Цель: формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имён прилагательных;
устанавливать связь слов в предложении, изменяя прилагательные по родам в зависимости от рода имени существительного;
привлекать внимание к богатству русской речи, русского слова;
способствовать развитию памяти, внимания, расширять словарный запас учащихся;
прививать интерес к русскому языку.
Ход урока.
1. 1. Самоопределение к учебной деятельности
– Ребята, напомните какие правила поведения должны знать и выполнять дети на уроке, чтобы урок получился полезным и плодотворным. Молодцы, ребята. Вы очень хорошо знаете правила, поэтому я не сомневаюсь, что наш урок получится замечательным. Улыбнулись друг другу, взяли соседа за руку и поделились с ним своим хорошим настроением.
2.Мобилизирующий этап.
(Компьютерное обеспечение. 1слайд.)
Записаны слова.
Берёза воробьи зелёная
вкусная апрель месяц
земляника молодой прекрасная
огород шустрые погода
тёплая дерево весеннее
весна солнце трава
Прочитайте слова. Разделите их на группы.(существительные, прилагательные) Обоснуйте свой выбор. (2 слайд) ( Слова первого столбика отвечают на вопросы какая? какое? какой? какие? и обозначают признаки предмета. Слова второго столбика отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предметы, явления природы.)
Берёза зелёная
Воробьи вкусная
Апрель молодой
Месяц прекрасная
Огород шустрые
Погода тёплая
Дерево весеннее
Весна
Солнце
Трава
(3слайд)А теперь прочитайте слова первого столбика и постарайтесь их запомнить.
3 Чистописание.
- Вспомните в данных словах существительное среднего рода с непроизносимой согласной. (5слайд)
…… ……
…… ……
…… ……
…… солнце
В корне этого существительного выделите согласный парный глухой твердый звук.( Это звук [с]). Какой буквой он обозначается?(Это буква «эс»). Запишите эту букву.
Назовите существительное, которое стоит во множественном числе. (6слайд)
…… ……
воробьи ……
…… ……
…… ……
…… ……
Найдите первый гласный безударный звук в корне этого слова.(Это звук [а]). Какой буквой он обозначается?(Это «о»). Запишите эту букву.
Вспомните существительные, которые обозначает время года. (7слайд)
весна ………
……. ……..
……. ……..
…….. …….
Найдите в этом существительном согласный твердый звонкий сонорный звук.( Это звук [н]). Какой буквой он обозначается?(Это буква «эн»). Запишите эту букву. Итак, повторим какие буквы мы называли.( «эс», «о» , «эн» ) (8 слайд)
Можете ли вы определить следующий этап нашего урока, опираясь на результат предыдущей работы? (Да, можно провести чистописание.)
Запишите каллиграфически правильно эти буквы.
На следующей строке запишите эти буквы в соединении.
Прочитайте эту группу букв. Что вы можете о ней сказать? (Это слово.) докажите. (Данный набор букв имеет значение.) К какой части речи относится данное слово?(существительное) Назовите все грамматические признаки этого существительного. (9 слайд)(м. р., ед. ч., И.п., нарицательное, неодушевлённое) Вспомните и назовите слова из столбика, которые имеют те же грамматические признаки, что и слово «сон» ( 10слайд)
апрель
огород
месяц
4 Словарная работа.
- Посмотрите внимательно на данные слова. Можете ли вы назвать следующий этап нашего урока? Вспомните слова левого столбика.
Запишем из этого столбика только словарные слова с проговариванием. Проверим еще раз самостоятельно словарные слова. Прочитаем их и сравним со своей записью.
Если я называю существительное ж.р., то вы поднимаете руки вверх, если - м.р., то приседаете, если – ср.р., то делаете наклоны вправо, влево.
5. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности
-Прочитайте слова левого столбика.(14слайд)
Выберите существительное ж.р., м.р., ср.р. так, чтобы к ним можно было подобрать прилагательное по одному признаку( н/р цвету)
Трава, огород, дерево. (15 слайд)
Какое прилагательное подберём? (зелёное)
Трава ( какая?) зелёная (16 слайд)
Огород (какой?) зелёный
Дерево (какое?) зелёное
Выделите окончание и основу у прилагательных.
Что заметили? (Изменилось окончание)
Почему изменилось окончание?
Давайте попробуем разобраться, почему же окончание у прилагательных разные. Какие у вас предположения? ( Разные заданы вопросы; рядом стоят существительные разного рода)
Какой мы можем сделать вывод? ( Что прилагательные изменяются по родам.)
(Так как существительное ж.р., то и прилагательное ж.р. ….)
