kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема:"Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по музыке по программе Критской, по ФГОС. Знакомство с оперой М.Коваля "Волк и семеро козлят". На уроке была групповая работа, работа в парах.Региональный компонент.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема:"Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера"»

Открытый урок по музыке «Театр оперы и балета.


Волшебная палочка дирижера».

Цель урока: Формирование целостного представления о театре оперы и балета, знакомство с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят»; разучивание песни о генерале Шаймуратове.

Задачи: 

Обучающие: расширить представления о музыкальном театре; закрепить знания о музыкальных жанрах: опере, балете; познакомить с понятиями симфонический оркестр, афиша, дирижер.

Развивающие: научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя, развивать творческие способности в процессе музыкально-сценического перевоплощения.

Воспитывающие: воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству.

Планируемые результаты:

Формирование начальных знаний о различии оперы и балета;

Создание терминологического словаря по теме;

Знакомство с оперой М.Коваля «Волк и семеро козлят».

Предметные:

Сформировать понимание слов опера, балет, сцена, афиша, декорации, дирижёр.

Метапредметные:

Работать с разными видами информации об опере и балете, знаменитых театрах и спектаклях и ориентироваться в ней.

Задавать проблемные вопросы и отвечать на них.

Развивать умение анализировать, сравнивать музыкальные фрагменты, сопоставлять и обобщать.

Личностные:

Осознавать необходимость приобщения к музыкальному сценическому искусству

Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации на уроке музыки.

Учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Учиться выражать свое мнение.

Регулятивные:

Фиксировать индивидуальное затруднение в ответах на вопросы, запоминании музыкальных фрагментов.

Самостоятельно решать задачи, загадки, используя свои знания о музыкальном театре.

Контролировать свою деятельность

Познавательные: Работать с разными видами информации по теме «Музыкальный театр» и ориентироваться в ней. Отбирать в учебном тексте сведения об опере и балете, их различиях и особенностях.

Задавать проблемные вопросы и отвечать на них.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками при парной, групповой и коллективной работе; Обращать внимание на достаточную полноту и точность выражения мысли; построение полного ответа

Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке: музыкальный театр, опера, балет, афиша, хор, симфонический оркестр, дирижер, жесты, дирижерская палочка.

Используемое оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, баян.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Дети входят в класс. Песня «Шаймуратов генерал»

Музыкальное приветствие. (Упражнение-распевание)

-Здравствуйте, ребята!

-Здравствуйте!

-Как ваше настроение?

-Очень хорошо!

-Пора нам заниматься!

-Да,да,да!

-Мы будем все стараться!

- Так же, как всегда!

Садитесь. Ребята, сегодня у нас в гостях учителя музыки. Вы посмотрите на них и поздоровайтесь, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения. Чтобы определить тему урока будем отгадывать загадки.

 Дети отправляются в воображаемое путешествие, отгадывают загадки - узнают тему урока.

2. Актуализация опорных знаний.

1. Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (Марш.)

2. Пел с душою, молодец!

Будешь знатный ты ...(Певец.)

3.  Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

4. Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент! (Дирижёр.)

5.  В кинотеатре – широкий экран,

В цирке – манеж иль арена.

Ну, а в театре, существует,

Площадка особая - …(Сцена)

Молодцы! Скажите, о чем  сегодня мы узнаем на уроке?(Ответы детей)О музыке, таетре, об оркестре, дирижере. Слайд 1. Тема урока.

Да, мы продолжим наше путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный!!!

Ребята, а какие театры вы знаете? Кукольный, театр в Уфе, в Москве и в других городах нашей страны.

3. Открытие новых знаний. Объяснение новой темы сопровождается презентацией.

Слайд 2-5.Учитель: Мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь нужно вспомнить, где мы были на прошлом уроке?

Дети: В театре. В музыкальном театре.

Учитель: Что такое музыкальный театр?

Дети: Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных историй, мир в котором живёт музыка.

Учитель: Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре?

Дети: Спектакли, оперы и балеты.

Учитель: Что такое опера? Слайд 6.

Дети: Опера- это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.

Учитель: Ребята, какой кит открыл двери нам в этот музыкальный спектакль?

Дети: Кит песня.

(После ответа, на доске появляется схема: ПЕСНЯ→ОПЕРА.)

Учитель: Назовите известные оперы («Снегурочка», «Любовь к трём апельсинам», Прокофьева, «Руслан и Людмила» )

Учитель: Что такое балет?

Дети: Балет-это музыкальный спектакль, в котором все танцуют.

Учитель: А какой кит привёл нас в балет?

Дети: Кит танец.

