kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока музыки: "Вторая жизнь песни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки для 5 класса, разработанный в рамках ФГОС на основе Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы; Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Тема урока: "Вторая жизнь песни". Раздел I полугодия: "Музыка и литература".  Цель урока: углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни. Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки: "Вторая жизнь песни" »

УРОК № 8







МБОУ УСОШ №4



Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой,

Е. Д. Критской.



Тема урока: «Вторая жизнь песни».




















Подготовила

учитель музыки:

Щукина Л.Н.






г. Удомля



Тема урока: «Вторая жизнь песни».

Цель: Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.


Задачи урока:

  • Осмысление народных истоков профессиональной музыки;

  • Знакомство с современной интерпретацией классической музыки;

  • Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;

  • Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.


Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.


Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.


Планируемые результаты изучения:


Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.


Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.


Музыкальный материал:

«Камаринская» рус. нар. п., «Камаринская» П. Чайковский, «Симфония №4»

П.И. Чайковский, «Концерт №1» П.И. Чайковский, «Проводы Масленицы» Римский – Корсаков.
















Ход урока.


  1. Организационная часть.

Музыкальное приветствие.

II. Основная часть.

1. Актуализация знаний

Повторить основные моменты предыдущего урока, с творчеством каких композиторов мы знакомились? Дать определения: песня без слов, баркарола,

Песни без слов – это небольшое инструментальное произведение лирического характера. Баркарола - песня на воде.


Вступительная беседа.

Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте.


2. Формулирование темы урока. (Слайд 4)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Ответы уч-ся: Мы будем говорить о связи народной песни с композиторской.

Тема: «Вторая жизнь песни».

- Исходя из темы, определите цель нашего урока.

Ответы уч-ся: Познакомиться с творчеством композиторов в основу которых положены мелодии народных песен.


Планирование деятельности. (Слайд 5)

- А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?


  • прослушивание произведения П.И. Чайковского;

  • выяснение какие народные песни он использовал в этих произведениях;

  • ознакомление с музыкой «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова;

  • анализирование музыки Н.А. Римского-Корсакова.


II. Работа над новым материалом.

Вот что говорил о значении народного творчества С. Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка».

К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные произведения, композиторы давали им вторую жизнь.

(Слайд 6). Давайте послушаем песню, разберем характер и вспомним отличительные черты народной от композиторской.

Слушание русской народной песни «Камаринская»

Ответы уч-ся: Музыка яркая, мелодичная, напевная, песенно-танцевальная, широкая, вольготная, задорная. Народная музыка от композиторской отличается характером, исполнением и формой.


Тему русской народной песни «Камаринская» использовали многие русские и зарубежные композиторы. П. Чайковский в «Детском альбоме» предложил свой вариант обработки этой песни. Давайте послушаем и сравним.


  • Задание 1, 2. прослушивание произведения П.И. Чайковского; выяснение какие народные песни он использовал в этих произведениях; (Слайд 7).


Слушание «Камаринская» П. Чайковский.

Ответы уч-ся: Музыка по характеру легкая, задорная игривая, танцевальная.


- А какие еще произведения Чайковского вы знаете, где он использовал народные песни?

- Давайте послушаем знакомое вам произведение, вспомним, как оно называется, и какую народную песню он использовал?

Слушание «Концерт №1» П. Чайковский.

Ответы уч-ся: Произведение называется «Концерт для фортепиано с оркестром», где композитор использует украинскую народную песню «Веснянка».


Правильно, давайте исполним украинскую песню «Веснянка».

Исполнение укр. н. п. «Веснянка».

Назовите отличительные особенности этих произведений?

Ответы уч-ся: Песня очень напевная, спокойная, неторопливая, вольготная, а в концерте эта тема приобретает другой характер: бурный стремительный, яркий, завораживающий.


Послушайте еще одно произведение композитора, вспомните, как оно называется и тему какой песни он использовал в этом произведении?

Слушание «Симфонии №4. Финал» П. Чайковский.

Ответы уч-ся: Финал из симфонии №4, где композитор использовал тему песни русской народной «Во поле береза стояла».

- Как развивается мелодия этой песни в симфонической музыке?

Ответы уч-ся: Главная тема постоянно повторяется, варьируется.

- Какой вывод можно сделать?

Ответы уч-ся: Песням композитор дал вторую жизнь.


- М.И. Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только
её аранжируем».

  • Задание 3,4 ознакомление с музыкой «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова; анализирование музыки Н.А. Римского-Корсакова.


- Композитора Римского-Корсакова называли музыкантом – сказочником. В своем творчестве он использовал народный фольклор. С какими произведениями этого композитора мы знакомы?

Ответы уч-ся: Опера «Золотой петушок», балет «Конек Горбунок», «Океан – море синее», «Колыбельная Волховы», Песня Садко «Заиграйте мои гусельки».


(Слайд 8) Сегодня мы послушаем сцену «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».

Слушание сцены «Проводы Масленицы»

Беседа по характеру.

Ответы уч-ся: Музыка веселая, яркая, праздничная, разгульная, танцевальная, игривая, мелодичная. Она создает картину народного праздника.


Какой можно сделать вывод по уроку?

Вывод: Композиторы широко использовали в своем творчестве народные песни, прибаутки, мелодии, они преобразовывали их, обрабатывали, давали им вторую жизнь и возникали новые произведения.


IV. Подведение итогов.

- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд 9)

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

- Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока музыки: "Вторая жизнь песни"

Автор: Щукина Людмила Николаевна

Дата: 31.01.2015

Номер свидетельства: 164929

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока музыки "Живительный родник творчества". "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-muzyki-zhivitiel-nyi-rodnik-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "165075"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422739497"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока музыки на тему: «Музыка и литература». "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-muzyki-na-tiemu-muzyka-i-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "220580"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434702533"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока музыки "Не молкнет сердце чуткое Шопена""
    ["seo_title"] => string(56) "konspekt_uroka_muzyki_ne_molknet_serdtse_chutkoe_shopena"
    ["file_id"] => string(6) "474182"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1529848197"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект урока музыки во 2 классе по теме: "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-muzyki-vo-2-klassie-po-tiemie-russkiie-narodnyie-instrumienty-pliasovyie-naighryshi"
    ["file_id"] => string(6) "118713"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413218995"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по теме "Небесное и земное в звуках и красках""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekturokapotiemieniebiesnoieiziemnoievzvukakhikraskakh"
    ["file_id"] => string(6) "283434"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453827131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства