Конспект урока музыки "Живительный родник творчества".
Конспект урока музыки "Живительный родник творчества".
Конспект урока музыки, разработанный в рамках ФГОС на основе Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы. Авторы программы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Тема урока: "Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества". Цель урока: углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни. Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Живительный родник творчества". »
УРОК № 9
МБОУ УСОШ №4
Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой,
Е. Д. Критской.
Тема урока: «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества».
Подготовила
учитель музыки:
Щукина Л.Н.
г. Удомля
Тема урока: «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества».
Цель: углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.
Задачи урока:
осмысление народных истоков профессиональной музыки;
знакомство с современной интерпретацией классической музыки;
формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;
умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.
Планируемые результаты изучения:
Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.
Музыкальный материал:
Э. Григ «Песня Сольвейг» (оригинал и обработка). П.Чайковский «Симфония №4».
Художественный материал:
Картины К. Васильева «Ожидание», и Б. Кустодиева «Морозный день»
Ход урока.
Организационная часть.
Музыкальное приветствие.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний
Повторить основные моменты предыдущего урока, с творчеством каких композиторов мы знакомились на прошлом уроке? Назовите произведения.
Вступительная беседа.
М.И. Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем».
2. Формулирование темы урока.(Слайд 3)
- Сегодня мы продолжим тему прошлого урока, назовите ее.
- Ответы уч-ся: «Вторая жизнь песни».
- Исходя из темы, определите цель нашего урока.
Ответы уч-ся: продолжить знакомство с творчеством композиторов, в основу которых положены мелодии народных песен.
Планирование деятельности. (Слайд 4)
- А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось.В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
прослушивание произведения Э. Грига, определение названия;
сравнение с произведением в исполнении Джаз – оркестра под управлением Д. Эллингтона;
прослушивание произведения П. Чайковского, определение названия;
выяснить каким песням композиторы дали вторую жизнь;
рассмотреть репродукции картин и анализировать их.
Работа над новым материалом.
(Слайд 5) Послушайте знакомое произведение норвежского композитора Эдварда Грига и вспомните, как оно называется?
Слушание «Песня Сольвейг»
Ответы уч-ся: Это произведение называется «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт».
- Правильно, а что такое сюита, дайте определение?
Ответы уч-ся: Сюита – музыкальное произведение, состоящее из 4-х частей контрастных по характеру и содержанию.
(Слайд 6) А сейчас послушайте произведение в исполнении Джаз – оркестра под управлением Д. Эллингтона и назовите песню, которой дали вторую жизнь.
Слушаниеджазовой трактовки «Песни Сольвейг»
Ответы уч-ся: Песня, которой дали вторую жизнь называется «Песня Сольвейг».
Сравните джазовую трактовку «Песни Сольвейг» со звучанием оригинала.
Ответы уч-ся:
(Слайд 7) Послушайте следующее произведение, вспомните, как называется, кто написал и какую песню он использовал?
Слушание «Симфония №4»
Ответы уч-ся: Произведение называется Финал Симфонии №4. П.И. Чайковский использовал русскую народную песню «Во поле береза стояла».
- Как развивается мелодия этой песни в симфонической музыке?
Ответы уч-ся: Мелодия постоянно видоизменяется, варьируется.
- Какой вывод можно сделать?
Ответы уч-ся: Песням композитор дал вторую жизнь.
(Слайд 8) - Как вы думаете, что такое интерпретация?
(учащиеся высказывают свои мнения)
- Интерпретация - истолкование музыкального произведения в творческом процессе исполнения. Этот термин используется в связи с искусством исполнения. Ноты музыкальных произведений одинаковы для всех, а музыка у всех исполнителей получается разная. Каждый музыкант вкладывает в нее свое понимание, свои чувства, в воплощении художественного замысла. Это и есть исполнительская интерпретация, или, как еще говорят, трактовка произведения.
Музыкальное произведение в том виде, в котором оно написано для определенного исполнительского состава, называется оригиналом. Но многие музыканты активно обращаются к классическим произведениям и перекладывают их для самых разных составов инструментов. Все эти изменения, приспособления произведения для других составов называются обработками. Одно и тоже произведение может подвергаться множеству музыкальных обработок.
В качестве синонимов употребляются термины: переложение, транскрипция, аранжировка.
(Слайд 9,10)
Давайте рассмотрим репродукции картин Б. Кустодиева «Морозный день», и
К. Васильева «Ожидание»
- Что вы можете сказать о них? Есть ли контраст в картине Васильева? (Контраст обнаруживается между теплым колоритом выступающего из темноты и освещенного огнем свечи лица девушки и его обрамлением холодным цветом зимнего узора на окне.)
- С каким музыкальным сочинением, прозвучавшем на этом уроке можно соотнести эту картину.
Ответы уч-ся: «Песня Сольвейг»
Послушайте еще раз определите форму, и скажите есть ли в этом произведении контраст?
Слушание
Ответы уч-ся: И в «Песне Сольвейг» есть контрастное сопоставление 1-й и 2-й частей.
- Какие средства музыкальной выразительности помогают раскрыть новые грани образа?
Ответы уч-ся: Темп, лад (минор-мажор), мелодический рисунок, который придает сочинению танцевальность.
- Контраст играет большую роль в искусстве и помогает нам острее почувствовать выразительность композиции картины и музыкальной формы произведения, открыть для себя многогранность художественных образов, художественных переживаний.
IV. Подведение итогов.
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).