(На доске снова появляется схема: ТАНЕЦ→БАЛЕТ.)

Учитель: Ребята, с персонажами какого балета мы познакомились на прошлом уроке?

Дети: С персонажами балета «Золушка».

(После ответов детей на доске появляются слайд балета.) Слайд 7-11

Учитель: Молодцы.

Но прежде чем мы пойдем в театр, нам необходимо узнать, как же надо себя там вести. Какие существуют правила поведения в театре?

Дети: в театре нельзя шуметь, жевать, разговаривать и т.д.

Учитель: Молодцы, с правилами мы определились.

Слайд 11.

А как мы узнаем о предстоящем спектакле?

Посмотрите, перед входом в театр что висит? Плакат, объявление.

Учитель. Это афиша.

Афиша – это красочное объявление о спектакле.

Учитель: А какую информацию мы можем узнать из афиши? (ответы детей).

Давайте внимательно посмотрим на эту афишу. Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся?  («Волк и семеро козлят») Знакомо ли вам это название? (Да, это сказка) правильно в основе оперы лежит сказка. А кто мне назовет имя композитора, написавшего эту детскую оперу? (Мариан Коваль портрет на доске). Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши.

Давайте войдем в театр….


Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.

Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят».

(мама Коза, козлята, Волк).

В сказке не называются их имена. А вот в опере композитор каждому козлёночку дал своё имя. Имена у них очень смешные. Как звали козлят? На доске запись (Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топтушка, Малыш)

Как вы думаете, почему Дразнилка? Он любил дразнить

-Почему Болтушка? Любила говорить, болтать.

-Почему Малыш? Он самый маленький.

Учитель:

Вспомните, что любили делать козлята, когда мама Коза уходила в лес? Они любили играть. Слайд 12-14.



Слушание. Звучит общая песенка козлят: Физкультминутка (Дети играют)

Семеро, семеро, семеро козлят,

Весело, весело, весело шумят:

Весело Всезнайке, весело Бодайке,

Весело Топтушке, весело Болтушке,

Весело Мазилке, весело Дразнилке.

Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться.


Учитель: Обратите внимание, какие необычные имена у козлят.

Как вы думаете, о чем они говорят?  (О характере козлят).

-А теперь послушаем фрагмент из оперы Мариана Коваля «Волк и семеро козлят». Слушайте очень внимательно, потом будете отвечать на вопросы.

Слушание оперы «Волк и семеро козлят»

Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь.

1. Песенка Топтушки.

Козлёнок по имени Топтушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке:

Я на венике верхом Объезжаю всё кругом. Ты беги, Мазилка, вслед, Ну, догонишь или нет?

Обратите внимание на то, что все песенки весёлые, лёгкие, забавные, задорные. У козлят всегда хорошее настроение, и они не привыкли унывать.

2.Песенка Всезнайки.

Этот козлёнок всегда всё знает, поэтому его так и зовут - Всезнайка. Вот и своей песенке он сообщает, что знает, где дома спрятана банка с вкусным вареньем. Разучим слова песенки: А я знаю за лежанкой

Прячет мать с вареньем банку.

А спустя некоторое время этот козлёнок продолжает петь свою песенку с такими словами: Пусть танцуют, пусть играют,

В сладком толк Всезнайка знает.

3. Песенка Бодайки.

Третий козлёнок - Бодайка. Его песенка самая простая, она состоит из одного слова: "Забодаю, забодаю!"

4. Песенка Болтушки.

Запоминайте слова песенки козлёнка по имени Болтушка:

Вот Всезнайка и Топтушка Говорят, что я Болтушка, Говорят, что много вру, А я правду говорю.

5.Песенка Дразнилки.

У Мазилки нос грибом, у Мазилки нос грибом.

6. Не дразни меня, не дразни меня.

Учитель: Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.

Дети: Потому, что Малыш представляет себя командиром на параде и он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша.

Малыш. Стойте, друзья, Командиром стал я.  По команде сдвойте ряд. Начинаем наш парад.



-Учитель: А вам понравилось произведение? Как меняется темп, ритм музыки?

Учитель: Молодцы! Итак, мы познакомились с козлятами, узнали какие они разные по характеру, а теперь ответьте на вопросы.

Работают в группах (Ответы пишут на листочках). Мы уже умеем работать в группе, друг другу не мешаем, говорим шепотом.

1 группа

  1. Кто знает, где спрятана банка с вареньем? Всезнайка

  2. Кто дразнит Мазилку? Дразнилка

  3. Кто говорит Болтушке, что она много врёт? Топтушка, Всезнайка

  4. Как обманывает волк козлят? Он дарит им подарки.

