Тема:"Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера"
Тема:"Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера"
Конспект урока по музыке по программе Критской, по ФГОС. Знакомство с оперой М.Коваля "Волк и семеро козлят". На уроке была групповая работа, работа в парах.Региональный компонент.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема:"Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера"»
Открытый урок по музыке «Театр оперы и балета.
Волшебная палочка дирижера».
Цель урока: Формирование целостного представления о театре оперы и балета, знакомство с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят»; разучивание песни о генерале Шаймуратове.
Задачи:
Обучающие: расширить представления о музыкальном театре; закрепить знания о музыкальных жанрах: опере, балете; познакомить с понятиями симфонический оркестр, афиша, дирижер.
Развивающие: научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя, развивать творческие способности в процессе музыкально-сценического перевоплощения.
Воспитывающие: воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству.
Планируемые результаты:
Формирование начальных знаний о различии оперы и балета;
Создание терминологического словаря по теме;
Знакомство с оперой М.Коваля «Волк и семеро козлят».
Предметные:
Сформировать понимание слов опера, балет, сцена, афиша, декорации, дирижёр.
Метапредметные:
Работать с разными видами информации об опере и балете, знаменитых театрах и спектаклях и ориентироваться в ней.
Задавать проблемные вопросы и отвечать на них.
Развивать умение анализировать, сравнивать музыкальные фрагменты, сопоставлять и обобщать.
Личностные:
Осознавать необходимость приобщения к музыкальному сценическому искусству
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации на уроке музыки.
Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
Работать над осознанием ответственности за общее дело.
Учиться выражать свое мнение.
Регулятивные:
Фиксировать индивидуальное затруднение в ответах на вопросы, запоминании музыкальных фрагментов.
Самостоятельно решать задачи, загадки, используя свои знания о музыкальном театре.
Контролировать свою деятельность
Познавательные: Работать с разными видами информации по теме «Музыкальный театр» и ориентироваться в ней. Отбирать в учебном тексте сведения об опере и балете, их различиях и особенностях.
Задавать проблемные вопросы и отвечать на них.
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками при парной, групповой и коллективной работе; Обращать внимание на достаточную полноту и точность выражения мысли; построение полного ответа
Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке: музыкальный театр, опера, балет, афиша, хор, симфонический оркестр, дирижер, жесты, дирижерская палочка.
Используемое оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, баян.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Дети входят в класс. Песня «Шаймуратов генерал»
Музыкальное приветствие. (Упражнение-распевание)
-Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте!
-Как ваше настроение?
-Очень хорошо!
-Пора нам заниматься!
-Да,да,да!
-Мы будем все стараться!
- Так же, как всегда!
Садитесь. Ребята, сегодня у нас в гостях учителя музыки. Вы посмотрите на них и поздоровайтесь, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения. Чтобы определить тему урока будем отгадывать загадки.
Дети отправляются в воображаемое путешествие, отгадывают загадки - узнают тему урока.
2. Актуализация опорных знаний.
1. Под музыку эту проводят парад,
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (Марш.)
2. Пел с душою, молодец!
Будешь знатный ты ...(Певец.)
3. Коллектив музыкантов, что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)
4. Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре - президент! (Дирижёр.)
5. В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, существует,
Площадка особая - …(Сцена)
Молодцы! Скажите, о чем сегодня мы узнаем на уроке?(Ответы детей)О музыке, таетре, об оркестре, дирижере. Слайд 1. Тема урока.
Да, мы продолжим наше путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный!!!
Ребята, а какие театры вы знаете? Кукольный, театр в Уфе, в Москве и в других городах нашей страны.
3. Открытие новых знаний. Объяснение новой темы сопровождается презентацией.
Слайд 2-5.Учитель: Мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь нужно вспомнить, где мы были на прошлом уроке?
Дети: В театре. В музыкальном театре.
Учитель: Что такое музыкальный театр?
Дети: Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных историй, мир в котором живёт музыка.
Учитель: Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре?
Дети: Спектакли, оперы и балеты.
Учитель: Что такое опера? Слайд 6.
Дети: Опера- это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
Учитель: Ребята, какой кит открыл двери нам в этот музыкальный спектакль?
Дети: Кит песня.
(После ответа, на доске появляется схема: ПЕСНЯ→ОПЕРА.)
Учитель: Назовите известные оперы («Снегурочка», «Любовь к трём апельсинам», Прокофьева, «Руслан и Людмила» )
Учитель: Что такое балет?
Дети: Балет-это музыкальный спектакль, в котором все танцуют.
Учитель: А какой кит привёл нас в балет?
Дети: Кит танец.
(На доске снова появляется схема: ТАНЕЦ→БАЛЕТ.)
Учитель: Ребята, с персонажами какого балета мы познакомились на прошлом уроке?
Дети: С персонажами балета «Золушка».
(После ответов детей на доске появляются слайд балета.) Слайд 7-11
Учитель: Молодцы.
Но прежде чем мы пойдем в театр, нам необходимо узнать, как же надо себя там вести. Какие существуют правила поведения в театре?
Дети: в театре нельзя шуметь, жевать, разговаривать и т.д.
Учитель: Молодцы, с правилами мы определились.
Слайд 11.
А как мы узнаем о предстоящем спектакле?
Посмотрите, перед входом в театр что висит? Плакат, объявление.
Учитель. Это афиша.
Афиша – это красочное объявление о спектакле.
Учитель: А какую информацию мы можем узнать из афиши? (ответы детей).
Давайте внимательно посмотрим на эту афишу. Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся? («Волк и семеро козлят») Знакомо ли вам это название? (Да, это сказка) правильно в основе оперы лежит сказка. А кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу? (Мариан Коваль портрет на доске). Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши.
Давайте войдем в театр….
Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.
Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят».
(мама Коза, козлята, Волк).
В сказке не называются их имена. А вот в опере композитор каждому козлёночку дал своё имя. Имена у них очень смешные. Как звали козлят? На доске запись (Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топтушка, Малыш)
Как вы думаете, почему Дразнилка? Он любил дразнить
-Почему Болтушка? Любила говорить, болтать.
-Почему Малыш? Он самый маленький.
Учитель:
Вспомните, что любили делать козлята, когда мама Коза уходила в лес? Они любили играть. Слайд 12-14.
Слушание. Звучит общая песенка козлят: Физкультминутка (Дети играют)
Семеро, семеро, семеро козлят,
Весело, весело, весело шумят:
Весело Всезнайке, весело Бодайке,
Весело Топтушке, весело Болтушке,
Весело Мазилке, весело Дразнилке.
Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться.
Учитель: Обратите внимание, какие необычные имена у козлят.
Как вы думаете, о чем они говорят? (О характере козлят).
-А теперь послушаем фрагмент из оперы Мариана Коваля «Волк и семеро козлят». Слушайте очень внимательно, потом будете отвечать на вопросы.
Слушание оперы «Волк и семеро козлят»
Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь.
1. Песенка Топтушки.
Козлёнок по имени Топтушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке:
Я на венике верхом Объезжаю всё кругом. Ты беги, Мазилка, вслед, Ну, догонишь или нет?
Обратите внимание на то, что все песенки весёлые, лёгкие, забавные, задорные. У козлят всегда хорошее настроение, и они не привыкли унывать.
2.Песенка Всезнайки.
Этот козлёнок всегда всё знает, поэтому его так и зовут - Всезнайка. Вот и своей песенке он сообщает, что знает, где дома спрятана банка с вкусным вареньем. Разучим слова песенки: А я знаю за лежанкой
Прячет мать с вареньем банку.
А спустя некоторое время этот козлёнок продолжает петь свою песенку с такими словами: Пусть танцуют, пусть играют,
В сладком толк Всезнайка знает.
3. Песенка Бодайки.
Третий козлёнок - Бодайка. Его песенка самая простая, она состоит из одного слова: "Забодаю, забодаю!"
4. Песенка Болтушки.
Запоминайте слова песенки козлёнка по имени Болтушка:
Вот Всезнайка и Топтушка Говорят, что я Болтушка, Говорят, что много вру, А я правду говорю.
5.Песенка Дразнилки.
У Мазилки нос грибом, у Мазилки нос грибом.
6. Не дразни меня, не дразни меня.
Учитель: Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.
Дети: Потому, что Малыш представляет себя командиром на параде и он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша.
Малыш. Стойте, друзья, Командиром стал я. По команде сдвойте ряд. Начинаем наш парад.
-Учитель: А вам понравилось произведение? Как меняется темп, ритм музыки?
Учитель: Молодцы! Итак, мы познакомились с козлятами, узнали какие они разные по характеру, а теперь ответьте на вопросы.
Работают в группах (Ответы пишут на листочках). Мы уже умеем работать в группе, друг другу не мешаем, говорим шепотом.
1 группа
Кто знает, где спрятана банка с вареньем? Всезнайка
Кто дразнит Мазилку? Дразнилка
Кто говорит Болтушке, что она много врёт? Топтушка, Всезнайка
Как обманывает волк козлят? Он дарит им подарки.
Как зовут самого маленького козлёнка? Малыш
2 группа Вам нужно нарисовать козлёнка.
3 группа Определить темп музыки и характер исполнения.(Отвечают командиры).
А вот и мама Коза пришла. Послушаем ее песню с закрытыми глазами
Учитель: Скажите, какую песню поет коза? (колыбельную) Коза исполняла песню соло, то есть одна. Сольные номера в опере – это характеристика героев. Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной .
Дети: Она добрая, нежная, любит своих козлят..
Слайд 15.
Учитель: А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на доске).
Учитель: Кто это такие? Музыканты.
На чем они играют? Музыкальных инструментах.
Дети: Это оркестр. (На доске слова Дирижёр -симфонический оркестр, дирижёрские жесты)
Учитель. Это симфонический оркестр
Учитель: Что такое симфонический оркестр?
Дети: Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения.
Учитель: А как вы думаете, почему, говоря о музыкальных спектаклях опере, балете, мы обязательно говорим об оркестре?
Дети: Так как, опера и балет без симфонического оркестра не могут обходиться.
- А кто стоит во главе симфонического оркестра? Загадка.
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре - президент! (Дирижёр.)
Дети: Во главе симфонического оркестра стоит дирижёр.
Учитель: Кто такой дирижёр?
Дети: Дирижёр – это руководитель оркестра.
Учитель: А как он руководит оркестром? С помощью чего?
Дети: Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.
Слайд 17-18.
Учитель: Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира. Оркестр не может играть слаженно без своего руководителя – дирижёра.
Дети: Как вы думаете, какую музыку исполняет дирижёр на фотографии?(слайд 17)
Дети высказывают свое мнение.
Учитель: Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало?
Дети: Нам подсказало движение рук дирижёра и его выражение лица.
Учитель: Какие у него движения?
Дети: Осторожные, мягкие, плавные..
Учитель: Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр. Что за помощница в руке у него?
Дети: Помощница–волшебная дирижёрская палочка.
Молодцы!
4.Вокально-хоровая работа
Распевка -Ноты
2)Звучит общая песенка козлят: (исполнение)
Семеро, семеро, семеро козлят,
Весело, весело, весело шумят:
Весело Всезнайке, весело Бодайке,
Весело Топтушке, весело Болтушке,
Весело Мазилке, весело Дразнилке.
Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться.
5.Региональный компонент. Слайд 19-21.
- Ребята, как вы уже знаете , что у нас в республике , в городе Уфе есть Башкирский театр оперы и балета. Это наш центр музыкальной культуры. В башкирском театре Оперы и балета проходят музыкальные постановки сказок. Во время каникул вы можете посетить этот театр. Ведь для нас музыка всегда праздник.
-Ребята, какой праздник у нас приближается?
-День защитников Отечества. Давайте мы с вами споем «Песню батыров» и сами же будем музыкантами, исполнителями. (Раздаю колокольчики, ложки, бубенчики).
А сегодня разучим песню о генерале Шаймуратове. Слайд 22.
Слова песни К.Даяна, музыка З.Исмагилова.
Давайте, ребята, сначала послушаем песню
-хором прочитаем слова песни.
-О каких событиях рассказывает эта песня?
О событиях Великой Отечественной войны. Генерал Шаймуратов был командиром конной Башкирской дивизии. Он-герой.
6.Разучивание.
7. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
Игра «Снежок» Какие музыкальные термины мы с вами использовали.
(Учитель бросает снежок, дети называют ключевые слова урока: театр, опера, хор, балет, марш, дирижер, оркестр, жесты…)
8. Подведение итогов урока. Работа в парах. Слайд 23.
Театр В нём действующие лица поют в сопровождении оркестра.
Опера В нём все герои танцуют в сопровождении оркестра.
Балет Это мир сказок, удивительных приключений и превращении.
Дирижёр Москва
Большой театр оперы и балета руководит оркестром
Учитель оценивает и благодарит детей.
9.Рефлексия деятельности. - Что нового вы узнали на уроке? - Что на уроке тебе понравилось больше всего? Высказывает своё мнение каждый ребёнок.
Домашнее задание. Выучить слова песни. Дети выходят из класса под песню «Семеро козлят» В. Коваль.