Конспект урока музыки для 5 класса, разработанный в рамках ФГОС на основе Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы; Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Тема урока: "Вторая жизнь песни". Раздел I полугодия: "Музыка и литература". Цель урока: углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни. Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Повторить основные моменты предыдущего урока, с творчеством каких композиторов мы знакомились? Дать определения: песня без слов, баркарола,
Песни без слов – это небольшое инструментальное произведение лирического характера. Баркарола - песня на воде.
Вступительная беседа.
Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте.
2. Формулирование темы урока.(Слайд 4)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
- Ответы уч-ся: Мы будем говорить о связи народной песни с композиторской.
Тема: «Вторая жизнь песни».
- Исходя из темы, определите цель нашего урока.
Ответы уч-ся: Познакомиться с творчеством композиторов в основу которых положены мелодии народных песен.
Планирование деятельности. (Слайд 5)
- А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось.В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
прослушивание произведения П.И. Чайковского;
выяснение какие народные песни он использовал в этих произведениях;
ознакомление с музыкой «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова;
анализирование музыки Н.А. Римского-Корсакова.
II. Работа над новым материалом.
Вот что говорил о значении народного творчества С. Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».
К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные произведения, композиторы давали им вторую жизнь.
(Слайд 6). Давайте послушаем песню, разберем характер и вспомним отличительные черты народной от композиторской.
Слушание русской народной песни «Камаринская»
Ответы уч-ся:Музыка яркая, мелодичная, напевная, песенно-танцевальная, широкая, вольготная, задорная. Народная музыка от композиторской отличается характером, исполнением и формой.
Тему русской народной песни «Камаринская» использовали многие русские и зарубежные композиторы. П. Чайковский в «Детском альбоме» предложил свой вариант обработки этой песни. Давайте послушаем и сравним.
Задание 1, 2. прослушивание произведения П.И. Чайковского; выяснение какие народные песни он использовал в этих произведениях; (Слайд 7).
Слушание «Камаринская» П. Чайковский.
Ответы уч-ся:Музыка по характеру легкая, задорная игривая, танцевальная.
- А какие еще произведения Чайковского вы знаете, где он использовал народные песни?
- Давайте послушаем знакомое вам произведение, вспомним, как оно называется, и какую народную песню он использовал?
Слушание «Концерт №1» П. Чайковский.
Ответы уч-ся:Произведение называется «Концерт для фортепиано с оркестром», где композитор использует украинскую народную песню «Веснянка».
Правильно, давайте исполним украинскую песню «Веснянка».
Исполнение укр. н. п. «Веснянка».
Назовите отличительные особенности этих произведений?
Ответы уч-ся:Песня очень напевная, спокойная, неторопливая, вольготная, а в концерте эта тема приобретает другой характер: бурный стремительный, яркий, завораживающий.
Послушайте еще одно произведение композитора, вспомните, как оно называется и тему какой песни он использовал в этом произведении?
Слушание «Симфонии №4. Финал» П. Чайковский.
Ответы уч-ся:Финал из симфонии №4, где композитор использовал тему песни русской народной «Во поле береза стояла».
- Как развивается мелодия этой песни в симфонической музыке?
Ответы уч-ся:Главная тема постоянно повторяется, варьируется.
- Какой вывод можно сделать?
Ответы уч-ся:Песням композитор дал вторую жизнь.
- М.И. Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем».
Задание 3,4 ознакомление с музыкой «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова; анализирование музыки Н.А. Римского-Корсакова.
- Композитора Римского-Корсакова называли музыкантом – сказочником. В своем творчестве он использовал народныйфольклор. С какими произведениями этого композитора мы знакомы?
Ответы уч-ся:Опера «Золотой петушок», балет «Конек Горбунок», «Океан – море синее», «Колыбельная Волховы», Песня Садко «Заиграйте мои гусельки».
(Слайд 8) Сегодня мы послушаем сцену «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».
Слушание сцены «Проводы Масленицы»
Беседа по характеру.
Ответы уч-ся: Музыка веселая, яркая, праздничная, разгульная, танцевальная, игривая, мелодичная. Она создаеткартину народного праздника.
Какой можно сделать вывод по уроку?
Вывод: Композиторы широко использовали в своем творчестве народные песни, прибаутки, мелодии, они преобразовывали их, обрабатывали, давали им вторую жизнь и возникали новые произведения.
IV. Подведение итогов.
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд 9)
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).