  5. Как зовут самого маленького козлёнка? Малыш

2 группа Вам нужно нарисовать козлёнка.

3 группа Определить темп музыки и характер исполнения.(Отвечают командиры).


А вот и мама Коза пришла. Послушаем ее песню с закрытыми глазами

Спи, дочурочка, Болтушка, Спи, забавник, Топотушка, Не бодайся мой Бодайка, Баю-баюшки, Всезнайка, Перестань шалить Дразнилка Не мешай уснуть Мазилке,  Крепко спи меньшой Малышка, Тише, детки, тише, тише.

Учитель: Скажите,  какую песню поет коза? (колыбельную) Коза исполняла песню соло, то есть одна. Сольные номера в опере – это характеристика героев. Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной .

Дети: Она добрая, нежная, любит своих козлят..

Слайд 15.

Учитель: А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на доске).

Учитель: Кто это такие? Музыканты.

На чем они играют? Музыкальных инструментах.

Дети:  Это оркестр. (На доске слова Дирижёр -симфонический оркестр, дирижёрские жесты)

Учитель. Это симфонический оркестр

Учитель: Что такое симфонический оркестр?

Дети: Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения.

Учитель: А как вы думаете, почему, говоря о музыкальных спектаклях опере, балете, мы обязательно говорим об оркестре?

Дети: Так как, опера и балет без симфонического оркестра не могут обходиться.

- А кто стоит во главе симфонического оркестра? Загадка.

Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент! (Дирижёр.)

Дети: Во главе симфонического оркестра стоит дирижёр.

Учитель: Кто такой дирижёр?

Дети: Дирижёр – это руководитель оркестра.

Учитель: А как он руководит оркестром? С помощью чего?

Дети: Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.

Слайд 17-18.

Учитель: Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира. Оркестр не может играть слаженно без своего руководителя – дирижёра.

Дети: Как вы думаете, какую музыку исполняет дирижёр на фотографии?(слайд 17)

Дети высказывают свое мнение.

Учитель: Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало?

Дети: Нам подсказало движение рук дирижёра и его выражение лица.

Учитель: Какие у него движения?

Дети: Осторожные, мягкие, плавные..

Учитель: Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр. Что за помощница в руке у него?

Дети: Помощница–волшебная дирижёрская палочка.

Молодцы!

4.Вокально-хоровая работа

  1. Распевка -Ноты

2) Звучит общая песенка козлят: (исполнение)

Семеро, семеро, семеро козлят,

Весело, весело, весело шумят:

Весело Всезнайке, весело Бодайке,

Весело Топтушке, весело Болтушке,

Весело Мазилке, весело Дразнилке.

Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться.


5.Региональный компонент. Слайд 19-21.

- Ребята, как вы уже знаете , что у нас в республике , в городе Уфе есть Башкирский театр оперы и балета. Это наш центр музыкальной культуры. В башкирском театре Оперы и балета проходят музыкальные постановки сказок. Во время каникул вы можете посетить этот театр. Ведь для нас музыка всегда праздник.


-Ребята, какой праздник у нас приближается?

-День защитников Отечества. Давайте мы с вами споем «Песню батыров» и сами же будем музыкантами, исполнителями. (Раздаю колокольчики, ложки, бубенчики).


А сегодня разучим песню о генерале Шаймуратове. Слайд 22.

Слова песни К.Даяна, музыка З.Исмагилова.

Давайте, ребята, сначала послушаем песню

-хором прочитаем слова песни.

-О каких событиях рассказывает эта песня?

О событиях Великой Отечественной войны. Генерал Шаймуратов был командиром конной Башкирской дивизии. Он-герой.

6.Разучивание.

7. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

Игра «Снежок» Какие музыкальные термины мы с вами использовали.

(Учитель бросает снежок, дети называют ключевые слова урока: театр, опера, хор, балет, марш, дирижер, оркестр, жесты…)

8. Подведение итогов урока. Работа в парах. Слайд 23.

Театр В нём действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Опера В нём все герои танцуют в сопровождении оркестра.

Балет Это мир сказок, удивительных приключений и превращении.

Дирижёр Москва

Большой театр оперы и балета руководит оркестром

Учитель оценивает и благодарит детей.

9.Рефлексия деятельности. - Что нового вы узнали на уроке?  - Что на уроке тебе понравилось больше всего? Высказывает своё мнение каждый ребёнок.

Домашнее задание.  Выучить слова песни. Дети выходят из класса под песню «Семеро козлят» В. Коваль.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Тема:"Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера"

Автор: Мугафарова Назила Бадавиевна

Дата: 11.04.2018

Номер свидетельства: 465835


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства