kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока ИЗО № 19 Украшения в жизни древних обществ. Ювелирное искусство Древней Греции. 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобразительное искусство                                                                                         класс 5-А, Б

Урок № 19                                                                                                                    Дата 27-28.01.16

Тема урока:  Украшения  в  жизни древних обществ.

                   Ювелирное искусство Древней Греции

Цели: продолжать  знакомство с  ролью  и значением искусства украшения  в  обществе Древней Греции; научить  создавать  образ ювелирного  украшения, передавая  единство  формы  и  декора,  выстраивать декоративные и орнаментальные композиции в стиле древнегреческого искусства на основе ритмического повтора растительных или геометрических элементов;

развивать умения видеть и создавать красивые образцы искусства, умения наблюдать и фантазировать при создании образных форм, передавая их  единство силуэта и декора, знания по построению  композиции украшения, цветовой  гармонии;

воспитывать интерес искусству на  примере образцов искусства народа Древней Греции, расширять  культурный  кругозор, воспитывать любовь  к  труду  через  успешное  выполнение творческих работ, аккуратность при их выполнении.

Оборудование:

Материалы для учащихся: бумага белая, гуашь, кисти, фломастеры, гелевые ручки, влажные салфетки, баночки с водой.

Визуальный ряд: Памятники древней Греции. /The monuments of ancient Greece/. Презентация «Украшения в жизни древних обществ. Древняя Греция»; элементы растительного и геометрического орнамента; детские работы из методического фонда;

Музыкальный ряд: греческая музыка.

Тип  урока:  комбинированный урок.

Методы:  беседа, наглядно-визуальный, наглядно-слуховой, частично-поисковый, практическая работа и др.

Ход урока:

1. Организационная часть.

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие учителя. Выяснение  отсутствующих, отметка их  в  журнале. Настрой на работу

2. Актуализация  чувственного  опыта  и  опорных  знаний  учащихся

Решение кроссворда

Вопросы:

1. Творческая деятельность по  созданию  художественного  образа (искусство).

2. Вид  искусства, образы  которого  воспринимаются  органами  слуха (звуковое).

3. Люди,  создающие  произведения  искусства (мастера).

4. Вид  искусства,  образы  которого  воспринимаются  органами  зрения (визуальное).

5. Птица,  образ  которой  любили  изображать  египетские  мастера (коршун).

6. Жук,  имеющий большое  значение  в египетской  религии (скарабей).

7. Основной  вид  узора,  построенный  на  ритмичном  чередовании  элементов (орнамент).

8. Парные  украшения  по  обеим  сторонам  лица (серьги).

9. Шейные украшения из бусин или чеканных пластинок, декорированные цветной эмалевой инкрустацией, переплетёнными цепочками, небольшими подвесками в виде бутонов, фигурок и розеток (ожерелья).

Сегодня на уроке мы  продолжим  разговор об искусстве украшения,  познакомимся  с золотыми украшениями Древней  Греции, и выполним  творческую работу.

3.  Объявление темы и задач урока (Звучит греческая музыка).

Мы продолжим разговор о  древнем  искусстве,  познакомимся с  золотыми  украшениями  Греции.

4. Работа над новым материалом.

Не секрет, что греки были тонкими ценителями красоты и эстетики, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки и письменные источники, дошедшие до наших дней. Из них нам также известно, что высоких вершин в Древней Греции достигло ювелирное дело. Как относились эллины к украшениям, чему отдавали предпочтение и как подбирали аксессуары к своему туалету. Ответить на эти вопросы помогают коллекции крупнейших музеев мира и труды историков.

Людям в древней Греции была свойственна страсть к украшениям, однако, злоупотреблять ими в повседневной жизни считалось дурным тоном, это порицалось обществом. Более того, на раннем этапе развития греческой цивилизации даже существовали законы, требовавшие от модников соблюдать меру. Прекрасной и вполне легальной возможностью пощеголять ювелирными изделиями были официальные выходы в свет: посещение театра, свадеб, праздников и пиров.

Со временем отношение к украшениям менялось, строгими законами все чаще пренебрегали. Обеспеченные граждане греческих полисов смело демонстрировали окружающим драгоценные перстни, броши, пряжки и фибулы, что же касается прекрасной половины греческого общества, их набор украшений отличался куда большим разнообразием.

Женщины Древней Греции имели в своем распоряжении многочисленные украшения для волос. Это мастерски выполненные шпильки и сетки для волос с драгоценными камнями, диадемы, которые пользуются популярностью и сейчас, а также торжественные свадебные короны из золотых листочков и крылатой богини Ники посередине.

Востребованы были и шейные украшения, прежде всего, ожерелья из цепочек и бус, составляли из бусин или чеканных пластинок, декорировали цветной эмалевой инкрустацией, переплетёнными цепочками, небольшими подвесками в виде бутонов, фигурок и розеток. Застёжки ожерелий обрамлялись мелкими жемчужинами; подвески, повторяющие форму амфор или животных. Затейливые серьги нередко напоминали изображения богов. Состояли греческие серьги, как правило, из двух элементов: диск с мельчайшим узором и инкрустацией, с которого свисали тонкие подвески. При ходьбе они издавали нежный звон, предупреждая о приближении дамы.

Гречанки всячески старались подчеркнуть изящество рук с помощью браслетов, которые носили не столько на запястье, сколько на плече, которое кокетливо выглядывало из-под драпированных складок хитона. Некоторые утонченные дамы украшали браслетами свои лодыжки. Браслеты могли представлять собой жемчужные нити или переплетение проволок, увенчанных изображением животных или фантастических существ. Словом, древнегреческие женские украшения изготавливались искусными мастерами с хорошей фантазией. Тонкие и изящные, они оттеняли женственную красоту дочерей Эллады, облик которых долгое время был идеалом красоты для европейцев.

Техника работы древнегреческих ювелиров отличалась невероятной тонкостью и изяществом. Их любимым приемом было использование филиграни с вкраплениями стеклянной цветной смальты или мелкого жемчуга. Эта техника позволяла создавать ажурный узор из тончайших нитей золота и металлических сплавов.

Самым популярным орнаментом в Греции был растительный, с миниатюрными бутонами, цветами и листочками. Любили мастера вырезать на украшениях маленьких бабочек, птиц, насекомых, а также волнообразные узоры. Высоко ценилось золото, которому приписывались чудесные магические свойства, поэтому изделия из него было принято дарить на свадьбу или по случаю рождения ребенка. В качестве сырья использовали не только золото и серебро, но и драгоценные камни, которые превращались в затейливые произведения ювелирного искусства.

Чем тоньше была работа, тем дороже стоили украшения, поэтому они были ярким свидетельством социального статуса владельца.

Исключением из общей картины были жители Спарты, отличавшиеся аскетичный и строгим образом жизни. Пышные ювелирные украшения не были у них в почете, предпочтением отдавалось простым металлическим браслетам и фибулам. Спартанские женщины выглядели очень скромно на фоне своих соотечественниц, украшавших волосы, уши, шею, руки и даже лодыжки драгоценностями.

Гречанки любили пользоваться ароматическими веществами, при этом прибегали к маленьким хитростям: в прическе прятали крошечные конусообразные пакетики, наполненные пахучей эссенцией из экстракта жасмина и козьего жира. Во время многочасовых представлений в театрах эссенция стекала каплями, распространялся запах жасмина.

Выдающийся врач Древней Греции Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 гг. до н. э.), который по праву считается одним из основоположников античной медицины, в своих трудах уделял большое внимание косметике. Он составлял рецепты и мази, при помощи которых женщины пытались омолодить лицо, сгладить морщины, придать ему более свежий вид.

5. Практическая работа.

Сегодня на уроке ребята, у вас есть возможность побывать в роли греческих художников и ювелиров. Только свои украшения вы будете выполнять не из метала, мы нарисуем  их  на  бумаге.

       Этапы выполнения работы:

1. Работа  начинается  с  замысла (подумайте, эскиз какого украшения  вы  хотели бы создать, представьте его форму, цвет  и  орнамент, продумайте композицию, размещение  элементов  орнамента, их ритмичное расположение, цветовое решение);

2. Определите  расположение листа в  пространстве  (в  зависимости  от  строения украшения), организуйте  плоскость рисунка,  выберите  размер  изображения  и  его  месторасположение  на  листе.

3. Нарисуйте  украшение  в  карандаше. Посмотрите  на  него  со  стороны,  решите,  все  ли  в  нем  вас  устраивает.

4. Выполните  работу  в  цвете.

Самостоятельная творческая деятельность  учащихся. /Пройти  по  рядам,  оказать  помощь,  при  необходимости/

6. Итог урока.

Пришло время устроить экспозицию украшений. Помещайте ваши работы на магнитную доску для любования. Просмотр работ. Проводим анализ работ, оцениваем.

Рефлексия: Дети, что значит украшения? Что значит украсить ВЕЩЬ? Для  какой цели вы создавали  украшения.

  1. Уборка рабочих  мест

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ИЗО № 19 Украшения в жизни древних обществ. Ювелирное искусство Древней Греции. 5 класс»

Изобразительное искусство класс 5-А, Б

Урок № 19 Дата 27-28.01.16

Тема урока: Украшения в жизни древних обществ.

Ювелирное искусство Древней Греции

Цели: продолжать знакомство с ролью и значением искусства украшения в обществе Древней Греции; научить создавать образ ювелирного украшения, передавая единство формы и декора, выстраивать декоративные и орнаментальные композиции в стиле древнегреческого искусства на основе ритмического повтора растительных или геометрических элементов;

развивать умения видеть и создавать красивые образцы искусства, умения наблюдать и фантазировать при создании образных форм, передавая их единство силуэта и декора, знания по построению композиции украшения, цветовой гармонии;

воспитывать интерес искусству на примере образцов искусства народа Древней Греции, расширять культурный кругозор, воспитывать любовь к труду через успешное выполнение творческих работ, аккуратность при их выполнении.

Оборудование:

Материалы для учащихся: бумага белая, гуашь, кисти, фломастеры, гелевые ручки, влажные салфетки, баночки с водой.

Визуальный ряд: Памятники древней Греции. /The monuments of ancient Greece/. Презентация «Украшения в жизни древних обществ. Древняя Греция»; элементы растительного и геометрического орнамента; детские работы из методического фонда;

Музыкальный ряд: греческая музыка.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы: беседа, наглядно-визуальный, наглядно-слуховой, частично-поисковый, практическая работа и др.

Ход урока:

1. Организационная часть.

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие учителя. Выяснение отсутствующих, отметка их в журнале. Настрой на работу

2. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся

Решение кроссворда

Вопросы:

1. Творческая деятельность по созданию художественного образа (искусство).

2. Вид искусства, образы которого воспринимаются органами слуха (звуковое).

3. Люди, создающие произведения искусства (мастера).

4. Вид искусства, образы которого воспринимаются органами зрения (визуальное).

5. Птица, образ которой любили изображать египетские мастера (коршун).

6. Жук, имеющий большое значение в египетской религии (скарабей).

7. Основной вид узора, построенный на ритмичном чередовании элементов (орнамент).

8. Парные украшения по обеим сторонам лица (серьги).

9. Шейные украшения из бусин или чеканных пластинок, декорированные цветной эмалевой инкрустацией, переплетёнными цепочками, небольшими подвесками в виде бутонов, фигурок и розеток (ожерелья).






1.












2.











3.











4.













5.










6.











7.













8.







9.











и

с

к

у

с

с

т

в

о



з

в

у

к

о

в

о

е



м

а

с

т

е

р

а




в

и

з

у

а

л

ь

н

о

е



к

о

р

ш

у

н




с

к

а

р

а

б

е

й



о

р

н

а

м

е

н

т





с

е

р

ь

г

и


о

ж

е

р

е

л

ь

я


Сегодня на уроке мы продолжим разговор об искусстве украшения, познакомимся с золотыми украшениями Древней Греции, и выполним творческую работу.

3. Объявление темы и задач урока (Звучит греческая музыка).

Мы продолжим разговор о древнем искусстве, познакомимся с золотыми украшениями Греции.

4. Работа над новым материалом.

Не секрет, что греки были тонкими ценителями красоты и эстетики, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки и письменные источники, дошедшие до наших дней. Из них нам также известно, что высоких вершин в Древней Греции достигло ювелирное дело. Как относились эллины к украшениям, чему отдавали предпочтение и как подбирали аксессуары к своему туалету. Ответить на эти вопросы помогают коллекции крупнейших музеев мира и труды историков.

Людям в древней Греции была свойственна страсть к украшениям, однако, злоупотреблять ими в повседневной жизни считалось дурным тоном, это порицалось обществом. Более того, на раннем этапе развития греческой цивилизации даже существовали законы, требовавшие от модников соблюдать меру. Прекрасной и вполне легальной возможностью пощеголять ювелирными изделиями были официальные выходы в свет: посещение театра, свадеб, праздников и пиров.

Со временем отношение к украшениям менялось, строгими законами все чаще пренебрегали. Обеспеченные граждане греческих полисов смело демонстрировали окружающим драгоценные перстни, броши, пряжки и фибулы, что же касается прекрасной половины греческого общества, их набор украшений отличался куда большим разнообразием.

Женщины Древней Греции имели в своем распоряжении многочисленные украшения для волос. Это мастерски выполненные шпильки и сетки для волос с драгоценными камнями, диадемы, которые пользуются популярностью и сейчас, а также торжественные свадебные короны из золотых листочков и крылатой богини Ники посередине.

Востребованы были и шейные украшения, прежде всего, ожерелья из цепочек и бус, составляли из бусин или чеканных пластинок, декорировали цветной эмалевой инкрустацией, переплетёнными цепочками, небольшими подвесками в виде бутонов, фигурок и розеток. Застёжки ожерелий обрамлялись мелкими жемчужинами; подвески, повторяющие форму амфор или животных. Затейливые серьги нередко напоминали изображения богов. Состояли греческие серьги, как правило, из двух элементов: диск с мельчайшим узором и инкрустацией, с которого свисали тонкие подвески. При ходьбе они издавали нежный звон, предупреждая о приближении дамы.

Гречанки всячески старались подчеркнуть изящество рук с помощью браслетов, которые носили не столько на запястье, сколько на плече, которое кокетливо выглядывало из-под драпированных складок хитона. Некоторые утонченные дамы украшали браслетами свои лодыжки. Браслеты могли представлять собой жемчужные нити или переплетение проволок, увенчанных изображением животных или фантастических существ. Словом, древнегреческие женские украшения изготавливались искусными мастерами с хорошей фантазией. Тонкие и изящные, они оттеняли женственную красоту дочерей Эллады, облик которых долгое время был идеалом красоты для европейцев.

Техника работы древнегреческих ювелиров отличалась невероятной тонкостью и изяществом. Их любимым приемом было использование филиграни с вкраплениями стеклянной цветной смальты или мелкого жемчуга. Эта техника позволяла создавать ажурный узор из тончайших нитей золота и металлических сплавов.

Самым популярным орнаментом в Греции был растительный, с миниатюрными бутонами, цветами и листочками. Любили мастера вырезать на украшениях маленьких бабочек, птиц, насекомых, а также волнообразные узоры. Высоко ценилось золото, которому приписывались чудесные магические свойства, поэтому изделия из него было принято дарить на свадьбу или по случаю рождения ребенка. В качестве сырья использовали не только золото и серебро, но и драгоценные камни, которые превращались в затейливые произведения ювелирного искусства.

Чем тоньше была работа, тем дороже стоили украшения, поэтому они были ярким свидетельством социального статуса владельца.

Исключением из общей картины были жители Спарты, отличавшиеся аскетичный и строгим образом жизни. Пышные ювелирные украшения не были у них в почете, предпочтением отдавалось простым металлическим браслетам и фибулам. Спартанские женщины выглядели очень скромно на фоне своих соотечественниц, украшавших волосы, уши, шею, руки и даже лодыжки драгоценностями.

Гречанки любили пользоваться ароматическими веществами, при этом прибегали к маленьким хитростям: в прическе прятали крошечные конусообразные пакетики, наполненные пахучей эссенцией из экстракта жасмина и козьего жира. Во время многочасовых представлений в театрах эссенция стекала каплями, распространялся запах жасмина.

Выдающийся врач Древней Греции Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 гг. до н. э.), который по праву считается одним из основоположников античной медицины, в своих трудах уделял большое внимание косметике. Он составлял рецепты и мази, при помощи которых женщины пытались омолодить лицо, сгладить морщины, придать ему более свежий вид.

5. Практическая работа.

Сегодня на уроке ребята, у вас есть возможность побывать в роли греческих художников и ювелиров. Только свои украшения вы будете выполнять не из метала, мы нарисуем их на бумаге.

Этапы выполнения работы:

1. Работа начинается с замысла (подумайте, эскиз какого украшения вы хотели бы создать, представьте его форму, цвет и орнамент, продумайте композицию, размещение элементов орнамента, их ритмичное расположение, цветовое решение);

2. Определите расположение листа в пространстве (в зависимости от строения украшения), организуйте плоскость рисунка, выберите размер изображения и его месторасположение на листе.

3. Нарисуйте украшение в карандаше. Посмотрите на него со стороны, решите, все ли в нем вас устраивает.

4. Выполните работу в цвете.

Самостоятельная творческая деятельность учащихся. /Пройти по рядам, оказать помощь, при необходимости/

6. Итог урока.

Пришло время устроить экспозицию украшений. Помещайте ваши работы на магнитную доску для любования. Просмотр работ. Проводим анализ работ, оцениваем.

Рефлексия: Дети, что значит украшения? Что значит украсить ВЕЩЬ? Для какой цели вы создавали украшения.

Уборка рабочих мест











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бардикова Александра Гарьевна

Дата: 31.01.2016

Номер свидетельства: 285906

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект урока ИЗО № 19 Украшения в  жизни древних  обществ. Ювелирное искусство Древней Греции. 5 класс"
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekturokaizo19ukrashieniiavzhiznidrievnikhobshchiestviuvielirnoieiskusstvodrievnieigrietsii5klass1"
    ["file_id"] => string(6) "285907"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454256712"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства