Конспект урока музыки во 2 классе на тему: "Симфоническая сказка"
Конспект урока музыки во 2 классе на тему: "Симфоническая сказка"
На уроке дети знакомятся с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра, учатся слушать классическую музыку, понимать её характер и содержание, развивают музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать. В ходе урока формируются компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки, а также навыки культуры общения, умение строить монологические высказывания, углублять эмоциональную отзывчивость на музыку. На уроке воспитывается любовь к музыке и потребность в общении с музыкой, прививается любовь, уважение и чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки во 2 классе на тему: "Симфоническая сказка" »
Урок музыки во 2 классе по теме «Симфоническая сказка»
Цель: Познакомить с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра. Повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить.
Задачи:
Обучающие:
- дать представление детям о тембрах музыкальных инструментов, их особенностях;
- научить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
- узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки;
- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.
=Регулятивные:
- уметь определять по характеру музыки героев;
- включаться в процесс решения поставленных задач;
- осуществлять контроль и самоконтроль свой деятельности;
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем учатся определять степень успешности выполнения своей работы - учатся понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
- выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
=Коммуникативные:
- высказывать свое мнение;
- отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
- критично относиться к собственному мнению, слушать других.
=Личностные:
- эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам;
- доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам героев сказки;
Тип урока: изучения нового материала
Музыкальный ряд:
Фонохрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы.
- С. Прокофьев “Петя и волк”. Симфоническая сказка для детей
Компакт диск с записью звучания симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, духового оркестра.
- Оборудование: ПК, мультимедийный комплекс
Ход урока:
У.: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на этом уроке. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и передайте частичку своего хорошего настроения другому. От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе!
Глядя на ваши добрые, веселые лица, мне захотелось сделать для вас что – то интересное, удивительное, волшебное.
Давайте немного поиграем. Закройте глаза и внимательно прислушайтесь. Тот, кого я трону за плечо, должен сказать: «Волшебный мир искусства». А остальные попытаются отгадать на слух, кто произнес данную фразу.
Проводится игра «Угадай по голосу»
У.: Хорошо! Как же вам удалось, не видя одноклассника, точно определить его имя?– по голосу
У.: Правильно! А каким образом вы смогли определить, чей именно голос прозвучал?
Примерные ответы учащихся:
- Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек.
- У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.
У.: Хорошо! Какие же вы молодцы! То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр. (Cлайд 1)ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА. Запомним это слово.
Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента?
Д.: Да, есть!
У.: Правильно! Свой определенный тембр есть и у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру, узнаем к какой группе инструментов они относятся.
Сейчас мы отправимся в путешествие и попадем в концертный зал, где познакомимся с тембровой окраской инструментов симфонического оркестра(Слайд 2)
У.: Что такое оркестр?
Д.: Это большой коллектив музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах. (Слайд 3 – схема)
У.: Какие виды оркестров вам знакомы? (Слайд 4)
Д.: оркестр русских народных инструментов, духовой оркестр, симфонический У.: А что вы знаете об оркестре русских народных инструментов? (Слайд 5)
Д.: В его состав сходят 3 группы инструментов:1. струнные – гусли, домры, балалайки; 2. Духовые деревянные – дудочки, свирели, рожки, свистульки; 3. Ударные – ложки, трещотки, колокольчики, бубенчики, бубны, рубель.
У.: А сейчас давайте послушаем музыкальные фрагменты и определим, в исполнении какого из оркестров они прозвучат? (Слайд 6)
Д.: отвечают
У.: Вы все верно определили. Значит и оркестры имеют свою тембровую окраску. Каждый инструмент оркестра оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль. И сегодня мы в этом убедимся, познакомившись с симфонической сказкой русского композитора (Слайд 7)Ребята, вам знаком этот композитор?
Д.: Это Сергей Сергеевич Прокофьев, русский композитор 20 века
У.: Что вы о нем знаете?
Д.: Сочинять музыку он начал с 5 лет. Первой учительницей музыки была его мама. В 9 лет написал оперу «Великан». Он очень любил детей и написал для них альбом пьес для фортепиано «Детская музыка». Написал балет «Золушка».
У.:(Слайд 8) Да, это Сергей Сергеевич Прокофьев и на сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с творчеством этого композитора. Никто из современных композиторов не писал такого большого количества произведений для детей. Композитор родился на Украине в селе под звонким названием Сонцовка. Будучи уже известным композитором Сергей Прокофьев очень хотел научить детей любить и понимать симфоническую музыку. В 1936 году на свет появилась необычная сказка – симфоническая.
У.: А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.(Слайд 9)
С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под ели,
Тропинка тебя приведет,
Расскажет о Пете и Волке,
Квартет,и кларнет, и фагот.
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой фагот,
А злого презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные двери - страницы,
В нее поскорей отвори.
Д.: гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны
У.: Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?
Д.: «Петя и волк» (слайд 10,11)
У.: Правильно! Симфоническая сказка называется «Петя и волк» (Слайд 9)
Почему сказка симфоническая?
Д.: Потому, что она написана для симфонического оркестра ее играет симфонический оркестр, эта сказка как симфония.
У.: Правильно. Это музыкальное произведение для симфонического оркестра.
Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической
музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и
непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с
инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
У.: Как вы думаете, какие персонажи нам встретятся в этой сказке?
Д.: Отвечают и записывают предполагаемых персонажей из сказок - (кластер на основе детских предположений)
Затем смотрят на экран, на котором правильные ответы с именами героев.
У.: Каждый персонаж сказки имеет свою музыкальную тему, свой лейтмотив. (Слайд 5 - лейтмотив) Запомните это слово.
ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА
Композитор С. Прокофьев хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры инструментов.
Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив.
У.: Ребята, а теперь я предлагаю вам поближе познакомиться с персонажами сказки. Переворачиваем лист!!!!Рассматриваем героев сказки!!!(Слайд 6) Кто главный герой сказки?
Д.: Петя
У.: - Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?
Д.: Ксюша: «Я сочинила бы мелодию радостную, веселую» (исполняет).
Данил: «Мне кажется Петя баловник и озорник, я хочу в своей мелодии показать Петю таким…» (Поет мелодию).
Андрей: «Я сочинил бы для него в стиле рэп, даже в нашем классе дети такие разные!» (Исполняет импровизацию).
У.: - Спасибо! Слушаем тему Пети.
Какой все-таки характер у Пети? Как Петю изображает музыка?
Д.: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует). Пионер Петя имеет светлую, задорную мелодию.
У.: Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют.
Д.: Скрипки. Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках.
У.: Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Посмотрите на карточку – найдите Петю и подпишите названия инструментов ЖЕЛТЫМ карандашом.
У.: Еще в первом классе мы узнали, что любая мелодия несет в себе характер песни, танца или марша. А что несет в себе музыкальная тема Пети? В каком жанре она написана: в жанре песни, танца или марша?
Д.: Это марш.
У.: Попробуйте изобразить, как шагает Петя. (Дети шагают легко, танцуя.)
У.: - Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание музыкального фрагмента).
Д.:- Это – Птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
У.: Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите какой инструмент звучит как пение птички?
Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на флейте).
У.: Какое настроение у Птички?
Д.: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное, ее изображает высокий «чирикающий» звук флейты.
У.: К какой группе инструментов относится флейта?
Д.: Флейта – деревянный духовой инструмент.
Учитель: Под рисунком птички подписываем название инструмента – ФЛЕЙТА - ЗЕЛЕНЫМ карандашом!!!
У.: Этот инструмент действительно подражает птичьим трелям.
Не зря про флейту сочинили такое стихотворение:
Красив и величав, голос флейты зазвучал:
Спорить с песнею моей может только соловей.
Ребенок играет на флейте?
У.: Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание,
Слушание темы Утки (Слайд 9)
Д.:Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.
У.: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой.
Какой тембр у гобоя?
Д.: Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий.
У.: Давайте повторим движения Уточки. Покрякаем.
У.: К какой группе инструментов он относится?
Д.: Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.
У.: Покажите жестами, движениями этого героя сказки
Какой может быть мелодия Кошки?
Д.: Можно изобразить шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, осторожный.
Слушание темы кошки
У.: Какой инструмент исполнял тему кошки?
Д.: Тему исполняет кларнет.
У.: Какой тембр у кларнета?
Д.: Тембр кларнета мягкий, бархатный, теплый.
У.: Как звучала мелодия?
Д.: Мелодия звучала осторожно, тихо, отрывисто
У.: Правильно! Кошку, хитрую и осмотрительную, крадущуюся на мягких лапках, изображают отрывистые звуки. Мелодия построена на чередовании долгих и коротких звуков. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки хитренький, острожный.
Попробуйте прохлопать этот ритм – дети хлопают в ладоши. – повтор темы
У.: К какой группе инструментов относится?
Д.: к группе деревянных духовых инструментов – Под рисунком КОШКИ подписываем название инструмента – КЛАРНЕТ - ЗЕЛЕНЫМ карандашом!
У.: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке(Слайд 11)
Д.: Дедушка добрый, но строгий, немножко сердитый.
У.: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»
Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер
Д.: Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его. Он недоволен поведением своего внука.
У.: Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот.
Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
Д.: Низкий, сердитый, ворчливый.
У.: К какой группе инструментов относится фагот?
Д.: к группе деревянных духовых инструментов – Под рисунком дедушки подписываем название инструмента - ФАГОТ – ЗЕЛЕНЫМ карандашом!
Физкультминутка:
А сейчас давайте представим себя музыкантами симфонического оркестра.
Мы сегодня музыканты (поклоны головой)
Мы сегодня оркестранты (поправить бабочку, поворачивая голову)
Сейчас пальцы разомнем (разминаем пальцы)
Дружно мы играть начнем. (потираем ладони)
Пианино зазвучало (показываем пальцами игру на пианино со стороны в сторону)
Барабаны застучали (имитируем игру на барабане)
Скрипка – слева (игра на скрипке на левой руке)
Скрипка – справа (игра на скрипке на правой руке)
Зал захлопал (хлопаем)
Крикнул «Браво!» (поднять руки над головой)
У: Молодцы! Замечательный оркестр у нас получился.
У.: Как вы думаете, кто кроме Пети еще главный герой сказки?
Д.: Волк. (Слайд 12)
У.: Какой может быть волк?
Д.: Злой, рычит, щелкает зубами, страшный.
У.: Волк – это по-вашему мнению положительный или отрицательный герой сказок?
Д.: Отрицательный.
У.: Покажите, как может рычать волк, двигаться? – дети показывают
У.:Послушаем тему волка
У.: Какие инструменты исполнили эту тему – духовые или струнные?
Дети: Духовые
Учитель: Правильно! Страшного Волка изображают валторны, резкие гармонии в звучании трех валторн.
У.: Какой тембр у валторны?
Д.: тембр - звонкий, резкий.
У.: Действительно - Валторна – самый высокий по звучанию из группы духовых инструментов оркестра.Её голос - поэтичный, мягкий, нежный. И так как материал из которого она сделана – это медь - она относится к группе медных духовых инструментов. Однако, композитор заставил три валторны изображать рычание волка.
У.: Кого из действующих лиц сказки мы ещё не вспомнили? Волк – это отрицательный персонаж нашей сказки. Но ведь в сказках всегда добро побеждает зло. Если есть Волк, значит, есть тот, кто может защитить нас от Волка. Кто это?
Д.: Охотники.
У.: Правильно, ребята. В этой сказке, действительно есть охотники. Как вы думаете, как должна звучать музыкальная тема охотников? Д.: Смело, решительно, воинственно. Они смелые, храбрые и в конце сказки должны победить Волка.
У.: Давайте послушаем, как С.Прокофьев описывает охотников. Звучит тема охотников.
У.Созвучна ли музыкальная тема охотников нашим предположениям? Композитор изобразил их смелыми, храбрыми или нет? Д.: Нет, они не похожи на смелых охотников.
У.: Почему вы так решили? Как звучит музыка?
Д.: Музыка звучит неуверенно, осторожно, вкрадчиво. А потом что-то гремит.
У.: Правильно, охотники сами боятся Волка и с испуга стреляют в разные стороны. Изображая выстрелы, С.С.Прокофьев применил специальные инструменты. Это ударные инструменты – большой барабан и литавры. Посмотрите, как выглядят эти инструменты. А пока вы рассматриваете иллюстрации, я предлагаю вам еще раз послушать тему охотников.
(Слайд 13)Слушание темы Охотников.
У.: К какой группе инструментов относятся литавры и большой барабан?
Д.: к группе ударных инструментов
У.: Ребята, как вы думаете, почему эти инструменты называются ударными? Д.: Потому что у них звук извлекается при помощи удара.
Под рисунком охотников подписываем название инструментов ЛИТАВРЫ, БОЛЬШОЙ БАРАБАН – КРАСНЫМ карандашом!
У.: Вот мы с вами познакомились с персонажами симфонической сказки «Петя и Волк», увидели и услышали музыкальные инструменты, которые исполняют их лейтмотивы. Теперь мы с вами умеем различать тембры музыкальных инструментов на слух.
- А какой герой вам больше всего понравился и почему?
- Какие инструменты вы запомнили?
- Почему Прокофьев поручил исполнять темы разным инструментам?
- Хотели бы вы послушать сказку «Петя и волк» в концертном зале в исполнении настоящего оркестра?
Как дальше буде развиваться сюжет, что произойдет с героями сказки, вы узнаете на следующем уроке.
А сейчас проведем тест «Узнай музыкальный инструмент». На экране вы увидите действующих лиц сказки и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране.
А сейчас выполните следующее задание: у вас на столах лежат схемы симфонического оркестра – Рассмотрите инструменты и выберите те, которые входят в группу
струнно-смычковых инструментов обведите их ЖЕЛТЫМ карандашом. (Флеш тест-найди расположение струнных инструментов в схеме оркестра)
группу деревянных духовых – ЗЕЛЕНЫМ
группу медных духовых – СИНИМ
группу ударных - КРАСНЫМ
Таким образом, необходимо обозначить каждую группу оркестра своим цветом. (Работа в группах –6 групп) Какая группа быстро, а главное правильно справится с заданием!
У.: Так сколько у нас получилось групп? Дети: Четыре.
У.: Следовательно, в состав симфонического оркестра входит 4 группы музыкальных инструментов.