На какой вопрос отвечает прилагательное ж.р.?, м.р.?, ср.р.?
6. Постановка учебной задачи
-Ребята, так чему же мы сегодня будем учиться? Какова же цель нашего урока? ( 17 слайд)
( Определять род имён прилагательных; развивать память, мышление, внимание, речь.) Как же будет звучать тема нашего урока?(18 слайд)
7. Первичное закрепление во внешней речи
- Ещё раз обратимся к нашим словам. 19 слайд)
Составьте словосочетания существительных с прилагательными. Запишите их. Определите род имён прилагательных.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (внутренняя речь)
- Посмотрите на текст, записанный у вас на карточках. Прочитайте его.(20слайд)
Какая красивая природа весной! Тёплое солнце растопило последний снег. Белый наряд украсил ветки деревьев. На земле появилась зелёная травка.
Задание1 Выпишите из текста словосочетания существительных с прилагательными. Свой выбор обоснуйте.(21 слайд)
(22 слайд)Красивая природа, тёплое солнце, последний снег, белый наряд,
зелёная травка.
9. Работа в группах с самопроверкой по эталону
Задание2 Определите род прилагательных. Докажите.(23 слайд)
Природа(ж.р.), значит и красивая (ж. р.); Солнце (ср.р.), значит и тёплое (ср.р.)
Снег (м.р.), значит и последний (м.р.); Наряд(м.р.) значит и белый (м.р.)
Травка(ж.р.) значит и зелёная (ж..р.).
10. Включение в систему знаний и повторение
- Ребята, как бы вы назвали текст, с которым мы сейчас работали. Свои впечатления о весне, каждый человек передает по - своему: словами, музыкой, красками. Давайте вспомним, как о весне говорят поэты. (Несколько детей читают стихи русских поэтов о весне.)
С.Есенин
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
М. Пляцковский
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей весеннее!
Поэты, для того чтобы более красочно описать свои впечатления используют имена прилагательные. Давайте их найдём и определим род.(слайд 24)
А теперь предлагаю послушать, как о весне рассказывают композиторы. (25 слайд) Эта музыка помогает нам почувствовать красоту русской весенней природы, вызвать чувство радости, ликования, лёгкости, завороженности, восторга. Петр Ильич Чайковский «Времена года. Апрель». Но у этого произведения есть и второе название «Апрельская капель». Что мы слышим в этом словосочетании? Определим род прилагательного.
Застывшей музыкой называют произведения художников. Посмотрите на репродукции великих русских художников. (26 слайд) Как много красок нужно, чтобы передать сверкающее весеннее солнце! Чудо – какую яркую, радостную весну написал художник на следующей картине. Всё усыпано солнечной сверкающей пылью. Тонкие ветви берёз горят, сверкают на солнце.
Рассмотрите репродукции великих русских художников Константина Фёдоровича Юона «Мартовское солнце», Василия Николаевича Бакшеева
«Голубая весна», Станислава Юлиановича Жуковского «Весенний бурлящий ручей». Обратите внимание на названия картин. Словосочетания, каких частей речи взяли авторы для их названия? Определите род прилагательных в данных словосочетаниях.
Посмотрите на картины найдите словосочетания существительных с прилагательные. Определите род прилагательных.
Ребята, я сказала, что каждый человек передаёт свои впечатления
по- своему. Я хочу, чтобы вы тоже попытались передать свои впечатления, о весне написав мини сочинение, используя для передачи своих впечатлений прилагательные. Это ваше домашнее задание.(27 слайд) Определите род прилагательных, которые встретятся в тексте.
11.Рефлексия учебной деятельности
-Итак, пришло время подвести итоги урока.
- Что нового узнали об именах прилагательных?
- От чего зависит род прилагательного?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные ж.р.?, м.р.?, ср.р.?
- Справились ли мы с поставленными задачами урока? (28 слайд) (Да. Учились определять род прилагательных; развивали память, мышление, внимание, речь.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку, 3 класс »
Алаева Валентина Васильевна, учитель начальных классов
МОУ СОШ №1 г.Новоузенска Саратовской области
Урок русского языка.
3 класс
Тема: « Род имён прилагательных».
Цель: формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имён прилагательных;
устанавливать связь слов в предложении, изменяя прилагательные по родам в зависимости от рода имени существительного;
привлекать внимание к богатству русской речи, русского слова;
способствовать развитию памяти, внимания, расширять словарный запас учащихся;
прививать интерес к русскому языку.
Ход урока.
1. 1. Самоопределение к учебной деятельности
Цель:
Мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки.
– Ребята, напомните какие правила поведения должны знать и выполнять дети на уроке, чтобы урок получился полезным и плодотворным. Молодцы, ребята. Вы очень хорошо знаете правила, поэтому я не сомневаюсь, что наш урок получится замечательным. Улыбнулись друг другу, взяли соседа за руку и поделились с ним своим хорошим настроением.
2.Мобилизирующий этап.
(Компьютерное обеспечение. 1слайд.)
Записаны слова.
Берёза воробьи зелёная
вкусная апрель месяц
земляника молодой прекрасная
огород шустрые погода
тёплая дерево весеннее
весна солнце трава
Прочитайте слова. Разделите их на группы.(существительные, прилагательные) Обоснуйте свой выбор. (2 слайд) ( Слова первого столбика отвечают на вопросы какая? какое? какой? какие? и обозначают признаки предмета. Слова второго столбика отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предметы, явления природы.)
Берёза зелёная
Воробьи вкусная
Апрель молодой
Месяц прекрасная
Огород шустрые
Погода тёплая
Дерево весеннее
Весна
Солнце
Трава
(3слайд)А теперь прочитайте слова первого столбика и постарайтесь их запомнить.
3 Чистописание.
- Вспомните в данных словах существительное среднего рода с непроизносимой согласной. (5слайд)
…… ……
…… ……
…… ……
…… солнце
В корне этого существительного выделите согласный парный глухой твердый звук.( Это звук [с]). Какой буквой он обозначается?(Это буква «эс»). Запишите эту букву.
Назовите существительное, которое стоит во множественном числе. (6слайд)
…… ……
воробьи ……
…… ……
…… ……
…… ……
Найдите первый гласный безударный звук в корне этого слова.(Это звук [а]). Какой буквой он обозначается?(Это «о»). Запишите эту букву.
Вспомните существительные, которые обозначает время года. (7слайд)
весна ………
……. ……..
……. ……..
…….. …….
Найдите в этом существительном согласный твердый звонкий сонорный звук.( Это звук [н]). Какой буквой он обозначается?(Это буква «эн»). Запишите эту букву. Итак, повторим какие буквы мы называли.( «эс», «о» , «эн» ) (8 слайд)
Можете ли вы определить следующий этап нашего урока, опираясь на результат предыдущей работы? (Да, можно провести чистописание.)
Запишите каллиграфически правильно эти буквы.
На следующей строке запишите эти буквы в соединении.
Прочитайте эту группу букв. Что вы можете о ней сказать? (Это слово.) докажите. (Данный набор букв имеет значение.) К какой части речи относится данное слово?(существительное) Назовите все грамматические признаки этого существительного. (9 слайд)(м. р., ед. ч., И.п., нарицательное, неодушевлённое) Вспомните и назовите слова из столбика, которые имеют те же грамматические признаки, что и слово «сон» ( 10слайд)
апрель
огород
месяц
4 Словарная работа.
- Посмотрите внимательно на данные слова. Можете ли вы назвать следующий этап нашего урока? Вспомните слова левого столбика.
Запишем из этого столбика только словарные слова с проговариванием. Проверим еще раз самостоятельно словарные слова. Прочитаем их и сравним со своей записью.
Если я называю существительное ж.р., то вы поднимаете руки вверх, если - м.р., то приседаете, если – ср.р., то делаете наклоны вправо, влево.
5. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности
Цель:
Актуализировать учебные знания и умения необходимые для восприятия нового материала;
Актуализировать мысленные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.
Зафиксировать необходимость введения правила изменения имен прилагательных по родам.
Прочитайте слова левого столбика.(14слайд)
Выберите существительное ж.р., м.р., ср.р. так, чтобы к ним можно было подобрать прилагательное по одному признаку( н/р цвету)
Трава, огород, дерево. (15 слайд)
Какое прилагательное подберём? (зелёное)
Трава ( какая?) зелёная (16 слайд)
Огород (какой?) зелёный
Дерево (какое?) зелёное
Выделите окончание и основу у прилагательных.
Что заметили? (Изменилось окончание)
Почему изменилось окончание?
Давайте попробуем разобраться, почему же окончание у прилагательных разные. Какие у вас предположения? ( Разные заданы вопросы; рядом стоят существительные разного рода)
Какой мы можем сделать вывод? ( Что прилагательные изменяются по родам.)
(Так как существительное ж.р., то и прилагательное ж.р. ….)
На какой вопрос отвечает прилагательное ж.р.?, м.р.?, ср.р.?
6. Постановка учебной задачи
Цель:
Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого согласовать цель и тему урока.
Ребята, так чему же мы сегодня будем учиться? Какова же цель нашего урока? ( 17 слайд)
( Определять род имён прилагательных; развивать память, мышление, внимание, речь.) Как же будет звучать тема нашего урока?(18 слайд)
7. Первичное закрепление во внешней речи
Цель:
Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных по родам в громкой речи.
- Ещё раз обратимся к нашим словам. 19 слайд)
Составьте словосочетания существительных с прилагательными. Запишите их. Определите род имён прилагательных.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (внутренняя речь)
Цель:
Тренировать способность к самопроверке и самоконтролю.
Проверить умение определять род имен прилагательных.
- Посмотрите на текст, записанный у вас на карточках. Прочитайте его.(20слайд)
Какая красивая природа весной! Тёплое солнце растопило последний снег. Белый наряд украсил ветки деревьев. На земле появилась зелёная травка.
Задание1Выпишите из текста словосочетания существительных с прилагательными. Свой выбор обоснуйте.(21 слайд)
(22 слайд)Красивая природа, тёплое солнце, последний снег, белый наряд,
зелёная травка.
9. Работа в группах с самопроверкой по эталону
Цель:
Организовать коммуникативное воздействие
Воспитывать чувства коллективизма.
Задание2 Определите род прилагательных. Докажите.(23 слайд)
Природа(ж.р.), значит и красивая (ж. р.); Солнце (ср.р.), значит и тёплое (ср.р.)
Снег (м.р.), значит и последний (м.р.); Наряд(м.р.) значит и белый (м.р.)
Травка(ж.р.) значит и зелёная (ж..р.).
10. Включение в систему знаний и повторение
- Ребята, как бы вы назвали текст, с которым мы сейчас работали. Свои впечатления о весне, каждый человек передает по - своему: словами, музыкой, красками. Давайте вспомним, как о весне говорят поэты. (Несколько детей читают стихи русских поэтов о весне.)
С.Есенин
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
М. Пляцковский
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей весеннее!
Поэты, для того чтобы более красочно описать свои впечатления используют имена прилагательные. Давайте их найдём и определим род.(слайд 24)
А теперь предлагаю послушать, как о весне рассказывают композиторы. (25 слайд) Эта музыка помогает нам почувствовать красоту русской весенней природы, вызвать чувство радости, ликования, лёгкости, завороженности, восторга. Петр Ильич Чайковский «Времена года. Апрель». Но у этого произведения есть и второе название «Апрельская капель». Что мы слышим в этом словосочетании? Определим род прилагательного.
Застывшей музыкой называют произведения художников. Посмотрите на репродукции великих русских художников. (26 слайд) Как много красок нужно, чтобы передать сверкающее весеннее солнце! Чудо – какую яркую, радостную весну написал художник на следующей картине. Всё усыпано солнечной сверкающей пылью. Тонкие ветви берёз горят, сверкают на солнце.
Рассмотрите репродукции великих русских художников Константина Фёдоровича Юона «Мартовское солнце», Василия Николаевича Бакшеева
«Голубая весна», Станислава Юлиановича Жуковского «Весенний бурлящий ручей». Обратите внимание на названия картин. Словосочетания, каких частей речи взяли авторы для их названия? Определите род прилагательных в данных словосочетаниях.
Посмотрите на картины найдите словосочетания существительных с прилагательные. Определите род прилагательных.
Ребята, я сказала, что каждый человек передаёт свои впечатления
по- своему. Я хочу, чтобы вы тоже попытались передать свои впечатления, о весне написав мини сочинение, используя для передачи своих впечатлений прилагательные. Это ваше домашнее задание.(27 слайд) Определите род прилагательных, которые встретятся в тексте.
11.Рефлексия учебной деятельности
Цель:
Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных породам.
Оценить результаты учебной деятельности.
Итак, пришло время подвести итоги урока.
- Что нового узнали об именах прилагательных?
- От чего зависит род прилагательного?
- На какие вопросы отвечают имена прилагательные ж.р.?, м.р.?, ср.р.?
- Справились ли мы с поставленными задачами урока? (28 слайд) (Да. Учились определять род прилагательных; развивали память, мышление, внимание, речь.)
Литература:
Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч.— М.: Академкнига/Учебник.
Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 3 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
Есенин С. А. Сочинения. М.: Книжная палата, 2000г
Пляцковский М. С.: Песенка друзей. М.: Махаон, 2013г
Курочкина Н.А.: Знакомим с пейзажной живописью. Санкт – Петербург «Детство – Пресс», 2005 г