Конспект урока музыки для учащихся 5 класса, разработанный в рамках ФГОС на основе Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы. Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Тема урока: "Волшебная палочка дирижера". Раздел учебного курса: Музыка и изобразительное искусство. Цель: воспитание эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Повторить основные моменты предыдущего урока. О чем мы говорили на прошлом уроке?
Ответы уч-ся: о музыке И. С. Баха «Чакона», П. И. Чайковского «Мелодия», Н. Паганини «Каприс №24», интерпретации С. Рахманинова Каприс№24
Вспомните, что такое интерпретация?
Ответы уч-ся: В музыке – это художественное истолкование музыкального произведения, т.е. трактовка, обработка музыки.
С давних времён люди слышали и понимали разницу в звучании инструментов. В драматических театрах времен Шекспира зрители еще до поднятия занавеса знали, что будет происходить в следующем действии: трубные фанфары возвещали выходы королей, посланников и вельмож. Барабаны сопровождали битвы и марши. Мрачные зловещие голоса тромбонов звучали в сценах похорон. Звуки лютни и скрипки аккомпанировали любовным песням, а нежные голоса флейты пели в сценах свадеб. Это было в XVI веке, когда еще не было симфонических оркестров, но люди слушали и понимали разницу в звучании музыкальных инструментов.
Первые оркестры стали создаваться вначале 17 века, когда инструментальная музыка достигла относительно высокой ступени развития.
Отгадайте загадку:
Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это …
Ответы уч-ся: Дирижёр
А что у дирижера в руках?
Ответы уч-ся: Дирижерская палочка.
Правильно. Современная дирижерская палочка появилась лишь в XIX веке. У дирижерской палочки много предков. Некоторые мастера дирижировали скрипичными смычками и нотными рулонами, тростью, или сучковатыми ветками.
Лишь после 1820 года почти все дирижеры стали появляться перед оркестром с легкой тонкой палочкой в правой руке. Эта маленькая белая палочка в руках руководителя оркестра играет роль как бы увеличительного стекла. Она делает жест дирижера более заметным. Средняя длина палочки - 75 см.
Палочка считается продолжением руки. Она должна быть легкой и светлой, чтобы выделяться в темноте, которая часто сопутствует дирижированию. Поэтому управляя оркестром, дирижер не расстается со своей «волшебной» палочкой.
Формулирование темы урока. Планирование деятельности.
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь, сформулируйте тему урока.
Ответы уч-ся: о дирижерах и их инструменте – дирижерской палочке.
Композиторы поняли, что соединённые вместе инструменты открывают огромные возможности в исполнении музыки. Начали образовываться оркестры. (Слайд 7) Оркестр — коллектив музыкантов, состоящий из 12 и более исполнителей, играющих на различных инструментах.
(Слайд 8) В XVII веке сложился симфонический оркестр, состоящий из четырех основных групп инструментов. Назовите их.
Ответы уч-ся: струнные, духовые деревянные и медные, ударные (Слайд 9).
- Ребята, а кто знает, какие есть оркестры?
Ответы уч-ся:
(Слайд 10).
Симфонический
Камерный
Народных инструментов
Джазовый
Духовой
Эстрадно – симфонический.
К этому времени в музыке сложился новый вид произведений – симфония. Поэтому нужно было найти правильное соотношение разных голосов оркестра, чтобы они не заглушали друг друга, а поддерживали и дополняли.
- Дайте определение, что такое симфония?
- Ответы уч-ся: симфония (переводится«созвучие», «звучание») музыкальное произведение, предназначенное для симфонического оркестра.Симфония, которая имеет 4 части – классическая симфония.
- Основоположником классической симфонии является И. Гайдн. В оркестровой музыке симфония является ведущим жанром, сложное многочастное произведение для симфонического оркестра. В музыке она занимает такое же место, как роман или драма в литературе. Симфония достигла совершенства в 18 веке
От мастерства дирижера зависит не только слаженность звучания оркестра, но и оригинальность интерпретации музыкальных образов.
Задание 3: Послушать 2-ю часть Симфонии №3 Л. Бетховена.
(Слайд 11). Сегодня мы вновь обратимся к творчеству Людвига Ван Бетховена (1770 – 1827) – великий немецкий композитор эпохи классицизма, пианист. CLASSICAL (в переводе с латинского – образцовый, правильный) – это художественный стиль в изобразительном искусстве, архитектуре, литературе, музыке с 1750 – 1825 гг.
- Мы послушаем вторую часть Симфонии № 3 «Траурный марш». Попробуйте продирижировать этой музыкой. Изменится ли ваш жест при звучании средней части. Если да, то как? Определите характер произведения.
Слушание Симфонии № 3 «Траурный марш».
- Ответы уч-ся:
Как вы уже поняли, самым важным участником оркестра является дирижер. Оркестр исполняет музыку под его управлением. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.
Дирижер стоит перед оркестром, чтобы все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод.
Задание 3: Познакомиться с известными дирижерами мира.
(Слайд 12). Запомните, пожалуйста, имена самых известных дирижеров не только у нас в России, но и во всем мире:
Владимир Спиваков
Карло Джулини (итальянский)
Герберт Караян (австрийский)
Евгений Светланов
Леонард Бернстайн (американский)
(Слайд 13). Юрий Башмет
(Слайд 14). Михаил Плетнев
(Слайд 15). Мстислав Ростропович
(Слайд 16). Владимир Федосеев
III. Подведение итогов.
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд № 17)
- Что самое главное необходимо запомнить с урока? (Ответы детей)
- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка)