звучание и исполнение музыкальных произведений.

5.Развивать творческие способности, умение работать в коллективе.(творческих группах).

Оборудование: рояль, музыкальный центр, диски и флеш-карты с записями фонограмм к уроку; словарь музыкальных терминов; иллюстрации и фотографии с изображением видов природы Казахстана; творческие задания для рефлексии урока(4); портреты композиторов и известных деятелей Казахстана: Ыкыласа, Даулета Мыктыбаева, Коркыта, Курмангазы; изображение кобыза и кобызиста, маркеры и фломастеры ярких цветов (для выполнения творческого задания).

ХОД УРОКА

Дети входят в класс под звучание кюя «Сары арка» Курмангазы.

МОТИВАЦИОННОЕ НАЧАЛО УРОКА

Музыкальное приветствие. Психологический настрой на дальнейшую работу, активизация всего организма.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Учитель: На сегодняшнем уроке речь пойдёт о человеке, вклад которого в музыкальную культуру Казахстана неоценим. Но для того, чтобы узнать, кто он, какова его профессия, характер, отношение к жизни и многое другое, вам нужно будет вооружиться всеми вашими музыкальными знаниями и умениями, быть очень внимательными, работать чётко, мобильно и слаженно. Итак, готовы? В путь!

Имя этого человека – Даулет Мыктыбаев. Как видите, тема на доске незакончена и к концу урока мы должны  её завершить. Первое, что я вам предлагаю, взглянуть на его портрет. А теперь, дорогие знатоки, назовите мне все возможные профессии этого человека. Будьте внимательны к любой мелочи на его изображении.

Дети должны ответить:

Кобызист, потому что играет на кобызе.

Артист, потому что выступает на сцене (концертный костюм)

Педагог, потому что уже пожилой и много знает и умеет.

Возможно композитор, потому что играет и сочиняет музыку.

После этих ответов, профессии появляются на доске. Проверяем, добавляем. Учитель даёт короткие сведения о музыканте, подтверждая каждую названную профессию.

Рядом с портретом Даулета Мыктыбаева я прикреплю портреты других величайших музыкантов – Ыкыласа и Коркыта. Что их объединяет? (общий инструмент – кобыз).

Чему может подражать кобыз? ( Голосам природы, птиц, животных). Недаром именно в исполнении кобыза звучат музыкальные легенды казахского народа.

Фрагмент следующего кюя в исполнении Д.Мыктыбаева расскажет  нам легенду о птице. Попробуйте догадаться, о какой птице идёт речь?

Слушаем фрагмент кюя «Акку». Помощь учителя: эта птица очень свободна и красива, у нёё горделивая осанка, белое пушистое оперение и самые верные чувства. Лебедь. Много легенд существует о лебеде у казахского народа, и некоторые из них вы знаете сами.

Что вы услышали в музыке кюя? (клёкот, клик прощания). Музыка подражала голосу лебедя. Изобразительные моменты в музыке. Удалось ли исполнителю передать характер кюя? Чем должен обладать исполнитель, чтобы передать настроение музыкального произведения?

Почувствуем свободу, красоту звучания в распевке. Распеваемся, одновременно выполняя плавные движения кистями рук, подражая движениям крыльев лебедя.

Слушаем фрагмент кюя «Жез киик» без проговаривания легенды. На что похожа музыка? (скачка, бег, погоня). Характер музыки? Чувства?

 Охотничья легенда гласит о медной сайге, которая легко прыгает по скалам, резвится на степных просторах. Медная сайга отражает собою солнечный свет  и не даёт возможности охотникам правильно прицеливаться - потому-то она долго и живёт в степи, становясь легендой в устах народа.

Композитор – кюйши Ыхлас сочинил кюй  «Жез киик» по мотивам охотничьих легенд о медной сайге.

Учитель: Ребята, чем дополнилось ваше представление о Д.Мыктвбаеве после прослушивания кюев в его исполнении? Можете ли вы сказать что-либо о характере этого человека?  Исполняя кюи других композиторов, исполнитель вносит что-то своё- образ, характер, даже мимику, более выраженные чувства.

Мы тоже попробуем внести своё исполнение в уже знакомую нам «Песню о школе»

Исполняется «Песня о школе»

РЕФЛЕКСИЯ УРОКА. Учитель подводит итог урока, делает выводы с помощью учащихся, либо выводы делают сами дети. Обратить внимание на то, что исполняя народные кюи и кюи композиторов Казахстана, воспевая красоту своего народа в легендах и кюях, Д.Мыктыбаев является патриотом своей родины. Об этом говорит и тот факт, что во время ВОВ Д.Мыктыбаев воевал в составе ансамбля «Красная армия»

Провести линию связи Коркыт-Ыхлас-Мыктыбаев, записать тему урока. Традиция, пронесённая через столетия.

В качестве закрепления темы ребятам предлагается выполнить творческие задания в группах:

1 группа. Используя текст учебника, ответьте на вопросы, составив таким образом  цепочку ответов, из которых получится связанный рассказ. (Кто? Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? )

2 группа. Вам предложили создать музей Даулета Мыктыбаева. Какие экспонаты вы туда поместите? На какие из них будете более всего обращать внимание посетителей? Почему?

3 группа. Составьте кластер со словом «КОБЫЗ»

4 группа. Представьте, что вы являетесь продюсером Даулета Мыктыбаева. Как вы будете его рекламировать? Перечислите средства, которыми вы будете пользоваться?

Учащиеся работают в группах, выбирают спикера, который представляет проект. Другие группы оценивают правильность выполнения, используя критериальное оценивание.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Выполнить самостоятельно творческое задание любой другой группы, которые были представлены на уроке, либо нарисовать рисунок к одному из кюев, прозвучавших на уроке.

Дети уходят из класса под музыку кюя «Сары арка» Курмангазы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Даулет Мыктыбаев - знаток казахских легенд"»

Урок музыки в 4 классе.

Тема: « Даулет Мыктыбаев – знаток казахских легенд».

Цели и задачи:

1. Познакомить учащихся с творчеством выдающегося деятеля казахской музыки, собирателем казахских легенд – Даулетом Мыктыбаевым.

2. Обеспечить в ходе урока освоение следующих музыкальных понятий: традиция, патриот, кобызист, артист, педагог.

3. Воспитывать уважительное отношение к музыкальной культуре казахского народа и его носителям (кюйши)

4. Вызвать эмоциональный отклик на звучание и исполнение музыкальных произведений.

5.Развивать творческие способности, умение работать в коллективе.(творческих группах).

Оборудование: рояль, музыкальный центр, диски и флеш-карты с записями фонограмм к уроку; словарь музыкальных терминов; иллюстрации и фотографии с изображением видов природы Казахстана; творческие задания для рефлексии урока(4); портреты композиторов и известных деятелей Казахстана: Ыкыласа, Даулета Мыктыбаева, Коркыта, Курмангазы; изображение кобыза и кобызиста, маркеры и фломастеры ярких цветов (для выполнения творческого задания).

ХОД УРОКА

Дети входят в класс под звучание кюя «Сары арка» Курмангазы.

МОТИВАЦИОННОЕ НАЧАЛО УРОКА

Музыкальное приветствие. Психологический настрой на дальнейшую работу, активизация всего организма.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Учитель: На сегодняшнем уроке речь пойдёт о человеке, вклад которого в музыкальную культуру Казахстана неоценим. Но для того, чтобы узнать, кто он, какова его профессия, характер, отношение к жизни и многое другое, вам нужно будет вооружиться всеми вашими музыкальными знаниями и умениями, быть очень внимательными, работать чётко, мобильно и слаженно. Итак, готовы? В путь!

Имя этого человека – Даулет Мыктыбаев. Как видите, тема на доске незакончена и к концу урока мы должны её завершить. Первое, что я вам предлагаю, взглянуть на его портрет. А теперь, дорогие знатоки, назовите мне все возможные профессии этого человека. Будьте внимательны к любой мелочи на его изображении.

Дети должны ответить:

Кобызист, потому что играет на кобызе.

Артист, потому что выступает на сцене (концертный костюм)

Педагог, потому что уже пожилой и много знает и умеет.

Возможно композитор, потому что играет и сочиняет музыку.

После этих ответов, профессии появляются на доске. Проверяем, добавляем. Учитель даёт короткие сведения о музыканте, подтверждая каждую названную профессию.

Рядом с портретом Даулета Мыктыбаева я прикреплю портреты других величайших музыкантов – Ыкыласа и Коркыта. Что их объединяет? (общий инструмент – кобыз).

Чему может подражать кобыз? ( Голосам природы, птиц, животных). Недаром именно в исполнении кобыза звучат музыкальные легенды казахского народа.

Фрагмент следующего кюя в исполнении Д.Мыктыбаева расскажет нам легенду о птице. Попробуйте догадаться, о какой птице идёт речь?

Слушаем фрагмент кюя «Акку». Помощь учителя: эта птица очень свободна и красива, у нёё горделивая осанка, белое пушистое оперение и самые верные чувства. Лебедь. Много легенд существует о лебеде у казахского народа, и некоторые из них вы знаете сами.

Что вы услышали в музыке кюя? (клёкот, клик прощания). Музыка подражала голосу лебедя. Изобразительные моменты в музыке. Удалось ли исполнителю передать характер кюя? Чем должен обладать исполнитель, чтобы передать настроение музыкального произведения?

Почувствуем свободу, красоту звучания в распевке. Распеваемся, одновременно выполняя плавные движения кистями рук, подражая движениям крыльев лебедя.

Слушаем фрагмент кюя «Жез киик» без проговаривания легенды. На что похожа музыка? (скачка, бег, погоня). Характер музыки? Чувства?

Охотничья легенда гласит о медной сайге, которая легко прыгает по скалам, резвится на степных просторах. Медная сайга отражает собою солнечный свет и не даёт возможности охотникам правильно прицеливаться - потому-то она долго и живёт в степи, становясь легендой в устах народа.

Композитор – кюйши Ыхлас сочинил кюй «Жез киик» по мотивам охотничьих легенд о медной сайге.

Учитель: Ребята, чем дополнилось ваше представление о Д.Мыктвбаеве после прослушивания кюев в его исполнении? Можете ли вы сказать что-либо о характере этого человека? Исполняя кюи других композиторов, исполнитель вносит что-то своё- образ, характер, даже мимику, более выраженные чувства.

Мы тоже попробуем внести своё исполнение в уже знакомую нам «Песню о школе»

Исполняется «Песня о школе»

РЕФЛЕКСИЯ УРОКА. Учитель подводит итог урока, делает выводы с помощью учащихся, либо выводы делают сами дети. Обратить внимание на то, что исполняя народные кюи и кюи композиторов Казахстана, воспевая красоту своего народа в легендах и кюях, Д.Мыктыбаев является патриотом своей родины. Об этом говорит и тот факт, что во время ВОВ Д.Мыктыбаев воевал в составе ансамбля «Красная армия»

Провести линию связи Коркыт-Ыхлас-Мыктыбаев, записать тему урока. Традиция, пронесённая через столетия.

В качестве закрепления темы ребятам предлагается выполнить творческие задания в группах:

1 группа. Используя текст учебника, ответьте на вопросы, составив таким образом цепочку ответов, из которых получится связанный рассказ. (Кто? Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? )

2 группа. Вам предложили создать музей Даулета Мыктыбаева. Какие экспонаты вы туда поместите? На какие из них будете более всего обращать внимание посетителей? Почему?

3 группа. Составьте кластер со словом «КОБЫЗ»

4 группа. Представьте, что вы являетесь продюсером Даулета Мыктыбаева. Как вы будете его рекламировать? Перечислите средства, которыми вы будете пользоваться?

Учащиеся работают в группах, выбирают спикера, который представляет проект. Другие группы оценивают правильность выполнения, используя критериальное оценивание.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Выполнить самостоятельно творческое задание любой другой группы, которые были представлены на уроке, либо нарисовать рисунок к одному из кюев, прозвучавших на уроке.

Дети уходят из класса под музыку кюя «Сары арка» Курмангазы


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока "Даулет Мыктыбаев - знаток казахских легенд"

Автор: Ламерт Елена Евгеньевна

Дата: 20.02.2017

Номер свидетельства: 393926


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства